Религиозные праздники


22 марта — Сорок мучеников

Первым самым большим праздником, который открывает весенний цикл является день сорока святых. Природа начинала оживать от зимней спячки и люди уже ждали весну. Предвестником весны является прилет перелетных птиц. Именно на сорок святых устраивали обряд встречи пернатых. Для этого женщины накануне выпекают специальное печенье — «жаворонки», «голуби». Потом это печенье, или дарят соседям, или же вывешивают на деревьях

Еще устраивают обряд сожжения соломенного чучела которое символизирует собой зиму.

Девушкам надо угостить ребят сорока варениками с творогом, школьники приносили своему учителю сорок бубликов.

Если в этот день тепло, то столько дней будет теплая погода, а холодно — быть сорока морозам

30 марта — Алексея — человека Божьего

По народному поверью, да и по климатическим наблюдениям ко дню Алексея приходит настоящее тепло, поэтому народ дал еще одно название этому дню — Теплого Алексея.

Этого дня больше всего ждут пасечники, ведь пчелы именно на Теплого Алексея должны впервые облететь вокруг своего улья, то есть проснуться от длинной зимней спячки. Каждый пасечник придает процедуре пробуждения пчел особенное, где-то магическое значение. Поэтому и молились святому Алексею, чтобы дал он хороший урожай меда.

Охотники также не обделены. Именно на Алексея покидает свою берлогу медведь, а лисицы, будто бы, переселяются из старых нор в новые. В этот день, согласно легенде, они слепые и глухие, поэтому и становятся легкой добычей.

На Алексея возвращаются из теплых краев журавли и люди как только можно стараются задержать их около своих жилищ. Для этого дети должны выйти на улицу и кричать вслед этим птицам: «Журавли, журавли, мы вам дорогую перейдем!».

На теплого Алексея доставай ульи


7 апреля — Благовещение

Один из наиболее великих православных праздников, который связан с благой вестью, что известил Деве Марии Архангел Гавриил.

Украинцы считали, что именно в этот день Господь благословляет растения, которые постепенно воскресают после зимней спячки. Работать запрещается, в особенности беременным женщинам. Даже птички в этот день, не смотря на занятость, не строят своих гнезд. На Благовещение был также обычай отпускать на волю птиц. Любое животное, то ли конь, то ли собака, рожденное на Благовещение, будет иметь какой-нибудь недостаток.

Ни в коем случае нельзя занимать огонь, так как тогда пожара Вашему жилью не миновать.

Если к Благовещению люди еще ждали прихода весны, то после считалось, что она окончательно утвердилась в своих правах, тем не менее зима еще может сказать свое весомое слово.

На Благовещение зимы не ругай, а саней не прячь.
Хорошая погода — хороший урожай

Вербное воскресенье

Последнее воскресенье перед Пасхой называется Вербным. В соответствии с библейским описанием Христос за неделю до своего Воскресения въехал в Иерусалим на осле. Признательный народ устилал ему дорогу пальмовыми ветвями, поэтому у католиков этот праздник именуется Пальмовое воскресенье. У нас же в силу того, что украинская флора не богата на пальмы эти функции взяла на себя верба. И это не удивительно, так как именно она первой пускает побеги, ощутив приход весны.

В церквях в этот день проходят пышные богослужения с обязательным освящением вербовых ветвей. Придя домой надо несколько раз стегнуть своего ребенка освященной ветвью, при этом приговаривая:

Не я бью — верба бьет:
Будь большой, как верба,
А здоровый, как вода,
А богатый, как земля!

Ни в коем случае нельзя выбрасывать освященные веточки, ведь они помогают от разнообразных болезней, дурного глаза. Вдобавок, если Вы сохраните освященную вербовую ветвь, то она защитит Ваш дом от пожаров.

Страстная неделя

Последняя перед Пасхой неделя называется Страстной, в память о святых страстях Господних. Каждый его день приближает нас к торжественному событию — Светлому Христовому Воскресению. Это неделя наиболее сурового поста. Нельзя не то что употреблять скоромного а и, даже, петь, танцевать. Правда такие запреты касаются любого из постов, но больше всего их нужно придерживаться именно перед Пасхой. Рассмотрим каждый из дней этой недели.

В понедельник надо к Пасхе подготовить свое жилье — покрасить, помыть, почистить.

Во вторник надо подготовить одежду, постирать белье.

В среду завершаются все хозяйственные работы. Надо убрать дом, вынести весь мусор. Надо также заготовить яйца для пасхальных яиц и писанок, подготовить все необходимое для их изготовления.

Наибольшее же количество обрядов, действ и примет приходится на Страстной, или т.н. Чистый четверг. Традиционно в этот день выпекают куличи. Кулич, это не просто ритуальный хлеб, он символизирует тело Христово и к его изготовлению надо относиться с особым вдохновением и трепетом. Перед тем как начать выпекать необходимо помолиться, чтобы очистить Ваши думы и помыслы. На Чистый четверг необходимо подготовить к Пасхе свое тело, то есть тщательно вымыться, в особенности это касается детей и больных, ведь вода на Чистый четверг смывает все болезни и защищает от неурядиц. Изготовленная на Чистый четверг страстная свечка защищает жилье от пожаров, тех кто в нем живет от болезней. Именно эта свечка приносит живой огонь, который в этот день зажигают в церквях. Необходимо во что бы то ни стало, и ни в коем случае не погасив, донести тепло пасхального огонька к своему дому.

Существует поверье, что на Чистый четверг Бог отпускает на землю души праведников, чтобы они могли отпраздновать «Мертвецкую Пасху». Подойдя поздно ночью к церкви можно, за народным поверьем увидеть, как покойники прославляют Воскресение Христово, а церковную службу служат священники, которые давно умерли. Только встречаться с ними не нужно, так как они в это время особенно агрессивные.

Наиболее печальный день недели, это пятница, так как именно в этот день Христос умер. Нельзя вообще ничего есть, ни петь, ни слушать музыку. Вечером надо идти к церкви, где выносят Плащаницу, которая символизирует тело умершего Христоса. Нельзя шить, стирать, что-либо резать. Нарушив этот запрет Вы получите очень большой грех.

В страстную субботу идут приготовления к Пасхальной праздничной трапезе. Для хозяек это наиболее хлопотливый день, ведь нужно все приготовить, испечь, сварить. В этот день красят яйца и изготовляют писанки. О красоте украинской писанки известно многим, ей даже стоит памятник в Канаде.

Для пасхальных яиц преимущественно используется красный цвет, так как он символизирует кровь Христову. Шелуха от яиц, которые треснули, не выбрасывается, а относится к речке и пускается по воде.

Согласно легенде через 25 дней шелуха приплывет в счастливые рахманские края и сообщит душам праведников, которые там проживают, про Светлое Христовое Воскресение.

Пасха

Праздник праздников, самый главный православный праздник (в отличие от католиков, где пальма первенства отдается Рождеству). В этот день душа словно переполняется светлой радостью, этому оказывает содействие и природа, которая сбросила оковы зимнего сна и в единой гармонии с Вселенской радостью встречает воскресшего Христа.

В ночь на Пасху спать нельзя вообще, так как проспишь все на свете. Вечером все идут в церковь на всенощную. В красивых корзинах к церкви несутся разнообразные кушанья — сало, хрен, печень, голубцы, все на что способна кулинарная фантазия, кроме водки. Торжественная процессия с певчей и священником освящает и благословляет все это добро.

Во время пасхального богослужения можно обнаружить ведьм. Они могут трогать руку священника, а также стараются во что бы то ни стало остаться в храме после короткого вечернего богослужения, когда все люди должны выйти из церкви.

Возвратившись домой начинали разговляться, но перед тем как сесть за стол девушкам надо было умыться водой, в которой лежит свяченое Пасхальное яичко, чтобы она была такой же красивой и румяной. Еще один совет, для тех кто хочет вывести тараканов. Вернувшись из церкви надо провести такой диалог: «Что мы сейчас будем есть? Свяченые яйца и кулич. А тараканы, что будут есть? Сами себя…»

Каким бы не было кулинарное разнообразие на столе, но начинать обед всегда надо лишь с кулича. Даже крошки этого хлеба, которые упали наземь ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусор. Отрезанную горбушку надо сохранять всегда, как талисман, который приносит лишь счастье.

Существует большое количество пасхальных забав. Наиболее известная нам сейчас — это игра в битки, когда дети, да и не только, выбирают пасхальные яйца и стучат ими одно об другое. Чье разобьется тот и проиграл. Очень популярными когда-то были и подвижные забавы, такая как игра в «Жучка», или «Длинную березу» и еще много других.

Тот кто умрет на Пасху считается очень счастливым, так как именно в этот день ворота рая открыты, и душа без всякого суда попадает туда.

Считается, что в Пасхальную ночь открываются все земные сокровища, которые брезжат на земле волшебными огоньками, тем не менее увидеть их может лишь самый младший ребенок в семье, да и то если помыслы его чисты.

На протяжении сорока дней после Пасхи, вплоть до Вознесения каждый православный христианин должен приветствоваться друг с другом словами «Христос Воскрес!» и получать в ответ подтверждение этих слов «Воистину воскрес!»

Вся следующая неделя после Пасхи называется Светлой и празднуется как один день.

На Пасху первый раз кукушка закукует. Не каждый день Пасха, а хлеб не кулич.

 

Пасха или праздник души (Авторская работа).

Вечірнє сонце, дякую за день.

За цю потребу слова, як молитви…

Лина Костенко

Так всегда манит тропа истины… Иду, дышу в полную грудь… Догоняю свою дорогу, которая мчит за горизонт. Хочу заглянуть за горизонт, который горит теплом, прислониться сердцем к солнцу, со скал вечности скинуть пустые, земные образы, поблагодарить за весну; за весенний день, который принес Пасху… День истины, прощения и великого праздника души.

Настоящая весна начинается с Пасхи. Не имеет никакого значения – или с улицы на тебя еще смотрят глаза недавно слепленной ребенком снежной бабы, или манит свежестью и зеленью вечно влюбленный май. Весна – это настроение, невзирая ни на что; пора, которая ежегодно приносит нам праздничный торжественный «праздник» – Пасхи!!!

Пасха или Христово Воскресение – этот день называют по-разному. Старые люди говорят, что в этот день, когда воскрес Иисус Христос, солнце с радости не заходило, и день был «великим-превеликим», потому и назвали его Великдень (укр.вариант).

Другие рассказывают, что в тот момент, когда Христос родился, ярко светило солнце, и стояли такие долгие дни, что теперешних надо «семь сложить вместе», чтоб был один тогдашний. Тогда, было, как взойдет солнце в воскресенье утром, то зайдет аж в субботу вечером. А как распяли Христа, — дни уменьшились. Теперь только царские ворота в церкви раскрыты настежь в течение семи дней, на память про те длинные прежние дни. Вот почему день Воскресения и называется великим.

В старину Пасха была одним из традиционных праздников в честь солнцу, которое в то время «оживает», воскрешая силы природы. Знатоки религии и этнологи видят в уже христианском празднике влияние многих древних верований. Так, древние греки и римлянине, финикийцы и египтяне, иранцы, а также славяне имели культы умирающего и воскресающего божества.

Люди когда-то считали, что небесные светила — это глаза божеств. В мифологическом мировоззрении свет символизирует видение и правду, а тьма, ночь, туман являются своеобразными синонимами слепоты и несправедливости. С первым лучом солнца утром, за поверьем, уничтожается влияние злых духов. Поэтому оно означает знания, справедливость, милосердие, победителя всякого зла и неправды.

С приходом христианства люди увидели в солнце отблеск лица Божьего, стали сравнивать небесное светило с Всевидящим Божьим оком, а Христа называть Солнцем Правды или просто Солнцем.

Древние, дохристианские обычаи не исчезли, а только приобрели новые оттенки. Восход солнца на Пасху встречают торжественно, открывают в домах окна и двери, чтоб солнце зашло в жилье и все осветило: «Слава Тобі, Господи, за личенько Твоє Господнє! Освіти нас перед усім миром християнським добротою, красою, на віки віків. Амінь!».

Приняв христианство, наш народ получил возможность постичь еще один символический уровень весеннего праздника: в Христово Воскресение мы видим победу жизни над грехом и смертью. Пасха — это праздник радости для всех: и для детей, и для взрослых, и для живых, и для мертвых. Ибо когда Христос воскрес, то этим Он победил смерть и дьявола; и мы теперь уверенны, что все люди силой Его воскрешения также воскреснут. И живые, и мертвые вместе появляются перед Господом Богом. Христово Воскресение утверждает нас в вере, что жизнь человека не обрывается, как нитка, что она преисполнена глубокого содержания и значения. В Воскресение Христово — источник необъятной радости, к которой причастны все люди на свете.

На Пасхальной службе Божьей в церкви читается слово Иоанна Златоуста, который призывает радоваться всех: «Багаті і вбогі, радійте один з одним. Стримані і ледачі, вшануйте день. Ті, хто постить і не постить, веселіться сьогодні… Ніхто нехай не плаче над гріхами своїми, бо відпущення від гробу засяяло. Нехай ніхто не боїться смерті, бо нас визволила Спасова смерть…» Иоанн Златоуст напоминает, что теперь смерть не является уничтожением, а только временным состоянием, и торжественно произносит вечную победу Христа над смертью: «Смерте, де твоє жало? Пекло, де твоя перемога? Воскрес Христос, а ти впало додолу! Воскрес Христос і впали демони! Воскрес Христос і радіють ангели! Воскрес Христос і життя живе! Воскрес Христос і немає мертвих у гробі! Христос повстав із мертвих і став початком для спочилих! Йому слава і держава на віки вічні. Амінь».

