Херсонес Таврический — так назывался город, основанный древнегреческими колонистами более двух с половиной тысяч лет назад (в V веке до н.э.) на юго-западной оконечности Крыма. Теперь его руины — одна из достопримечательностей Севастополя.
Слово «херсонес» обычно переводят с греческого как «полуостров». Город действительно располагался на небольшом полуострове между двумя бухтами. Тавры — воинственное племя, населявшее соседние горные местности, — послужили причиной эпитета «Таврический», то есть, «расположенный в области тавров». Этому городу-государству суждена была долгая жизнь — почти две тысячи лет — и его история является частью истории Древней Греции, Древнего Рима и Византии.
Херсонес был основан в V веке до н. э. (о точной дате историки ещё спорят) выходцами из Древней Греции. Он расположен в юго-западной части Крыма, у бухты, которая в настоящее время называется Карантинной.Через сто с небольшим лет после основания территория Херсонеса уже занимала все пространство полуострова, лежащего между Карантинной и Песочной бухтами.
Здесь жили земледельцы и ремесленники, врачи и скульпторы, архитекторы и художники, историки и поэты. Это была рабовладельческая республика с демократической формой правления; высшим органом государственной власти было народное собрание.
Все годы существования государства херсонеситам приходилось вести войны. Во II в. до н. э. шла кровопролитная, длительная война со скифами. Херсонес вынужден был обратиться за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который направил в Крым большой отряд во главе с полководцем Диофантом. Скифы были разгромлены, однако и Херсонесу не удалось сохранить свою самостоятельность: он вошел в состав державы Митридата. С тех пор город находился в постоянной зависимости от своих более сильных соседей.
В I в. до н.э. Херсонес утратил демократическую форму правления, попал в зависимость от Римской империи и долго служил основным форпостом ее захватнической политики в Северном Причерноморье.
С началом новой эры в Херсонес проникает христианство, в IV в. оно становится официальной религией. Безжалостно разрушаются памятники античного искусства, театр, храмы, их заменяют христианские церкви, часовни. В этот период от нашествия гуннов погибают многие города. Херсонес, защищенный мощными оборонительными стенами, продолжает жить еще тысячелетие, но уже в условиях нового, феодального строя.
В V в. Херсонес вошел в состав Византийской империи, а в IX в. стал одной из ее военно — административных областей. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунем.
Русь в эту пору становится силой, с которой вынуждены были считаться не только ближайшие соседи, но и такое крупное государство, как Византия. Когда Византия не выполнила обязательств договора с киевским князем Владимиром, он в 988 г. выступил против Корсуня и взял его после девятимесячной осады. Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II, принять крещение, венчаться с византийской принцессой Анной и начать христианизацию Киевской Руси.
Византия заключила с Русью равноправный союз. Херсонесу, служившему посредником в их торговле, этот союз был очень выгоден. Отсюда в Малую Азию и Византию отправлялись продукты сельского хозяйства и животноводства; из южных стран в Херсонес и далее, на север, везли оружие, ткани, масло.
Со временем могущество Византии ослабело, и в XIII в. торговля на Черном море оказалась в руках итальянских (венецианских, а затем генуэзских) купцов, которые основали в Крыму свои фактории. Торговые пути переместились в Восточный Крым, и это стало одной из причин упадка экономики Херсонеса.
Трагедию города довершили набеги кочевников, которые в конце XIII в„ а затем через сто лет нанесли ему непоправимый урон. Разрушенный и сожженный Херсонес больше не смог возродиться.
К середине XV в. жизнь в нем окончательно угасла. Прошло время и земля погребла под собой руины некогда большого, прекрасного города.
Лишь 400 лет спустя, в 1827 году, на этом месте начались раскопки, почти сразу же принесшие Херсонесу еще одно название — «Русская Троя». Год за годом из-под многовековых напластований появлялись дома и улицы, площади и храмы древнего города.Впоследствии они проводились отдельными лицами и организациями. Наиболее систематические раскопки начались в конце 80-х годов прошлого века. Двадцать лет жизни отдал им большой энтузиаст и организатор будущего музея К. К. Косцюшко-Валюжинич.
В середине XIX в. в честь киевского князя Владимира в Херсонесе строится собор Святого Владимира.
В советские времена Херсонесский историко-археологический заповедник превратился в один из крупнейших научно-исследовательских центров. Музей-заповедник популярен и сейчас, ежегодно его посещают десятки тысяч экскурсантов. Их привлекают коллекции эпиграфических памятников (в том числе всемирно известная присяга граждан Херсонеса III в. до н. э.), произведения искусства, ремесленные изделия и орудия труда, предметы быта, которыми пользовались жители Херсонеса.