Древнеегипетский календарь. Какой год в египте

Ливийский лидер Шешонк I пришел к власти в 945 году до н.э. Затем он основал 22-ю династию. 925 Г. ДО Н.Э. Я провожу эффективную военную кампанию против Палестины.

Хронология Древнего Египта. 30 династий египетских

Одна из важнейших проблем, с которой сталкиваются ученые при изучении истории Древнего Египта, — это хронология. До сегодняшнего дня у ученых мало информации, потому что древние египтяне не пользовались единой системой летоисчисления, как мы, а начинали считать годы с начала правления нового царя. Чтобы получить полную хронологическую картину, нам необходимо определить даты прихода к власти каждого правителя и продолжительность его правления. Сложность заключается в том, что эти даты не просто неизвестны. Некоторые короли правили вместе с другими в периоды потрясений, но добавление королевств приводит только к неправильному результату, еще больше запутывая ученых. Однако наряду с царским календарем уже использовались солнечные и лунные годы.

Древние египтяне делили год на 12 периодов (месяцев). У каждого было ровно 30 дней. В дополнение к 12 месяцам, было пять дней для исправлений, в общей сложности 365 дней в году. На этом основана современная хронология Древнего Египта. Египтяне считали начало года временем разлива Нила. Это совпало с астрономическим явлением — появлением Сириуса, когда солнце било в горизонт.

На самом деле, солнечный год составляет 365 дней и четверть дня, а египетский календарь отстает на один день каждые четыре года. Только через 1460 лет начало египетского года совпало с разливом Нила, восходом солнца и Сириуса. Поэтому ученым необходимо было определить восход солнца в последней параллели с Мемфисом, чтобы определить точку отсчета египетского календаря. На протяжении 5 000 лет это совпадение произошло трижды.

  1. Между 4245 и 4242 годами до н. э. (доисторический период).
  2. В 2785-2783 годах до н. э. (конец Тинисской эпохи).
  3. Между 1325 и 1322 годами до н. э. (правление XIX династии согласно записей египетский писцов).

Признаки использования солнечного календаря учеными содержатся в текстах пирамид. Однако в этих текстах нет хронологии. Согласно последним данным, формирование солнечного календаря в Древнем Египте датируется примерно 2785 годом до нашей эры.

Через некоторое время египтяне стали замечать довольно существенные различия между солнечным и астрономическим годами. В сохранившихся текстах были найдены записи, показывающие различия между официальным началом года и восходом солнца Сириуса, используемым для определения дат царских праздников. Сохранившиеся записи египетских писцов позволили определить хронологическую дату упоминания. Поэтому ученые смогли проследить периоды правления Тхутмоса, Аменхотепа I и Сенусрета III. Анализируя информацию, извлеченную из царских документов, каталогов Манефона и сравнивая ее с данными из историй астрономов и других людей, ученые смогли определить отправную точку древнеегипетской истории. Они проследили его до начала 30-го века до нашей эры. Позднее радиометрическая датировка была подтверждена методами, используемыми для определения возраста некоторых объектов.

Современная хронология Древнего Египта

Благодаря новейшему методу радиометрического датирования, использованному в 1976 году, древнеегипетская хронология была вновь пересмотрена. Было установлено, что ранее рассматриваемые даты, такие как династический и доисторический периоды, оказались более древними. В результате получилась следующая хронология Древнего Египта

  • Додинастический период (5500-3100 до н. э.);
  • Династический период (3120-332 до н. э.). Включает в себя правление 30 династий. Так же, данный период делится на несколько этапов: ранее царство, древнее царство, первый переходный период, среднее царство, второй переходный период, новое царство, третий переходный период, позднее царство;
  • Эллинистический период (332-30 до н. э.).

Рисунок 1 — Хронологический порядок развития Древнего Египта

Дата результата в первую очередь подтверждается датой. Началом исторического периода считается 3150 год до н.э., но это неточная и условная цена. Скорее всего, это будет свидетельствовать о появлении письменной записи, чем о самом тексте, который сохранился до наших дней. Что касается дат, то древнеегипетская культура существовала до 3150 года до н.э., но никаких письменных документов древности не существовало. Культуру и письменность следует различать как два совершенно независимых явления. Довольно развитая культура долины Нила появилась между 5000 и 2700 годами до нашей эры. Этот период характеризуется созданием древних царств с возникновением языка, письменности, государственных институтов, политики и религии. К сожалению, из-за древности этого периода до нашего времени дошли лишь немногие элементы. Однако благодаря некоторым из них мы можем получить неопределенное представление о жизни в Древнем Египте в то время.

