Религия в Казахстане. У казахов какая вера?

К какой Важность религии для народа Казахстана невозможно понять, не рассмотрев положение протестантов в стране. Первыми протестантами на территории современного Казахстана были немецкие лютеране, служившие в русской армии.

Какая вера у казахов

Сегодня Казахстан является унитарной республикой с президентской формой правления. Конституция определяет республику как светское государство, но гарантирует населению полную религиозную свободу.

Религия в Казахстане немногочисленна: по статистике, в Казахстане насчитывается 46 конфессий и доминионов, представляющих интересы многонационального народа. Сегодня в стране насчитывается около 4 200 религиозных общин и объединений, а также около 3 200 различных культовых сооружений, церквей и мечетей.

1.1. Какая основная религия преобладает в Казахстане?

В ходе переписи населения 2009 года казахстанцев спросили об их отношении к религии. Около 97% респондентов заявили о своей принадлежности к той или иной религии, а 3% отказались отвечать или назвали себя атеистами.

1.2. Казахстан религия в процентах:

  • мусульмане — 70,19%;
  • христиане — 26,17%;
  • буддисты — 0,09%;
  • иудеи — 0,03%;
  • другие религии — 0,19%;
  • атеисты — 2,81%;
  • не дали ответа — 0,51%.

Исторически и культурно общество республики ориентировано на две традиционные народные религии — суннитский ислам и православное христианство. Более 11 миллионов человек в Казахстане, включая казахи, Более 11 миллионов человек в Казахстане, включая узбеков, кыргызов и других, придерживаются суннитского ислама, в то время как азербайджанцы принадлежат к шиитской школе ислама. Последователями христианства в республике являются в основном русские, украинцы и белорусы.

Особенности ислама в Казахстане

В Казахстане широко исповедуется только одна ветвь ислама. Для него характерно признание свободы религиозного самовыражения, терпимость к инакомыслию и отсутствие фанатичной строгости в соблюдении ритуальных и правовых норм шариата. Элементы ислама в этой стране более символичны и ритуальны.

Мусульманские школы

У казахов Существовало два типа религиозных учебных заведений: Мектебы (начальные школы) и медресе (высшие школы). В связи с кочевым образом жизни существовали передвижные школы, которые переезжали из одного района в другой. Многие мектебы действовали при мечети. Ученики обучались с 3 до 12 лет, а в школе — с 4-5 лет. Посещение школы было обязательным для всех мальчиков.

Их учили не только чтению Корана, но и арифметике, арабскому синтаксису, механической каллиграфии и хорошим манерам. В большинстве мектебов занятия проводились только зимой или только летом. Начальное образование не давало права на получение религиозной степени, но они должны были учиться в медресе.

В Казахстане с тех пор была создана целая сеть исламских учебных заведений: Высший исламский институт по подготовке имамов «Хатиб» при СДМК и Египетский исламский университет «Нур Казахстан».

Публичное проявление веры

Каждый год сотни мусульман отправляются в Мекку для совершения хаджа. Иногда возможность отправления культа организуется на государственном уровне, но формально в Республике Казахстан нет официальной религии, поэтому это личное дело каждого верующего. Около 75 % граждан считают себя верующими, но не участвуют регулярно в религиозных обрядах и не принимают участия в деятельности религиозных объединений.

Особая одежда для женщин

В исламе женщины носят паранджу (длинное женское платье) и хиджаб (головной платок, не закрывающий лицо) или никаб (платок, закрывающий все, кроме глаз) с юности.

Верховный муфтий Казахстана попросил родителей лично согласовывать (например, со школой) вопрос ношения религиозной одежды.

Буддизм — одна из древнейших религий Казахстана

Буддизм был привнесен в современный Казахстан во время Шелкового пути и войны джунглей.казахскиПоскольку буддизм является одной из трех мировых религий, он одобрен официальными властями Казахстана. Поскольку буддизм является одной из трех мировых религий, он одобрен официальными властями Казахстана.

В Казахстане существует крупнейшая в мире община последователей корейского буддизма — Сон. Сегодня буддизм в Республике Казахстан представлен четырьмя официальными организациями.

Три из них представляют буддизм корейской песни, линию тибетского буддизма. В настоящее время в Казахстане представлены такие буддийские школы и течения, как:

  • школу Вонбульгё (Вон-буддизм);
  • тибетский буддизм (Ньингма, Кагью, Гелуг);
  • дзэн-бцуддизм.

