Насыщенный событиями период с февраля по октябрь 1917 года — поляризация политических сил, рост популярности социалистического лагеря, правительственный кризис, корниловцы, большевизация Советов — привел к событиям октября 1917 года, Второму Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов и формированию нового правительства.
Создание СНК и его первые мероприятия
История советскВторой съезд Советов — это начало нового правительства. Он был сформирован в критический момент, когда Петербург находился в руках восставших рабочих и крестьян, а Зимний дворец, где заседало буржуазное Временное правительство, еще не был захвачен революционерами. Создание новой системы управления началось с формулирования и провозглашения определенных политических должностей. В этом смысле первым «правительственным» документом формирующейся новой власти стало обращение Второго съезда Советов к рабочим, солдатам и крестьянам, принятое на первом заседании съезда 25 октября 1917 года. Этот документ провозгласил создание Европейского Союза. советскДокумент провозглашал установление советской власти, т.е. образование советского государства. В нем также были сформулированы основные направления внутренней и внешней политики нового государства:
Установление мира, бесплатная передача земли крестьянству, введение рабочего контроля над производством, демократизация армии и т.д. На следующий день, 26 октября, эти программные положения были конкретизированы и включены в первые декреты советскПервые декреты нового правительства — «За мир» и «За страну». Другой указ был первым советскo правительство. Резолюция Конгресса гласила: «До созыва Учредительного собрания сформировать временное правительство рабочих и крестьян, которое будет называться народных комиссаров. Комиссии, которые должны следить за выполнением программы, объявленной Конгрессом, будут отвечать за различные сферы государственной жизни». В соответствии с декретом были созданы следующие комитеты: сельского хозяйства, труда, военный и судоходный, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, Иностранные дела, судебная власть, продовольствие, почта и телеграф, национальности и железнодорожные дела. Контроль за деятельностью народных Право назначения и увольнения комиссаров принадлежит съезду Советов и его Центральному исполнительному комитету.
Советское государственное устройство возникло под сильным влиянием демократических настроений, преобладавших в обществе. На том же Втором съезде Советов Ленин заявил, что большевики хотят создать государство, в котором «правительство всегда будет контролировать общественное мнение внутри страны». На наш взгляд, — сказал он, — государство сильно благодаря сознательности масс. Она сильна, когда массы все знают, обо всем могут судить и все делают сознательно. По его словам, такая широкая демократизация должна быть достигнута путем участия масс в управлении государством.
Было ли появление новой власти в России и создание новой системы управления легитимным? В литературе существует мнение, что решения Второго съезда Советов были неадекватными из-за его недостаточного представительства. На самом деле, представительство на Конгрессе, как правило, не былонародным, а классовымбыл съезд рабочих и солдатских депутатов. Съезд крестьянских Советов заседал отдельно, а объединение рабочих, солдатских и крестьянских Советов произошло только в январе 1918 года. Второй съезд Советов, несомненно, был органом революционного народа, органом революционных масс, представлявших почти всю страну и все более или менее важные национальные регионы. Конгресс выразил волю наиболее организованной и социально активной части общества, которая хотела и активно стремилась к переменам к лучшей жизни. Хотя Конгресс был общероссийским, он не мог и не хотел быть всем.народным.
Постоянным рабочим органом СНК РСФСР было Управление делами, которое готовило темы для заседаний СНК и его постоянных комиссий и принимало делегации. В 1921 году штат администрации составлял 135 человек (по данным Центрального государственного архива СССР, ф. 130, № 25, д. 2, лл. 19-20).
Постоянно действующим органом СНК РСФСР являлось Управление делами, которое готовило темы заседаний СНК и его постоянных комиссий и обеспечивало прием делегаций. Штат Административного отдела в 1921 году состоял из 135 человек (по данным Центрального государственного архива СССР, ф. 130, № 25, д. 2, лл. 19-20).
Создание Совета Народных Комиссаров СССР
Совет народных комиссаров (СНК) был образован в соответствии с «», принятым II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 27 октября 1917 года.
Название «Совет народных Комиссары» были предложены Троцким и Евгением Гусляровым. Ленин в жизни. Систематическое собрание мемуаров. совремеКоллекция времени, документы времени, версии историков, ОЛМА-ПРЕСС, 2004, ISBN: 5948501914:
Власть в Санкт-Петербурге была завоевана. Должно быть сформировано правительство.
— Как его назвать?» — размышлял Ленин вслух. Не министры: это жалкое, потрепанное имя.
