490,Просвященный абсолютизм — описываем по пунктам. Что такое просвещенный абсолютизм в истории

По мнению автора, такая ситуация была обусловлена естественным порядком одних государей и покорностью других. Екатерина II была убеждена, что абсолютная власть не лишает людей свободы, а направляет их деятельность на благие цели.

490,Просвященный абсолютизм — описываем по пунктам

Просвещенный авторитаризм — это политика, проводимая некоторыми европейскими монархиями в конце 18 века, целью которой было устранение остатков средневековой феодальной системы в пользу рыночных отношений.

Блок: 1/9 |Часть: 213 Источник: https: //wiki2.org/ru/%D0%9F%D1%80%BEBE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D1%91%. D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Кратко

В концепции просвещенного авторитаризма основная идея заключается в том, что монарх (король, император) признает свою ответственность перед всем народом, не исключая собственности и порядка. Народ должен ценить действия этого правителя и всячески способствовать его усилиям.

Ключевые элементы просвещенной авторитарной политики:.

  • Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
  • Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
  • Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
  • Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
  • Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.

Черты, особенности и принципы просвещённого абсолютизма Екатерины II

Чтобы получить представление о том, как Екатерина II распознала цели и суть авторитаризма просвещенных правых, стоит упомянуть «Указ» созданной им комиссии — этот документ готовился в течение двух лет под влиянием европейских учебников по Просвещению. Д’Альбер, Дидеро, Монтескье и Бекария. Императрица не скрывала, кто написал большую часть работы, указывая, что он сделал лучшее из трудов западных просветителей и адаптировал их к реалиям российского имперского общества.

ВСЕ СКАЗКИ С ТЕКСТОМ «НАКАЗ».

Основные моменты:.

  • Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи
  • Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные).
  • Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам. Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании.
  • Свобода – это право делать все, что не запрещено законом. Абсолютная власть монарха не отнимает у людей свободу, а лишь направляет их для достижения общего блага.
  • Государь обязан заботиться о своих подданных – повышать их образованность, способствовать развитию медицины, искусств и науки.

Несмотря на кажущуюся грандиозность описанных предложений, на самом деле большинство реформ не только не коснулись крестьян (составляющих около 90% населения Российской империи), но и еще больше ухудшили их положение. Некоторые из реформ были популистскими и служили цели представить императрицу в наиболее выгодном свете перед иностранными монархами и деятелями.

Рядом: 2/4 |fee Saw — xn-2-7sbasbsl1azs.xn-https: /xn--2-7sbasbsl1azs.xn — https: /xn--2-7sbasbsl10%Be%D0%bb%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 /%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1 8b%d0%b9-%d0%b0%d0%b1%d1%81%d0%be%d0%bb%d1%8e%d1%82%d0%b8%d0%b7%d0%bc/

Основы просвещённого абсолютизма

Теория «просвещенного авторитаризма», заимствованная у Томаса Гоббса, сильно пропитана рациональной философией эпохи Просвещения. Его суть заключается в идее светского государства, преследующего авторитаризм, который ставит центральную силу превыше всего. До XVIII века понятие государства, выраженное авторитаризмом, понималось в сугубо прагматическом ключе. Понятие государства было ограничено набором прав государственной власти. Оставаясь приверженным взглядам, выработанным традицией, просвещенный авторитаризм ввел новую концепцию государства. Это уже накладывает обязательства в отношении государственной власти, пользующейся правами. Этот взгляд под влиянием традиционных теорий происхождения государства привел к теоретическому ограничению абсолютной власти, что в свою очередь привело к серии реформ в европейских странах, которые создали всеобщее процветание рядом с «общественными благами».

В литературе «просвещенный авторитаризм» был встречен с энтузиазмом. Наиболее ярким примером просвещенного авторитаризма являются политические взгляды Вольтера, но таких же взглядов придерживались и врачи во главе с Кёне, Мерсье де ла Ривьер и Сарготтом. Просвещенная» литература XVIIO была направлена не только на критику старых классов. Философские и политические амбиции того времени призывали к тому, что реформы должны проводиться государством и в его интересах. Таким образом, отличительной чертой просвещенного авторитаризма стал союз монархов и философов, которые хотели покорить государство на чистой логике.

Блок: 3/9 |Текст: 1605 Источник: https: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BEBOD1%81%D0%B2%D0%B5%D1%89%D1%. 91%91%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B1%D1%81%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0% B8%D0%B7%D0%BC

Черты и особенности просвещенного абсолютизма

Литература восемнадцатого века, продвигавшая идею просвещения, не только критиковала старые классы, но и говорила о необходимости реформ. Эти изменения должны были осуществляться государством и в его интересах. Таким образом, одной из главных особенностей просвещенного авторитаризма был союз монархов и философов, которые хотели, чтобы государство управлялось чистой логикой.

Конечно, не все развивалось так, как представляли себе философы в своих мечтах. Просвещенный авторитаризм, например, говорил о необходимости улучшения жизни крестьянства. Некоторые реформы в этом направлении действительно были проведены, но в то же время усилилась власть аристократии, которая считалась главной опорой авторитаризма. Отсюда вторая характеристика просвещенного авторитаризма — опрометчивость результатов, деспотизм в применении реформ, чрезмерная гордыня.

Европейские страны — такие как Великобритания, Франция и Испания — не избежали образования абсолютных монархий. В то время как враги говорят о порядке и стабильности, другие ассоциируют его с произволом и слабостью.

Абсолютизм — это.

Авторитаризм — это форма правления, характеризующаяся неограниченной верховной властью монарха.

Для него характерно отсутствие органов классового представительства, что полностью упраздняет влияние различных слоев общества на принятие властных решений. Она имеет четкую социальную основу, например, европейские монархии были основаны на аристократии, что давало им привилегии.

Я - государство.

Ученые по-разному оценивают причины зарождения авторитаризма. В советский период она рассматривалась как результат обострившейся классовой борьбы между крестьянством и аристократией, а также между буржуазией и дворянством.

Современные историки говорят о системных причинах, связанных с созреванием культурных, экономических и социальных изменений, которые подтолкнули к созданию мощных государственных сил.

Авторитаризм - это.

Например, усиление конкуренции в международной торговле требовало проведения защитной политики, эффективность которой мог обеспечить только сильный монарх.

Во времена перемен авторитарные режимы выгодны, потому что им нужно принимать решения быстро, а сложные демократические механизмы всегда откладываются.

Признаки абсолютизма

Рассматривая, что такое авторитаризм, мы должны четко представлять его характеристики. Это помогает провести различие между данной формой правления парламентской и конституционной монархиями. К ним относятся:.

  1. концентрация всей власти в руках царя, короля или императора;
  2. разветвленный бюрократический аппарат;
  3. формирование верноподданнических настроений;
  4. наличие социальной опоры в лице дворян;
  5. включение церкви в систему госаппарата;
  6. проведение единой экономической политики;
  7. обоснование «божественной» сущности власти монарха;
  8. пышный придворный церемониал.

Императрица.

В отличие от классических тоталитарных и авторитарных режимов и тирании, автократия сохраняет наследственный принцип формирования верховной власти. Это делает его разновидностью монархии.

В приведенном выше видеоролике дается подробный анализ французского авторитаризма, но при этом рассматривается, как он возник в России.

Просвещенный абсолютизм Екатерины 2

Получив власть, императрица России начала активно использовать идеи Просвещения, популярного философского течения конца XVIII века, при принятии политических решений. Они послужили основой для развития определенного типа монархического правления.

Просвещенный тоталитаризм был политикой, направленной на преодоление пережитков феодализма и стимулирование зарождения буржуазных отношений.

Один из основных постулатов этого восприятия связан с признанием монарха как лица, ответственного за всех подданных. Последние должны правильно оценить это соображение и способствовать всем усилиям короля, королей или императоров.

Политика просвещенной диктатуры Екатерины II включала в себя

  1. правовое равенство – одинаковые меры ответственности для всех подданных независимо от их сословной принадлежности;
  2. развитие образования – популяризация грамотности в широких массах; – сокращение налоговой нагрузки, демонополизация, отмена внутренних пошлин;
  3. делегирование управленческих функций «вниз» – выборность судей и отдельных чиновничьих должностей;
  4. повышение качества жизни посредством развития медицины, искусства, науки и других сфер.

Активным проявлением намерения Екатерины II реализовать задуманные ею идеи стало ее коллекционное сочинение «К препозиту II». Она была написана для представителей Уложенной комиссии, которая была создана с целью принятия нового сборника законов.

Екатерина и Петр.

Императрица точно обосновала принципы авторитарного государства с неограниченной монархической властью и четкой социальной иерархией.

По мнению автора, такая ситуация была обусловлена естественным порядком одних государей и покорностью других. Екатерина II была убеждена, что абсолютная власть не лишает людей свободы, а направляет их деятельность на благие цели.

Просвещенный тоталитаризм не нашел своего развития в Российской империи, поскольку реалии жизни оказались сильнее философских концепций.

Чтобы решить проблему доступа к Южным морям, обеспечить экономический рост и сохранить внутреннюю стабильность, необходимо было укрепить власть монарха и расширить привилегии дворянства. Это, полное бессилие и рабство миллионов крестьян.

Чтобы решить проблему доступа к Южным морям, обеспечить экономический рост и сохранить внутреннюю стабильность, необходимо было укрепить власть монарха и расширить привилегии дворянства. Это, полное бессилие и рабство миллионов крестьян.

