Впервые в политической философии Руссо попытался объяснить причины и виды социального неравенства и переосмыслить традиционный способ возникновения государства. Он считал, что государство возникло на основе общественного договора.
§ 15. Эпоха Просвещения
§ 15. Эпоха Просвещения Революция в естественных науках. В начале современной эпохи гениальные ученые Николай Коперник (1473-1543) и Галилео Галилей (1564-1642) сформулировали новые идеи о проблемах Вселенной и месте Земли и человека в ней. Их научные исследования были сложными.
«Эпоха просвещения»Согласно терминологии, принятой в исторической науке, «век Возрождения» закончился в XVII веке, а в конце этого века мир вступил в «век Просвещения». Да, это было именно то время, когда начался расцвет науки. Врачи были заняты препарированием трупов. Левенгук изобрел
Эпоха Судей Израильских, описанная в Библии, это – эпоха инквизиции XV–XVI веков
31 Время израильтян в Библии — это время инквизиции в 15 и 16 веках Одна из самых важных книг Ветхого Завета — книга Судей над Израилем. Следуя за перемещениями Фоменко по хронологической карте мира, мы сравнили некоторые из его основных тем с…
Эпоха просвещения в фольклоре петербургских студентов 1 Петербургский период русской истории можно без всякой склонности к фантазиям назвать веком русского Просвещения. Именно здесь, в Санкт-Петербурге, в начале XVIII века, почти одновременно с основанием города, была построена церковь во имя св.
ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ПЛОДЫ РАЗНООБРАЗИЯ Страна представляет собой единое целое. Общество в своей основе неоднородно. Мы уже сравнивали социальную структуру общества с экологической пирамидой. Стабильность экосистемы или социальной системы требует определенного гармоничного взаимодействия отдельных слоев. Если
Литература для просвещения Английские читатели хорошо знакомы с древней дидактической литературой из Книги Притчей, Книги Иова и Книги Кохелет в Ветхом Завете, а также некоторым отрывкам, таким например, Судей 9:8-15. В целом, учитель
Эти взгляды формировались уже в XVII веке, продолжились и углубились в XVIII веке, который воспринимал себя как век разума и света, возрождение свободы, рассвет наук и искусств, наступивший после более чем тысячелетней средневековой ночи. Однако здесь есть и новые акценты.
Когда началась и закончилась эпоха Просвещения?
Считается, что Просвещение началось в 1688 году, когда в Англии был свергнут король Яков II Стюарт. Конец этой эпохи связан либо со смертью Вольтера и Жан-Жака Руссо (1778), либо с Великой французской революцией (1789), либо с началом наполеоновских войн (1799).
Жан-Жак Руссо (1712-1778) — французский философ эпохи Просвещения, писатель, композитор, музыковед, ботаник
Вольтер
Одним из величайших деятелей французского Просвещения был Вольтер. Его настоящее имя было Франсуа-Мари Аруэ. Вероятно, он придумал себе псевдоним, изменив свою фамилию Arouet le j (eune) — Аруэ-младший, на латыни AROVETLI. Если изменить порядок букв, то получится Вольтер. Вольтер был поэтом и прозаиком, сатириком и эссеистом, историком и философом. Его перепиской гордились российская императрица Екатерина II, прусский король Фридрих II и Густав III Шведский.
У Вольтера был очень острый язык. Он признался, что не может смеяться ни над кем, кроме себя. Однажды Вольтера спросили, в чем разница между хорошим и прекрасным. Он ответил, что добро требует доказательств, а прекрасное — нет.
Судьбоносное издание
Самой известной публикацией эпохи Просвещения является «Энциклопедия или толковый словарь наук, искусств и профессий» в 35 томах, напечатанная во Франции в 1751-1780 годах. Французский писатель Дени Дидро сыграл важную роль в его создании. Считается, что энциклопедия подготовила почву для Великой французской революции.
Дени Дидро (1713-1784) — философ и писатель, редактор, организатор и основатель Французской энциклопедии.
Эпоха Просвещения была также время войн. В 1756-1763 годах началась Семилетняя война, которую Черчилль позже назвал Первой мировой войной. В нем участвовало большинство европейских государств и индейских племен. Сражения проходили в Европе, Азии и Америке. В результате Пруссия и Британия усилились, а Франция потеряла свои колонии в Северной Америке.
Как физическое существо, человек, как и все другие физические тела, подчиняется неизменным законам природы, но как разумное существо, действующее по своей воле, он постоянно нарушает эти два вечных закона природы, так и изменчивые законы человека.
Периодизация по Г. Мэю
Во взглядах мыслителей того времени существует множество противоречий. Американский историк Генри Ф. Мэй выделяет четыре фазы в развитии философии этого периода, каждая из которых в той или иной степени отрицает предыдущую.
Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, связанная с влиянием Ньютона и Локка. Для него был характерен религиозный компромисс и взгляд на Вселенную как на упорядоченную и сбалансированную структуру. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV и XV веков как чисто светского культурного течения, характеризующегося в то же время индивидуализмом и критическим отношением к традиции. Однако эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозных реформ и католической реакции, когда теологические и церковные принципы вновь возобладали в жизни Западной Европы. Просвещение опиралось не только на традиции гуманизма, но и на прогрессивный протестантизм и рационалистическое сектантство XVI и XVII веков, от которых оно переняло идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение приобрело в разных странах местный и национальный характер. Переход от идей Реформации к идеям Просвещения был наиболее заметен в Англии в конце XVII — начале XVIII веков, когда деизм, который в некотором смысле ознаменовал завершение религиозного развития периода Реформации и начало так Существовало представление о Боге как о великом строителе, который отдыхает от своей работы в седьмой день. Людям он подарил две книги — Библию и Книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников появилась и каста ученых.
Параллелизм духовной и светской цивилизации во Франции постепенно привел к очернению первой священничеством и фанатизмом. Эта фаза Просвещения называется скептической и связана с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего знания является беспристрастный разум. В связи с этим термином существуют и другие, такие как: Просвещение, просвещенная литература, просвещенный (или просвещенный) абсолютизм. Термин «философия восемнадцатого века» используется как синоним этой фазы Просвещения.
За скептической фазой последовала революционная фаза, связанная во Франции с именем Руссо, а в Америке с именами Пейна и Джефферсона. Типичными представителями последней фазы Просвещения, распространившейся в девятнадцатом веке, являются такие Философы, такие как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон, которые вернулись к умеренным взглядам, уважению к морали, закону и порядку. Этот этап известен как дидактический этап 5.
См. также
-
(1738—1766), Германия, философ и математик. (1717—1783), Франция, математик и врач, один из редакторов французской Энциклопедии
- Бальтазар Беккер (1634—1698), Голландия, ключевая фигура раннего Просвещения. В своей книге De Philosophia Cartesiana (1668 г.) разделял теологию и философию и утверждал, что Природу так же нельзя понять из Писания, как и теологическую истину вывести из законов Природы. (1647—1706), Франция, литературный критик. Одним из первых выступал за религиозную толерантность. (1738—1794), Италия. Приобрел широкую известность благодаря сочинению О преступлениях и наказаниях (1764). (1770—1827), Германия, композитор. (1685—1753), Англия, философ и церковный деятель.
- Юстус Хеннинг Бемер (1674—1749), Германия, юрист и церковный реформатор. (1740—1795), Шотландия, писатель. (1707—1788), Франция, естествоиспытатель, автор L’Histoire Naturelle. (1729—1797), Ирландия, политик и философ, один из ранних основателей прагматизма.
- Джеймс Бернет (1714—1799), Шотландия, юрист и философ, один из основателей лингвистики. (1743—1794), Франция, математик и философ. (1743—1810), Россия, литератор, президент Российской академии (1713—1784), Франция, литератор и философ, основатель Энциклопедии .
- Французские энциклопедисты (1706—1790), США, ученый и философ, один из отцов-основателей Соединенных Штатов и авторов Декларации независимости. (1657—1757), Франция, ученый и писатель-популяризатор науки.
- Виктор Д’Юпай (1746—1818), Франция, писатель и философ, автор термина коммунизм. (1737—1794), Англия, историк, автор Истории упадка и падения Римской империи. (1749—1832), Германия, поэт, философ и естествоиспытатель. (1748—1793), Франция, писатель и политический деятель, автор «Декларации прав женщины и гражданки» (1791), заложившей основы феминизма. (1732—1809), Германия, композитор. (1715—1771), Франция, философ и литератор. (1744—1803), Германия, философ, теолог и лингвист. (1588—1679), Англия, философ, автор Левиафана, книги, заложившей основы политической философии. (1723—1789), Франция, философ-энциклопедист, одним из первых объявил себя атеистом. (1635—1703), Англия, естествоиспытатель-экспериментатор. (1711—1776), Шотландия, философ, экономист. (1743—1826), США, филисоф и политический деятель, один из отцов-основателей Соединенных Штатов и авторов Декларации независимости, защитник «права на революцию». (1744—1811 гг.), Испания, юрист и политический деятель. (1724—1804), Германия, философ и естествоиспытатель.
