Сохранились свидетельства о чудотворном характере святых мощей. Описано исцеление мальчика из Висгорода: Братья явились юноше во сне и осенили больную ногу крестным знамением. Мальчик проснулся и смог ходить, не хромая.
Житие святых страстотерпцев Бориса и Глеба и их икона, в чем помогают и текст молитвы
Борис и Глеб — русские князья, сыновья Владимира, внуки княгини Ольги. Имена, под которыми они вошли в историю православия и России, даны князьям при рождении. При крещении им были даны имена Роман и Давид. Святые Борис и Глеб канонизированы как носители Страстей. Согласно стандартной версии, князей убивает их брат Святополк, который хочет захватить власть. Они почитаются в православии и католицизме как пример смирения перед лицом страданий. Братья считаются покровителями русских правителей.
Жития святых относятся к 10-11 векам. Они известны из древнерусских летописей и легенд. Борис и Глеб происходят из рода Рюриковичей по отцовской линии. Князь Владимир отнял византийскую царицу Анну у своего брата Ярополка и взял ее в жены. Анна была беременна. Святополк — сын Ярополка, а Борис, Глеб и Ярослав — сыновья Владимира. Великий князь не любил сына, рожденного от его брата. Этим объясняется стремление Святополка убить всех своих братьев и стать единственным правителем Руси. По другой версии, матерью Бориса и Глеба является неизвестная женщина болгарского происхождения.
Братья были воспитаны в традициях христианства. Старший, Борис, любил читать жития святых и Библию. Он старался подражать им в их благочестии и молился Богу, чтобы Он дал ему возможность совершать великие дела во имя Его. Выросший вместе с братом, Глеб разделял его христианские принципы и с удовольствием слушал, как Борис читает из Писания. Братья относились к бедным и больным с милосердием и добротой.
Борис правил Ростовом. Его подданные уважали его за мудрость и заботу о благочестии народа. Его жена стала принцессой Дании. Глеб взял Муром по приказу отца. Но языческие жители города восстали против православного князя. Глеб жил за городскими стенами, так как ему не разрешалось входить в город.
Убийство Бориса
События, приведшие к смерти братьев, начались в 1015 году с болезни Владимира. Великий князь выбрал Бориса из числа других своих сыновей. Согласно легенде, он хотел, чтобы он стал его преемником, вопреки правилам наследования престола, основанным на античности. Борис приехал в Киев навестить больного отца. В это время пришло известие о нападении печенегов. Владимир поручил Борису встретить врагов лицом к лицу. Молодой принц прибыл с группой на место битвы, но никого там не обнаружил.
На обратном пути к реке Алты Борис получил известие о смерти великого князя Владимира. Он также узнал, что Святополк самовольно назначил себя новым правителем Руси, но предложил Борису свою дружбу и помощь в увеличении земельных владений.
Последователи протестовали и требовали, чтобы Борис отправился в Киев, чтобы вырвать у него право на правление. Но молодой принц отказался от их предложения. Он передал трон Святополку и доверился брату в его дружеских намерениях. Воины остались верны Владимиру и отправились в Киев. Борис остался с несколькими помощниками в палатке на берегу реки. Там князь Ростовский был схвачен своими убийцами, боярином Пухой и его приспешниками, в Вышегороде.
Борис готовился ко сну и молился, переполненный скорбью по отцу и сомнениями в порядочности брата. Когда он лег спать, в шатер вошли убийцы, вооруженные копьями. Слуга Джордж пытался защитить принца, но оба были заколоты. Борис умер не сразу. Бояре завернули его в ткань и отвезли в Киев. В столице, в своих именинных покоях, он был заколот мечом в грудь слугой-викингом. Князь Борис был тайно похоронен в Вышгороде. Он соблюдал святость родовых отношений, уважал старшего брата, как отца, и поэтому не увлекался внутренними распрями.
Значение благоверных князей в православии
Если принять во внимание неофициальную версию событий 11 века, то канонизация русских князей приобретает особое значение. Точная дата неизвестна, но их почитание как святых началось во времена Ярослава Мудрого. Среди мучеников — Борис и Глеб. Лик святых объединяет христиан, которые были убиты без сопротивления. Сходство их судьбы с гибелью семьи Романовых безошибочно. Князья безвинно пострадали в междоусобной войне. Люди получали исцеление у мощей святых, поэтому их почитали как чудотворцев и целителей. Для княжеских потомков они стали покровителями и считались посредниками Русской земли.
Борис и Глеб действовали по христианскому закону, который еще не был известен вчерашним русским — язычникам. Братья являются примером высшей любви. В Первом послании Иоанна говорится: Кто говорит, что любит Бога, но поднимает руку на брата своего, тот лжец. Они предпочитали умереть сразу, чем сражаться со своими братьями. Тело может быть убито, но душа бессмертна. Заслуга святых правителей в том, что они не отвечали злом на зло, но смирялись перед волей старшего брата.
Если бы князья восстали против Святополка, они не удостоились бы таких почестей, как милость на небесах и вечная память. Но князья пожертвовали своими жизнями, чтобы сохранить мир. Святополк сравнивается с Каином. Он получил возмездие за братоубийство. После поражения в битве с Ярославом Мудрым Святополк скрывался в Польше и не мог найти себе пристанища. После его смерти его могила считалась нечистой. Убитые им принцы символизируют Божью кару.
Победитель не всегда выигрывает. Доказательством этого является история, произошедшая в Сербии, когда царь Лазарь получил откровение от Бога. Если он победит, то будет править на земле, а если проиграет, то будет править на небесах. Лазарь выбрал вечное Царство Небесное. Победа может обернуться поражением. Борис и Глеб — сильные бойцы. Подобно Лазарю, они знали, когда использовать оружие, а когда умереть с ним.
Почитание святых мучеников
С началом культа князей на Руси связаны три события:
- перенесением тела Глеба из местности рядом со Смоленском в храм Святого Василия, к могиле брата;
- инициативой митрополита Киевского Иоанна I;
- пожаром в храме Святого Василия и перенесением мощей братьев в новую церковь, освященную в их честь.
Князья были канонизированы в начале 12 века, так как часть их костей уже была перенесена в Чехию в конце 11 века. К концу 19 века их останки находились уже под Веной. В католическом реестре святых они значатся как Роман Русский и Давид Польский.
Русские чудотворцы
В XII веке была составлена месса в честь святых, в тексте которой подчеркивалась их исцеляющая сила. Молодой человек из Висгорода хромает. Он молился у гроба святых князей, и они явились ему во сне. Чудотворцы перекрестили ногу молодого человека. Утром он проснулся исцеленным.
Еще одно чудо произошло с одноногим человеком. Его нога была отрезана по колено. В видении он увидел святых князей, выходящих из церковного святилища. Мужчина увидел их и упал без сознания. Люди отнесли его в церковь и там увидели, как его отрубленная нога отрастает. Благодаря молитвам к святым, слепой вновь обрел зрение. Его братья явились ему во сне, пропустили его глаза, и он начал видеть.
Князья наказали работника, который не захотел идти в церковь в день праздника Святого Николая. Два всадника в белых одеждах вытащили ее из дома за руки и разрушили дом. Рука рабочего была удалена. Она скиталась три года, пока не добралась до церкви святых князей. Женщина провела ночь в стенах церкви. Ее братья явились ей во сне и подарили кольцо. Во время утренней мессы женщина была исцелена.
С невежественным викингом в гробнице князя произошло чудо. Он непочтительно стоял на ней. Внезапно огонь вскочил с земли и опалил его ноги. Братья-погребальщики помогли старому монаху, который лежал больной в своей келье. У старика болел живот, он не мог встать с постели, но очень хотел пить. В течение нескольких дней никто не подходил к нему. Монастырь был затоплен наводнением, и монахи убирали воду. Старец молился Борису и Глену. Вдруг в его келью вошли два монаха, спросили его и дали ему что-то попить. Монах спросил, кто они такие. Гости называли себя братьями Ярослава. Когда монахи ушли, старик понял, что его посетили святые.
Память в роду князей
Следующие правители приходили поклониться мощам мучеников. Рюрик Ростиславович и Александр Невский побеждали в битвах благодаря их заступничеству. Во время битвы со шведами на Неве Борис и Глеб появились на лодке. В честь их подвигов и в память о святых русские княжества были объединены, а князья выполнили свои взаимные обязательства. Во имя братьев в России поддерживался мир.
Вещи, принадлежавшие князьям, хранились как реликвии. В церкви Святителя в Вишгороде находился меч Бориса, но оружие было украдено владимирским князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого. В 12 веке церковь была разрушена монголами. Останки, погребенные под обломками, не были найдены.
В княжеской семье светскими и божественными именами святых часто называли детей: Сыновья Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Ростислава Смоленского. В местах, где были убиты братья, — на реке Альта и в Смядыне — были построены церкви. Позже здесь поселились монашеские общины. По всей России строились церкви и монастыри во имя святых. До сих пор процветают самые известные монастыри: Новоторжский и Надозерный Переславль-Залесский.
Посвящение храмов и монастырей Борису и Глебу не прекратилось и в более поздние времена. БорисглебскиБыли построены церкви: в Ростове, Муроме, Рязани, в селе Любодицы (ныне Бежецкий район Тверской области). Борису и Глебу в Новгороде было посвящено несколько церквей: у ворот Кремля, «в Плотниках».
Слово о Святополке Окаянном, или Кто убил Бориса и Глеба
Один из самых мрачных периодов подлинной русской истории — гибель князей Бориса и Глеба, ставших впоследствии первыми русскими святыми. Официально считается, что оба брата были убиты по приказу Святополка «Окаянного», которого затем изгнал из Киева знаменитый Ярослав, прозванный потомками «Мудрым». Эта версия подтверждается летописями, житийными сказаниями и легендами, а также включена в многочисленные учебники, энциклопедии и монографии в качестве основной или единственной версии.
Однако даже беглое изучение источников вызывает серьезные сомнения в правдивости описанных событий. Судите сами.
Первое упоминание о Святопольске и Ярославе в летописи относится к 988 г. Автор сначала перечисляет всех двенадцать сыновей Владимира, а затем описывает, кто за каким столом был посажен в тот год. Маловероятно, что к этому времени уже родились все потомки великого князя, но нас пока интересуют только самые старые. Вышеслав сел в Новгороде, Изяслав стал основателем династии Полозков, Святополк занял Туров, а Ярослав Ростов.
Следующая строка — известие о смерти Вышеслава (на самом деле он умер гораздо позже, за несколько лет до смерти Владимира). Ярослав уходит в Новгород, Ростов достается Борису, Глеб становится муромским князем, Святослав — древлянским, Всеволод — волынским, а Весеслав отправляется в далекую Тмуторокань. Изяслав уже умер, а в Полоцке княжит его сын Брячислав.
И здесь кроется первое недоразумение, связанное с летописью. Почему старший из наследников, Святополк, не упоминается? Теоретически именно он должен был взойти на новгородский престол. Давайте запомним этот важный момент и будем двигаться дальше.
Наша история начинается в 1014 г. Ярослав, находясь в Новгороде, отказывается платить своему отцу законный налог в две тысячи гривен. Владимир начинает собирать войско и отдает приказ открыть дороги и проходы. Но отец не вступает в борьбу с сыном. Он заболевает тяжелой болезнью. Летописец говорит, что «Бог не дал благоволения дьяволу». Несмотря на столь оптимистичное заявление, эти события становятся прологом к долгой десятилетней войне между потомками Владимира.
На следующий год старый князь умирает. Незадолго до этого Борис, оставаясь при отце в Киеве, начал кампанию против печенежских охотников. Он стоит во главе свиты Владимира и киевского войска (ополчения). Именно здесь начинается зловещее. Святополк захватывает власть в Киеве, при этом неясно, как он туда попал. Он начинает раздавать подарки и «земли» кыргызам, которые принимают их, но (по словам летописца) по-прежнему хотят Бориса.
В это же время Святополк отправляет гонцов с вестью о смерти отца к Борису, который в это же время возвращается домой, «не найдя печенегов». Его окружение и киевская армия предлагают Борису пойти на Киев и захватить власть. Он отказывается на том основании, что не хочет идти против своего старшего брата, который теперь «вместо отца» и т.д.
В житийных повествованиях и легендах Борис и Глеб обычно изображаются совсем молодыми, без бороды и усов или совсем юными. Однако, судя по всему, Борису в то время было около 27 или 28 лет. Для тех времен, когда они начинали править самостоятельно в 15 или 16 лет, этот возраст ни в коем случае нельзя назвать детским.
Двор и солдаты бросают несчастного принца и исчезают. Святополк узнает об этом и отправляется в Вышгород. Местные бояре соглашаются убить Бориса. Все это время он сидит в своем шатре на Алте (приток Трубежа) и молится, плачет и поет псалмы. Даже когда он узнает, что его хотят убить, он ничего не предпринимает. Заговорщики входят в шатер и пронзают принца и его слугу пулями (короткими копьями). В это же время слуге отрубают голову (важная деталь, которую следует запомнить, как и весь аккомпанемент ночного набега).
А ещё ищут:
Поддержите нас ссылкой в соц. сетях!
Русский путь в поисках Шамбалы
Александрийский маяк
Открытие священника Беранже Соньера
Древние воздушные сражения над Волгой
Древнеегипетские маги
Как известно из ретроспективных источников, младшие Владимиры поддерживали Святополка в его претензиях на престол и решительно отказывались брать в руки оружие против него.
Мученический подвиг князей Бориса и Глеба
Жизни страстных русских князей Бориса и Глеба были принесены в жертву ради главной христианской добродетели — любви. Братья показали, что за зло нужно платить добром. Они были еще молоды, и это было непонятно, Россия, привыкшая к этому, кровно враждовала.
Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Матфея 10:28).
Борис и Глеб отдали свои жизни ради послушания, на котором основана духовная жизнь человека. Видите, братья, — говорит досточтимый летописец Нестор, — как высоко послушание старшего брата? Если бы они были против, то вряд ли приняли бы такой дар от Бога. В настоящее время есть много молодых принцев, которые не подчиняются старшим, и их убивают за их несогласие. Но они не похожи на ту благодать, которой были удостоены эти святые».
Русские князья-мученики не подняли бы руку на брата, но авторитарный Святополк был наказан за братоубийство. В 1019 году киевский князь Ярослав Софус (ок. 978 — 20.02.1054) — сводный брат Бориса и Глеба, один из сыновей князя Владимира — собрал войско и разбил силы Святополка.
По Божьему промыслу решающая битва произошла на поле у реки Альта, где был убит князь Борис. Святополк, которого русские называли «Окаянным», бежал в Польшу и, подобно библейскому братоубийце Каину, не нашел места для отдыха и убежища. Летописцы свидетельствуют, что даже от его могилы исходило зловоние.
«С тех пор, — пишет летописец, — ярость в России утихла. Кровь, пролитая братьями Борисом и Глебом для предотвращения внутренних смут, оказалась тем благородным зерном, которое укрепило единство России.
Почитание святых Бориса и Глеба. Тропарь, кондак и канон
Благоверные князья-патриархи Борис и Глеб не только прославлены Богом даром исцеления, но и являются особыми покровителями и защитниками Русской земли. Известно много примеров их появления в трудные для нашей страны времена, например, для святого благоверного князя Александра Невского накануне битвы на Ледяном поле (1242 год) и для великого князя Димитрия Донского в день Куликовской битвы (1380 год). Также сообщается о других случаях заступничества святых во время войн и вооруженных конфликтов в более поздние времена.
Культ святых Бориса и Глеба начался очень рано, вскоре после их смерти. Служба святым была составлена Иоанном I, митрополитом Киевским (1008-1035).
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый распорядился, чтобы останки князя Глеба, остававшиеся непогребенными в течение четырех лет, были разысканы и захоронены в Висгороде в церкви Василия Великого рядом с останками святого князя Бориса. Через некоторое время эта церковь сгорела, но мощи остались нетронутыми, и через них совершалось много чудес.
Один варвар благоговейно стоял у гроба святых братьев, и вдруг пламя охватило и обожгло его ноги. От мощей святых князей исцелился хромой юноша, сын жителя Висгорода: Страдающие князья Борис и Глеб явились юноше во сне и написали крест на его больной ноге. Мальчик проснулся ото сна и встал совершенно здоровым.
Благородный князь Ярослав Мудрый построил на месте сгоревшей церкви пятинефную каменную церковь, которую 24 июля 1026 года освятил митрополит Киевский Иоанн с собором духовенства.
Год канонизации св. страстотерпцев — 1072 г. Они стали первыми русскими святыми. Известно, однако, что греческие иерархи, стоявшие во главе Русской Церкви в то время, не очень восторженно отнеслись к прославлению русских святых. Но многочисленные чудеса, происходившие от мощей Святых Страстей, и популярный культ сделали свое дело. Греки, наконец, были вынуждены признать святость русских князей. В народной традиции святые князья предстают прежде всего как защитники Русской земли. В честь святых были составлены многочисленные молитвы, в том числе уникальные, известные житийные притчи, которые сохранялись в русской литургии до начала XVII века.
Количество икон, бронзовых отливок и других изображений святых Бориса и Глеба огромно. Почти в каждом историческом музее, посвященном ранней русской иконописи, можно найти изображения святых всех размеров и с любыми иконографическими навыками.
Также хорошо известны старообрядческие образы Бориса и Глеба. Так, после церковного раскола распространились литые изображения святых, которых насчитывается около 10 различных вариантов.
Библиотека Русской веры Канон святым мученикам Борису и Глебу →
Тропарь, том 2
Верные свидетели и истинные служители Евангелия Христова, чистая Романа, с благородным Давидом, не сопротивляющаяся брату, который является врагом, убивающим твое тело, но не способным коснуться твоей души. Нечестивый Господь будет скорбеть, а ты стоишь, радуясь в присутствии ангелов перед Святой Троицей. Молитесь, чтобы ваши родственники были благословлены на власть и чтобы дети России были спасены.
Контакио, тон 3
Сегодня славное празднование благородных Страстей Христовых, о Романо и Давид, о которых вы призвали нас радоваться вместе во славу Христа, Бога нашего. Мы, приходящие к гробнице Твоих мощей, получаем дар исцеления по Твоим святым молитвам; Ты — Божественный Врач.
Люди хранят память о святых в названиях церквей, монастырей и городов — в России есть город Борисово.глебск в Воронежской области, Романов-Борисовоглебск (Тутаев) в Ярославской области, город Даугавпилс в Литве также носил имя Борисоглебск, не говоря уже о многих Борисовых.глебских церквей.
Христианское служение
Христианский героизм братьев заключается в том, что они отказались лишить себя жизни и пролить кровь, хотя это называлось но брат, ведь в правилах православия убийство считалось смертным грехом. Они стали сознательными мучениками и положили свои жизни на алтарь христианской любви. Борис и Глеб не нарушили христианскую аксиому о том, что тот, кто клянется в верности Богу, ненавидя своего ближнего, является предателем.
Борисоглебский монастырь в Торжке
Святые Борис и Глеб были первыми на Руси, кто показал пример христианского смирения. В древней Руси, пребывавшей во тьме язычества, кровавая кровная месть сводилась к храбрости. Братья также показали, что мы не должны отвечать злом на зло и что кровопролитие можно остановить, только если мы откажемся отвечать добром на зло.
Верные христианскому учению, Борис и Глеб следовали его важнейшему принципу, который заключается в том, что мы не должны бояться тех, кто убивает тело, потому что душа им недоступна.
Борисоглебский собор в Чернигове
Как пишут историки того времени, Господь покарал авторитарного и кровожадного тирана. В 1019 году Братство было разгромлено войском Ярослава Мудрого. Князь, которого современники называли «Окаянным», бежал в Польшу, но не нашел ни безопасного убежища, ни спокойной жизни на чужбине. Летописи сообщают, что зловоние поднималось от могилы братоубийцы.
И в России, говорят нам апокрифы, воцарился мир и затихли раздоры. Кровь, пролитая Борисом и Глебом, укрепила единство и положила конец войнам. Сразу же после их смерти начался культ мучеников. Служба для Бориса и Глеба была написана Иоанном I, митрополитом Киевским.
Ярослав Мудрый нашел непогребенные останки Глеба и привез их в Вышгород, где положил рядом с останками Бориса. Когда храм сгорел, мощи святых братьев были спасены от пламени.