Буддизм Скала, Республика Казахстан. Буддизм проник в Казахстан в джунгарский период.казахскиЗзунгзунгу в Джунгарских войнах. Фото: upload.wikimedia.org

Буддизм в Казахстане развит слабо, в стране насчитывается менее 15 000 буддистов. Большинство из них практикуется небольшой частью корейской диаспоры и калмыками.

При этом многие казахскиБуддисты одновременно практикуют элемент тенгрианства, древней тюркской религии.

«Пусть они (ученые светских наук — ред.) не являются нашими духовными пастырями, но они заслуживают нашей благодарности, ибо, как В одном из хадисов Пророк говорит, что лучшие люди — это те, кто полезен другим», — написал Абай.

Содержание

Ислам является основным религиозным институтом в Казахстане, и мусульмане составляют 70 процентов населения. Казахи — мусульмане-сунниты ханафитского толка.

Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, занявшим несколько столетий. Ислам впервые проник в южную часть современного Казахстана в восьмом веке. Ближе к концу X. века ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и Шир-Дарье. Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в 10 веке. Памятником этого периода является произведение средневекового уйгурского писателя Юсуфа Баласагунского (1015-1016) «Кудатгу билиг», в котором представлена исламская идеология. Для него характерны терпимость к инакомыслящим, признание свободы самовыражения в религии и отсутствие фанатичной строгости в соблюдении ритуальных и правовых норм шариата. Кроме того, ислам в Казахстане пустил корни, которые были неотделимы от доисламских верований, особенно зороастризма и тенгрианства.

Ислам в Казахстане исповедуют в основном тюркские, кавказские и таджикские народы.

Христианство

В шестом веке в Центральной Азии возникла новая империя кочевников. Новые завоеватели — бежавшие с Алтая турки — за короткое время подчинили себе все народы от Великого океана до Черного моря. Создание Турецкого ханства привело к восстановлению торговых путей, которые связывали Иран со Средней и Центральной Азией и Дальним Востоком. С оживлением торговли возросла и миссионерская деятельность несторианских церквей.

После смерти тюркского хана Томбо (581 год) Тюркская империя была разделена на два государства — восточное и западное. Центр последнего, как и большинство более поздних кочевых государств в западной части Центральной Азии, была бывшая земля ушунов, т.е. семиреченцев. Наиболее распространенной религией среди тюрков, вероятно, было манихейское христианство. Поскольку согдийцы уже достаточно широко распространили христианство в этом регионе, его также приняли тюркские племена Центральной Азии. Согласно писателю Феофану, восточные турки, захваченные византийцами в 561 году и отправленные Нарсесом императору Маврикию, имели черные точки по всему лицу. Заключенные объяснили, что во время чумы их соотечественники научили их рисовать крест на лбу, чтобы защититься от болезни. Аналогичные свидетельства содержатся в трудах Феофилакта Шимокаты, который утверждает, что в 591 году, когда полководец Бахрам Чубин, разбитый Хосровом II, потерпел поражение, тюрки, сражавшиеся на его стороне — армия его союзника, турецкого правителя Бухары — попали в плен. Многие из них также носили на лбу знак креста.

Другая ветвь христианства, несторианство, была признана среди найманов, которые мигрировали из Центральной Азии в Восточный Казахстан и Семиречье в конце 12-го и начале 13-го веков.

В настоящее время христиане являются второй по численности религиозной группой в Казахстане (более 26% населения).

Православие

Митрополия Русской Православной Церкви в Казахстане: красный — Уральская и Гурьевская епархия; оранжевый — Костанайская и Петропавловская епархия; желтый — Карагандинская и Шахтинская епархия; фиолетовый — Химкентская и Акмолинская епархия; зеленый — Астанайская и Алматинская епархия; синий — Павлодарская и Усть-Каменогорская епархия.

Казахстан является канонической территорией Русской православной церкви Московского патриархата. Первоначально он был разделен на три епархии: Астана и Алматы, Химкент и Акмола, Урал и Гурьев, а позже были добавлены еще три: Караганда и Шахтер, Костанай и Петропавловск, Павлодар и Усть-Каменогорск. Митрополичий округ Казахстана был создан 7 мая 2003 года решением Священного Синода.

Буддизм

Поскольку буддизм является одной из трех мировых религий, он признается официальными властями Казахстана. По данным посольства США в Казахстане, буддизм представлен в стране четырьмя официальными организациями, три из которых представляют буддизм корейского сына (Казахстан имеет наибольшее распространение корейцев в СНГ) и одно направление тибетского буддизма (что стало возможным благодаря растущему сотрудничеству Казахстана с Индией и Монголией).

Сегодня буддизм в Казахстане представлен такими буддийскими школами и направлениями:

  • Последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм).
  • Последователи тибетского буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг). 8

Пока буддизм в Казахстане представлен довольно слабо (общее число верующих составляет около 15 тысяч человек). Его практикует в основном небольшая часть корейской диаспоры и калмыки. В официальной учебной литературе Казахстана древнетюркская религия — тенгрианство — описывается в отдельном разделе, подчеркивается сходство этой древней религии с исламом и буддизмом.

Эта версия вызывает ассоциации с другой этнической и социальной группой с похожим названием — казаками. Мы не должны путать одно с другим, казахов в Российской империи их называли киргизами или киргиз-кайсаками. В этом случае то же слово «казак» использовалось до 17 века, а Казахское ханство называлось Казачьей Ордой.

История народа казахи

История казахскоЭтническая история начинается с распада Золотой Орды. В 1428 году Узбекский улус вышел из состава Синей Орды. В 1458 году несколько человек, недовольных политикой хана, покинули только что основанное государство. В 1465 году они основали Казахское ханство в Семиречье (современный южный Казахстан и Кыргызстан). Как часть его, основанная на родственных народах, живших в Золотой Орде. казахи и сформировались.

До XVII века новое государство процветало и постоянно отвоевывало новые территории у Ногайской Орды и Могулистана. Но в 1635 году возникло еще одно мощное тюркское государство — Дузгарийское ханство. Почти столетняя война между ханствами казахи были названы «годами великого бедствия». В 1729 г. казахам джунгары были отбиты силой. Но вспыхнувшие в стране внутренние конфликты свели на нет военные успехи. В результате правители Средней казахскоЧжуз признали себя вассалами джунгар и начали платить дань.

В 1726 году хан Жуза Абулхаир решил искать защиты у другого государства — Российской империи, которая завоевывала территории в регионе. Императрица Анна Иоанновна сначала отказалась. После второй попытки Абулхаир в 1731 году подписал письмо, в котором просил хана принять его в российское подданство. Остальные жуковчане присоединились к России гораздо позже. Абулхаир, однако, выступил от имени всего казахскоНо Абулхаир говорил от имени всего народа, хотя не все согласились присоединиться к империи, даже в его родном Жуже. Однако видимая поддержка Россией Казахского ханства приглушила пыл Дузгарии.

Буквально сразу после этого Меццо-Зуз присягнул на верность России. Некоторые влиятельные старшие султаны также добивались ее расположения. Однако императрица решила не соглашаться на подчинение столь отдаленных территорий, чтобы не напрягать нервы цунгарского хана. Сюзеренитет Жуза был признан только в 1818 году.

В 1847 году почти все жители получили российское подданство. казахскиНарод перешел под власть России. На данный момент власть хана над их землями лишь номинальна. Более того, этот титул был упразднен в 1818 году в Среднем Жусе. То же самое произошло и с Младшим жузом в 1824 году. Средний жуз был включен в состав Западной Сибири под названием Кыргызская степь. В начале XX века деление на жузы исчезло. Но только формально — потомки этих племен до сих пор живут в основном в тех же районах.

Давление российской администрации привело к усилению национально-освободительного движения и постоянным восстаниям. С середины XVIII века до 1916 года г. казахи было организовано более 300 вооруженных восстаний. В 1917 году, после отречения царя Николая от престола, в Оренбурге состоялся 2-й Всероссийский съезд.казахскиНа втором общем съезде в Оренбурге было провозглашено создание автономии Алас. казахскоНа втором общем съезде в Оренбурге было объявлено о создании автономии Алас. Однако эта автономия продлилась недолго. Во время гражданской войны ее лидеры поддерживали меньшевиков, а затем были арестованы и казнены большевиками.

26 августа 1920 года территория современного Казахстана вошла в состав Автономной Советской Социалистической Республики Кыргызстан в составе РСФСР со столицей в Оренбурге. В 1925 году республика была переименована в Республику Казахстан со столицей в Перовске (бывший Ак-Мечеть), и тогда же город получил свое нынешнее название Кызылорда, что означает «Красная ставка». В 1927 году столицей стала Алма-Ата. По воспоминаниям В.М. Молотова, казахи Молотов вспоминает, что в 1927 году они просили сделать Ташкент своей столицей, но Сталин приказал отдать его узбекам. В 1936 году Казахстан, уже получивший свое нынешнее название, стал независимой республикой в составе СССР.

Казахстан адаптировался к плановой экономике с большим трудом. Раскулачивание, коллективизация и борьба с давними традициями кочевого скотоводства привели к массовому голоду в 1919-1922 и 1932-1933 годах. Более миллиона человек погибли. Сталинские репрессии не ограничились Казахстаном. В 1937-1938 годах, согласно различным статьям, было арестовано более 100 тысяч человек, из которых около 25 тысяч были казнены.

Язык народа казахи

Современный казахскиЯзык происходит от «турка», одного из «официальных» языков Золотой Орды в XIII-XIV веках. Он также был языком деловой переписки Казахского ханства в XV веке. Действительно, казахскиЭтот статус язык приобрел в шестнадцатом веке. До этого он был языком повседневного общения и народного творчества.

Современная литература казахскиСовременный литературный язык берет свое начало во второй половине XIX века. В то время язык уже был разделен на три диалекта, соответствующие трем жузам. Северо-восточный диалект послужил основой для литературного языка. В нем писали поэты Абай Кунанбаев и Ибрай Алтынсарин. Интересно, что и русский, и китайский языки оказали очень мало влияния на возникновение казахского языка. казахского.

После прихода к власти Советского Союза была проведена интенсивная работа по созданию алфавита. казахскоАлфавит. До. казахи — Арабская письменность использовалась в основном мусульманами. Он используется и сегодня. казахи Афганистан, Иран, Пакистан и некоторые районы Китая. Кириллица также была разработана и использовалась миссионерами.

В 1929 году Комитет по новому алфавиту при ЦИК СССР разработал алфавит «Джаналиф», который должен был стать единым для всех тюркских народов на территории от Казахстана до Крыма. Этот алфавит использовался до 1940 года и даже заменил кириллицу на латиницу в 1938 году. Однако в 1940 году был введен современный кириллический алфавит. казахскиВ 1940 году кириллица была заменена современным кириллическим алфавитом. Казахстан планирует вернуться к латинскому алфавиту в 2025 году. В 2017 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о введении нового алфавита.

Что касается самого языка, то, помимо Казахстана, он является официальным языком в Республике Алтай. Но в отличие от Казахстана, на Алтае он используется только в местах постоянного проживания. казахов. На этом же языке говорят представители этого народа в других регионах России, в других бывших республиках СССР, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе в Китае и в Западной Монголии.

Перепись населения 2009 года насчитала 9 982 276 человек, указавших казахский язык в качестве родного. казахский. В России по-прежнему проживает 648 000 человек. Из них 336 686 человек в 2010 году говорили на государственном языке.

В некоторых регионах России. казахскиY язык — это школьный предмет. Об этом издаются книги. Астраханский социально-педагогический колледж и Астраханский государственный университет готовят учителей начальных классов по русскому языку и литературе. по казахскоАстраханский социально-педагогический колледж и Астраханский государственный университет готовят учителей начальных классов по языку и литературе. В России есть только одна школа, которая готовит исключительно М на казахскоВ России есть только одна такая школа. Он расположен в Алтайском крае в селе Керей. Обучение на казахскоМ преподается здесь с 1920-х годов.

Религия и обычаи народа казахи

Казахстан является светским государством. Тем не менее, во время переписи населения 2009 года только менее 3% населения назвали себя атеистами. Самой популярной религией в стране является ислам. Его практикуют более 70% верующих. По большей части это суннитский ислам мазхаба Ханафи.

Ислам проник на территорию современного Казахстана уже в VII веке. Она не особенно активно занималась его распространением — традиционной религией тюркских кочевников был тенгрианство. Однако к концу VII века ислам уже был принят большинством семиреченских племен, которых, напомним, еще оставалось несколько. казахи. Спустя некоторое время некоторые ханы Золотой Орды приняли мусульманскую веру. В пятнадцатом веке ислам стал государственной религией Казахстана.

