Городская жизнь в Средневековье: мифы и факты. Как жили в средневековье

В результате люди с псориазом или дерматитом часто подвергались остракизму со стороны прокаженных как больные проказой. А если они жили среди «нормальных» людей, то должны были носить специальную одежду и колокольчики, чтобы предупредить здоровье о своей болезни. А во Франции XIV века многие больные псориазом были сожжены на костре.

7 мифов о Средневековье: на самом деле там было весело

Все знают о бедствиях и ереси средневековой Европы. На самом деле, было много хорошего — красочная одежда, общественные бани, вечеринки и т.д. Убедитесь, что ваши знания на тот момент были верными.

Нет ничего более далекого от концепции популярной культуры, чем средневековая Европа. Она не была такой дикой и отчаянной, как это показано в фильме. Она была очень красивой и по-своему интересной. И да, вы определенно могли бы там жить.

Миф: чая не было, кофе не было, все пили воду

Но это было не так! Пить воду было опасно. Особенно в городах родниковая вода была как минимум низкого качества. Все пили сидр и ферментировали все подряд. Единственное, что взрослые и дети делали для удовольствия, — это алкоголь. Даже самые бедные люди в деревнях старались пить либо мяту, либо пиво, а вода была только для общественного потребления.

В дополнение к чистым напиткам были популярны «коктейли». Мед и густое смешанное вино, специи и плохое пиво (полученная смесь называлась «хвастовство»), яблоко и мята. Алкогольные напитки в Средние века содержали меньше спирта, чем современные алкогольные напитки, поэтому люди могли спокойно ездить на колесах, или лошадях, во время питья. Также были доступны безалкогольные напитки, в основном ячменная вода, т.е. вода с добавлением ячменя и меда.

Миф: это было очень мрачное время

Один только огонь инквизиции и изображения кинотеатров, где все носили черное, также болезненно далеки от средневековой Европы. В те времена яркие цвета были признаком престижа. Краска стоила дорого, и ее ношение делало вас богатым. Только короли могли покупать пурпур, сделанный из особого вида моллюсков. Однако фермеры могли добиться аналогичных цветов, используя более дешевые красители, такие как сиреневый краситель, боярышник или некоторые лишайники. Другими словами, многие цвета были доступны публике, хотя и не такие яркие и стойкие. Однако никто не носил черное или бесцветное.

Группы в капюшонах с прорезями для глаз и предупреждающими колокольчиками и трещотками были обычным явлением в городских толпах. Больные проказой жили попрошайничеством, поскольку каждый из них потерял свое имущество, семью и положение в обществе. Церкви, пекарни, кондитерские, колодцы и фонтаны были под запретом.

Факт: трактирщики были богатыми людьми

Большинство людей воспринимали средневекового трактирщика как большого, крепкого мужчину, предлагающего готовую еду за простую плату. Однако около 10-20% владельцев средневековых постоялых дворов были женщинами. А владельцы постоялых дворов в городе были богаты.

Государственные чиновники, купцы и духовенство чаще останавливались в городских тавернах. И большинство из них были состоятельными людьми, которые готовы были оставлять деньги за хорошие услуги, такие как чистые постели и уход за лошадьми. Кроме того, трактиры были центрами сплетен и торговли. Владельцев трактиров всегда можно было узнать, они часто становились владельцами различных предприятий и магазинов. Авторитетных отельеров часто избирали на государственные должности.

Факт: в Средние века существовал фастфуд

Жители средневековых городов могли похвастаться наличием печей в своих домах. В то время они были чрезвычайно опасны, и часто вспыхивали пожары. В результате жители города приносили готовую еду в печи и просили разрешения воспользоваться ими. Чаще всего они шли к печи и покупали вафли, блины и пироги, чтобы есть их на улице.

В средневековых пирогах было много начинки, а тесто служило контейнером для еды, но обычно его не ели. Стоит отметить, что магазины, где продавали фастфуд, оставались открытыми даже после наступления темноты.

