В поисках исчезающих святынь. Старинные храмы Тернопольщины

В поисках исчезающих святынь. Старинные храмы Тернопольщины

  Как часто бывает, звонок застает совершенно неожиданно. Но он приносит приятную новость. Старые добрые друзья с туристической базы отдыха «НАД СТРИПОЮ» приглашают на открытие нового маршрута. Разумеется, надо ехать.

Так уж получилось, что билеты пришлось брать буквально за несколько часов до отхода поезда. Так, что особенно выбирать было не из чего. Хотя грех жаловаться, вагон оказался чистым и достаточно уютным. Вот только температура…. Такое ощущение, что режим отопления наши проводники выдерживали исключительно для арктических условий. Может у них с географией плохо?

Тернополь ранним утром встречает легким морозцем и вездесущими таксистами, готовыми доставить вас куда душа пожелает. Разумеется за соответствующую плату. Однако приходится разочаровать их. Так как в запасе до приезда основной группы часа три, спешить особенно некуда. Зато есть возможность побродить в свое удовольствие улочками старого города.
Не знаю, какова была эта местность в 1540 году, когда каштелян Краковский, воевода Русский, великий коронный гетьман Ян Тарновский возвел замок и город на холмах в урочище Сопильче Теребовельского повиту для защиты юго восточных границ Польши от татар. И, кстати, назвал в честь самого себя, милейшего.

Здесь все дышит историей. Главный фасад кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии украшают две трехъярусные башни с удлиненными, устремленными ввысь к грозовым тучам, пирамидальными куполами. Когда-то на южной башне были установлены часы.

В доме по улице Кардинала Слепого, 3 останавливались Иван Франко и Василий Стефаник. Привлекает внимание корпус государственной Медицинской академии, на месте которого стояла синагога. При ней в 1813 году была основана первая в Галиции частная светская еврейская школа с немецким языком преподавания.

Но, несомненно, доминирующее место на центральной площади занимает Старый замок, величественно стоящий над Тернопольским прудом. Ходят легенды, что с его обширных подвалов расходятся многочисленные подземные ходы. Один такой тайный ход говорят, даже проложен под озером к предместью Загребелье.

Наконец, прибывает наш бусик. Рюкзак летит в багажник, а его владелец со скрипом забирается на свое кресло штурмана. Кстати, в народе его именуют местом смертника. Все, можно трогаться. Уже вскоре, идущая на северо-запад дорога выводит к старинному городку Заложцы, где в конце заснеженной аллеи виднеются руины необычного замка. Только его очень непросто разглядеть с трассы. Ориентиром служит церковь, стоящая на берегу огромного озера. За ней метрах в трехстах и находится цитадель, надежно укрытая густыми зарослями кустарников.

Возведенный в начале XVI века замок отличается своей удивительной миниатюрностью. Протяженность каждой из четырех крепостных стен не превышает шестидесяти метров. Когда-то по углам возвышались четырехъярусные башни. Через глубокий ров, заполненный водой, был перекинут подъемный мост. Въездные ворота, украшенные белокаменным порталом, открывали путь во двор, где стояли двухэтажные казематы. Рядом располагался небольшой дворец.  

Заложцы. Руины старинного замка

Здесь размещалась летняя резиденция магнатов Вишневецких. Кстати, останки двух представителей этого древнего рода, князей Константина и Януша Вишневецких, захоронены в рядом стоящем костеле святого Антония. Католический храм, построенный в позднеготическом стиле, отличался красотой и изысканностью. Высокие стрельчатые окна украшали цветные витражи, а стены причудливыми росписями.

Интересно, что именно с Заложицкого замка в 1604 году польский король Сигизмунд III готовил поход на Москву своего ставленника Лжедимитрия I. Есть у этих мест и свои легенды. Одна из них гласит, что когда турецко-татарские войска обложили крепость, то долго не могли ее взять. По совету мудрецов под стены выпустили черную курицу. Однако, запуганная птица со всех ног помчалась назад. Это было воспринято как знак к отступлению. Вот так курица спасла город.

Но, время поджимает. Несколько километров в направлении на Почаев, а потом приходится сворачивать с основной дороги. И сразу же вспоминаются наши дорожные строители. По общему мнению, то, по чему пытается проехать бусик, больше всего соответствует трассе танкового полигона.

Новый Олексинец. Деревянная Церковь Воздвижения Честного Христа

  Как зачастую бывает, село Башуки возникает совершенно неожиданно. С горы открывается прекрасный вид. А на противоположном берегу небольшого озера стоит каменный храм. Он была построена на месте старой Михайловской церкви XVIII столетия, от которой осталась одна лишь колокольня.

Деревянное двухъярусное строение не блещет особой изысканностью. Нижний ярус рубленый, верхний – каркасный. Высокая шатровая четырехскатная крыша, увенчана деревянной же главкой. Подобная конструкция характерна для волынской школы деревянной народной архитектуры.Следующий на маршруте поселок Новый Олексинец известен своей деревянной Церковью Воздвижения Честного Христа, построенной в 1846 году. Найти ее не представляет труда. Стоит она в центре села на главной поперечной улице чуть в глубине заросшего сада. Алтарем ориентирована на восток, колокольня смещена с оси симметрии. И все здание видно совсем недавно облицовано пластиковой вагонкой.

По территории небольшого кладбища разбросаны старые каменные кресты. Чуть в стороне выделяется своим монументом безымянное захоронение. Его железную ограду буквально разорвали могучие корни деревьев. А в паре сотнях метров выше по улице возвышается уже современный храм. Церковь в селе Очеретное, которое до 1946 года называлось Свинюхи, видно издали. Вернее отблеск на солнце ее золотых куполов. А вот чтобы добраться до храма, необходимо приложить определенные усилия. Ведь расположен он на довольно немаленькой горе. Но затраченные усилия стоят того. В окружении старых туй и стройных елок церковь Рождества Пресвятой Богородицы смотрится просто великолепно.

