Политическая культура: понятие, признаки, структура, функции. Что такое политическая культура

Отечественная история
Что такое политическая культура - Государственный менеджмент как форма демократической. Что влияет на тип политической культуры? Патриархальный тип «Жизненный цикл» государства как политического института Проблемы

С другой стороны, для последней характерны раскол, наличие множества противоборствующих сил и высокий уровень конфликтности. Напротив, последняя характеризуется фрагментацией, наличием множества противоборствующих сил и высоким уровнем конфликтности.

Политическая культура и политическое поведение

Как и политические системы, политические культуры можно классифицировать по формационным и классовым характеристикам, идеологическим причинам, отношению к социальному прогрессу и демократии и другим критериям. Классификация, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой. Авторы проанализировали формы функционирования политических систем в Великобритании, Италии, Германии, США и Мексике и выделили три «чистых» типа политической культуры. Они патриархальные, субъективные, активистские и партисипативные. Однако в реальной политической жизни, как отмечают авторы, эти типы культуры взаимодействуют друг с другом, образуя смешанные формы с преобладанием того или иного элемента.

Современный английский ученый Д. Кавана выделяет следующие типы политической культуры.

  • гомогенную, характеризующуюся единством общества по основополагающим ценностям, толерантностью;
  • фрагментарную — с конфликтной оппозиционностью различных субкультур;
  • смешанную, в которой ценностные ориентации отличаются от норм и ценностей существующего режима;
  • искусственно гомогенную, отличающуюся апатичностью, подданническим характером, соединяемую с мобилизованным участием.

Учитывая особую роль государства в воспроизводстве традиций, образцов политической мысли, существует различие между формальной (поставляемой государством) и реальной политической культурой. На рынке, где политика понимается как своего рода бизнес, свободный обмен деятельностью граждан, можно говорить о бесплотной политической культуре, в которой бесплотная политическая культура играет важную роль в жизни общества.

Американский ученый У. Розенбаум предлагает оценивать политическую культуру с точки зрения фрагментации и интеграции. Фрагментированная культура характеризуется фрагментированным обществом. Не существует базового консенсуса (единого взгляда), где в целом преобладают основные социально-политические силы и местные интересы.

Напротив, интегрированная политическая культура характеризуется национальным консенсусом и преданностью политической системе и процессу разрешения конфликтов. Однако все политические культуры нормальных режимов гарантируют некий национальный консенсус.

Формы и модели политической культуры

Области политической культуры включают культуру политической мысли, культуру политического действия и управления, а также правовую культуру. Формы политической культуры включают опыт политического управления, уровень политических знаний, зрелое политическое поведение и наследие предыдущей политической культуры.

Наиболее распространенной и оптимальной с точки зрения стабильности политической системы является культура «гражданственности», регулируемая субъективными установками и формами вовлечения людей в политику. Идеальный» гражданин должен оказывать давление на власть и в то же время быть ей лояльным, но не постоянно активным. Политическая культура гражданственности, с ее терпимостью к другим ценностям, легитимностью власти и компетентностью, является прочным фундаментом для демократического правления.

На практике политическая культура страны представляет собой сочетание различных субкультур. Однако когда возникают их конфликты, речь идет о культурных различиях — в политическом устройстве страны нет общих ценностей, внутренняя целостность государства и общества не гарантирована.

Страны с различными субкультурами — это Россия и Беларусь. В таких обществах важно укреплять духовную свободу граждан, участвовать в перераспределении материальных ресурсов и контролировать правителей.

В 20 веке появилось такое явление политической жизни, как тоталитаризм. Изучая его, ученые пришли к выводу, что жизнь и развитие в современных обществах, как и в первобытные времена, регулируются существенными «биологическими» законами. Жажда обладания и власти во многом определяет ход социальных процессов и влияет на возникновение государственных институтов.

Усиление власти государства всегда опасно, так как оно потенциально может установить «абсолютный» контроль над жизнью людей. Эта опасность тем более актуальна, что все институты общества в той или иной мере аналогичны государственным институтам. Так происходят «отрывки» экономической жизни современных стран.

Партии, стремящиеся к власти, продвигают доктрины, которые могут быть реально применены только в случае мобилизации масс. Во многих странах усиливаются «полностью бюрократические» процессы. Таким образом, формируется авторитарная политическая культура, к которой особенно склонны страны, переживающие кризис и переходный период.

Современная авторитарная политическая культура значительно отличается от исторических форм авторитаризма и тирании. Если последний означал правление немногих от имени немногих, то современный авторитаризм — это правление немногих от имени многих (народа).

Либерально-демократическая модель политической культуры предполагает разнообразие взглядов, учет противоположных позиций. Однако либеральный менталитет так же идеологичен, как и любой другой.

Россия и Европа — культурно-политическое противостояние

Во всех политических культурах можно выделить ряд особенностей, которые придают им особый колорит и специфику. Нельзя говорить о единой модели политической культуры — например, Европы и Ближнего Востока, Западного полушария и Дальнего Востока. Однако, подчеркивая особенности государств и регионов, мы не должны забывать об общих чертах, присутствующих в политических культурах на определенных этапах их исторического развития.

Женщины, работающие в поле. Коллективизация в странах Восточной Европы.

Пример России и европейских стран может продемонстрировать важность связи между специфическими культурами разных стран.

Именно потому, что Россия была вынуждена прикрывать свои различия с Западом, главным образом из-за разрыва между техникой и организационными формами, верхушкой и базой, и приобретенным высшим подразделением, она была вынуждена заимствовать интериоризацию, политический, культурный и идеологический характер. Таким образом, намечающийся характер российского культурного консенсуса: от авторитарных движений до авторитарной защиты.

Существует мнение, что Россия — единственная страна в Европе, в которой отсутствуют демократические традиции. Действительно, столетия авторитаризма, за которыми последовало почти столетие тоталитаризма, — это та буря, которую страна сейчас пытается выпустить. Поэтому западные люди в России не видят перспектив для демократии в России. Однако некоторые политики убеждены, что в российской традиции можно найти свою собственную модель хорошего порядка.

Следует отметить, что даже если демократия в России не имеет глубоких корней, это не означает, что наша страна является неким нарушителем демократической Европы. В конце концов, демократия сегодня не имеет традиций и во многих европейских странах. Достаточно вспомнить, что в начале 20-го века многие из них имели конституции с демократическими элементами, но большинство из них по политическому устройству были монархиями. Однако право на всеобщее избирательное право, главная черта современной демократии, почти нигде не фигурировало. До конца 20-го века женщины не имели права голоса даже в старых демократических странах Европы (например, в Швейцарии).

Первая мировая война разрушила старый порядок. Революции в Европе и пример США ускорили развитие демократических процессов. Однако в 1920-х и 1930-х годах демократический эксперимент потерпел поражение во многих странах: в Италии в 1922 году (к власти пришел Муссолини), в Испании в 1923 году (Примо Делибера), в Польше в 1926 году (Пировский), в Португалии в 1932 году (Салазар), в 1933 году Германия (Гитлер), Австрия (Дольфас) в 1933 году, Греция (генерал Метакас) в 1936 году.

2 Лидеры. Муссолини и Гитлер в Мюнхене. 1938.

После Второй мировой войны демократия сначала была восстановлена и стабилизирована в Германии, Италии и Австрии, но в Греции, Португалии и Испании этот процесс занял гораздо больше времени.

Среди факторов, способствовавших консолидации западных демократий после Второй мировой войны, были экономическое процветание и экономическое развитие. Это позволило финансировать государственные социальные программы без острой борьбы за распределение. Экономические кризисы могут стать серьезным испытанием для демократии.

Местная культура характеризуется безразличием к национальной политической системе, что отражается в отсутствии реакции общества на политическую систему, отсутствии интереса к центральному правительству и, наоборот, интереса к политической жизни «на местах».

Признаки политической культуры

С точки зрения исследователя, политическая культура характеризуется следующими чертами

  • формируется в процессе развития общества и, по сути, является продуктом совместного народного творчества;
  • стремится использовать накопленный опыт для того, чтобы обеспечить социально-политическую стабильность в стране;
  • определяет политическую сферу жизни общества и обеспечивает её целостность;
  • оказывает решающее влияние на политический курс страны;
  • координирует жизнь общества, обеспечивает равновесие между интересами государства и личности, а также между интересами социальных классов и групп;
  • отражает и характеризует уровень гражданственности населения;
  • предлагает нормы и способы взаимодействия государственной власти и граждан.

Структура политической культуры

По сути, политическая культура включает в себя два основных элемента: а) чувство политического сознания и б) чувство политической ответственности.

  • Политическое поведение. Это различные формы активности, которые проявляют люди и общество. К примеру, это может быть участие в различных мероприятиях и акциях, полное неприятие или, наоборот, поддержка политики государства.
  • Политическое сознание. Это система политических идей, знаний, оценок, взглядов и настроений, существующих на уровне индивидов, коллективов, социальных групп и классов или всего общества.

Проще говоря, политическое сознание — это то, как общество воспринимает политическую систему, а политическое действие — это вся деятельность, с помощью которой оно взаимодействует с ней.

В политическом сознании можно выделить две группы компонентов.

  • идеологические (знания, взгляды, убеждения, ценности и прочее);
  • психоэмоциональные (переживания, эмоции, чувства, настроения).

Можно также выделить два типа политического сознания: политическое сознание политической системы и политическое сознание народа.

  • идеолого-теоретическое (знания и представления, сформированные конкретной идеологией);
  • обыденное (собственные взгляды и ощущения индивида, сформировавшиеся стихийно на основе жизненного опыта).

В структуре политического сознания можно выделить следующие компоненты

  • Политические знания. Имеющиеся у людей эмпирические и теоретические познания о политике и всём, что имеет к ней отношение.
  • Политические ценности. Этические и нормативные представления людей о законности, порядке, стабильности общества, социальной справедливости и прочих категориях, имеющих отношение к политике.
  • Политические убеждения. Представления людей об идеальной политической системе и о том, как должно быть устроено государство.
  • Политическая идеология. Система идей и взглядов, воплощающая идеалы и интересы одного из субъектов политики.
  • Политический опыт. Политические обычаи, традиции и знания, накопившиеся в памяти общества.

Типы политической культуры

Существует три типа, в зависимости от того, как население воспринимает власть и имеет ли оно возможность влиять на политику.

  • Патриархальный. Для данного типа характерно то, что в политической жизни государства могут принимать участие лишь отдельные социальные группы или слои. Остальные же полностью или частично отстранены от политики. К примеру, в феодальных государствах политическими правами не обладали крестьяне, а сегодня таких прав нет у женщин в некоторых арабских странах. Стоит отметить, что чуть больше столетия назад в Европе и США женщины тоже не имели избирательного права.
  • Подданнический. Этот тип подразумевает пассивное отношение граждан к политической жизни страны. В государствах, которым он свойственен, население полностью полагается на государственную власть и ожидает, что та будет решать все проблемы в меру возможностей. Такой патернализм встречается и в достаточно развитых странах, поскольку многие граждане просто доверяют власти и не хотят тратить свои силы и время на то, чтобы погружаться в политику.
  • Активистский. Для данного типа характерен высокий уровень вовлечённости населения в политическую жизнь страны. Граждане хорошо разбираются в политике, интересуются происходящим в стране и в мире, активно участвуют во всех политических процессах и стремятся оказывать влияние на политику доступными способами (участие в выборах, различных акциях, демонстрациях и прочих мероприятиях). Именно этот тип политической культуры свойственен правовым государствам с развитым гражданским обществом и функционирующими социальными институтами.

Отображаемые области называются пользовательскими объектами. Отношение граждан к этим объектам может принимать различные формы. Например, они могут быть основаны на формах знания (познания), эмоций (настроения) или оценки (рейтинга).

Политические ценности как элемент ценностных ориентиров.

Россия, ценности, политическая культура, политика, политическое поведение, организаторы работы, установки, молодежь, политическая система, политическая жизнь.

В области гегемонии существуют политические субъекты.

Политическая культура современной России. Политические установки в современной риторике. Российская политическая система 21 века.

«Жизненный цикл» государства как политического института

Современными авторами теории политической модернизации являются Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, С. Хантингтон 1,5,9. Современная концепция выделяет два исторических типа модернизации.

Таким образом, между политическими культурами Востока и Запада существуют значительные различия.

Внешнеэкономические приоритеты Российской Федерации и Китайской Народной Республики в энергетическом сотрудничестве в Северо-Восточной Азии.

Деятельностный подход к политической культуре подчеркивает функциональную согласованность, основанную на стандартных способах деятельности.

Формирование политической культуры

В формировании политической культуры участвуют органы государственной власти, в основном политические партии. Они закладывают идеологические основы политической мысли и действий, формируют тип политических коалиций и отношение граждан к партийной системе. Церкви также участвуют в создании политической культуры. Его роль особенно важна в странах, где большинство граждан лояльны. Роль СМИ значительно возросла за последнее столетие. Они формируют многие убеждения и стереотипы, которые определяют политическое сознание и поведение. В формировании политической культуры участвуют и такие социальные силы, как этнические, деловые (бизнес-сообщество) и академические (академическое сообщество) сообщества, а также военные. Во многих странах с традиционно мощной и влиятельной армией (Россия, Германия) сама система представляет собой единоличное правление, «командные» действия и использование силы для решения проблем.

На личностном уровне непосредственное проявление культуры в политике находит свое выражение в политической культуре. Это означает, что человек имеет четкую политическую позицию, глубокие политические и юридические знания, моральные убеждения и идеологические принципы. Политически культурный человек — это тот, кто свободен от догматизма, предрассудков и предубеждений.

Политическая идеология

Наряду с политической культурой, субъективные аспекты политической жизни отражаются и в политическом сознании, которое «реализуется» в политической идеологии в ее наиболее интенсивной и систематизированной форме. Последняя, т.е. политическая идеология, проявляется как совокупность идей, систем взглядов и ценностных ориентаций, связанных с планом организации (переустройства) общественной жизни на основе тех или иных мировоззренческих принципов.

Из всех типов современных политических идеологий, отражающих разнообразие интересов социальных конструктов и групп, стратифицирующих общество, самыми крупными и распространенными являются

Популизм — это вид политической деятельности государств и других политических структур, институтов, элит и лидеров, которые непосредственно опираются на общественное мнение и народные настроения как на главное средство обоснования (или достижения) своих властных целей.

Оцените статью
Uhistory.ru