— Мы могли бы назвать его «Комиссары», — предложил я, — но сейчас слишком много комиссаров. А как насчет высоких комиссаров? Нет, «верховный» звучит плохо. Этого не может быть».народные»?
— Народные комиссары? Ну, наверное, это нормально. А как насчет правительства в целом?
— Совет народных комиссаров?
— Совет Народных Комиссаров, созданный Лениным, великолепен: от него ужасно пахнет революцией.
Согласно конституции 1918 года, он назывался Совет народных комиссаров РСФСР.
СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, наделенным широкими исполнительными и распорядительными полномочиями и правом издавать декреты, имеющие силу закона, сочетая в себе законодательные, административные и исполнительные функции.
После роспуска Учредительного собрания, что было законодательно закреплено в Конституции СССР 1918 года, СНК утратил характер органа временного правительства.
Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов.сов. В заседаниях приняли участие члены правительства, председатель Центрального исполнительного комитета, члены исполнительного комитета и секретариата Совета, представители ведомств.
Постоянным рабочим органом СНК РСФСР было Управление делами, которое готовило темы для заседаний СНК и его постоянных комиссий и принимало делегации. В 1921 году штат администрации составлял 135 человек (по данным Центрального государственного архива СССР, ф. 130, № 25, д. 2, лл. 19-20).
Большевики подошли к вопросу о создании советского правительства ссовых Буржуазии не было места в советском правительстве. Представителям буржуазии не было места в советском правительстве. Эту позицию подчеркнул Ленин в своем докладе о задачах Советской власти на заседании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов 25 октября 1917 года. «Прежде всего, — говорил Ленин, — значение этого переворота в том, что мы будем иметь Советское правительство, наш собственный орган власти, без всякого участия буржуазии». Угнетенные массы сами создадут власть».
Утром 25 октября 1917 года Военно-революционный комитет выступил с заявлением, в котором предлагалось сформировать советское правительство в качестве одной из первых задач по организации нового, социалистического правительства. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, на котором также присутствовали представители областных и губернских Советов крестьянских депутатов, должен был непосредственно заняться вопросом формирования советского правительства.
После рассмотрения вопросовсов, В ночь на 26 октября Второй Всероссийский съезд Советов большинством голосов принял решениесов при двух голосах против и двенадцати воздержавшихся принял обращение к рабочим, солдатам и крестьянам. Положения декларации составили программу будущего советского правительства. Они послужили основой для принятия решений о составе правительства. Второй Всероссийский советский съезд должен был сформировать правительство, которое могло бы успешно реализовать решения советского съезда.
Таким образом, Второй съезд Советов провозгласил создание нового государства и сформировал органы власти и управления. Конгресс сформулировал наиболее общие принципы организации советскГосударственность и создание новой системы государственного управления.
Председатели Совета Народных Комиссаров РСФСР
-
(27 октября (9 ноября) 1917 — 21 января1924) (2 февраля1924 — 18 мая1929) (18 мая1929 — 3 ноября1930) (3 ноября1930 — 22 июля1937) (22 июля1937 — 17 сентября1938)
- Вахрушев, Василий Васильевич (29 июля1939 — 2 июня1940)
- Хохлов, Иван Сергеевич (2 июня1940 — 23 июня1943) (23 июня1943 — 23 марта1946)
- Рыков А. И. (с кон. мая 1921-?)
- Цюрупа А. Д. (5.12.1921-?)
- Каменев Л. Б. (янв. 1922-?)
- Троцкий Л. Д. (26.10.1917 — 8.04.1918)
- Чичерин Г. В. (30.05.1918 — 21.07.1930)
Военные и морские дела:
- Антонов-Овсеенко В. А. (26.10.1917-?)
- Крыленко Н. В. (26.10.1917-?)
- Дыбенко П. Е. (26.10.1917-18.3.1918)
- Троцкий Л. Д. (8.4.1918 — 26.1.1925)
- Рыков А. И. (26.10. — 4.11.1917)
- Петровский Г. И. (17.11.1917-25.3.1919)
- Дзержинский Ф. И. (30.3.1919-6.7.1923)
- Ломов-Оппоков Г. И. (26.10 — 12.12.1917) (12.12.1917 — 18.3.1918)
- Стучка П. И. (18.3. — 22.8.1918)
- Курский Д. И. (22.8.1918 — 1928)
- Шляпников А. Г. (26.10.1917 — 8.10.1918)
- Шмидт В. В. (8.10.1918-4.11.1919 и 26.4.1920-29.11.1920)
Государственное обеспечение (с 26.4.1918 — социальное страхование; НКСО 4.11.1919 объединен с НК труда, 26.4.1920 отделен):