Проведенные реформы

Все правители просвещенного европейского тоталитаризма провели в своих странах серию различных реформ, направленных, с одной стороны, на развитие и модернизацию общества, а с другой — на ликвидацию старых феодальных средневековых классов. Это относится ко многим странам.

  • Отменялось крепостное право и старые феодальные повинности. Позднее всего крепостное право было отменено в Российской империи.
  • В экономике оказывалось всяческое содействие развитию торговли и промышленности, новый зарождающийся класс европейской буржуазии получал всевозможные преференции от государства.
  • Были сделаны значительные изменения в судебной системе, в частности отменены пытки как метод дознания (что особенно часто практиковалось средневековой инквизицией, да и не только ею), а кое-где даже была отменена смертная казнь.
  • Развитие общего просвещение, чему очень способствовало в свою очередь развитие книгопечатания. Книги, ранее бывшие редкими и ценными, теперь ставали все более доступными для всех людей (к слову об истории книг на нашем сайте есть очень интересная статья, переходите по ссылке).
  • Развитие образования и науки, все «просвещенные монархи» Европы всячески способствовали образованию, открывая новые университеты, и активно финансируя старые.

Это интересно, потому что речь идет не только о Британской империи, но и о Британской империи в целом. Существует поучительная история о Генрихе VIII Английском. Генрих VIII был одним из самых жестоких королей Англии, но также одним из первых, кто по-настоящему оценил силу знаний. В одном случае его советники предложили королю сократить финансирование университетов со стороны государства. Генрих VII сказал: «Господа, мы с вами умрем, и даже наши кости рассыплются, но править Англией будут университеты. И они намного превосходят нас», — ответил он. Сегодня британские университеты являются одними из лучших в мире, а прозрения короля и его образовательная политика отражают, насколько это возможно, просвещенный, тоталитарный дух Европы.

Роль духовенства

Распространение просвещенного авторитаризма привело к ограничению старых феодальных прав духовенства, а также дворянства, что привело к серии конфликтов между королевскими семьями многих европейских стран и католической церковью. Владыки вселенной, как правило, стремились избежать власти папского глашатая. Кроме того, развитию Просвещения мешали старые католические доктрины, и многие талантливые ученые того времени подвергались преследованиям в виде священных допросов.

Самый радикальный шаг предпринял уже упоминавшийся английский король Генрих VII. Генрих VII просто прервал отношения с католической церковью и основал англиканскую церковь под управлением английского короля Англии (т.е. с тем же руководством). В других европейских странах влияние католической церкви постепенно ограничивалось, где было четко определено отделение государства от церкви и школы и происходила быстрая секуляризация общества. Такие изменения. :.

  • Папские буллы больше не обладали юридической силой. Пожалуй, за исключением лишь тех булл, которые были заверены королями.
  • Повсеместно была запрещена инквизиция, как и инквизиторские трибуналы.
  • Для духовенства были введены налоги.
  • Во многих европейских странах был изгнан или запрещен орден иезуитов. Связано это с тем, что иезуиты особенно активно противились антиклерикальных настроениям в обществе, за что и поплатились своим запретом.

Особенности в России

Просвещенный авторитаризм в Российской империи начался с правления царя Петра I, который стремился перенять опыт прогрессивных европейских стран, «прорубивших окно». Петр I провел целый ряд реформ, направленных на просвещение, образование и искоренение старых порядков.

  • насильственное пострижение бороды боярам,
  • приказ пользоваться столовыми приборами, а не есть руками,
  • упразднение стрельцов, место которых заняли солдаты одетые и оснащенные по европейскому (а именно прусскому) образцу,
  • отправка всех «лучших дворянских сынов» для обучения заграницу и открытие школ и университетов в стране.

Это и многое другое было сделано прогрессивным царем, чтобы привнести просвещенный авторитаризм не только в Россию, но и в европейскую культуру в целом. Кстати, название «Россия» также является духовным чадом Петра, до этого страна называлась Московией.

Петр Великий вводит бюро в культуру.

Петр I ввел культуру для дворянства.

Реформы Петра были продолжены императрицей Екатериной II и многими другими монархами. Однако просвещенный авторитаризм в России был не таким, как в Европе — рабство здесь оставалось надолго (отменено Александром II в 1861 году). Здесь «цветы и запахи».

Российское дворянство также сохраняло свои привилегии в течение более длительного периода и имело особый статус в судебных делах и во многих юридических вопросах. Все это дополнялось традиционной бюрократизацией и коррупцией российских чиновников, поэтому политика просвещенного авторитаризма в России была далеко не «просвещенной».

Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

При написании этой статьи я постарался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Я признателен за обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Я также хотел бы поблагодарить 電子メールpavelchaika1983@gmail.comまたはFacebookにコメント/質問/提案を書いてください.

Оцените статью
Uhistory.ru