Украинское народное жилье

Среди многих памятников народного творчества почетное место принадлежит архитектуре народного жилья, которую Александр Довженко назвал «архитектурной праматерью пристанища человеческого». С глубокой старины архитектурное народное творчество донесло до сегодняшнего дня элементы, свидетельствующие о высоких художественных, хозяйственно-культурных, нравственных идеалах народа-труженика. В архитектуре традиционного сельского жилья украинский народ, несмотря на многовековое социальное угнетение, ограниченные экономические возможности и почти полную изолированность от путей развития мировых профессиональных архитектурно-художественных школ, достиг эстетически значимых вершин в гармоничной согласованности самых разнообразных видов декоративно-прикладного искусства. Но художественное совершенство в отделке жилья была присуща не всем. Беднейшие слои украинского дооктябрьского крестьянства были лишены возможности украшать свой быт собственноручными произведениями декоративно-прикладного искусства. Лишения и нищета заставляли народных мастеров продавать свой талант.

Полтавщина

ПОЛТАВЩИНА. Конец XIX — начало XX в.

Жилой комплекс, с. Велики бывшего Кобеляцкого уезда Полтавской губернии, теперь Кобеляцкого района Полтавской области

Типичным для полтавских усадеб было расположение дома внутри чистого двора на значительном расстоянии от улицы (т.н. «глубокое»), окнами к солнцу, и отделение от дома хозяйственных построек. Архитектурно-композиционный строй полтавского жилья является одним из вариантов народной архитектуры левобережных лесостепных районов Украины. Основными его признаками были: пропорциональная равнозначность соотношение высоты стен и крыши (высота стен равна высоте крыши) и лишен любых пластических элементов обтекаемый силуэт четырехскатной соломенной крыши, сформированной укладкой расстеленной или мятой соломы, иногда залитой сверху жидкой глиной; асимметричное конструктивно-тональное решение отдельных частей фасадной стены, которое проявляло соответствующие назначения различных помещений жилья (жилого — «хаты», входящего — «сени» и хозяйственного — «кладовой».

Жилье Полтавщины характеризовалось широкими «навесами» выносами крыши относительно стен. Декоративно-художественные приемы оформления архитектурных элементов (кронштейнов, выносных балок, колонок), которые поддерживали крышу, отмечались разнообразием резьбы орнаментальных мотивов. Существенным архитектурным приемом внешнего оформления полтавского жилья была галерея, которой окружали часть фасадной стены (перед амбаром или входом в жилище), весь видный фасад, а то и два, три, четыре фасада полностью.

Используя разнообразные приемы резьбы (контурную, профильную, ногтевую, сквозную и т.п.), народные мастера придавали своим произведениям художественную завершенность, в названиях архитектурных элементов жилья и в его украшениях ярко проявилось народное представление, по которому жилье объединялось с другими элементами народной материальной культуры, народным костюмом в частности. Например, нижний конструктивный элемент крыши (продольная балка под выносом крыши), как и низ рубашки, получил название «наличники», и по наличнику в рубашке, украшался орнаментальной полосой.

На фоне жилого комплекса выделяется традиционный народный костюм: кружевная белая вышитая белыми нитками рубаха, насыщенная цветами верхняя часть костюма — «керсетка» и многоцветная тканая плахта.

ПОЛТАВЩИНА. Конец XIX — начало XX в.

Интерьер жилища, с. Покровская Багачка бывшего Хорольского уезда Полтавской губернии, теперь Хорольского района Полтавской области

Интерьер полтавского жилья был типичным для левобережных районов Украины. По традиции печь в полтавском жилье размещалась в углу у входной двери, открытый шкафчик для посуды («полка») — в противоположном углу у двери. В самом светлом месте в доме — под окнами несущей стены против печи — ставили широкую массивную скамью. На скамье устанавливали кудель с пенькой; сидя на лавке, шили и вышивали, а на праздники сажали почетных гостей. Характерная особенность интерьера полтавского дома — поперечная балка (поперечная перекладина) потолка, стягивала две противоположные продольные стены дома и конструктивно не была связана с традиционными продольными балками, которые составляли основу несущей конструкции потолка. Беленый потолок дома накрест был переделен балками, которые не белили, а украшали контурной или трехгранной резьбой. На балках вырезали культовые обереги (крест, солярные знаки — круги, круги и т.д.), иногда дату возведения дома и фамилия хозяина. По традиционным представлениям, эти знаки охраняли семью от враждебных сил и способствовали ее благополучию. О принадлежности полтавского интерьера к украинскому жилья левобережных районов Днепра свидетельствовала также и форма дымохода печи. В отличие от правобережной, полтавская печь имела закрытый стенами печи шесток, т.е. дымоход печи не нависал над печкой, а стоял на нем.

Типичными элементами декора в интерьере полтавского жилья были разнообразные декорированные профильной резьбой кронштейны, которые поддерживали полочки, расположенные над дверями и над окнами. За характерную форму завершения в виде конской головы эти кронштейны назывались «лошадками». «Лошадки» служили своеобразными кольями, на которые вывешивали тканые или искусно вышитые тамбурным швом полтавские полотенца — гордость хозяйки и ее дочерей. Декоративные праздничные полотенца, которыми украшали в праздники стены дома, называли в народе » кілкові», в отличие от прикладных и ритуальных полотенец.

Киевщина

КИЕВЩИНА. Конец XIX — начало XX в.

Жилой комплекс, с. Доброводы бывшего Уманского уезда Киевской губернии, теперь Уманского района Черкасской области

Традиционной для южных лесостепных районов Киевщины была свободная застройка двора с удаленным от улицы расположением дома, повернутыми окнами главной стены на юг, а фасадом на восток. Хозяйственные постройки двора размещали перед окнами дома, отделяя их от чистого двора плетеным тыном.

Обмазаны глиной, побеленные стены хат на Киевщине завершали четырехскатной соломенной крышей, покрытой связанными снопами с развитым гребнем («верхом»). Сверху соединения прижимали рядом скрещенные жердины и выкладывали по рогам ступеньками («кистями»).

Народное творчество ярко проявилось в цвето-орнаментальном оформлении всех сооружений двора. Тонкое чувство цвета способствовало выработке устойчивых приемов — интенсивное окрашивание хозяйственных зданий в контрасте с белыми стенам жилища, которые украшали рисованным орнаментом. Типичными местами расположения росписи был фриз и обрамление окон. В композициях рисованных орнаментов преобладали мотивы «бегунков», «хмеликов», «цветков».

Цветовая гамма народной одежды сочеталась с колоритом жилого комплекса.

КИЕВЩИНА. Начало XX в.

Интерьер жилища, с. Каменка бывшего Черкасского уезда Киевской губернии, ныне г. Каменка Каменского района Черкасской области

Интерьер жилья Киевщины был типичным для правобережных районов Украины. По обще украинской традиции печь в киевском доме размещали в углу у входной двери. В противоположном углу на традиционном месте открытых полок устанавливали застекленный шкаф. Под окнами главенствующей стены дома напротив печи на месте традиционной широкой скамьи размещали переносную скамью («канапу»). Принадлежность киевского интерьера к жилью правобережных районов Днепра свидетельствовала форма опирающегося на столбик дымовидного устройства (трубы) печи, который нависал над печкой.

Интерьер жилища южных районов Киевщины щедро украшался росписью. В начале XX века для настенной росписи, кроме традиционных минеральных (глиняных) и растительных красителей, начали использовать анилиновые краски, которые покупали на базаре. Мастерски украшалась рисованными композициями печь. Лентой цветочного орнамента подчеркивались горизонтальные профильные выступления и верхние части основных элементов печи – «припічка», лежанки, камина, печки. «Під-припічок» и камин украшались цветочными композициями вазонного или букетного типа. В композиции, кроме растительных, вводили и любимые в фольклорной традиции сюжеты птиц — петуха, галки, сороки. Растительной орнаментикой, выполненной масляными красками, декорировались стена над кроватью, двери и окна, а также мебель — шкафы, спинки канап.

Живописные средства оформления стен и мебели согласовывались с разноцветным народным нарядом.

КИЕВЩИНА. Начало XX в.