Возведенная в 1912 году, о чем свидетельствует табличка у входа, она находится в прекрасном состоянии. Правда, по другим сведениям возраст ее гораздо старше – 1784. В любом случае видно, что за храмом любовно ухаживают. Рядом находится такое же древнее кладбище. Причем на нем мирно уживаются захоронения разных эпох. Совсем уж патриархами выглядят каменные кресты, покрытые лишайником.

Немного далее, у дороги стоит странного вида указатель. Стрелки указывают направление – Диканька, До Василя, Корчма, Варшава, Киев. Причем, судя по всему, направление на пункт питания пользуется особой популярностью. Есть еще в селе Очеретное еще одна достопримечательность – старая водяная мельница. Правда, от колеса уже ничего не осталось, но сам объект, похоже, в рабочем состоянии. Вот только работает уже на электричестве.  

Село Очеретное. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Храм Святого Михаила в соседнем селе Устечко просто невозможно не заметить. Традиционно стоящий на горе, он выглядит словно лубочная картинка. Окружает его мощные кирпичные стены охряно-желтых цветов, возведенные на каменном фундаменте. В углу территории стоит деревянная же колокольня. Над входом в храм писаная табличка о том, что эта Михайловская церковь построена в 1862 году и освящена в октябре того же года.

Внутренние росписи храма недавно отреставрированы. Часть икон написаны заново. В то же время раритеты, трепетно хранятся и поддерживаются в надлежащем состоянии. Интересно, что иконы покрыты полотнищами с традиционной именно для этой местности вышивкой. А снаружи возле стены в тени громадной ели стоит старый каменный крест. Говорят, что здесь захоронен один из генералов.

Деревянную церковь в селе Бакоты видно издалека, но проехать к ней непросто, придется сворачивать с основной дороги. Зато Храм в Ридомиле пропустить невозможно. Традиционно возведенный на горе, он стоит возле развилки в центре села. Его крестообразное в плане здание можно назвать огромным. Открытие церкви святой Параскевы датируется 1780 годом. Неподалеку «красуется» своей вытяжной трубой отопления колокольня. А возле дорожки раскрыл свой венчик весенний цветок.

Немного еще пропетляв сельскими развилками дорог, в конце концов, выбираемся к Почаеву. Никто точно не знает, когда возник этот легендарный город. В письменных источниках он впервые упоминается вначале в 1450-ом, а потом в 1527 году, когда польский король Сигизмунд отдал эту местность во владение панам Гойским. Российский царь Николай II, побывавший здесь в 1914 году и пораженный окружающей красотой, называл эту местность украинской Швейцарией.

Свято-Духовский скит, находится всего в 4 километрах от Почаевской Лавры. Первый в мире храм во имя преподобного Серафима Саровского стоит на горе в окружении вековых деревьев. В отличие от комплекса монастыря архитектура Свято-Духовского скита воплотила храмостроительные традиции ХVIII века. Поражает своей притягательной простотой икона преподобного, написанная на камне. Невдалеке в деревянном ларце хранится килограммовый крест с цепью, принадлежавший святому Никите.

Небольшая экскурсия, заканчивается у колодца, стоящем на святом источнике. До звона вслушиваемся в ожидания эха от пролитой в глубину воды. Стрелка часов показывает немыслимые 9 секунд. 104 метра глубины! Это, каким же образом можно было такое построить. И притом, что рыли вручную, без применения техники. И еще поразила на первый взгляд обыкновенная церковная свеча. Но это только до тех пор, пока не вдохнешь ее аромат. Секреты изготовления этих свечей монахи донесли из глубины веков.

Бучач. Греко-католический монастырь отцов Василиан

  Около двухсот километров с одного конца области в другой проходит в сладостной дреме. Поэтому и не заметили, как оказались на окраинах Бучача. Название города Бучач происходит от архаического слова «буча» в значении «коренная вода ранней весной, быстрина и глубь», что довольно точно отображает окружающий ландшафт. Правда существует еще версия, что на месте современного Бучача в глубокую давность росли буковые леса и наверное от бучины и идет название.

На въезде любуемся величественной фигурой Святого Иоанна. Город богат историко-архитектурными памятками, первыми с которых были строящийся замок ХІ века и церковь Святого Николая ХVІІ в. В середине ХVІІІ столетия, находясь в собственности магнатов Потоцких, город значительно видоизменил свое лицо.

Именно тогда известные мастера – архитектор Бернард Меретин и скульптор Йоганн Георг Пинзель создают и разукрашивают городскую ратушу, Покровскую церковь и костел Успения Девы Марии. При поддержке Потоцких в ХVІІ столетии в Бучаче строится греко-католический монастырь отцов Василиан, продолжающий и до сих пор знаменитые культурно-образовательные традиции.
На выезде с города в тени своих сестер спряталась 400-летняя липа, называемая «Золотой». Говорят что на этом месте, 18 октября 1672 года, был подписан Бучачский мир между Польшей и Турцией. По условиям договора все Подолье отошло под власть Турции.

И уже в темноте настоящим горным серпантином спускаемся к месту нашего ночлега. Для любителей статистики, на трехкилометровом участке дороги их ровно двадцать шесть. База отдыха «НАД СТРИПОЮ» расположена неподалеку от села Скоморохи Бучачского района в лесистой впадине с протекающей в ней рекой. Кстати название, весьма точно отражает характер местных жителей. Буквально все делается с шуточками и прибаутками.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий