КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ. Крестовые походы сколько было

Фридрих II и аль-Камиль. Миниатюра из манускрипта Джованни Виллани «Новая хроника». XIV век Biblioteca Apostolica Vaticana / Wikimedia Commons

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Крестовые походы (1095-1270), европейские военные колонизационные кампании на Ближнем Востоке (Палестина, Сирия, Египет, Тунис) в конце 11-13 веках, в форме паломнических миссий по освобождению Святой земли (Палестины) и Святой Храм Гроба Господня Ерусалим) «неверных» (мусульман). Крестоносцы — это те, кто отправился в Палестину и пришил Красный крест на грудь, а когда вернулся, пришил его на спину, отсюда и название «крестоносцы».

В основе крестовых походов лежал комплекс демографических, социально-экономических, политических, религиозных и психологических мотивов, которые не всегда осознавались участниками.

Развитие демографии, начавшееся в Западной Европе в 11 веке, в основном столкнулось с ограниченными ресурсами земли как основного средства производства (низкая производительность труда и низкая урожайность). Демографическое давление усугублялось прогрессирующим развитием отношений между товарами и деньгами, когда люди стали зависеть от рыночных условий и своего финансового положения. Средневековая экономическая система не могла этого охватить. Оно формировалось за счет малолетних сыновей феодалов (в некоторых странах существовали магистратские права — наследование отцовских земель. только великим сыном) мелких безземельных крестьян. По словам Ж. Ле Гоффа, «крестовые походы рассматривались как слабительное средство от перенаселения Запада». Растущее осознание несметных богатств Востока породило жажду завоевания плодородных чужих стран и приобретения сокровищ (золота, серебра, драгоценностей, тонких тканей).

Для итальянских торговых демократий Венеции, Генуи и Пизы экспансия на восток была продолжением их борьбы с арабами за господство в Средиземноморье. Их поддержка движения крестоносцев была обусловлена желанием закрепить за собой побережье Леванта и контролировать основные торговые пути в Месопотамию, Аравию и Индию.

Демографическое давление способствовало росту политической напряженности. Противоречия, феодальные войны и крестьянские восстания были постоянной чертой европейской жизни. Крестовые походы дали возможность направить агрессивную энергию разочарованного феодального общества на справедливую войну против «неверных» и тем самым обеспечить единство христианского мира.

Социально-экономические и политические трудности усугубились в результате серии стихийных бедствий (суровые зимы, наводнения) и эпидемий (в основном «лихорадки» и чумы), охвативших Германию, Рейн, Рейнскую область и Восточную Францию в конце 1080-х — начале 1090-х годов. Это способствовало распространению религиозного подъема, аскетизма и подвижничества среди всех слоев средневекового общества. Потребность в религиозных достижениях и даже самопожертвовании для достижения тонального греха и вечного спасения нашла соответствующее выражение в идее специальных паломничеств к святым местам для освобождения святой могилы.

Психологически желание овладеть богатствами Востока и надежда на вечное спасение слились с европейской жаждой странствий и приключений. Путешествие в неизвестность давало возможность уйти от однообразия мира и сопровождавших его тягот и страданий. Ожидания от постмодернистской жизни тесно переплелись с поисками земного рая.

Главным организатором движений инспираторов и крестоносцев был папизм, который значительно укрепил свои позиции в конце XI века. В результате движения лазаретов (см. также «Монастырские кровати») и реформ Григория III (1073-1085) престиж католической церкви значительно вырос, что позволило ей вновь утвердить свое лидерство в западном христианском мире.

Начало крестовых походов.

Абах конца X века потерпел крах. Палестина находилась под египетским правлением с усилением враждебности мусульман к христианам. Ситуация стала еще более напряженной после захвата Иерусалима турками-сельджуками (1078 год). Европа была наполнена рассказами о зверствах мусульман против христианских святынь и жестоких преследованиях верующих. Сельджуки также оккупировали Малую Азию Византийской империи в 1071-1081 годах. В начале 1090-х годов византийский император Алексий I Комнинос (1081-1118) был свергнут турками, петнегианцами и норманнами и обратился за помощью к Западу.

Используя чары Алексия I, папизм взял на себя инициативу по организации священной войны за освобождение Гроба Господня. 27 ноября 1095 года на саммите в Клермоне (Франция) папа Урбанос II (1088-1099) обратился с проповедью к знати и духовенству, призывая европейцев прекратить внутренний конфликт и начать крестовый поход в Палестину, обещая участникам. Грех и вечное спасение. Речь была с энтузиазмом воспринята тысячами крестоносцев, которые постоянно повторяли слова «так хочет Бог», то есть лозунг крестоносцев.

Крестьянский крестовый поход.

Многие проповедники распространили призыв к II городскому по всей Западной Европе. Рыцари и крестьяне продавали свое имущество, чтобы купить необходимое снаряжение, и нашивали Красный Крест на свою одежду. В середине марта 1096 года крестьяне (около 60-70 000 человек), в основном из рейнской Германии и северо-восточной Франции, под предводительством аскетичного проповедника Петра Зербарита, начали кампанию, не дожидаясь сбора рыцарей. Они прошли через долины Рейна и Дуная, через Венгрию и достигли границ Византийской империи летом 1096 года. Их путешествие характеризовалось грабежами и насилием в отношении местного населения, а также еврейскими погромами. Чтобы предотвратить насилие, Алексий I потребовал, чтобы они оставались в любом месте империи и путешествовали по империи под бдительным оком византийской армии. В июле сильно разбавленное (почти наполовину) ополчение крестоносцев подошло к Константинополю. Византийцы прошли по нему от Босфора до Ковчега. Несмотря на советы Петра Отшельника, отрывки из фермы были перевезены в Ниццу, столицу провинции сельджуков. 21 октября они попали в засаду и были полностью разбиты султаном Крисиарланом I в узкой пустынной долине между деревнями Ницца и Дракон.

Первый крестовый поход ордена начался в августе 1096 года. В нем приняли участие рыцари Лотарингии. Ее возглавляли герцог Готфрид IV Бульонский из северной и центральной Франции, граф Роберт Нормандский, Роберт Фландрский из южной Франции. Духовным лидером похода из южной Италии (норманнов), возглавляемого графом Раймондом IV Тулузским и герцогом Богемондом Тарентским, был епископ Адемар из Пюи. Лотарингские рыцари последовали за ними на Дунай, провансальцы и северные французы — в Далмацию, а нормандские рыцари — в Средиземноморье. С конца 1096 года они стали собираться в Константинополе. Несмотря на напряженные отношения между крестоносцами и местным населением, которые иногда приводили к кровавым конфликтам, византийская дипломатия убедила их присягнуть на верность Алексию I и пообещать, что все они вернутся в империю (март-апрель 1097 года). Владения в Малой Азии, захваченные турками-сельджуками. В начале мая отряд крестоносцев переправился через Босфор и в середине месяца вместе с византийцами осадил Никею. Рыцари разбили войска килича Арслана I под стенами города, но его гвардия не сдалась им и сдалась византийцам (19 июня) — чтобы успокоить крестоносцев, Алексей I подарил им часть добычи.

В конце июня рыцари начали поход на Антиохию. 1 июля они разгромили империю сельджуков при Дорилее, с большим трудом прошли через внутренние районы Малой Азии (турки использовали выжженную землю) и в середине августа достигли Коньи. После отражения нападения империи сельджуков на Ираклион крестоносцы вошли в Киликию и, перейдя в октябре горы Антитаброс, вступили в Сирию. 21 октября они осадили Антиохию, но осада продолжалась. В начале 1098 года группа рыцарей заняла Эдессу, а Балдуин, предводитель буйволов, основал первое государство крестоносцев — графство Эдесса. Антиохия была занята только 2 июня 1098 года; 28 июня они разбили армию эмира Мосула, пришедшую спасти город. По соглашению между лидерами крестоносцев в сентябре 1098 года Антиохия была уступлена Боэмону Таленскому, и было создано второе государство крестоносцев — Антиохийское княжество.

В 1176 году христианская армия византийского императора Мануила была жестоко разбита турками. У границы с Египтом крестоносцы были окружены и вступили в неравную войну с мусульманами.

Как походы изменили отношение к войне

Нормандская конница и лучники в битве при Гастингсе. Гобелен из Байе. Wikimedia Commons в 11 веке.

До Первого крестового похода ведение многих войн могло быть санкционировано церковью, но ни одна из них не была названа священной. Так, когда норманны разбили войска последнего англосаксонского короля, Гарольда II, в битве при Гастингсе в 1066 году, норманнские епископы наложили покаяние. Участие в войне теперь не только считалось грехом, но и искупало прежние преступления, а смерть в бою, по сути, гарантировала спасение души и место в раю.

Это новое отношение к войне иллюстрирует история монашеских орденов, возникших сразу после первых крестовых походов. Первоначально темплары (монахи, а также монахи-рыцари) в первую очередь отвечали за защиту христианских паломников, направлявшихся в Святую землю, от разбойников. Однако их функции быстро расширились и стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Многие замки в Святой земле достались тамплиерам — благодаря щедрым пожертвованиям крестоносцев из Западной Европы у них было достаточно средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплиеры давали обеты чистоты, бедности и послушания, но в отличие от членов других монашеских орденов, они служили Богу, убивая своих врагов.

Сколько стоило участие в походе

Готфрид Бульонский переходит Иордан. Миниатюра из рукописи Вильгельма Тирского. BibliothèquenationaledeФранция в XIII веке.

Крестовые походы долгое время считались мотивированными в первую очередь жадностью. Так обездоленные братья компенсируют огромное богатство Востока. Современные историки отвергают эту теорию. В крестовых походах было много богатых людей, которые оставляли свое имущество на долгие годы. Стоимость участия в крестовых походах была очень высока, а выгода едва ли была выгодной. Затраты были пропорциональны возможностям участников. Например, рыцари должны были полностью экипировать себя, своих спутников и слуг и кормить их взад и вперед. Самые бедные полагались на возможность подработать по пути, на милостыню от самых богатых крестоносцев и, конечно, на добычу. Добыча от крупных сражений и успешных осад быстро тратилась на припасы и другие необходимые вещи.

Историки подсчитали, что рыцарь, собранный для Первого крестового похода, должен был в течение четырех лет собрать сумму, равную его доходу, и часто в сборе этих средств участвовала вся семья. Им приходилось брать ипотечные кредиты, а иногда и продавать свое имущество. Например, Готфрид Бульонский, один из лидеров первого крестового похода, был вынужден заложить родовой дом своей семьи — Бульонский замок.

Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, они не считали реликвии из Святой земли и не жертвовали их местной церкви. Однако участие в крестовых походах значительно повышало престиж всей семьи, включая следующее поколение. Вернувшись домой, крестоносец мог рассчитывать на прибыльное консульство, и в некоторых случаях это помогало поправить шаткое финансовое положение.

От чего умирали крестоносцы

Смерть Фридриха Барбароссы. Миниатюра из рукописи «Хроники саксонского мира». Wikimedia Commons, конец XIII века.

Трудно подсчитать, сколько крестоносцев погибло на планете. О них мало что известно. Например, более трети не были возвращены домой германским королем и руководителем второго крестового похода товарищем Конрадом III. Они умирали не только от ран, но и от болезней и голода, а также от боевых действий. Во время первых крестовых походов нехватка комитов была настолько велика, что каннибализм был нормальным явлением. Короли также испытывали трудности. Например, император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса погиб, утонув в реке, а Ричард Ленцкард Август Французский и король Филипп II едва выжили в когтях тяжелой болезни (по всей видимости). Другой французский король, Людовик Святой, страдал от такой сильной дизентерии, что ему пришлось разрезать штаны во время седьмого крестового похода. Затем, во время восьмого крестового похода, погиб сам Людовик и один из его сыновей.

Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.

Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)

Если первый крестовый поход был стихийной толпой, то следующий крестовый поход, начавшийся в 1096 году, был гораздо лучше подготовлен.

  • Из северной Франции выступило войско под предводительством Гуго Великого (Гуго Вермандуа).
  • Из центральной Франции выдвинулось войско, которое вел Готфрид Бульонский.
  • Боэмунд Тарентский командовал выходцами из Италии. Крестоносцев южной Франции вел Раймунд IV.
  • Роберт Нормандский был предводителем войска из северо-западной Франции.

Армии этих войск объединились под Константинополем. Крестоносцы первого крестового похода были вооружены и организованы. На этот раз опытные воины смогли отбить большую часть пасхалитов. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.

Первый крестовый поход достиг своих главных целей — отвоевания Святой земли и освобождения Гроба Господня. Крестоносцы основали Иерусалимское королевство. Помимо этого королевства, существовали и другие государства, воины которых насаждали те же порядки, что и в средневековых европейских обществах. Они были представлены следующим образом.

История походов крестоносцев

Турки-сельджуки строили планы по возвращению утраченных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесса. В результате в Европе начал готовиться второй крестовый поход.

Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

Начался второй крестовый поход:.

По пути в королевство Джерси армия сильно разбавилась. Этому способствовали

Кампания была очень неудачной. Крестоносцы нанесли арабам столько поражений, что те были вынуждены вернуться домой.

В 1173 году в Египте появилось новое государство, которым правил талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против королевства Герузалим и победил крестоносцев в битве при Хатиине. Затем армия Саладина осадила Иерусалим, который вскоре сдался. Иерусалимское царство прекратило свое существование.

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

Третий крестовый поход начался в 1189 году. Его главной целью было возвращение Святой земли.

  • Британцы выступили под предводительством бесстрашного воина — короля Англии Ричарда «Львиное сердце».
  • Король Франции Филипп II Август возглавил французских крестоносцев.
  • Немецкий император Фридрих Барбаросса повел в поход немецких рыцарей.

Третий крестовый поход также потерпел неудачу. Немецкие рыцари потеряли своего предводителя в дороге. Во время переправы через реку Сериф в Малой Азии Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с лошади и умер. Позже большинство немецких крестоносцев вернулись домой.

Английские и французские рыцари прибыли в район, где недавно существовало Иерусалимское королевство, но не стали сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить процветающую крепость. Осада продолжалась два года. Французский король не ожидал окончания осады. Ричард «Ленкардос» остался в стороне, окруженный войсками Саладина.

Британский король занял Эдж и разбил армию Саладина в битве при Арсуфе, но дело закончилось мирными переговорами. Ричарду пришлось срочно вернуться домой, так как король Франции Филипп воспользовался отсутствием английского короля, чтобы понять почти все английские владения на материке.

Результаты третьего крестового похода были умеренными. Христианские паломники могли свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Край и часть прибрежной полосы от Тира до Яффы остались в руках крестоносцев.

Оцените статью
Uhistory.ru