Интерьер жилья, с. Доброводы бывшего Уманского уезда Киевской губернии, теперь Уманского района Черкасской области

Интерьер киевского жилья был типичным для правобережных районов Украины. По обще украинской традиции печь в киевском жилье размещали в углу у входной двери. Отверстием она была обращена к окнам главенствующей стены хаты. В противоположном углу у дверей размещали открытый шкаф («полка»), на полках которой выставляли на обозрение рисованную керамическую посуду. Под окнами главной стены против печи размещали неподвижную скамью — широкую доску, положенную на столбцы, которые закапывали в глиняный пол. О принадлежности киевского интерьера в жилище правобережных районов Днепра свидетельствовала форма димовидного устройства печи, что нависал над печкой.

Интерьер киевской дома щедро украшался росписью. Для выполнения живописного декора использовали минеральные (глиняные) и растительные краски, которые разводили водой. Орудиями труда служили небольшие кисти — щеточки, сделанные из кошачьей шерсти, для больших цветных элементов использовали тряпки, которыми, как штампом, наносили цветные пятна («цветы») на стену. После нанесения цветных пятен, их по краю подрисовывали кистями, которыми прописывали ветви, листья и нижние части цветочных композиций («вазонов») — горшки, «гладущики».

В живописном декоре на стенах в домах Киевщины преобладали композиции вазонного типа — развесистая цветущее растение, вырастало из горшка или «гладущика». Продольные элементы — профильные тяги дымохода или балки потолка — украшались «бесконечником» — волнистой линией («кривой») с ритмично расположенными по обе стороны от нее цветными пятнами («точками», «цветами», «листочками», «виноградом», «сливками» и т.д.). Рисованные композиции сочетались с цветом традиционного народного костюма этих районов.

Слобожанщина

СЛОБОЖАНЩИНА. Конец XIX — начало XX в.

Жилой комплекс, с. Новоахтырка бывшего Старобельского уезда Харьковской губернии, теперь Новоайдарского района Ворошиловградской области

Традиционной для жилищ Слободской Украины, пограничных с Россией, была свободная застройка двора с приближенным к улице расположением дома, повернутого видным фасадом на юго-восток. Перед домом ограждали невысоким забором место, где высаживали цветы, кусты и деревья («палисадник»). Чистый двор перед домом плетеным тыном отделяли от части, где размещали хозяйственные постройки.

Слобожанская хата выделялась пропорциональной равнозначность в соотношении высоты четырехскатной обтекаемой формы соломенной крыши и стен. Стены дома (рубленые или вертикальные из колотого ивового или дубового дерева) ставили на сваи («устои»), высоко поднятые над землей, снаружи обмазывали толстым слоем глины по риштовке и белили мелом. Стены сеней часто выходили за пределы стен дома на уровень навеса и оставались в открытом срубе не беленые.

Широкий напуск крыши, выступавший над стенами, поддерживался вынесенными на поперечных балках и пролетных брусьями («підострішинами», » підстрішниками»), которые подпирали колонки («сішки»). Пролетные брусья мастерски чертили резной каймой, выпуски балок («дармовіси») и верхние венцы сруба («ощепи») украшали профильной резьбой. Ставни, резное обрамление окон (наличники) и двери рисовали цветными глинами или масляными красками преимущественно охристых тонов, украшали цветочным рисованным орнаментом или цветными пятнами («цветами», «ружамы», «пионами»).

Праздничный женская одежда – вышивка, клетчатая плахта, красочный передник красный «корсет» и красные сапоги — сочеталась с колоритом слобожанского жилья.

ЮГ УКРАИНЫ. Конец XIX — начало XX в.

Жилой комплекс, с. Киндийка бывшего Херсонского уезда Херсонской губернии, теперь пгт Антоновка Днепровского района г. Херсона

Характерным признаком расположения жилого дома («хаты») и хозяйственных построек двора в южных районах Украины была их однорядная постановка в усадьбе. Обмазанные глиной и побеленные стены дома часто украшались декоративной росписью. Глиной подводились также завалинка и стены хозяйственных построек двора. В рисованных орнаментах преобладали мотивы пышного цветка с центральной вертикальной осью, по сторонам которой рисовали ростки с листьями и цветами. Традиционно украшались росписью или цветной полосой окна и двери дома. Низкие двускатные крыши украинского жилья южных районов укрывали соломой или камышом, а сверху прижимала сдвоенными деревянными козлика («ключинням»). Часто для возведения стен хозяйственных построек двора использовали местный природный камень.

Цвета глины в настенных росписях дополняли синими и красными красителями, которые придавали им многоцветные живописные эффекты.