Додинастический период

Доимперским периодом в истории Древнего Египта считается период с четверга по третье тысячелетие до нашей эры. Этот период науки относится к последнему доисторическому периоду на территории Египта, времени окончательного распада расовых отношений. В то же время формировались социально разделенные общества и создавались новые государства, в которых процветало рабство. В этот момент историки также приписывают появление письменности Египту.

Возникновению культуры на земле Древнего Египта предшествовал длительный период культурного развития, продолжавшийся тысячи лет. В то время происходили процессы формирования новых экономических организаций, новых социальных отношений и создания единого государства. В доконтинентальный период Египет был разделен на отдельные мелкие государства. Там сохранялась память о предках-прародителях. В каждом округе были кошки, крокодилы и шакалы. До нас дошли тарелки и керамика со стилизованными формами животных, найденные в захоронениях. Социальные изменения отразились в новых мотивах в искусстве. В более поздний период изображения животных предков слились с поклонением богам и царям. Царь в образе могучего быка побеждает своих врагов. Древнеегипетские боги изображаются одновременно и с животными, и с человеческими чертами. Анубис, бог смерти, изображен на голове шакала. Бог солнца изображается с головой ястреба, бог знаний — например, с головой вытянутого плюща. Такие иллюстрации являются тематическими, и существует выбор методов и приемов художественного стиля

По мнению историков, доимперский период Древнего Египта характеризовался началом бурного развития национальной культуры. В то же время, культурный бум начался, когда государство было раздроблено и не могло восприниматься как целостное.

Предварительный период обычно делится на четыре последовательные фазы.

  • Энеолит – начиная с 5500 года до н.э.;
  • Накада I, Амратинский или Поздний додинастический период – начиная с 4000 до н.э.;
  • Накада II или Герзин – начиная с 3500 года до н.э.;
  • Накада III. Этот период известен в истории как нулевая фаза развития государства, отсюда свой отчет ведет история цивилизации.

Характеристика Энеолита

Под определением неолита скрывается первоначальный век металла, сам термин переводится как «бронзовый век». В эпоху врага были популярны каменные орудия труда, хотя началось интенсивное производство бронзовых орудий. Ножи, стрелы, топоры и кожаные инструменты для врачевания по-прежнему изготавливались из камня. Однако к тому времени металлургия уже начала развиваться. Этот процесс можно разбить на следующие этапы.

  1. Обработка меди аналогично камню – методом холодной ковки.
  2. Отливка изделий и плавление меди в открытые формы.
  3. Выплавка меди из материала руд.
  4. Изобретение искусственных сплавов на основе меди, получение бронзы.

Популярность бронзовых изделий открыла огромные финансовые возможности и множество торговых дорог. Египет одержал победу в скульптуре и сельском хозяйстве благодаря использованию металлических топоров. В этот период также был изобретен керамический круг, обозначивший принцип развития классообразования.

Характеристика Накады I

Вероятно, размеры поселения Накада I были большими, а обработка земли и скотоводство были хорошо развиты. Ножи, кинжалы, конечности и бусы были сделаны из кремния. Медь появилась гораздо позже, но получила широкое распространение. В то время было найдено несколько типов керамических и красных кусочков с линейным декором. В этот период появилась уникальная культура захоронений людей в виде статуэток, украшений и пластин в виде ценных подношений. Впервые кирпич был использован в строительстве, достигнув своего апогея в более поздний период. Были небольшие украшения интерьера, а вскоре после этого стали популярны анрельефы. Торговля расцветала, благодаря быстрому обогащению правящей элиты Египта и укреплению классовых формаций.

Египетская культура зародилась 7 000 лет назад. В этот момент условия в Египте были намного лучше, чем сегодня. Многим трудно в это поверить, но тогда пустыни Сахара вообще не существовало, на ее месте была саванна.

Древнеегипетский календарь

В Древнем Египте официальный календарь делил год на три сезона по четыре месяца в каждом.

  • Время половодья (ахет) — с середины июля до середины ноября
  • Время всходов (перет) — с середины ноября до середины марта
  • Время засухи (шему) — с середины марта до середины июля

Названия сезонов связаны с сельскохозяйственной деятельностью (например, «восточный» период — период созревания урожая, «засушливый» — сезон сбора урожая), а также с их ежегодными наводнениями. Река Нил. Река Нил непосредственно влияла на сельское хозяйство (отсюда и название периода «потопа»). Месяцы характеризовались числами (первый месяц потопа, второй месяц потопа и т.д.). 30 дней в месяц (независимо от этапа месяца). Египтяне знали, что в году не 360 дней (12 месяцев по 30 дней), а 365 дней, поэтому оставшиеся пять дней, не включенные в календарь, добавлялись в конце последнего месяца. Эти дни недавно назывались hrj.w-rnp.t (heriu-renpet), что буквально означает «быть годом». Все такие дни отмечались как день рождения соответствующего божества: Осириса, Эроса, Сета, Исиды, Нептиса. Специальное слово TPJ (TEPI), означающее «первый», используется для первого месяца, а Arky (Arki), означающее «последний», иногда используется для последнего месяца. Египтяне верили, что в этот момент на престол вступал новый правитель с конца Древнего царства. В официальных документах даты записывались по следующей системе: 1) «базельский год» (RNPT-HSB) и номер года — 2) месяц и номер месяца 3-го сезона — 3) название сезона — 4) обозначение дня и серия номеров дня — 5) «король королей обеих стран» (XR HM n nswt-bjt) — 6) тронное имя короля.

Считается, что начало года при введении календаря было синхронизировано с солнечным востоком Сириуса (первое появление года перед восходом солнца). Египетское название Сириуса — spd.t (sopdet). Однако два дня не были добавлены, поэтому он выпадал на один день через каждые четыре года на каждый египетский Новый год, и только в 1453 году (цикл «Соти») он снова стал «восточным» днем звезды Сириус. Можно рассчитать время введения официального календаря. Например, достоверно известно, что «восток» Сириуса совпадал с первым днем Нового года между 136 и 139 годами нашей эры. 2 Можно предположить, что такое же явление наблюдалось в 1317 — 1314 гг. до н.э. Последний период кажется наиболее вероятным, так как известно, что 2770 — 2767 гг. до н.э. этот календарь уже использовался древними царствами. Кроме этих периодов, «восток» Сириуса не совпал с первыми днями периода «потопа». Так, например, численно она может быть рассчитана до 2293 года до н.э. Восход Сириуса и последующий разлив Нила произошли в начале периода «Потопа». Таким образом, связь между названиями времен года и этапами сельскохозяйственных работ в долине Нила и стадией разлива Нила была лишь условной. То есть, это было только на определенный период времени в соответствии с циклом «Сотирис». Совпадение «восточного» времени звезды Сириус с началом разлива Нила также является предметом споров, но с достаточной уверенностью и в момент введения такого календаря (начало середины третьего тысячелетия до нашей эры, эти явления совпадали 3.

Лунный календарь

Лунный календарь использовался в религиозных и бытовых целях (например, для определения дат религиозных праздников и личных писем), а также для определения начала различных фаз сельскохозяйственной деятельности. Месяцы лунного календаря не соответствовали месяцам официального календаря, потому что официальный календарь мог поместить разлив Нила в любой месяц в соответствии с циклом Соти, но лунный календарь всегда приводил к началу разлива Нила в месяце. Каждый месяц лунного календаря был назван в честь религиозного праздника, отмечавшегося в следующем месяце. Во времена Нового царства названия месяцев были изменены, чтобы соответствовать местным праздникам, отмечавшимся в Фивах, столице Верхнего Египта. Иногда, когда в административных документах даты записывались по официальному календарю, все еще использовались названия месяцев. Месячный календарь содержал 12 месяцев по 29-30 дней в каждом. Первый день каждого месяца имел особое название — PSDNTJW (Pesjentiu), что означает «Праздник новолуния». Следующие дни назывались в соответствии с их номером (второй, третий, четвертый и т.д., как день месяца). Соответствие с месяцами современного календаря можно определить только с тем предубеждением, что начало месяца зависело от региона (поскольку разливы Нила не начинались одновременно на всей территории Древнего Египта): в Мемфисе месяц начинался со всего слонового дерева (в таблице ниже приведены примерные пропорции (в таблице ниже приведены примерные пропорции). 4