Уже будучи частью Российской империи, Казахстан значительно расширил свою территорию и, конечно же, влияние своей церкви. Имперская администрация не только не вмешивалась в этот процесс, но и использовала мулл в качестве дипломатов. Существует даже теория (довольно спорная, по мнению современных историков), что Екатерина Великая не только не препятствовала распространению ислама в Казахском ханстве с этой целью, но даже поощряла его. Согласно этой теории, весь народ в то время не был мусульманином, а лишь «белой костью».

С приходом коммунистов все изменилось. Вначале кампания против ислама была не такой интенсивной, как была кампания против православия. Удаленность Центральной Азии от Москвы была одним из факторов. В результате движение Алаш-Орда прекратило свое существование только в 1920 году, а басмачи, включавшие в себя и казахи, сопротивлялись до 1930-х годов. В 1930-е годы советское руководство, наконец, выработало официальный взгляд на ислам. Было решено, что это вредное движение, которое эксплуатирует рабочих и угнетает женщин. Однако с началом Великой Отечественной войны риторика Москвы стала более мягкой: Страна нуждалась в поддержке масс.

После войны преследования продолжались. Это было облегчено приходом Горбачева. И после того, как Казахстан стал независимым, как и России, они пережили возрождение веры. За первые 18 лет независимости количество религиозных учреждений увеличилось в шесть раз. Если в 1991 году была 671 мечеть, то в 2009 году их уже 4200. 3200 из них — мечети. Мусульманская община получила поддержку в своем возрождении. казахскиМусульмане из других стран внесли свой вклад в возрождение нашей веры. Например, Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак» существует с 2001 года (Казахско-египетский исламский университет «Нур» — с 2012 года).

Как уже упоминалось, большинство верующих страны являются последователями исламской веры. Однако не многие из них придерживаются намаза и других религиозных правил. На это влияет социалистическое прошлое. Однако некоторые традиции соблюдаются большинством верующих. Например, обрезание. Но многие. казахи также соблюдают обычаи доисламского периода, такие как как весенний праздник Наурыз, который уходит своими корнями в Тенгрию.

Присутствуют священные места и сооружения: Мавзолей Арыстан Баб, Унгуртас, Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, Мавзолей Айши Биби, Мавзолей Бабадж Хатун, Улькен-Агаш, гора Казыгурт и др.

Христианство в Казахстане появилось еще в Средние Века и возродилось после покорения Средней Азии Россией

Христианство в Казахстане имеет долгую историю. Первые упоминания относятся к III веку. Несторианское христианство стало одной из ведущих религий региона в раннем средневековье, наряду с зороастризмом и буддизмом. Упадок христианства здесь начался с арабского завоевания, после которого христианское население приняло ислам.

Верующие в Пасхальный полудень у Вознесенского собора в Алма-Ате. Православие — вторая по численности конфессия в Республике Казахстан

Паломники во время пасхального обеда перед Вознесенским кафедральным собором в Алматы. Православие является второй по величине конфессией в Казахстане. Фото.

Миссионерская деятельность католической церкви в регионе началась еще в эпоху Высокого Средневековья. В связи с пресечением связей христианства с христианскими странами, на территории современного Казахстана христианство было заменено исламом и буддизмом. Возрождение христианства в Центральной Азии относится к девятнадцатому веку и связано с завоеванием Центральной Азии Россией.

Распространение православия в Казахстане связано с российским влиянием в стране. В настоящее время около 20% населения Казахстана исповедует православное христианство. Православие в стране исповедуют русские, украинцы, белорусы и, в меньшей степени, другие преимущественно русскоязычные граждане республики.

В Казахстане есть Казахстанский митрополичий округ, который является канонической территорией Русской православной церкви Московского патриархата. Митрополичий округ разделен на девять епархий: Астанайская епархия. Главой митрополичьего округа является митрополит Астаны и Казахстана Александр (Могилевский).

Католики в Республики Казахстана немногочисленны

Первые свидетельства появления католических миссионеров на территории современного Казахстана относятся к XIII в. По мнению историков, контакты короля Франции Людовика IX с монгольскими ханами привели к тому, что в 1253-1255 гг. францисканец Гийом де Рубрук направил миссию к хану Мунче.

От него францисканцы, жившие в области Дешт-и-Кипчак (историческая область, в которую входил и современный Казахстан за исключением Семиречья), получили обширные привилегии.

Католические структуры в Казахстане. Католические структуры в Казахстане очень разнообразны. Фото: upload.wikimedia.org

История католической церкви в Казахстане продолжалась и во времена Российской империи. Во второй половине 19 века и в начале 20 века католики были частью военного персонала царской армии, служившей на территории нынешнего Казахстана.

Кроме того, католицизм исповедовали изгнанники, добровольные мигранты и беженцы. В основном это были поляки, литовцы, чехи, немцы, французы, латыши, венгры и австрийцы. В то время католические приходы Казахстана относились к Могилевской архиепархии.

На рубеже XIX и XX веков в Казахстане было основано несколько поселений немецких католиков-переселенцев. После Октябрьской революции 1917 года католическая церковь подверглась жестоким гонениям, как и другие религии.

В советский период Караганда стала духовным центром католиков Казахстана и Средней Азии. До 1977 года религиозные службы проводились тайно. В 1977 году было получено разрешение на создание католического прихода в Караганде.

Украинская греко-католическая церковь в Казахстане (город Караганда). Кроме римо-католиков, в Республике Казахстане также присутствуют греко-католики

Украинская греко-католическая церковь в Казахстане (город Караганда). Помимо римо-католиков, в Казахстане есть и греко-католики. Фото.

После того, как в начале 1990-х годов стала очевидной возможность создания регулярной католической церкви в Казахстане, 13 апреля 1991 года Папа Иоанн Павел II учредил Апостольскую администратуру в Караганде.

Сегодня число католиков в стране составляет 182,6 тыс. человек, которые составляют около 1,3% всего населения. Помимо католиков латинской формы, в республике существует также греко-католическая община — УГКЦ.

Протестантизм в современном Казахстане активно развивается

К какой Важность религии для народа Казахстана невозможно понять, не рассмотрев положение протестантов в стране. Первыми протестантами на территории современного Казахстана были немецкие лютеране, служившие в русской армии.

Они появились в регионе в середине восемнадцатого века. В первые годы советской власти казахстанскиПротестанты подвергались массовому подавлению. Пастырский аппарат Лютеранской церкви был почти полностью разрушен, из почти двух тысяч пасторов в живых осталось только трое.

Церковь Иисуса Христа, Казахстан. В Республике Казахстан в наши дни активно развивается протестантизм

Церковь Иисуса Христа, Казахстан. Протестантизм сегодня активно развивается в Республике Казахстан

Сегодня протестантизм активно развивается в Республике Казахстан. В 2010 году в Казахстане насчитывалось 310 000 протестантов, что составляет 2,0% населения страны. Большинство из них — немцы, которые не являются членами какой-либо церкви, и корейцы.

Значительное число протестантов встречается среди русских, украинцев и белорусов. Протестанты преобладают в крупных городах, особенно на севере и в центре республики.

Сегодня протестантизм активно развивается в Республике Казахстан. В 2010 году в Казахстане насчитывалось 310 000 протестантов, что составляет 2,0% населения страны. Большинство из них — немцы, которые не являются членами какой-либо церкви, и корейцы.

Особенности ислама в Казахстане

В Казахстане широко исповедуется только одна ветвь ислама. Для него характерно признание свободы религиозного самовыражения, терпимость к инакомыслию и отсутствие фанатичной строгости в соблюдении ритуальных и правовых норм шариата. Элементы ислама в этой стране более символичны и ритуальны.

Мусульманские школы

У казахов Существовало два типа религиозных учебных заведений: Мектебы (начальные школы) и медресе (высшие школы). В связи с кочевым образом жизни существовали передвижные школы, которые переезжали из одного района в другой. Многие мектебы действовали при мечети. Ученики обучались с 3 до 12 лет, а в школе — с 4-5 лет. Посещение школы было обязательным для всех мальчиков.

Их учили не только чтению Корана, но и арифметике, арабскому синтаксису, механической каллиграфии и хорошим манерам. В большинстве мектебов занятия проводились только зимой или только летом. Начальное образование не давало права на получение религиозной степени, но они должны были учиться в медресе.

В Казахстане с тех пор была создана целая сеть исламских учебных заведений: Высший исламский институт по подготовке имамов «Хатиб» при СДМК и Египетский исламский университет «Нур Казахстан».

религия казахстана

Публичное проявление веры

Каждый год сотни мусульман отправляются в Мекку для совершения хаджа. Иногда возможность отправления культа организуется на государственном уровне, но формально в Республике Казахстан нет официальной религии, поэтому это личное дело каждого верующего. Около 75 % граждан считают себя верующими, но не участвуют регулярно в религиозных обрядах и не принимают участия в деятельности религиозных объединений.

Особая одежда для женщин

В исламе женщины носят паранджу (длинное женское платье) и хиджаб (головной платок, не закрывающий лицо) или никаб (платок, закрывающий все, кроме глаз) с юности.

Верховный муфтий Казахстана попросил родителей лично согласовывать (например, со школой) вопрос ношения религиозной одежды.

основная религия казахстана

Сын Жаныбека, Касым, продолжал расширяться. Население достигало 1 млн. человек, а армия — 300 тыс. Процветание Казахского ханства связано с правлением Хакназара — сына Касыма, который правил 30 лет. После его смерти политическая ситуация в Казахском ханстве осложнилась.

История.

Ислам начал проникать в Среднюю Азию и Казахстан во второй половине VII века, во время правления первого омейядского халифа Муавии ибн Суфьяна. Процесс утверждения ислама на территории современного Казахстана длился многие века и начался в южных регионах. Ислам был впервые распространен среди оседлого населения Семиречья и Шир-Дарьи в конце десятого века. Например, ислам уже присутствовал в империи Караханидов в конце десятого века. В настоящее время большинство казахсконаселения считают себя мусульманами и более или менее придерживаются предписаний ислама. Сегодня в Казахстане насчитывается 2 700 мечетей, тогда как в советское время их было всего 63. Увеличилось число верующих, в том числе мусульман.

По мере расширения монгольского ханства распространение ислама замедлилось, так как Тенгрианство было традиционной религией тюрков. Но в последующие века ислам продолжал распространяться. Например, ислам приняли хан Золотой Орды Берке (1255-1266) и хан Узбек (Хан Озбек) (1312-1340). В этот период влияние суфийского духовенства было сильным среди турок. Большой вклад в распространение ислама среди суфиев был сделан через влияние суфиев на суфиев. казахов Основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший в Туркестане в 1166 году, внес большой вклад в пропаганду ислама.

Многие части света, включая христианскую Европу, Индию и Персию, испытали на себе цивилизующее влияние ислама в Средние века. Турецкие страны не стали исключением в этом отношении. Приобщение к мусульманской цивилизации дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане.

В основном это было связано с присущей исламу полнотой и цельностью. В средние века «между Ираном, Афганистаном, Узбекистаном и Казахстаном не было границ». Все эти «страны» и фетишизация государственных границ появились позже. Казахстан был провинцией ислама. Отношения со странами и народами Центральной Азии и Ближнего Востока были довольно тесными. Международная торговля, дипломатия, военные авантюры, совершение хаджа и путешествия в поисках знаний были факторами духовного и культурного единения Казахстана с другими частями исламского мира.

Обращение кочевой знати в ислам не означало, что все социальные классы твердо приняли мусульманскую веру. Обычные люди долгое время придерживались религиозных верований своих предков.

Однако позиции ислама укреплялись год от года. Постепенно количество мечетей увеличивалось. Строительство мечетей поощрялось частными лицами, а иногда и правительством, которое поддерживало ислам. в казахских степях.

С именем султана Арин-газы, который был избран ханом в 1815 году, связано более активное применение исламских законов. казахов. Арын-газы считал необходимым основывать свою администрацию не на обычаях предков, а на законах шариата.

Примечательным явлением прошлого века стало продвижение татар в степь к муллам. в казахскиСтепь, чтобы стать муллами. Обычно татарские муллы женились на казашках и таким образом становились своим народом в степи. Меры предосторожности, предпринятые оренбургскими властями (в 1832 году Оренбургская межевая комиссия запретила браки казахов с татарами и башкирами) ставят мало эффективных препятствий на пути этого процесса. Несмотря на примитивный характер их преподавания, их деятельность приносила ощутимые результаты — образование среди казахов Повысилась грамотность. Возникла традиция записывать стихи и песни и распространять их в листовках. Книги на казахскои татарские языки становились все более востребованными. казахов Татарские языки становились все более востребованными. С введением грамотности началось утверждение ислама.

Ислам сегодня.

Сегодня в стране насчитывается 1313 мусульманских религиозных объединений и более 5 тысяч мечетей. По данным Мусульманского духовного совета, в стране насчитывается около 11 миллионов мусульман, представляющих 24 национальности.

Основными направлениями деятельности мусульманских религиозных организаций в стране являются духовное образование, благотворительность и просвещение.

В стране 20 действующих медресе, самые крупные из которых находятся в Алматы, Атырау, Талгаре, Таразе и Нджезказгане. В международном казахско-арабском и казахско-В Химкентском университете есть факультеты арабского языка и религиоведения. Казахско-турецкий университет в Туркестане имени Х. Жассауи и Исламский институт в Алматы также готовят специалистов в области религиоведения.

В Казахстане издается исламский журнал «Мир Ислама», газета и религиозная литература.

Количество паломников из Казахстана растет с каждым годом. казахстанскиx Количество паломников, совершающих Хадж, увеличивается с каждым годом. В среднем более 500 казахстанских граждан выезжают в Саудовскую Аравию с этой целью.

Для казахов Толерантность по отношению к другим религиям является типичной.

Ислам в Казахстане в основном исповедуют казахи, Ислам в основном исповедуют узбеки, уйгуры, дунгане, таджики, киргизы, туркмены, а также татары и башкиры, некоторые традиционно исламские народы Северного Кавказа (чеченцы), аварцы и ингуши относятся к шафиитской конфессии), азербайджанцы (последние в основном придерживаются шиизма на своей родине) и русские, принявшие ислам, в основном суннитского происхождения.

Политизация ислама, противостояние светской власти и религиозной элиты, нетерпимость к немусульманам и религиозный фанатизм всегда были чужды казахам.

В последнее десятилетие эти исторические условия в республике были подкреплены взвешенной государственной политикой в области межрелигиозных отношений, которая сформировала устойчивый иммунитет общественного сознания к радикализму.

Отношения в религиозной сфере в Казахстане регулируются Законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» 1992 года, который, по мнению экспертов, полностью соответствует международным стандартам. За годы далеко идущих демократических реформ в Казахстане религиозная структура страны претерпела значительные количественные и качественные изменения. Достаточно сказать, что сейчас в Казахстане насчитывается 2 192 религиозных объединения, представляющих 46 деноминаций и конфессий. По количеству верующих первое место традиционно занимают мусульманская и православная религиозные общины, в которых насчитывается 95% членов. казахстанцев.

Помимо традиционных конфессий, в республике действуют религиозные объединения нетрадиционных конфессий и новых религий, а также 246 иностранных миссионеров.

На практике деятельность конфессий в стране является важным фактором и уникальным механизмом поддержания и укрепления внутриполитической стабильности и мира.

Если обратиться к истории, то 1990 год можно считать началом возрождения ислама в Казахстане. С тех пор началось возвращение мечетей верующим, их восстановление и строительство новых мечетей, а также открытие исламских духовных школ. В 1999 году, например, в Алматы была открыта новая центральная мечеть, вмещающая более 3 000 человек.

Национальный телеканал «Казахстан-1» в сотрудничестве с Духовным управлением мусульман Казахстана организовал программу в священный месяц Рамадан, которая имела положительный общественный резонанс и большое воспитательное значение.

Русские мусульмане Казахстана.

Не только в России исламом интересуются представители народов, исповедовавших на протяжении веков другие религии. Одним из центров русских мусульман на территории бывшего Советского Союза сегодня также является Казахстан.

Русские мусульмане в Казахстане очень открыты и позитивно настроены по отношению к другим.

Среди русских мусульман в Казахстане есть представители интеллигенции, бизнесмены и ученые.

Религиозный ренессанс будет трудно понять двадцать первому веку как Исламское наследие имеет потенциал стать интегрирующим фактором для духовного, нравственного и социального возрождения Казахстана. В то же время исламское наследие имеет потенциал стать фактором завершения духовного, нравственного и социального возрождения Казахстана.

Литература:

Нуртазина Назира.

Султангалиева, А. К. Ислам в Казахстане: история, этничность и общество. 1998.

История Казахстана от истоков до наших дней. В 4 томах. Том 1 Алматы. 1996. С. 58.

Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре. Том 1 М., 1991. С. 62.

V. Комаев, С.: Ислам в Казахстане: правда и фантазии.

Самые интересные статьи от IslamDag вы можете найти на нашем Telegram-канале. Самые интересные новости и статьи из последних новостей и статьи из последних новостей доступны на нашем Telegram-канале.

Оцените статью
Uhistory.ru