Данная модель подразумевает общую ответственность государства за социально-экономическое положение своих граждан, обеспечивая как непосредственно им, так и хозяйствующим субъектам.
Вечная Империя и государственный патернализм
Левада-центр провел социологическое исследование «Государственный патернализм», которое выявило консервативные предпочтения большинства граждан России. ‘Фактическая консолидированная власть не может быть юридически ограниченной и фактически бессильной.
‘Левада-центр — это либеральная организация, действующая как иностранный агент. Социологические исследования, определяющие отношение российских граждан к функционированию власти и роли государства в их жизни, дали интересные результаты.
‘Как вы думаете, бывают ли в жизни страны ситуации, когда людям нужен сильный и эффективный лидер, «сильная рука»?’ 75% респондентов заявили, что эти силы необходимы. 49% сказали, что России это нужно постоянно, а 26% — что это нужно только в том случае, если необходимо сосредоточить всю власть в одних руках.
Многие другие (71%) ответили на вопрос: «Какими, по вашему мнению, должны быть отношения между государством и его гражданами?». На этот вопрос был дан ответ. Государство должно быть патерналистским.
Мощная сила, авторитарный лидер, патерналистское отношение к людям — все это стилистически соответствует имперскому государству и власти одного человека.
Это единодушие, а точнее, психологическое единство человека, связанное с определенным идеальным образом власти и государства, является законным основанием говорить об империи как об имперской державе как о национальной державе.
Имперская сила и властная мощь
Власть всех имперских государств требует полной власти. Власть, которая не может делать то, что кажется правильным, не может называться по-настоящему эффективной властью. Полнота власти — это синоним неограниченной власти.
Демократическое правительство, внутренне разделенное страстями партийной элиты и внешне ограниченное бумажными законами, не способно на полноценные и мощные действия. Комплексные и последовательно реализуемые результаты — это не про демократию. Ограниченная и неадекватная власть может иметь только ограниченные и неадекватные последствия, от которых страдают граждане. Власть можно простить за ее избыток, но не за бесправие или недостаток.
Власть и подчинение не являются юридическими элементами сторон, поскольку речь идет о психологическом восприятии государством того, что такое власть и что такое подчинение этой власти. Единого универсального подхода к этому вопросу не существует. Содержание власти и отношения между властью и обществом являются элементами мировоззрения. И она формируется под влиянием исторического опыта сообщества, в котором функционирует власть. Она основана на философии принципов власти и моральных взглядах людей на роль власти в обществе.
Реальная власть империи в российской традиции не может быть простым правовым институтом. Она должна быть главной, самой большой реальной силой в государстве. Имперская власть сочетает в себе юридическое превосходство и реальный суверенитет. Она создает эту независимую правительственную власть, которую в русской традиции называли «авторитаризмом».
Сила всех имперских государств направлена на достижение полной власти. Фото: Александр Авилов / Агн Москва
Пора перестать стыдиться наших представлений о национальной мощи и государственности. Таланты России в этих областях поистине удивительны и исторически подтверждены имперской практикой.
Верховная власть может быть придумана, а на самом деле может быть только эта власть, и никакая другая власть не может находиться в состоянии, превосходящем ее. И только тогда, как высшая главная сила, она становится неограниченной и требует лишь внутреннего самоконтроля.
Понятие гегемонии говорит о гегемонии имперской власти, о том, что она сама не подчиняется бумажным законам, исходящим от этой верховной власти. Неограниченность означает, что нет реального врага власти, от которого она зависит и который находится под ними и может быть подвержен их правам.
На самом деле, в теории, в демократическом обществе все должно быть точно так же. Власть народа, воля каждого гражданина страны, должна быть высшей властью в демократии, не ограниченной никакими другими властями. На практике, однако, в демократии доминируют ростовщики (банкиры), бюрократы и партийные политики. Демократия более или менее всегда является антинародной узурпацией трона. Демократия не является синонимом народной власти.
Самодержавная империя – не аморальная деспотия?
Неограниченную власть не следует путать с деспотизмом. Деспотизм лишен нравственных идеалов. Основной мотивацией является личное честолюбие правителя, которое согласуется с религиозными идеалами и национальными традициями. Всякая деспотия подчинена единственной цели — удовлетворению желаний деспота за счет капитала эксплуатируемого народа. Нет более высокой цели. Нет никакого сервиса.
В авторитарной монархии верховная власть самоограничивается религиозными целями и национальными интересами. Только это может ограничить его волю, поскольку у государства больше нет власти. Она определяет себя и ограничивает свою власть тем, что для нее свято и важно.
Авторитарные монархии всегда ограничены религиозными целями и национальными интересами. Фото: Игорь Иванько / АГН Москва
Писаный закон имеет такую верховную власть с моральной или целесообразной точки зрения. Закон — это руководящий орган или часть идеологического мировоззрения.
В российской традиции «неограниченные» обвинения в адрес власти являются синонимом «самоограничения» власти.
Верховная власть может быть придумана, а на самом деле может быть только эта власть, и никакая другая власть не может находиться в состоянии, превосходящем ее. И только тогда, как высшая главная сила, она становится неограниченной и требует лишь внутреннего самоконтроля.
Суть патернализма простыми словами
Патернализм был основной формой взаимоотношений между правителями и народом с древности, когда цари и другие лидеры отождествлялись с пастухами (пастухами), а народ — со стадами (стадами). В этих отношениях пастух заботится о стаде, организует, ведет и защищает его, а также помогает людям организовать свою жизнь, добывать пищу, создавать семьи, рожать и воспитывать детей. В то же время их главная задача — обеспечить безопасность стада, поэтому они постоянно следят за ним.
Люди не могут жить в одиночку, поэтому их отцовские отношения со стадом означают абсолютную власть. Они не могут существовать и принимать самостоятельные решения, потому что не могут защитить себя и удовлетворить свои потребности. Поэтому покровительство — это самая древняя форма правления, связывающая людей пассивным подчинением ради защиты и доступа к средствам существования.
Виртуализм предполагает «отцовское» отношение со стороны опекающего субъекта. Оно включает в себя не только заботу, но и желание подавить волю, что является деспотичным контролем. В то же время у подчиненных субъектов такая форма отношений развивает предпочтение зависимости. В частности, взрослые проявляют признаки детского поведения, ожидая от них защиты и заботы.
Особенности патернализма
Исследователи определили ряд характеристик, которые могут рассматриваться как патерналистские в отношениях.
- Контроль и распределение ресурсов. Патернализм подразумевает, что покровительствующий субъект (например, государственная власть) имеет доступ к ресурсам. Он предоставляет часть этих ресурсов субъектам, находящимся в его подчинении, в обмен на их лояльность и послушание.
- Идеологическое оправдание подчинения. Существует идеология, которая объясняет и оправдывает сложившиеся отношения, приписывает патерналисту роль покровителя, заботящегося о подчинённых.
- Своеобразная форма организации социума. Патерналистские отношения подразумевают наличие иерархии, на вершине которой стоит один человек или команда, а остальные находятся в подчинении.
- Тенденция к систематизации и институционализации. Патернализм стремится к выработке специальных правил, закрепляющих покровительственные взаимоотношения в обществе.
- Контроль почти всех аспектов жизни граждан. Власть стремится контролировать все аспекты жизни общества (то есть обладает признаками тоталитаризма).
Примеры проявления патернализма
В качестве примера рассмотрим период правления великого Петра. Он был убежден, что строгая дисциплина необходима для развития нравственности и трудолюбия. Именно поэтому он ввел огромное количество правил, регулирующих все, включая частную жизнь граждан. Он сравнивал людей с детьми и присвоил себе титул «Отец Родины».
Во времена великого Петра в Российской империи сложился настоящий культ административных отношений. Бюрократия значительно возросла, а государство стремилось контролировать все внутренние процессы. В частности, распределение рабов по различным фабрикам и заведениям в интересах государственной экономики. Несмотря на организационные трудности, такой подход имел свои преимущества.
Другим примером патернализма является советская административно-политическая система. Патерналистские отношения между государством и обществом проявились прежде всего в сложной системе социальной защиты и социальных гарантий. В частности, это выразилось в следующих особенностях
- стремление к равенству в распределении материальных благ;
- жесткое регулирование производства и экономики;
- гарантированное трудоустройство при отсутствии реального рынка труда.
Указанные черты патернализма в советском государстве можно рассматривать как положительные, поскольку они были направлены на достижение общего блага. В то же время были и негативные аспекты. В частности, был период, когда государство стремилось к полному контролю даже над частной жизнью своих граждан.
Понятие гегемонии говорит о гегемонии имперской власти, о том, что она сама не подчиняется бумажным законам, исходящим от этой верховной власти. Неограниченность означает, что нет реального врага власти, от которого она зависит и который находится под ними и может быть подвержен их правам.
Что такое патернализм
Паленализм не является частью повседневной речи, и не каждый может дать ему правильное определение. На самом деле, люди используют его каждый день для описания отношений между поколениями и семейных иерархий.