Миф: средневековая еда была пресной и невкусной

Даже жители деревень находили способы улучшить простые овощные блюда и горные ароматы. Они добавляли ароматные травы из своих садов. Жители городов также не стеснялись использовать специи, особенно лондонцы. Ежедневно в английскую столицу прибывали корабли с пряностями.

На рынках средневекового города можно было найти знаменитый свежий имбирь, кумин, гвоздику и другие специи. Рис, импортируемый из Азии, также не был редкостью. Конечно, они были дорогими, но городские жители могли себе это позволить. В пекарнях и трактирах повара конкурировали друг с другом за право пользоваться услугами клиентов. Однако только более состоятельные жители города могли рассчитывать на вкусные ароматные блюда и выпечку. Самые бедные покупали выпечку, подслащенную дешевым медом вместо дорогого сахара.

Различные средневековые блюда. Автор Джакопо Чименти. 1625

Сельские жители были фактически привязаны к земле, на которой они жили, и считались собственностью дворянства. Однако, если с ними плохо обращались, они всегда могли обратиться к правосудию. Если дела обстояли совсем плохо, крестьяне могли бежать в города с соответствующим имуществом и получить свободу, прожив там год или больше. Городские жители, с другой стороны, были полностью независимы.

Пахать землю или защищать ее?

В Средние века никто не мог даже мечтать о спокойной жизни. У крестьян было мало средств к существованию. У них не было акций, банковских счетов или страховки от несчастных случаев. Они ничего не могли спроектировать и пытались дожить до следующего дня и до следующего года.

Вы обрабатываете землю или защищаете ее?

Мы не знаем, как они переносили это, поскольку не сохранилось ни писем, ни дневников этих людей, которые могли бы рассказать нам об их страхе и радости. В Средние века читать и писать могли только монахи, священники и некоторые дворяне. По оценкам, в начале XVI века около 1% населения Германии умело читать.

Крестьяне были неграмотны и ничего не знали об окружающем их мире. Дети учились всему, что должны были знать их родители — как пахать, сеять и жать. Школьное образование еще не было изобретено, не было газет и телевидения. Крестьяне узнавали новости только тогда, когда торговцы проходили через их деревни.

Неудачным для крестьян был год, когда началась война. У германских племен не было регулярной армии — солдаты, жившие в казармах, могли защитить страну в случае угрозы со стороны врага. Обычно, когда приходила война, мужчины просто концентрировались на вожде или призыве вождя. Они должны были уделять внимание получению оружия и припасов.

Если война была короткой и враг находился не очень далеко, женщины, дети и старики жили сами по себе. Однако если война затягивалась, или если им приходилось отправляться в дальние страны, отсутствие мужчин на полях имело серьезные последствия.

Конники против пехотинцев

Для Карла Великого было очевидно, что ситуация складывается не лучшим образом. Голодная страна не может воевать. Карлу Великому также было ясно, что в долгосрочной перспективе невозможно выиграть войну, опираясь на простых пеших солдат. Они двигались слишком медленно и были чрезвычайно уязвимы.

Поэтому мудрый правитель выбрал другой вид оружия: конного воина в полном вооружении. Эти воины были предшественниками рыцарей и были намного гибче вражеской пехоты. На просторах Франции они могли быстро перемещаться с места на место и были очень опасны для противника.

Формирование бронетехники, атакующей вражескую пехоту плечом к плечу, вскоре стало определять исход сражений. Пехота, вооруженная мечами, не могла приблизиться к хорошо защищенным конным врагам и была очень беспомощна против ударов мечом сверху. Оснащенные бензопилами, конные рыцари стали ужасно высокоэффективным оружием. У них был только один недостаток: они были очень дорогими.

Всадники против пехоты.

Ученые подсчитали, что стоимость снаряжения конного воина составляет 45 коров. Сорок пять коров! Не во всех деревнях есть столько коров. Причина столь высоких цен заключается в том, что в раннем Средневековье доспехи изготавливались из бесчисленного количества маленьких железных колец, которые кузнецы согласовывали друг с другом. А в то время, когда железо и сталь еще горели в ямах и печах и разливались в формы, это была очень сложная, трудоемкая и дорогая работа. Кроме того, покупка лошадей стоила недешево. Бедные фермеры не могли оплатить все это.