Названия месяцев по лунному календарю Древнего Египта

№ п/п Среднее царство Новое царство Греческий Коптский в лат. транскрипции Арабский Современный календарь
Рус. траснкрипция Греч. транскрипция Лат. транскрипция Араб. транскрипция
1 Техи (Тот) 1 Джехути Тот Θώθ Thout Tout توت июль — август
2 Менхет (одеяние) Панипет Паофи Φαωφί/Φαῶφι Paopi Baba بابه август — сентябрь
3 Хут-Херу (путешествие Хатор) Хут-Херу Хатир Ἀθύρ Hathor Hatour هاتور сентябрь — октябрь
4 Нехеб-Кау Ка-хер-Ка Хойак Χοιάκ/Χοίακ Koiak Kiahk كياك октябрь — ноябрь
5 Шеф-Бедет (набухание пшеницы) Та-Аабет Тиби Τυβί/Τῦβι Tobi Touba طوبه ноябрь — декабрь
6 Рекех-Вер (большой пожар) 2 (Па-Эн-Па) Мехеру Мехир Μεχίρ/Μεχείρ Meshir Amshir أمشير декабрь — январь
7 Рекех-Неджес (малый пожар) (Па-Эн) Имен-Хетеп Фаменот Φαμενώθ Paremhat Baramhat برمهات январь — февраль
8 Ренен-Утет (Ренутет) 3 (Па-Эн) Ренен-Утет Фармути Φαρμουθί/Φαρμοῦθι Paremoude Baramouda برموده февраль — март
9 Хенсу (Хонсу) (Па-Эн) Хенсу Пахон Παχών Pashons Bashans بشنس март — апрель
10 Хенет-Хети-Перти (Па-Эн) Инт Паини Παϋνί/Παῦνι Paoni Ba’ouna بئونه апрель — май
11 Ипет-Хемет Ипи-Ипи Эпифи Ἐπιφί/Ἐπείφ Epip Abib أبيب май — июнь
12 Упет-Ренпет (открытие года) 4 Месут-Ра Месоре Μεσορή Mesori Mesra مسرا июнь — июль

Примечания

  1. ↑ J.Couyat and P.Montet, Les Inscriptions Hieroglyphiques et Hieratiques du Ouadi Hammamat, in Memoires… d’l Institut Francais d’Archeologie Orientale du Caire, 2 vols. Cairo, 1912 — 13, p. 43, 1
  2. ↑ James P. Allen, Middle Egyptian. An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs/ Second Edition, Revised. — Cambridge University Press 2010, p. 111
  3. ↑ Гелиактический восход Сириуса и разлив Нила
  4. ↑ de:Ägyptischer Kalender

Джеймс П. Аллен, Центральный Египет. Введение в язык и культуру иероглифов/Второе издание, пересмотренное. -Cambridge University Press 2010, pp. 108-111

Разделенное на 12 частей, летнее время регулировалось солнечным циферблатом. Он состоял из двух деревянных брусьев, соединенных вместе. Один из баров имел разделитель для отображения времени. Известны также ступенчатые солнечные циферблаты. Первые указания на их использование относятся ко второму тысячелетию до нашей эры.

Египетский солнечный календарь

Ночью Нат, богиня неба, которая находится на земле и управляет звездами и течением времени, проглатывает солнечный диск, который отождествляется с богом солнца Ра. Ночью солнце проходит через ее тело, а утром она возвращается в мир — и рождается Ра.

У египтян были разные названия лика солнца. Утром, когда солнце поднималось в небо, оно находилось в чреве Нат, поэтому представлялось, что жук толкает перед собой солнечный диск; это называлось Кхепри. Вечером, когда на него падало солнце, он принимал облик старика и получал имя Атум.

Религиозный календарь Эсне

Религиозные календари.

Построенный между I и III веками нашей эры, купол колонного зала храма в Эсне украшен астрономическими иконами.

Календарь на куполе храма показывает даты религиозных праздников. Некоторые из них совпадают с сельскохозяйственными циклами, а другие, такие как праздник Опет в Фивах, проводились в честь богов.

Оцените статью
Uhistory.ru