Термин «патернализм» происходит от латинского слова, корень которого означает «отец». Этот термин определяет отношения между отцами и сыновьями, между старшим и младшим поколениями, между государством и народом.
Патриархальное мироустройство
В целом, патернализм — это взаимоотношения между государством и предпринимательской деятельностью на уровне общественных отношений. Патернализм также можно рассматривать с точки зрения политических и экономических отношений между различными государствами.
Что касается патерналистской политики, то народ — это дети, а государственная власть — отец, который контролирует поведение своего народа, показывает ему, что правильно, а что нет, и помогает ему решать проблемы.
С экономической точки зрения, патернализм также присутствует в некоторых национальных экономиках. Возьмем, к примеру, Японию, где традиции чтились веками, и в регионах можно увидеть четкое разделение между всеми стратами и существующими регионами. Все они кажутся одной большой семьей, где отец — лидер, а дети — существующая семья.
В современном мире патернализм пережил Испанию, Италию и Японию. Во многих странах патернализм используется в антисистемной политике крупного бизнеса.
Патернализм в семье
С точки зрения социологии и психологии, патернализм присущ отцам, чувствующим, что они имеют преимущества перед своими детьми. То есть, они пытаются воспитывать их, используя авторитарные типы. Однако ответственные отцы также чувствуют необходимость защищать и заботиться о своем ребенке, оберегая его от опасностей и трудностей. Эти мужчины делают все необходимое, чтобы их дети были здоровы и счастливы, но они не удовлетворяют все прихоти и требования своих детей. Дисциплина и послушание — основа их воспитания.
Отношения между отцом и ребенком, государством и народом, руководителем и подчиненным есть и будут оставаться одним из живых вопросов, изучаемых психологами, социологами и политологами. Тема жизни, поведения и отношений, а также взаимосвязи между реакциями и взаимозависимостями имеет собственное название. С одной стороны, конкретное определение дает только одно конкретное определение, а с другой стороны, как в случае с понятием патернализма, включает в себя множество определений.
Следует отметить, что элементы социального патернализма присутствуют не только в социалистических государствах. Он также применим к капиталистическим режимам, хотя и выборочно.
Патернализм
Патернализм (лат. Patemus — отец) — 1) презрительное отношение государства к своим гражданам, бизнеса к своим работникам, отношение к некоторым странам — 2) убеждение, что государство, правительство должно заботиться о потребностях своих граждан за счет государства и хорошо берет на себя все заботы граждан.
Райзберг Б.А. Современный социально-экономический словарь. Москва, 2012, с. 359.
Патернализм
Патернализм (от лат. pathemus — отец). Характеристика социальных отношений и взаимодействия на работе, когда сотрудник чувствует, что он принадлежит к одной семье и что организация заботится о нем. Это чувство общности создается благодаря специальным мероприятиям. Например, японские компании, сознательно культивирующие патернализм, характеризуются непринужденной атмосферой, общим стилем одежды, включая пожизненное трудоустройство, и возможностью общения с администрацией.
Патернализм, -А, М. (вторая половина 20 века). Форма благотворительности, заключающаяся в заботе об управлении учреждениями или предприятиями для поддержания жизни и культуры существующих. Патернализм. Патернализм. Поощрение патернализма. Продвижение патернализма.
Патернализм, -а, да. Патернализм.
Патернализм (НФЭ, 2010)
Патернализм (от лат. paternal — от отца) — это система, принцип и практика государственного управления, основанная на примере отцов, воспитывающих и правящих в патриархальных семьях. Возведенный в национальный масштаб, патернализм известен в древней интерпретации царей как пастухов, а людей — как стада. Царь Папас, благодаря своей неустанной заботе, собирает, защищает и направляет стадо. Однако главная задача пастуха — обеспечить безопасность и защиту своего стада. Его бдительный взор устремлен как на все стадо в целом, так и на каждого в отдельности. Но за отцовской защитой и охраной также стоит абсолютная сила. Стадо не может жить и существовать самостоятельно без защиты. Поэтому, как практика государственного режима, патернализм применим к политически несамостоятельным людям.
Патернализм — политика государственного патронажа в отношении частной деятельности в определенных сферах — таких как патриархат, государственные учреждения и коммерческие компании. Со стороны государства бюрократия часто нарушает равные корпоративные отношения между государством и вышеупомянутыми субъектами, а также с самими конкурентными субъектами (есть возможности существовать и развиваться в более благоприятных условиях, чем другие).