Как же король нашел способ собрать хорошую армию? Как найти достаточное количество конных воинов?

Первые феодалы

Решение, которое нашел Карл Великий в этой проблеме, определило все Средневековье. Мы уже знаем, как важна была собственность на землю в то время. А поскольку король традиционно владел всей свободной землей, он мог поделиться ею со своими всадниками.

Так зародилась вражда и междоусобица — земля, отданная всадникам в пользование. Рабочих, которые должны были обрабатывать поля, царь одалживал своим воинам вместе с землей. Это были рабы — свободные — земледельцы, которые считались такой же неотъемлемой частью земли, как деревья и кустарники.

Условные уступки земли были вездесущи на протяжении всего Средневековья. Не король даровал землю. Дворяне, а позже даже рыцари, искали союзников — подчиненных, которые одалживали землю за веру и помощь в военных событиях. Тех, кто давал землю, называли правителями. Это привело к возникновению аристократии или феодальной системы. Это стабильный класс, в котором найдется место для каждого.

Всадники получили выгоду. Наконец-то у них было достаточно денег, чтобы купить лошадей и снаряжение, и достаточно времени, чтобы сражаться. С другой стороны, для крестьян феодализм был не так хорош. Теперь им нужно было кормить не только свою семью, но и семью его лошади. И поскольку они были рабами, они не могли уйти к другому, возможно, менее строгому хозяину. Рабы принадлежали феодалам, как крупный рогатый скот и козы.

Первые враждующие лорды.

Что-то не похоже на работу мечты. Тем не менее, во многих случаях было еще не поздно, и многие свободные крестьяне начали передавать свои земли феодалам. Как только люди становились людьми, они полностью зависели от своего господина и должны были отдавать ему часть своего урожая. Они выходили сами. Исходя из этого, феодал делал это за них. И с большой радостью.

Всадники умели сражаться и были увлечены этим. Они любили убивать своих врагов и носили мечи, топоры, древки и копья. Они привыкли к войне и хотели победить. Дарованная королем земля — лен — сделала этих воинов правителями, королями со своим народом и своей территорией.

Маленькие короли наслаждались своей властью. Гордые, гордые и жадные, они вскоре забыли, что их власть и земли были лишь заимствованы. Они хотели больше власти, больше людей и больше земли. И весь мир должен знать, что эта земля всегда принадлежала им и их детям.

Так началась история этих знаменитых епископов и рыцарей-воинов, которые стали одним из самых могущественных классов средневекового общества и продолжают восхищать нас и по сей день. А об истории их замков, соответственно, — в следующий раз.

В Средние века никто не мог даже мечтать о спокойной жизни. У крестьян было мало средств к существованию. У них не было акций, банковских счетов или страховки от несчастных случаев. Они ничего не могли спроектировать и пытались дожить до следующего дня и до следующего года.

Лицо и имя

С IV по XII век люди казались безликими. Конечно, люди выделялись друг от друга чертами лица, но все знали, что Божий суд справедлив, окончательный суд судит не внешность и поведение, а душу человека. Именно поэтому в Средние века не было индивидуальных портретов. В какой-то момент в 12 веке глаза были открыты. Люди стали интересоваться всеми травами, прослеживать их, и вся картина мира изменилась. Этот ренессанс естественным образом отразился в искусстве: в XII и XIII веках скульптура стала трехмерной, а на лицах начали появляться эмоции. В середине XIII века портреты стали появляться на скульптурах, изготовленных для надгробий церковной иерархии. Художественные и скульптурные изображения старших правителей, не говоря уже о лицах меньшей значимости, были в основном данью договорам и правилам. Однако один из клиентов Джотто, купец Энрико Скровегна — богатый падангский торговец, по заказу которого в начале XIV века была построена церковь, изображенная Джотто, — капелла Скровегна. Мы уже знаем его по очень реалистичным и персонифицированным изображениям, как в знаменитой Падуанской капелле, так и на надгробных плитах. Сравните фрески со скульптурами, и вы увидите, сколько ему было лет!

Мы знаем, что Данте не носил бороду, его внешность не объясняется божественной комедией, но мы знаем серьезность и медлительность Фомы Аквинского, которого его одноклассники называли «сицилийским Тельцом». Уже было уделено внимание внешности человека, скрывающейся за этим прозвищем. Мы также знаем, что Фридрих I Барбаросса (1122-1190) — император Священной Римской империи и один из лидеров Третьего крестового похода — имел не только рыжую бороду, но и красивые руки.

Индивидуальные личные голоса, которые иногда считаются частью культуры Нового времени, звучат и в Средние века, но долгое время без имен. Голоса присутствуют, но без имен. Средневековые произведения искусства — фрески, миниатюры, иконы, даже мозаики, самое дорогое и знаменитое искусство на протяжении веков — почти всегда анонимны. Для нас странно, что великий учитель не хотел оставить свое имя, но для них сама работа была подписью. В конце концов, даже если все проблемы будут исправлены, художник остается художником. Все знали, как изобразить евангелизм, но хороший учитель всегда вкладывал в картину свои чувства. Люди знали имена хороших учителей, но никому не приходило в голову записывать их. И вдруг, где-то в 13-м и 14-м веках, они получили имена.

Арест Мерлина. Миниатюра из кодекса Франсе96. Франция, около 1450-1455 гг. © Национальная библиотека Франции

Отношение к греху

Конечно, в Средние века некоторые вещи были запрещены и карались законом. Но для Церкви было важно именно покаяние, а не наказание. Средневековые люди, как и мы, грешили. Все согрешили, и все исповедались. Если вы воцерковлены, вы не можете быть безгрешным. Если вам нечего сказать на исповеди, значит, что-то не так. Святой Франциск считал себя последним грешником. Это конфликт, который христиане не могут разрешить. С одной стороны, вы не должны грешить, но с другой стороны, вы будете гордиться, если вдруг решите, что вы безгрешны. Вы должны подражать Христу без греха, но в этом подражании нельзя выходить за определенные рамки. Вы не можете сказать: «Я — Христос». Ή: Я апостол. Это уже ересь.

Система греха (допустимый, непростительный, смертельный, не очень смертельный) постоянно менялась, потому что люди не переставали думать об этом. К XII веку возникла наука, подобная теологии, со своими инструментами и функциями. Одной из задач этой науки была разработка четкого руководства по этике.

Богатство

Для средневековых людей богатство было скорее средством, чем целью. Потому что богатство не связано с деньгами, а связано с наличием людей вокруг вас. А для того чтобы вокруг вас были люди, вам нужно делиться и использовать свое богатство. Вражда — это прежде всего система взаимоотношений. Если вы находитесь на вершине иерархии, вы должны быть «отцом» для своих подчиненных. Если ты раб, ты должен любить своего господина почти так же сильно, как своего отца или Царя Небесного.

По иронии судьбы, многое в Средние века делалось с помощью расчетов (не обязательно арифметических), включая брак. Как известно историкам, браки по любви — большая редкость. Мы очень мало знаем о низших классах, хотя это, вероятно, происходило как среди крестьян, так и среди дворян. Не было принято вести записи о том, кто на ком женился. Однако если аристократия подсчитывала свою прибыль, когда отдавала детей, то бедняки, считавшие каждый пенни, делали еще больше.

Миниатюра из Псалтыри Лютреля. Англия, ок. 1325-1340 ©Британская библиотека

Петр Ломбардский, богослов XII века, писал, что муж, который страстно любит свою жену, является взрослым. Это не имеет ничего общего с физическим элементом. Посвящая слишком много чувств браку, человек становится взрослым, потому что смысл брака не в том, чтобы придерживаться земных отношений. Конечно, такая точка зрения может показаться экстремальной, но она доказала свою влиятельность. Если посмотреть на это изнутри, то это противоположность придворной любви. Напомню, что придворная любовь в браке никогда не является любовью; более того, она всегда является объектом мечтаний об обладании, а не самим обладанием.

Оцените статью
Uhistory.ru