- Гуго Коллонтай (1750—1812), Польша, теолог и философ, один из авторов польской конституции 1791 г. (1735—1801), Польша, поэт и церковный деятель. (1743—1794 г.), Франция, естествоиспытатель, один из основателей современной химии и авторов закона Ломоносова-Лавуазье. (1646—1716), Германия, математик, философ и юрист. (1729—1781), Германия, драматург, критик и философ, создатель немецкого театра. (1707—1778), Швеция, ботаник и зоолог. (1632—1704), Англия, философ и политический деятель. (1672—1725), Россия, царь-реформатор. (1681—1736), Россия, церковный деятель и литератор. (1708—1744), Россия, литератор и дипломат. (1686—1750), Россия, историк, географ, экономист и государственный деятель. (1729—1763), Россия, актёр, основатель русского театра. (1717—1777), Россия, поэт и драматург. (1711—1765), Россия, естествоиспытатель и поэт, один из авторов закона Ломоносова-Лавуазье. (1736—1821), Россия, актёр и драматург. (1727—1797), Россия, государственный деятель и меценат. (1729—1796), Россия, императрица, меценат и литератор. (1749—1802), Россия, писатель и философ. (1733—1790), Россия, историк и публицист. (1704—1795), Россия, государственный деятель. (1737—1812), Россия, церковный деятель и историк церкви. (1745—1792), Россия, литератор. (1769—1816), Россия, поэт и драматерг. (1742—1791), Россия, писатель и драматург. (1743—1816), Россия, поэт и государственный деятель. (1751—1809), Россия, меценат. (1699—1782), Португалия, государственный деятель.
- Бенито Фейжоо (1676—1764), Испания, церковный деятель. (1689—1755), Франция, философ и правовед, один из авторов теории разделения властей.
- Леандро Фернандец де Моратин (1760—1828), Испания, драматург и переводчик. (1756—1791), Германия, композитор. (1643—1727), Англия, математик и естествоиспытатель. (1744—1818), Россия, литератор и филантроп.
- Доситей Обрадович (1742—1811), Сербия, писатель, философ и лингвист. (1737—1809), США, литератор, критик Библии. (1694—1774), Франция, экономист и врач. (1710—1796), Шотландия, церковный деятель и философ. (1712—1778), Франция, писатель и политический философ, автор идеи «общественного договора». (1723—1790), Шотландия, экономист и философ, автор знаменитой книги Исследование о природе и причинах богатства народов. (1632—1672), Голландия, философ. (1688—1772), Швеция, теолог и естествоиспытатель. (1805—1859), Франция, историк и политический деятель.
- Вольтер (1694—1778), Франция, писатель и философ, критик государственной религии. (1748—1830), Германия, правовед, основатель тайного общества иллюминатов. (1725—1797), Англия, публицист и политик. (1717—1768), Германия, искусствовед. (1679—1754), Германия, философ, юрист и математик. (1759—1797), Англия, писатель, философ и феминистка.
Библиография
- Геттнер, «История всеобщей литературы XVIII в.»;
- Laurent, «La philosophie du XVIII siècle et le christianisme»;
- Lanfrey, «L’église et la philosophie du XVIII siècle»;
- Stephen, «History of english thought in the XVIII century»;
- Biedermann, «Deutschlands geistige, sittliche und gesellige Zustände»
В статье использованы материалы из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).
К концу эпохи философы пришли к консенсусу относительно того, что можно считать определением просвещенного человека. Так называли человека, который освободился от волевой незрелости, отсутствия независимости мышления и смелости формировать собственное мнение.
Территории свободы
История этого периода была тесно связана с возникновением новых обществ и развитием традиционных обществ, поддерживаемых отдельными людьми или государством. Сторонники идей формировали группы и использовали различные места для совместного времяпрепровождения:
- читальные залы;
- театры и оперы;
- сувенирные лавки;
- литературные и художественные салоны;
- академии;
- кафе;
- политические клубы (характерно для Англии).
В этих новых или обновленных учреждениях проходили оживленные дебаты и научные дискуссии, споры о литературе и живописи, обсуждались идеи о правительстве. Среда старой и новой элиты, художников, философов и их покровителей, государственных служащих и политических авантюристов образовала плавильный котел для космополитической публики, которая воспринимала себя как исключение.
Феномен салона сформировался под влиянием французского искусства беседы. Организаторами были в основном женщины из городских кругов. В то время управление салоном стало одной из самых известных женских профессий. Качество гостей служило имиджем для привлечения важных посетителей и отражало репутацию хозяйки и дома, его привлекательность и престиж.
Научные академии стали важнейшими центрами новых сообществ. Хорошим стимулом для участия стала щедрая спонсорская поддержка участников отборочного тура и победителей соревнований. Прозрачность условий и оценки результатов, а также обязательная анонимность кандидатов гарантировали непредвзятое отношение к гендерному и социальному статусу кандидатов, что привело к беспрецедентным для подобных мероприятий результатам. Например, нередко женщины получали академические премии в области поэзии.
Новые пространства свободы характеризовались определенной англицизмом, поскольку сами идеи зародились в Великобритании. Другим центром художественного и интеллектуального капитала был Париж, откуда он распространился по французским провинциям. Возникновение Просвещения в России связано с активной поддержкой Екатериной II развития наук и искусств.
Роль масонства
Первая ложа была официально основана в 1717 году. Это событие произошло в Лондоне, а на европейском континенте масоны появились в 1734 году. Степень вклада масонства в Просвещение до сих пор является предметом долгих споров среди историков. Например, многие выдающиеся деятели того времени были членами ложи:
- Монтескьё;
- Вольер;
- Моцарт;
- Гёте;
- Фридрих Великий;
- Бенджамин Франклин;
- Джордж Вашингтон.
немецкий историк Козеллек так Немецкий историк Г. Козеллек так описывал ту эпоху: «На континенте существовали две социальные структуры, сыгравшие решающую роль в эпоху Просвещения: республиканцы и масонские ложи». Историки утверждают, что масонская мифология и кодексы поведения были основаны на понятиях свободы, равенства и братства. Сходство с девизом Французской революции впоследствии породило многочисленные теории заговора, берущие начало в якобинстве.
Конечно, масонские ложи оказали влияние на общество в целом и на Просвещение в частности, но их роль во внедрении конституционных форм правления с выборными представителями трудно недооценить. Другими словами, общества, созданные в ложах, стали нормативной моделью для общества в целом.
Существует множество сохранившихся свидетельств о том, как масоны в Европе XVIII века ссылались на Просвещение, оправдывая свою деятельность. Например, их целью было освобождение тех, кто еще не был просветлен. Последнее вовсе не подразумевало связи между их деятельностью и воинствующим атеизмом, но и не исключало возможных ересей. Ложи исповедовали культ Великого Архитектора как божественного создателя организованной вселенной. Для этих общин характерно поощрение нерелигиозных связей и сотрудничества.тактов.
Влияние и наследие
Просвещение изменило мир и историю. Лучшим доказательством этого является ценность идеалов и принципов того времени для людей сегодня. На протяжении истории были разработаны важные научные теории, но их авторы были просвещенными мыслителями. Идеи религиозной терпимости и отделения церкви от государства привели к уменьшению количества войн из-за религиозных различий. С ослаблением власти духовенства облегчился доступ к образованию, повысился уровень грамотности, массово строились публичные библиотеки и музеи.
Идеи Просвещения привели к многочисленным революциям, которые существенно повлияли на ход истории. Поддержка народного суверенитета в демократических странах привела к созданию более справедливых систем социальной организации. К девятнадцатому веку были заложены все основы, которые изменили направление развития человечества. Впоследствии граждане европейских государств получили право самостоятельно определять свою жизнь и свободу.
Законодательство стало эффективным регулятором отношений между личностью, обществом и государством, а функция государства стала сводиться к защите этих прав. Замечательный процесс гуманизации произошел в области уголовного права. Система сдержек и противовесов, разработанная в эпоху Разума, легла в основу конституций многих государств.
Однако некоторые черты феодально-авторитарной формы правления сохранились. Например, налоговое бремя на третье сословие не изменилось, не утратила своего эффекта и эмансипация дворянства и духовенства. Несмотря на идею всеобщего равенства перед законом, деление общества на классы считалось естественным и правильным.
Деятельность эпохи Просвещения оказала радикальное влияние на социальную и политическую мысль и поставила под сомнение целесообразность и непогрешимость феодального общественного устройства. Освободившись от атавизмов средневековья, перед человечеством открылись новые горизонты прогресса. Ботаника, биология, математика и химия достигли огромного прогресса. Художественная культура эпохи Просвещения породила широкий спектр новых стилистических форм. На первый план вышли литература и театр, инструментальная музыка достигла более высокого уровня и стала сочетаться с оперным пением и сложными драматическими сюжетами.
Конец этой эпохи ознаменовался консервативными тенденциями в обществе и наступил после Наполеоновских войн. На смену Просвещению пришел романтизм. В целом, его появление можно рассматривать как отказ от идей Века Разума, отчасти как нормальное развитие настроений в обществе.