Декоративность внешнего оформления жилья сочеталась с цветами традиционного праздничного женского наряда.

ЮГ УКРАИНЫ. Начало XX в.

Интерьер жилища, с. Петриковка бывшего Новомосковского уезда Екатеринославской губернии, теперь Царичанского района Днепропетровской области

Интерьер жилища южных левобережных районов Украины наследывал общепринятые в украинской традиции приемы расположения печи в углу у входной двери, шкафы для посуды в противоположном углу и скамейки под окнами главенствующей стены хаты, отличаясь формой трубы печи: печь имела закрытый стенками печи «припічок» (выступ у печи для лежания). В интерьере петриковской хаты расписывали потолок, возвышенную часть стены, особенно роскошно орнаментировали дымоход печи. В его композиционную структуру в начале XX века органично вошли элементы классической архитектуры — колонки, карнизы, фигурные декоративные арки. Карнизы украшали живописным орнаментом в виде растительного сюжета — «бигунчика», «бегунков», или цветными полосами. «Вазы», «букеты», «цветы» и «веточки» заполняли плоскости трубы между колонками. С помощью куска ткани («віхтя»), щеточки-кисти («котиковая кисть» из кошачьей шерсти, собранной в пучок и привязанной ниткой к рукоятке), наискось срезанного стебля рогозы петриковцы создавали пышные растительно-орнаментальные композиции, краски изготовляли домашним способом из трав, листьев и ягод. Использовали также и природные красители — цветные глины, охры, глина, сажу и мел.

Петриковские росписи издавна очень популярны. Самых способных рисовальщица приглашали расписывать дома в других селах. Сделанные ими » мальовки» (роспись на бумаге) высоко ценились. Цветной расписанный декор жилья сочетался с многоцветным народным костюмом.

ЮГ УКРАИНЫ. Конец XIX — начало XX в.

Интерьер жилища, с. Мишурин Рог бывшего Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии, теперь Верхнеднепровского района Днепропетровской области

ГУЦУЛЬЩИНА. Конец XIX — начало XX в.

Интерьер жилища. Приселок с. Космач, теперь Косовского района Ивано-Франковской области

По распределению и расположением основных функциональных частей жилого помещения («избы») гуцульский интерьер был таким, как и в других районах Украины. В частности, для гуцульского жилья свойственно расположение кухонной печи в углу между дверью и тыльной стенами дома у входной двери. Общеукраинским признаком было и то, что у гуцулов печь отверстием, где топили, куда ставили горшки для приготовления пищи и выпекали хлеб, всегда была обращена к фасадной (фронтовой) стене. Форма гуцульской печи была характерна и для жилищ украинцев всех правобережных районов. Форма гуцульской печи была характерна и для жилищ украинцев всех правобережных районов.

Традиционным было также размещение кровати з жердью и колыбелью над ней возле печи вдоль тыльной стены хаты, полки для посуды в углу между сенями и главными стенами, а лавки — под окнами.

Вместе с тем интерьер гуцульского жилья поражал неповторимостью и художественной изысканностью декоративно-художественных способов оформления, богатством цветовых соединений. Каждый из его элементов — печь, балки, жердины, полки для посуды, костюмы, бытовая ткань, бытовые предметы — свидетельствовал об исключительной трудоспособности гуцулов, их любви к орнаментации, разноцветных и разнофактурных соединений. Зажиточные хозяева выкладывали печи купленным рисованным кафелем. Сюжетно-орнаментальная разработка каждого кафеля представляет собой художественно выраженные фрагменты традиционно-бытовой жизни гуцулов: семейные и календарные праздники, художественные вкусы, виды художественных промыслов, культовые сооружения, обереги и символичные изображения и т.д..

Значение оберега имел резной орнаментальный декор, которым украшалась балка, входные двери и мебель. Согласно традиционным представлениям гуцулов, украшенные соответствующими орнаментальными композициями предметы приобретали магическую силу, которая оберегала людей от вражеских и вредоносных сил и способствовала благополучию семьи.

Тепло-коричневые тона бытовой самодельной ткани «верет», «бесаг», «покривцы» сочетались с яркими оранжевыми красками тканей запасок («пилок»), вышивкой рубашек и полотенец и аппликацией кожно-меховых элементов гуцульской одежды.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий