ОТКУДА ПОШЛО ВЫРАЖЕНИЕ «МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ». Почему Москва третий рим?

Согласно версии, переданной Филофеем, «первые два римлянина погибли, третий Четвертый не пропадет». Этим положением Москва была удостоена статуса последнего лидера христианского мира. Несмотря на кажущуюся абсурдность такого самопровозглашения, формула «Москва — третий Рим» была принята многими.

Почему цари называли Москву третьим Римом?

Хорошо известно, что фраза Москва — третий Рим появился после завоевания Константинополя в 1453 г. Однако в то время Константинополь считался Римом не потому, что Западный Рим пал, а потому, что Константинополь был столицей римских императоров. В отличие от Рима, Москва не была столицей византийских императоров.

Вообще, по идеологии «Москва» не была столицей Римской империи. — третий Идеология «Рима» была создана не царями и не с политической целью. Эта формула была впервые сформулирована монахом Филофеем, старцем Спасо-Елеазаровского монастыря в Пскове. И это означало следующее: Первый Рим предал православие и поэтому был завоеван варварами. Второй Рим после своего объединения также изменил православию и впоследствии был захвачен мусульманами. Сейчас в мире существует только одно православное государство — Великое княжество Московское. И если она предаст православие, то падет, и последует суд, потому что в мире больше не будет истинно христианских (православных) государств. И вот старец Филофей Василий III предостерегал от заигрывания с католиками и униатами, но сохранять чистоту веры. То есть, «Москва — третий Рим» — это особая миссия Московского княжества (будущей империи) по спасению мира, по отсрочке конца света.

Но политическое обоснование назначения московского князя царем = императором имело совершенно иное направление. Преемственность в Римской империи была установлена «мифом о князьях Владимира», в котором была придумана ложная генеалогия Рюрика как потомка брата императора Октавиана Августа. В Византии преемственность была установлена путем обновления биографии Владимира Мономаха и создания мифа о «Шапке Мономаха», якобы реликвии, которую носил император Константин Мономах.

Максим Грек подошел к проблеме с богословской точки зрения. Он противопоставил астрологическому детерминизму положение о свободной воле человека и божественном провидении, направляющем всю жизнь человечества. Это не оставляет места для влияния небесных тел. Судьба человека определяется его свободным выбором, а не планетами и звездами.

Почему москва третий рим

Согласно версии, переданной Филофеем, «первые два римлянина погибли, третий а четвертый не погибнет».

Фраза «Москва — третий Рим», которую все знают со школьной скамьи, появилась в России в первой половине XVI века. Это было связано с философской концепцией перемещения «центра мира» в столицу Российского государства. Автором традиционно считается монах псковского монастыря Елеазар Философов. В своих письмах 1523-1524 годов к чиновнику Михаилу Мисюрю-Мунекину и великому князю Московскому Василию III он говорил о роли «земного Рима», которую должна была взять на себя Москва.

Эта идея, получившая научное название translatio imperii (лат. «перевод империи»), впервые появилась в античных источниках и переходила из века в век. Первый» Рим, который современные ученые называют caput mundi (лат. «столица мира»), был центром цивилизации, носителем высшей власти на земле. После распада Западной Римской империи из-за нашествий варваров Константинополь стал новым, «вторым» Римом. В столице Византийской империи, которую сами жители называли только Восточной Римской империей, эта философия была обогащена христианским смыслом. Новый центр Вселенной стал местом паломничества тех, кто жаждал освободиться от грехов и обрести прощение. Однако «второму» Риму не суждено было просуществовать долго: в 1453 году османы захватили город, и он перестал быть центром христианской власти. Вновь встал вопрос о том, кто будет хранителем и столпом христианской веры на земле.

Среди духовных мест православных народов стали появляться прообразы центра, сохраняющего нормы православия: Сербы, например, рассматривали Белград как будущий «Рим».третьим Таким образом, сербы рассматривали Белград как свой будущий «Рим», а болгары — Великое Тырново. Однако во второй половине пятнадцатого века большинство этих территорий оказались под властью Османской империи. Единственным независимым православным царством оставалось Русское государство. В то время она сбросила монголо-татарское иго и постепенно превратилась в мощное централизованное государство.

Согласно версии, переданной Филофеем, «первые два римлянина погибли, третий Четвертый не пропадет». Этим положением Москва была удостоена статуса последнего лидера христианского мира. Несмотря на кажущуюся абсурдность такого самопровозглашения, формула «Москва — третий Рим» была принята многими.

Укрепляющееся российское государство должно было политически утвердиться на мировой арене. С религиозным «переходом империи» из Константинополя в Москву, также стало необходимым обеспечить политическую преемственность с Византией. Существуют легенды о происхождении Рюриковичей от брата римского кесаря Августа; о короне Мономаха, подаренной русскому князю византийским императором… о белой Клобуке, повествующей о Константине Великом. Все это было подкреплено женитьбой Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, которая приняла царский титул и византийский герб. Сам абсолютизм основывался на концепции «Москва — третий Рим»: царь всея Руси был не только политическим лидером, но и гарантировал сохранение православных правил церкви и чистоту нравов.

Более того, статус Третьего Рима означал для Москвы ряд «экуменических» задач, которые были полезны и для западного христианского мира. Как защитница христианской веры, Россия взяла на себя ответственность за христиан, которые были подданными Османской империи, и поэтому должна была активно участвовать в борьбе против турок-османов, которые завоевывали одну европейскую территорию за другой.

После крещения Руси в X веке русские признали власть византийского императора как защитника всех христиан, как отмечает историк Светлана Лурье. Но несколько веков спустя «второй Рим» тоже рухнул: в 1453 году Османская империя завоевала ослабленный политическими кризисами Константинополь и переименовала его в Константинополь.

Почему Москва — третий Рим?

«Москва — третий Рим» — это одно из самых часто слышимых и самых банальных утверждений. выражений, с которой столица обычно описывается в путеводителях и справочниках, в речах левантийских патриотов, в телевизионных программах и других сомнительных и официальных источниках.

Самое интересное, что их авторы часто сами этого не знают, почему Москву называют третьим Римом. Так откуда же пошло это выражение?

Действительно, фразеология имеет серьезные культурные и исторические последствия. Термин «Третий Рим» не только популярен. выражение, Это религиозно-политическая идея, использовавшаяся монархиями прошлого для обоснования своей особой значимости в мировой политике в качестве преемников Римской империи.

В средневековой Европе была популярна теория «перехода империй», которая предполагала существование метафизической «мировой империи», переходящей из страны в страну со сменой времен года. В широком смысле это была своего рода претензия на мировое культурное превосходство, основанная на идее, что одна страна является исключением среди других. Следовательно, Римскую империю (Первый Рим) можно считать первой «мировой империей», Византию (Второй Рим — Константинополь) — второй, но для того, чтобы иметь право называться третьим как раз и пошли прения.

Римская империя не случайно стала первой «мировой империей»: Рим был «вечным городом», непобедимым и неприступным, объединившим под своей властью огромные территории (почти Рим был «вечным городом», непобедимым и несокрушимым. Она объединила огромные территории (все народы, известные в истории того времени) и, с принятием христианства, приобрела священное значение как самый главный всемирный бастион христианской веры. В V веке нашей эры Римская империя пала, и Константинополь стал новым священным центром. Византия, как и Римская империя, объединила огромные территории, а Константинополь стал «преемником» Рима как новый бастион христианской веры. Но и Византийская империя в конце концов пришла в упадок: Константинополь был завоеван турками-османами в 1453 году.

Выражение «Москва — третий Рим» предполагает, что между Россией и Византией (или Москвой и Константинополем) существует такая же преемственность, как между Византией и Римской империей, так что Россия является третьим «Мировая империя» — исключительная по своему политическому значению. Действительно — Русь и Византия имели довольно тесные отношения: христианство пришло на Русь из Византии, монархические династии двух стран перекрещивались, а Москва, ставшая центром русских территорий после падения Константинополя, более чем подходила на роль наследницы его славы.

Говорят, что идею о Москве как о Третьем Риме впервые озвучил старец псковского Елеазарова монастыря Филофей Филофеев в 1523-1524 годах. В двух письмах великому князю Василию III он отождествил Московское княжество с Римской империей — мистическим и несокрушимым бастионом христианства — и сформулировал идею, ставшую пословичным девизом. выражением «Два римлянина пали, третий — Два римлянина пали, и четвертому не бывать.

Конечно, на данный момент выражение «Москва — третий Рим» утратила свой славный религиозный и политический смысл, но обрела новую жизнь как светлая метафора, указывающая на древность российской столицы.

Кстати, не только Москва претендовала на славу Рима и Константинополя: на преемственность Римской и Византийской империй претендовали также Сербия, Болгария, Италия и Третий рейх.

— Нина Васильевна, как, по-вашему, современный православный человек должен относиться к идее Третьего Рима? Можно ли сделать какие-либо выводы?

Третий Рим и православие

Национальная идея о том, что Россия — третий Рим, объединил людей духовно. На политическом уровне это убеждение активно продвигалось именно из-за его объединяющей силы. Правящей элите было выгодно занять позицию, укрепляющую абсолютизм (власть царя едина с властью Бога).

В двадцатом веке термин «активный» начал переосмысливаться. Некоторые историки считают, что эта идея имела тоталитарные черты и продвигалась исключительно в политических целях. Термин «Москва» использовался для описания политических и политических причин создания государства. — третий Рим» активно использовался Западом во время холодной войны. С помощью этой идеи европейские страны подчеркивали культурные и интеллектуальные различия между Россией и Западом. Следует отметить, что на протяжении пяти веков, метко названный выражение Следует отметить, что на протяжении пяти веков способности Филофея нисколько не утратили своего значения, и Россия остается надежным бастионом христианской веры.

Оцените статью
Uhistory.ru