Ростовский Борисоглебский монастырь
Сохранились свидетельства о чудотворном характере святых мощей. Описано исцеление мальчика из Висгорода: Братья явились юноше во сне и осенили больную ногу крестным знамением. Мальчик проснулся и смог ходить, не хромая.
Узнав о чудесном исцелении больного мальчика, Ярослав Мудрый приказал построить на месте явления святых мальчику пятинефную церковь, которую митрополит освятил в день убиения Бориса (24 июля) в 1026 году.
В России существуют тысячи церквей и монастырей, названных в честь святых, в которых проводятся богослужения. Иконы Страстей Господних почитаются миллионами православных христиан во всем мире.
Появление Бориса и Глеба перед Невской битвой
Бориса и Глеба называют святыми, которые защищали Россию и оберегали ее от врагов. Эти святые явились Александру Невскому во сне перед битвой на Ледяном поле и Дмитрию Донскому, когда он сражался на Куликовом поле в 1380 году.
В связи с именами Борис и Глеб описаны сотни случаев исцелений и других чудес. История сохранила образ братьев до наших дней. О свидетелях, чьи жизни описаны в легендах и апокрифах, написаны стихи и романы, сняты фильмы.
Люди хранят память о святых в названиях церквей, монастырей и городов — в России есть город Борисово.глебск в Воронежской области, Романов-Борисовоглебск (Тутаев) в Ярославской области, город Даугавпилс в Литве также носил имя Борисоглебск, не говоря уже о многих Борисовых.глебских церквей.
По Божьему промыслу решающая битва произошла на поле у реки Альта, где был убит князь Борис. Святополк, которого русские называли «Окаянным», бежал в Польшу и, подобно библейскому братоубийце Каину, не нашел места для отдыха и убежища. Летописцы свидетельствуют, что даже от его могилы исходило зловоние.
Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси
Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, которые были канонизированы. Точная дата их канонизации неизвестна, историки имеют разные мнения на этот счет. Некоторые считают, что братья были канонизированы, когда в 1020 году останки Глеба были привезены с берегов реки Смядин в Висгород и погребены вместе с останками Бориса в церкви во имя Василия Великого. Другие считают, что культ начался после того, как в 1021 году в Висгороде была построена первая деревянная церковь во имя святых Бориса и Глеба.
Большинство исследователей, однако, считают, что святые мученики, князья Борис и Глеб, были канонизированы, когда их останки были перенесены в новую каменную церковь. Это произошло в 1072 году по инициативе сыновей Ярослава Мудрого — князей Изяслава, Святослава и Всеволода — и митрополита Киевского Георгия.
Эти святые прославились многими чудесами и были почитаемы как заступники земли русской.
За что канонизировали Бориса и Глеба
Борис и Глеб были канонизированы как носители Страстей. «Страсть» — это одна из степеней святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божьих заповедей, обычно от рук своих единоверцев. Важной частью достижения мученика является то, что он не держит зла на убийц и не оказывает сопротивления.
Тропарь святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
Вы, славные мученики, обагрившие пурпур мученической кровью, стоите перед бессмертным Царем и, получив от него венцы славы, просите помочь нашей стране победить врагов и даровать нам великую милость для наших душ.
Тропарь — Перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба
Расширяйте сегодня недра Церкви, принимайте богатство Божественной благодати, радуйтесь русским соборам, узрите чудеса, явленные вам по вере, святые чудотворцы Борис и Глеб, молите Христа Бога спасти души наши.
Кондак святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
Сейчас в земле русской появляется благодать, чтобы исцелить всех, вы, благословенные, кто приходит и плачет: Радуйтесь, языческие заступники.
Величание святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
Мы прославляем вас, святые мученики Борис и Глеб, и чтим ваши достославные страдания, которые вы претерпели ради Христа.
Молитва перваясвятым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
О святая чета, прекрасные братья, добрые мученики Борис и Глобус, которые с юности служили Христу верой, чистотой и любовью и своей красной кровью, а теперь царствуют со Христом! Не забывай и нас, живущих на земле, но помилуй нас своим могущественным ходатайством у Христа Бога, сохрани нас юными в святой вере и чистоте, разрушаемой всяким проявлением неверия и нечистоты, и избавь нас, о чем мы молимся, от всякого недуга, злобы и внезапной смерти; обуздай также всякое противление и злобу, которую нечестивые возбуждают от ближних и дальних. Мы умоляем вас, христианские мученики, чтобы вы также помогли нашим правителям победить их врагов, и умоляем Господа Всевышнего простить нам все наши прегрешения, сделать нас здоровыми и избавить нас от иностранных вторжений, внутренних беспорядков, моровой язвы и голода. Даруй, благодаря Твоему заступничеству, этому городу (или всему городу) и всем, кто чтит Твою святую память, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
Нет ни возможности, ни сил восхвалять вас, святые братья. Вы — небесные люди и земные ангелы, столпы и опоры нашей земли. Помоги своей стране, молись за всю Русскую землю, за благословенное воинство, принявшее ваши святые тела как драгоценное сокровище, за благословенную церковь, где покоятся ваши святые могилы. И не только наша раса получила спасение от Бога, но и вся земля. Со всех стран они приходят туда и получают бесплатное исцеление. О блаженные мученики Христовы, не забывайте свою родину, где вы жили во плоти, не оставляйте посещать ее и всегда молитесь за нас, чтобы никакая беда не постигла нас и чтобы болезнь тел рабов ваших не коснулась нас. Ибо вам дарована благодать молиться за нас. Мы приходим к Тебе и умоляем Тебя, разражаясь слезами. Но, уповая на вашу молитву, давайте воззовем к нашему Спасителю: Господи, помилуй нас, помилуй нас, защити нас молитвой святых мучеников Твоих, не дай нам впасть в растление, но излей милость Твою на овец стада Твоего, ибо Ты Бог наш, славим Тебя, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Икона Бориса и Глеба
Образы святых Бориса и Глеба были написаны сразу после их канонизации. Нестор Летописец пишет об их иконе в своей «Летописи о святых Борисе и Глебе» и утверждает, что Ярослав Мудрый написал икону, но, скорее всего, иконография святых не была разработана до 1070 года, как считают ученые, поскольку от более раннего периода не сохранилось ни одной иконы или фрески с их изображением. Но уже в XVI и первой половине XII века мы находим изображения Бориса и Глеба, например, на крестах ковчега; традиционно Борис и Глеб изображаются на иконах вместе, в анфас и в княжеских одеждах. В руках они держат крест — символ мученичества — или крест с мечом (меч — знак того, что они князья и воины). Со второй половины XIV века на Руси стали писать житийные изображения Бориса и Глеба. А в постмонгольский период их часто изображают сидящими на лошадях.
Черниговская ночь с гор Арарата,
с волосами до небес,
и запахи братской благотворительности,
скачут кони Бориса и Глеба.
Крикнул Господь с высоты своих сияющих высот.
Церкви горят позолоченной известью,
Меч был разработан Святополком Окаянным.
Убийцы дышат за каждой березой.
Камни Синая почти не тронуты,
темное дерево, воздушный хлеб,
бежит на помощь биопаладинам,
скачут кони Бориса и Глеба.
Злые дьяволы сбивают их с пути.
Даль просыпается от рассеянных лучей солнца.
Бог не виновен в жизни и смерти.
Те, кто не принимает страдания, никогда не будут спасены.
Киев падет, Волга всколыхнется,
и Харград будет обречен и ослеплен,
как из налитых кровью глаз Святополка
скачут кони Бориса и Глеба.
Смерть ждет их на выжженных полях,
им негде отдохнуть, им будет плохо,
если только бездомный художник не спасет их.
весельчак и пахарь по имени Лека.
Пусть произойдет счастливое чудо
и пусть краски мерцают трепетом,
в рай в этом убогом месте.
скачут кони Бориса и Глеба.
Бог Всемогущий с голубой тверди.
«Всемогущий Бог не виновен в жизни.
Бог не виновен в жизни и смерти.
Дети убитых проснутся с магией.
Сейчас и всегда на склонах Синая,
через русское поле в русское небо,
ни одного гвоздя под ними,
скачут кони Бориса и Глеба.