Пасха — праздник семейный, с обязательным семейным праздничным обедом, щедрым на скоромные свяченные в церкви вкусные яства.

Специально к Пасхе держат корзину и вышитое особенным узором полотенце. Еще с вечера корзину наполняют праздничными яствами: кладут паски — пшеничную и сырную, крашанки, колбасу, шинку, хрен, грудку сливочного масла, домашний сыр и крендель с маком, соль, писанки и свечку (её вставляют в паску и зажигают, когда священник святит скоромную пищу).

Пасха символизирует жизненную силу, а возможно, и напоминает нам про древнюю Великую Богиню, ведь одно из её названий это «баба». Как правило, пасок выпекают несколько, разных размеров, иногда для каждого члена семьи, и обязательно одну большую — для всех. Украшают пасхальный хлеб узорами из теста — двойными (восмиричными) крестами, решетками, веночками. Как, правило, паску вынимают из печи или духовки с молитвой. Желательно, чтоб во время выпекания пасок на кухне господствовала тишина и спокойствие, чтоб к плите подходило как можно меньше людей, чтоб не хлопали дверями и не звенела посуда. Было время, когда почти каждая женщина имела собственный рецепт паски, перенятый от мамы или бабушки в наследство, и на своё интуитивное усмотрение добавляла в тесто шафран, мед или мускатный орех, миндаль или имбирь… К сожалению, большая часть нынешних хозяек такие знания от своих бабушек не переняла, однако никогда не поздно приготовить свою особенную пасочку.

Сыр – одна из самых любимых составляющих украинских блюд. Обрядовый сыр (как и масло, и молоко, которые используются во многих обрядах) напоминает нам про древнюю культуру хозяев-скотоводов на территории нашей страны.

Яйцо – символ зарождения жизни, знак жизни новой, воскрешения, символ солнца. Почти у всех народов яйцо считалось источником жизни и начала мира. Во многих мифах с праздничного яйца возникает вселенная, или какая-то миротворческая сила, воплощенная в божество, или мифические прародители. А из верхней и нижней половины яйца возникают небо и земля. Особенное значение имеет яйцо и на Пасху. В Пасхальную субботу (или в четверг) красят крашанки или писанки. Основной цвет крашанок — красный, он символизирует пролитую за людей кровь воскресшего Спасителя и радость жизни. Как правило, их готовят 13 — в память про Христа и его 12 апостолов. Скорлупы от писанок пускают по воде, чтоб плыли «к рахманам» и указали им, что время праздновать Рахманскую Пасху.

Соль – символ благосостояния, полноты и сути. В Библии соль — символический способ связи между Богом и его народом. Считается, что соль — это очистное вещество, связанное с железом, кровью и небесными светилами, которое боится нечистая сила.

Мед — символ чистоты, Божьего слова.

Хрен — символ прочности, здоровья человека. За одним из рассказов, когда-то именно хреном хотели отравить Иисуса Христа, но он его съел и ничего не случилось. С этого времени христиане едят хрен и добавляют его в разные блюда. К тому же, он имеет много целебных свойств.

Чеснок — символизирует крепкое здоровье. Кроме того, известно, что именно он защищает от злых духов, оберегает жилище.

Мак, свяченый в церкви, приобретает магические значения, а полотенце, на котором все лежало, помогало от бессонницы. Маком и пшеном обсыпали дом от домового, от покойника, который наведывал живых. С помощью этих действий наши предки пытались избежать злого, защитить слабого, позаботится о меньшем, то есть достичь гармонии в мире, который их окружал.

Жаркое и домашняя колбаса — символизирует достаток в семье, приумножает здоровье. Вепрь и свинья в мифологическом мировоззрении многих индоевропейских народов связаны с солнцем и аграрным культом. Как правило, вепрь ассоциируется с мужской силою, мощью, а свинья — с силою земли, теплом и плодородием. Рассказывают, что когда преследовали Христа, он спрятался в сене. Но куры разгребли сено, открыв Спасителя. Его схватили, но он смог сбежать и спрятался в соломе. Подбежали свиньи и начали рыть солому, зарывая Христа более глубоко. С этого момента Бог благословил свинину в еду людям. Потому и существует традиция святить на Пасху сало и поросят. Именно потому блюда из свинины украинцы готовят на два самых главных праздника – Пасха и Рождество.

Все продукты в корзинке накрывают пасхальным полотенцем, которое вышивают специально к этому праздничному дню. Еще с детства помню, как из-под этой корзинки развеивался повсюду необычный аромат, тогда казалось, что более вкусного запаха не существует. Мы с сестрой никак не могли дождаться завтра, чтобы все эти вкусности покушать. Их обязательно святят. Для того, чтоб люди на праздник получали радость и духовную, и от земных даров. По возвращении домой, семья садится за праздничный стол, и лакомилась свяченым. Перед этим на столе, застеленным праздничной скатертью, зажигают свечку и, стоя, поют либо проговаривают Пасхальный стих:

Христос воскрес із мертвих,

Смертію смерть подолав,

І тим, що у гробах, життя дарував!

Потом приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!». Если в доме есть девушка на выданье, то кладут ей паску на голову и приговаривают: «Аби була людям така велична, як ця паска пшенична». А после хозяин чистит свяченую крашанку, делит её на столько частей, сколько людей есть за праздничным столом. Каждый берет себе по кусочку. Дальше кушают паску и потребляют все другое, чем богатый пасхальный стол. А стол действительно богат: румяная паска, цветастые крашанки, черный хлеб, масло, топленое молоко, сметана, ряженка, шинка и колбасы, пирожки и сырная паска, настойки и наливки, весенние салатики (особенно сыр с огурчиком, зеленым лучком и укропом)… Ну никогда еда так не смакует, как за Пасхальным обедом. Можно попробовать воссоздать в своей семье еще одну хорошую традицию: выкладывание крашанок на маленьком горбике из зеленой травкой, который ставят на праздничном пасхальном столе. Он символизирует воскресение, прорастание новой жизни через смерть старого. Ведь для того, чтобы вырос новый стебель, должно погибнуть старое зерно. Это и есть символ воскресшего Спасителя. Еще горбик означает память о родственниках, которые отошли в другой мир.

Для того, чтобы иметь такой горбик, следует двумя неделями ранее Пасхи насыпать земли в миску горкой и посеять в ней овес. Поставить в теплое и светлое место и поливать. До праздника овес как раз подрастет. А потом вокруг горбика выложить крашанки — столько, сколько близких членов семьи нет в живых.

Если вы никогда не дарили родителям и друзьям собственноручно расписанную писанку – этой весной обязательно подарите. Ведь собственноручно раскрашенные писанки – это «наилучшее» Пасхальное поздравление. История писанок, как символа весеннего возрождения природы, пришло из далекого прошлого. Христиане, которые переняли обычай расписывать писанки, увидели в нем знак воскресения и вечной жизни. Мудрые люди говорят: «В мире до тех пор будет господствовать любовь, пока люди красят писанки». И правда, только большая любовь может творить такие чудеса гармонии и воображения. Каждая писанка — это как будто маленький мир. Каждый орнаментальный мотив и цвет — это будто отдельная буковка алфавита. Из них на писанке складывается наша нарисованная молитва про согласие и мир между людьми. Традиции украинского расписывания писанок чрезвычайно разнообразны. Разные местности Украины имеют свои особые орнаменты и цвета, так же, как говор и диалекты, хотя в целом язык расписывания украинских писанок общий – все они отдают дань Христу.

Остатки свяченого некогда не выкидывают, а аккуратно собирают и закапывают где-то под деревом, где никто не ходит. Детям рассказывают, что когда крошки от паски раскидывают в саду, из них прорастают красивые цветы.

Кроме объедения за обеденной трапезою, чрезвычайно интересной является Паска для детей и молодежи. Дети ходят по дворам (к родственникам и знакомым) поздравлять хозяев дома с Пасхой. Поют:

Радість з неба нам являє,

Паска красна днесь вітає,

Радуйтеся щиро нині —

Бог дав щастя всій родині,

Бог дав радість нам з небес —

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Хозяева одаривают детей за это крашанками, пирожками, мелкими деньгами. За поверьем, кто попробует по кусочку от девяти разных пасок — целый год будет счастливым. Поэтому, кто-то для того, чтобы обменяться пасхальным хлебом и крашанками, а кто-то — чтоб поиграть в традиционные пасхальные игры и попеть веснянки, — собирались на Пасху возле церкви, отведавши дома семейный праздничный обед, где начинались пасхальные забавы — веснянки, а также гагалки или гаевки в сопровождении соответствующих песен. В жизни молодежи пасхальные забавы были началом улицы, что начиналась пасхальной неделей и продолжалась аж до осени.

На Пасху все должны веселиться, ибо кто будет грустить в этот день, будет грустить и весь год. Если кто-то умирает на Пасху, то считается, что его счастливая душа пойдет просто на небо, ибо в этот день «небо отворено». Сегодня настоящие веснянки или гаевки можно услышать и увидеть разве что в городах. Самые известные пасхальные гуляния проходят ежегодно в Киеве возле Михайловского Золотоверхого собора и во Львове — в Шевченковской роще.

Самая главная пасхальная игра — «Жучок», символизирующая бесконечное движение и вечную жизнь. Парни и девушки стают парами в длинный ряд, скрестив руки. Ребенка приглашают быть «жучком», и двое мальчиков водят его по «волшебному местечку» из рук играющих. Пары, по которым уже прошелся «жучок», перебегают вперед и таким образом «жучка» обводят вокруг церкви. Девушки играют также в «Шума», «Царевну», «Огурчики», «Красивый танец» — игры, которые символизируют пробуждение природы от зимней спячки и непрерывную жизнь.

У парней развлечения особенные, связанные не так с лирикой, как с демонстрацией силы и ловкости. Это и бег наперегонки, и постройка трехъярусной пасхальной «Колокольни»… Но самая любимая, все-таки, «У пасхального звона»: на призыв которого одного из парней: «У звона!» вся группа быстро стает в тесный круг. Кто не успел — стает «сердцем звона», идет в середину. Из круга все парни протягивают к «сердцу» руки, но быстро забирают, чтоб «сердце звона» не словило. Парни все время протяжно и мелодично поют: «Дзінь-дзелень, бом-дзень, дзінь-дзелень… Бам.., бам.., бам…». «Сердце» пытается поймать кого-то за протянутую руку и затянуть в середину. Тогда втянутый становится «сердцем звона», а предыдущий стает в круг и так далее.

Традиционно, на Пасху возле церкви всегда пел пасхальные псалмы кобзарь или лирник. Сегодня эту давнюю украинскую особенность возобновляют очень редко, пев сохраненные традиционные думы и псалмы. Для детей неотъемлемой частью Пасхи есть и то, что можно купить возле Церкви. Самое главное – «когутики» (изготовленные различные фигурки из топленого сахара) и «баськи» (нанизанные на ниточку, как бусы, бублики, однако испеченные по-особенному).

Целый день на Пасху звонят колокола, а солнце светит, любуясь с высоты на добрые людские души. Звон – это символ вестника Божьей воли. А кто первый зазвонил, тот первый обработает жатву и будет у него наилучший хлеб. Звонили в колокол весь день, а потом еще и на второй день и на третий.

Если накануне, в субботу, парни поставят традиционные пасхальные качели, то будет на чем покататься. Для этого парни вкапывают в землю два высоких и крепких столба, прибивают наверху поперечную балку, к которой крепят цепи с гладкой доской. Цель этой качели — очиститься от всего злого, а заодно и землю разбудить, чтоб «росло и изобиловало на ней зело». Качаются парами — парень с девушкой. А сами качели стоят до Зеленых праздников.

Радуница — Пасхальное поминовение усопших.

 

 

Певый понедельник после светлой седмины церковный календарь называет Радуницей, или же Пасхальным поминанием умерших родственников. В народе этот день имеет и другие названия: Гробки, Проводы, Деды. Хотя в народе большей частью поминали покойных родственников в последнее воскресенье светлой седмицы.

Очень людно в этот день на кладбищах. Придя на заранее приготовленные и убранные могилки надо, покатав освяченым пасхальным яйцом по могиле, поздороваться с покойным как с живым: «Христос Воскрес!» и покойник непременно ответит: «Воистину воскрес!». Над каждой могилой певчая и священник обязательно должны отправить панихиду. Накануне гробков надо сходить в церковь отправить панихиду продуктами. Потом эти продукты надо отнести покойному, чтобы он также причастился к Вселенской радости Светлого Христового Воскресения. Уже с субботы нельзя вспоминать покойников, как умерших, ведь они живые и находятся среди нас.

По окончании этих действ все кто присутствует на кладбище собираются на общую трапезу, центральным кушаньем которой считается колыво, то есть пшеница-кутья, которую называют главным кушаньем покойников.

На кладбище во время поминального обеда, наполнив рюмки водкой, нельзя чокаться.

6 мая — Юрия (Георгия)

В народном календаре существует два праздника Юрия — зимний 9 декабря и весенний 6 мая. Весенний Юрий считается покровителем земледелия и животноводства (само имя Юрий означает «земледелец»), свойских и диких животных. Юрий, или же Георгий опекается также молодыми девушками, которые шлют ему свои молитвы.

С днем Юрия связан обряд выгона на подножный корм коров. Этому процессу наши предки придавали особою значимость. Одной из наиболее почитаемых профессий были пастухи, так как коровы в тогдашнем хозяйстве, да и сейчас, играют роль кормилицы рода, своеобразной берегини.

С этого дня начинают пахать нивы. По традиции сначала пашут у слабых и немощных людей.

Особой целебной силой обладает в этот день роса, которую Юрий спускает на землю. Юрьева роса исцеляет от болезней, ею надо умываться тем у кого плохое зрение.

На святого Георгия плывут льды к морю.

22 мая — весенний Николай

В народном календаре, как известно, существует два дня Николая, это зимний Николай (19.12) и весенний (22.5). Весной церковь почитает перенесение мощей Николая чудотворца из города Ликия в итальянский город Бар.

Николай покровитель водной стихии. Он опекается моряками и рыбаками. Равно как и на день Юрия особое внимание уделяется обрядам связанным с животноводством. Более всего этот день празднуют на Западе Украины .

 

От Николая до лета двенадцать заморозков.

Вознесение Господне

В соответствии с библейским рассказом на 40-й день после своего Воскресения Христос, несколько раз явившись своим ученикам, вознесся на небо и занял там место близ своего Отца. Именно в честь этого события православной церковью установлен праздник Вознесения Христового. В храмах в этот день выносят и прячут плащаницу, поэтому после Вознесения уже нельзя приветствоваться словами: «Христос воскрес!». Характерно, что Вознесение всегда приходится на четверг.

На Вознесение, которое кое-где в народе именуют еще Восшествием, лучше всего растет трава. В этот день выпекали специальное печенье в виде лесенок.

В этот день годится помянуть своих умерших родственников.

Молодежь, как и годится, на природе устраивает разнообразные забавы.

 

Вийди, вийди, Іванку

Вийди, вийди, Іванку,
Заспівай нам веснянку!
Зимували, не співали —
Весни дожидали!

Весна, весна, наша весна,
Да що ж ти нам принесла?
Старим бабам по кийочку,
А дівчатам по віночку!

Звила ж я віночок вчора
Звечора, звечора
З зеленого барвіночку
Та й повісила на кілочку.

Матуся вийшла,
Віночка зняла,
Віночка зняла
Та нелюбові дала.

Коли б же я теє знала,
Я б його розірвала,
Я б його розірвала,
Ніж нелюбові дала!

Благослови, мати

Благослови, мати,
Весну закликати,
Весну закликати,
Зиму проводжати.

Благослови, мати,
Весну закликати,
Зимочка в візочку,
Літечко в човночку.

Зеленая неделя

Последняя перед Троицей неделя в народе называется Клечальной, или же Зеленой. Это время бушевания трав, это же о котором так чудесно сказала Лина Костенко:

Поглянь усе навколо зацвіло.
Ясна вода і сонце золоте.
Цвітуть гаї, цвіте густе зело…

Зеленая неделя это время особой активности всякой нечисти, в особенности русалок, которые только и смотрят лишь бы заманить и защекотать красивого парня, или же девушку. Так что остерегайтесь ходить по полям и берегам речек. Этот запрет не касается лесов и длится вплоть до начала Петрового поста.

Чтобы сохранить свое жилье от посягательств нечистой силы надо украсить его травами и ветвями деревьев, кроме осины, которая считается грешным деревом, так как именно она пустила гвозди во Крест Господний, поэтому осиной украшают лишь самые уголки в дому.

Особой силы приобретают врачебные травы. Наибольшую целебность они имеют в пятницу. Даже роса собраная в этот день помогает тем у кого больные глаза.

Девчатам на этих днях надо побеспокоиться о венках, так как они являются символом праздника Троицы и оберегают от русалок. Венки изготовляются, большей частью из ветвей березы, или же из живых цветов.

После использования их нужно сохранять на почетном месте в доме вплоть до первого дня Петровки.


Троица

На 50-й день после Пасхи православная церковь празднует Пятидесятницу. В Библии говорится, что именно в этот день на апостолов сошла благодать Духа Святого.

В народе праздник Троицы отмечается три дня. Первый день, это Зеленое, или Клечальное воскресенье, второй — Клечальний понедельник и третий — Богодухов день.

В Зеленое воскресенье надо быть в особенности осторожными, так как это день наибольшей агрессивности мавок, русалок, потерчат и другой нечисти. На Зеленое воскресенье девушки с помощью венков гадают. Для этого нужно пойти к пруду (и снова же таки не забывайте об осторожности!) и пустить венки по воде, если они сойдутся, то девушка в этом году выйдет замуж. В Зеленое воскресенье надо сходить на кладбище и помянуть умерших родственников, обязательно оставив им любые кушанья. После этого устраиваются разнообразные гуляния с скоморохами и ряжеными.

В Клечальный понедельник после церковной службы освящают поля, чтобы Господь защитил их от града и пожаров. Дети устраивают интересные игры. Одна из них носит название «Завивать венки»

Третий, Богодухов день, больше всех празднуют девушки, которые устраивают интересные забавы, например, «Водить тополю». Суть ее состоит в том, что среди группы девушек избирают самую красивую, которая и выполняет роль Тополи. Потом эту красавицу, чтобы ее никто не узнал, украшают венками. Вместе с веселой гурьбой, Тополя ходит по домам и хозяин каждого дома в который она зайдет должен ее щедро отблагодарить. Также в этот день освящали колодцы

Троица тремя праздниками богата: цветами, травами и румяным летом.

Петров пост

На вторую после Троицы неделю приходится начало Петрового поста. Его продолжительность напрямую зависит от Троицы, так как заканчивается он на день Петра и Павла (12 июля).

По легенде Петровка была установлена Святым Петром по просьбе женщин, мужчины которых на сенокосах выпивали слишком много молока. Правда, в народе особых запретов во время этого поста не очень придерживаются, так как слишком уж трудная работа, да и праздников впереди много.

С Петровкою связан целый цикл обрядовых песен, которые называются петрвочки. По традиции девчата в первый день Петровки пускают на воду клечальные венки.

Петровка — на хлеб голодовка.

7 июля — Ивана Купала. Рождество Иоанна Крестителя

Специально ко дню Купайла ребята и девчата изготовляли куклы-чучела Купало и Марену. Вокруг этих персонажей происходят главные события вечера на Ивана Купала. Марена представляет собой сделанную из соломы куклу, которую одевают в женскую одежду, Купало также изготовляется из соломы, но одежда на нем мужская. Марену, соответственно, делают девчата, а Купало — ребята. Интересно, что происхождение ни того, ни другого образов неизвестно, зато известно, что и Купало и Марену ждет трагическая развязка. Их обоих, или же топят, или же сжигают

По окончании веселых действ можно идти отдыхать. Это не касается, лишь самых смелых и чистых сердцем, у которых есть шанс найти волшебный цветок папоротника и получить все земные сокровища. Но помните: путь к цветку защищает нечистая сила, да и земные богатства, которые он открывает еще никого добра не приносили

 В день Ивана Купала старались исцеляться росой. Для этого нужно встать как можно раньше и пройтись босиком по целебной купальской росе. В этот день проходил массовый сбор лечебных трав. Особой целебной силы купальская трава набирает к восходу Солнца, так вот, как говорится, «Кто рано встает, тому и Бог дает!»

12 июля — Петра и Павла

В честь первоверховных апостолов Христовых Петра и Павла церковь установила большой праздник, который празднуется 12 июля.

В народе этот день считается традиционным началом жатвы. К этому дню надо подготовить свое жилье, навести в нем порядок.

К Петровому дню выпекается специальное печенье — «мандрыка». Именно «мандрыкой», по легенде, подавилась кукушка, когда старалась украсть ее у св. Петра. Поэтому, с с этот дня уже нельзя слышать голос кукушки.

Святой Петр считается покровителем животноводства и жатвы

Если на Петров день жара, то на Рождество мороз

2 августа — пророка Ильи

Незаметно заканчивается самая теплая и приятная пора года. Хотя на дворе еще довольно тепло, но все ощутимее, в особенности вечерами, холодное дыхание золотой поры. На август приходится наибольшее количество летних праздников, первый из которых день пророка Ильи.

Святой Илья покровитель молний и грома. Именно он с помощью грозного оружия — молнии, гоняет по небу наглых чертей.

На день пророка Ильи, и после него, категорически запрещается купаться в любых водоемах, так как святой Илья разрешает владычествовать в воде лишь душам умерших праведников, или же обмыть грехи умершим грешникам. Строго наказывает Илья тех кто не соблюдет запрета — у них на спине может вырасти вербовая ветвь, или же один из мертвецов может забрать на экскурсию на тот свет.

В этот день до обеда лето, а после обеда осень

9 августа — целителя Пантелеймона

В народе этот день называют Паликопа. Святой Пантелеймон оберегает дома, поля, имущество от молний и пожаров. Чтобы уберечься от всех этих бедствий надо молиться иконе святого Пантелеймона. Работать запрещено, так как розгневить святого это все равно, что разрешить детям забавляться со спичками.

На Пантелеймона знахари из врачебных трав готовят отвар которым лечат домашних животных.

14 августа — Маковея


Еще каких-то полстолетия тому практически каждое украинское село смело можно было назвать красным, и дело здесь совсем не в идеологии — характерного цвета придавали красные головки маков, что пестрели на огородах и левадах. К сожалению в отчаянной борьбе с наркоманией маки почти полностью опустили свои буйные головы. Именно мак и есть «главным действующим лицом» праздника вынесения честных древес. Животворящего Креста Господнего, или как его называют в народе Маковея или Первый Спас. Накануне Маковея надо приготовить «маковейский цветок» — это букет, который состоит из многих растений — мяты, чабреца и др. При чем каждое растение имеет свое, присущее лишь ему магическое значение. Потом вся эта красота вместе с несколькими головками мака освящается в церкви На Маковея освящают колодцы, источники. Все эти обрядодействия сопровождаются музыкой и танцами, несмотря на то, что именно в этот день начинается Успенский пост. Этот день считается детским и девичьим праздником, поэтому молодежь старается не работать.

Как это ни печально, но именно после Маковея начинают отлетать в теплые края первые птицы.

19 августа — Спас. Преображение Господне

Праздник Преображения Господнего принадлежит к 12 наибольшим православным праздникам. В народе этот день называют Вторым Спасом.

Это традиционный праздник урожая. В этот день в церквях освящают плоды земли, то есть яблока, груши, сливы и др. Наибольшей популярностью и почетом пользуются яблоки, даже существует еще и третье название праздника «Яблочный Спас». Освящения яблок больше всего ждут матери у которых умерли дети, и дочери в которых умерли матери, так как по легендой о яблоке им можно употреблять только после Спаса.

В особенности готовятся к этому дню пасечники. Им надо освятить ульи, угостить медом соседей, особенно сирот и немощных.

Пришел Спас — пошло лето от нас.
Святой Спас приготовил всего про запас: и дождь, и ветер, и холод, и тепло

28 августа — Успение Богородицы. Первая Пречистая

По библейскому повествованию именно в этот день умерла Дева Мария. Считается, что Дева Мария таким образом присоединилась к своему сыну. И называется этот праздник в народе — Первой Причистой.

В этот день традиционно начинается посев озими. Началу засева народ придает особое значение, это касается как весеннего так и осеннего посева.

На этот день приходится и обряд заготовки калины, которая стала символом Украины. Калину собирают девчата. Делать это нужно после церковной службы. Сам процесс проходит довольно интересно с песнями и хороводами.

От Первой Пречистой начинаются брачные действа — «оглядыны» и «помолвки». Поэтому этого дня ждут с нетерпением девчата, а парни волнуются, чтобы не пришлось попробовать тыквенной каши.

В этот день начинается «молодое бабье лето», которое длится до 11 сентября.

Пришла Пречистая — сватов несет нечистая.

Зов’ю вінки, та на святки

Зов’ю вінки, та на святки,
На всі святки, на празнички.
В бору сосна колихалася,
Дочка батька дожидалася.
Ой батечку голубчику!
Прибудь до мене хоть на літечко, —
В мене в тіні перед воротами
Синє море розливається —
Усі пани ізбігалися,
Цьому диву дивувалися.

Ой на Івана, на Купайла

Ой на Івана, на Купайла
Там ся купала ластівочка.
Там на Івана, на Купайла
Вийшла Марія, як та пава.
На ню молодці заглядаються,
Привітатися стидаються.
А той Іван не встидався,
Взяв за рученьку та й звітався:
— Марійко моя, душко моя,
Сподобалося личко твоє.
Ой не так личко, як ти сама
Як на папері написана.
Як на папері, на листочку
Чорненькі брови на шнурочку.

 

 

Ой на Івана, на Купайла

Ой на Івана, на Купайла
Там ся купала ластівочка.
Там на Івана, на Купайла
Вийшла Марія, як та пава.
На ню молодці заглядаються,
Привітатися стидаються.
А той Іван не встидався,
Взяв за рученьку та й звітався:
— Марійко моя, душко моя,
Сподобалося личко твоє.
Ой не так личко, як ти сама
Як на папері написана.
Як на папері, на листочку
Чорненькі брови на шнурочку.

http://www.kolyadka.h1.ru

11 сентября — Усекновение Главы Иоанна Предтечи. Головосек

Церковный календарь обозначает этот день, как Усекновение Голови святого Пророка Предтечи и Креститетеля Господнего Ивана, в народе же его называют просто Головосек.

В этот день нельзя варить борщ, так как для его приготовления надо резать свеклу и капусту — овощи которые имеют круглую форму, а это строго запрещено. Вообще нельзя ничего резать, даже хлеб

Мужчинам нельзя ни бриться, ни даже смотреть на себя в зеркало, так как будешь болеть. Утром надо тщательно помыть голову. Это день сурового поста

За метеоролигескими наблюдениями в этот день последний раз могут прогреметь грозы

 

 

14 сентября — Cемена

По старому стилю Семенов день, это день начала осени, а в давние времена день начала года.

Еще накануне парни нанимают для вечерниц дом на весь осенне-зимний период. В этот день начинаются осенние молодежные вечерницы. Девчата варят обрядовую кашу, готовят вареники, а ребята нанимают музыкантов. На Семенов день происходит обряд посвяшения в юношество, когда еще совсем молодых ребят принимают в юношескую ватагу.

Семенов день, это день отлета ласточек и наказания воробьев. Святой Семен считается покровителем птиц, именно ему они отчитываются в своих добрых, или злых поступках. Ласточки в народном воображении, это посланники неба и предвестники весны, кто разрушит гнездо ласточки у того на лице оспа будет. Воробьи же, наоборот, проклятые птицы, так как когда распинали Христа, то они кричали «Жив!Жив!» сообщая палачам, что он еще не умер. Вот и достается на Семенв день воробьям по заслугам и становится их значительно меньше.

В этот день начинается «новое бабье лето», которое заканчивается 21 сентября

 

Любил на Семена мед-пиво пить — не ленись и работать.


21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября церковь празднует день Рождества Пресвятой Богородицы, в народе этот день именуется Второй Пречистой.

Этот традиционно женский праздник. Надо почитать женщину как продолжательницу рода. В особенности обращают свои молитвы к Богородице бездетные матери, чтобы Святая Заступница послала ребенка. После службы обязательно нужно дать милостыню, а еще лучше пригласить на обед обездоленных, сирот, больных.

Это последний день сбора «приворотного зелья», которое в период между двумя Пречистыми ( первая приходится на 28 августа) имеет очень большую силу. Так что, девушки, не медлите. А еще на Пречистую заготовляют калину.

 

Пришла Пречистая — на дереве чисто, а придет Покрова — на дереве голо.

27 сентября — Воздвиженье Чесного Креста Господнего

В этот день был найден и установлен Крест, на котором распинали Христа. В честь этого события церковь празднует день Воздвиженья Чесного Животворящего Креста Господнего. В народе праздник называют Здвиженьем, потому-что «земля уже движется на встрече зиме»

В этот день ни в коем случае нельзя ходить в лес — на Воздвиженье особенно активны змеи, которые готовятся к зимней спячке и перед ней отчитываются в своих плохих и хороших поступках. Хорошие змеи могут отдыхать до апреля, а вот плохим нет покоя, потому и злые они очень.

Такой суд проходит и среди птиц. Особого наказания заслуживает кукушка — она целый год ничего не делает и за это, по легенде, должна улетать в теплые края последней.

 

Пришла Пречистая — на дереве чисто, а придет Покрова — на дереве голо.

14 октября — Покрова

В 903 году войско сарацин напало на Византию и очень быстро окружило Константинополь. Город оказался в затруднительном положении. Во время одного из богослужений в Влахерськой церкви люди молили Богородицу о заступничестве, и тогда Богородица явилась и, сняв свой покров покрыла ним всех тех молился, а вместе с ними и весь город. Очень быстро войско сарацин было разгромленно. В честь этого события православная церковь празднует день Покровы.

Образ Покровы всегда являлся символом Украины, ведь он был наиболее чтимым у заступников воли украинской — козаков. Образу Покровы они присягали на верность, образом Покровы их благословляли.

С особым нетерпением дня Покрова ждут девчата, ведь после Покровы начинаются свадьбы, которые длятся до Филипповки (27 ноября). Те же девчата, которые, пока что, не нашли своей судьбы должны молиться святой Покровоньке:»Покровонько, Покровонько, покрой мне головоньку». Не надо забывать, что Покрова склонна не ко всем девушкам, а лишь к опрятным, тем кто не ленится и ведет здоровый и моральный способ жизни.

Какая погода на Покрову, такой будет и зима Если в этот день снег не покроет землю — не покроет в ноябре и декабре

21 ноября — архистратига Михаила

Вместе с Николаем — Михаил один из наиболее чтимых святых на Украине. В его честь построено большое количество соборов и церквей. Вспомнить, хотя бы, один из наибольших соборов Киева — Михайловский Златоверхий.

Очень популярный образ Михаила на гербах где он изображается с длинным мечом, и это не случайно, так как именно Михаил победил дьявола и изгнал его из неба за что и получил звание архистратиг, то есть военачальник

Архистратиг Михаил непримиримый враг чертей. Он опекается лесными зверями, волками. Поэтому, именно Михаилу больше всего молились охотники. Им нужно утром пойти к церкви и поставить свечку Михаилу.

На Михаила зима санями приехала
Если на Михаила ночь ясная, то будет зима снежная и красная

27 ноября — Филиппа

День Филиппа последний перед Рождественским постом

В этот день в каждой семье готовятся всяческие кушанья — борщ, пирожки, мясо, лапша. Вечером к родителям обязательно приходят состоящие в браке дети, приглашаются также кумовья и соседи. Остатки обеда надо раздать бедным.

Те же у кого нет состоящих в браке детей собираются, принеся с собой еду, несколькими семьями в одной кампании.

 

В Филиповку день до обеда
Если на Филипповский пост лежит снег, то он будет лежать к паводкам.

4 декабря — Введение

Другое название этого праздника Третья Пречистая. В церковном календаре это, одно из наибольших православных праздников именуется как Введение во храм Пресвятой Богородицы. К этому дню нужно завершить все сельскохозяйственные работы. Очень большим грехом после Введения считается копание или же рыхление земли.

Интересно, что много обрядов и примет на Введение очень похожи на новогодние. Скажем, плохой приметой считается, когда на Введение первой в дом войдет женщина (в особенности старая).

Категорически запрещается в этот день стирать белье, шить, копать землю, так как Господь отпускает на Землю души праведных, чтобы они могли увидеть свое тело. Отсюда еще одно название праздника — Видение.

Если Введение мостит мосты, а Николай гвозди забивает, то зима злой будет

 

 

7 декабря — Екатерины

Типично женский праздник, так как Екатерина в народном воображении символизирует женщину, ее судьбу. Накануне Екатерины девчата гадали на собственную судьбу. Делалось это с помощью листочков из деревьев. На каждый листочек загадывается тот или другой парень, а потом эти листки ложатся под подушку. При чем надо положить и яблоневый листок. Перед сном надо помолитися а на утро попросить самого младшего парня в семье вытянуть листочек. В соответствии с листочком и определяется имя будущего жениха, если выпадал яблоневый, то придется еще год в девках ходить.

Непосредственно в день Екатерины девчата собирались на вечерницы. Для этого они заранее избирали дом а соответственно и хозяйку будущего праздника. Все продукты приносились в складчину. На стол подавались разнообразные кушанья, но преимущество предоставлялось борщу и кашу. Никаких чрезмерностей не разрешается, так как продолжается Филипповка, Рождественский пост. Присоединиться к этой трапезе можно и ребятам, правда лишь после того как девчата закончат гадать, то есть поздно вечером.

Довольно интересны и гадания в день Екатерины. После ужина надо выйти на улицу и, как можно ближе подойти к окнам ближайшего жилья, чтобы услышать о чем разговаривают хозяева, и уже по характеру разговора определить свою судьбу.

Если на Екатерину холодно, то будет голодно.

 

 


13 декабря — Андрея Первозванного

Если день Екатерины сугубо женский, то Андрея — мужской. Еще в дохристианские времена именно в этот период отмечали праздник Калиты, а христианская доктрина заменила его именем апостола Андрея Первозванного. Тем не менее пережитки старого остались, в частности, это выражается в т.н. обрядах Калиты, специально для которых девчата выпекают коржи, имеющие название «калеты». Потом с этим обрядовым кушаньем устраиваются разнообразные игры и гадания

Существует очень большое количество описанных ворожений, которыми пользуются девчата на Андрея. Многие из них схожи с теми, что были на Екатерины. Нужно, например, снять обувь с левой ноги и начать им мерять расстояние от стола к порогу — девушка, которая первая это сделает, первой и выйдет замуж.

Молодежь в этот день устраивала разнообразные забавы.Основное действие праздника — это откусывание «калеты». Печенье привязывается как можно выше под потолком, а потом ребята и девчата с завязанными глазами должны допрыгнуть к нему и откусить кусочек.

Если в этот день снег не выпал — зима будет теплой, а как появился — холодной.

 

 

14 декабря — Наума

Сейчас школьники идут в школу 1 сентября, а вот раньше учебный процесс начинался 1 декабря (по старому стилю). Осенью надо помогать родителям в их нелегкой работе на поле, а зимой, когда длинные и холодные вечера, можно идти за знаниями

Еще накануне родители договаривались c учителем, функции которого выполнял дьяк, об оплате за обучение, преимущественно это были дрова, или же работы для школы. Вечером к будущему школьнику приходил его крещеный отец, который приносил букварь и учил ребенка нескольким буквам. Мать подавала на стол пшенную кашу, чтобы наука в голову хорошо шла. После этого переодевшись в чистое белье и приготовив чистую рубашку школьник ложился спать.

На утро, покушав только пшенной каши, и получив родительское благословение Евангелием и свяченой вербой ребенок шел в школу.

17 декабря — Варвары

Святая великомученица Варвара считается покровительницей ремесел. Варвара, как рассказывает легенда, была настолько умелой рукодельницей, что своим вышиванием украсила ризы Исусу Христу. Именно поэтому в день Варвары нельзя стирать, или же выполнять какую-нибудь другую работу. Разрешается лишь заниматься рукоделиями. В особенности это касается девушек на выданьи. Им нужно в день Варвары выставить на общий обзор все то, что сделано собственными руками, а именно полотенца для будущих сватов, рубашки для будущего мужа и другое.

Варвары — это молодежный праздник. Девушки готовят к праздничному столу вареники с маком и приглашают ребят. Они должны с собою принести медовуху. Пробуя обрядовое кушанье, ребятам надо быть внимательными, ведь хитрые девчата, ради забавы, один из вареников начиняют шматом шерсти. Вот смеха то будет если кто-то попробует такой сюрприз!

На следующий после Варвары день отмечали день Саввы, а это уже сугубо мужской день.

Варвары ночи урвались.
Какая погода на Варвары такая и на Рождество

 

 

19 декабря — Николая Чудотворца

Святой Николай является одним из наиболее чтимых на Украине святых. Об этом можно судить, хотя бы, из того количества церквей, которые названы в честь этого святого. В году два праздника Николая — первый весенний (22 мая) и второй зимний

Зимний Николай в особенности опекается обездоленными, больными. К нему посылают молитвы земледельцы, скотоводы и рыбаки, которых, кстати, он спасает от всяких опасностей на воде.

В особенности доброжелательное отношение к Николаю выражается в рассказах о путешествиях св. Николая со святым Касьяном, в которых, в отличие от Касьяна, он изображается покровителем и защитником всех кому нужна его помощь. Именно поэтому у Николая два дня в году, а день св. Касьяна отмечается лишь раз на 4 года.

Но чтобы там не говорили, а больше всего прихода Николая ждуть дети. Святой Николай одаривает их подарками в зависимости от поведения на протяжении года. Вежливым и радушным достается медовый пряник, а тот кто не слушался родителей получал розгу. Это действо сопровождается театрализованным спектаклем, главными действующими лицами в котором являются сам Николай, который заступался за детей и черт, который разоблачал все их недостатки

 

 

7 января — Рождество Христово

Праздники рождественского цикла начинаются еще 2 января в день Игната. Девчата тщательно прибирали жилье и готовили разнообразное праздничное снаряжение — «Паучки», «Ежики», «Дидуха». К 4 января, дню Анастасии, дом должен быть празднично убран. Именно в этот день заготовляют сырье для приготовления будущего праздничного ужина. Нередко на Анастасию кололи свинью, то есть проводили «свежину». И, в конце концов, — кульминация праздника — Сочельник, или же Богатая кутья (6 января). По традиции каждый член семьи в этот вечер должен быть дома, причем нельзя опаздывать к праздничному столу, так как будешь весь год блуждать. Во время ужина нельзя выходить из-за стола и громко разговаривать.

Праздничный стол должен поражать своим многообразием, но не надо забывать, что еще продолжается пост, поэтому любителям рюмки придется немного подождать. Главнейшим кушаньем на столе этого вечера является, безусловно, кутья. Рецептов ее приготовления существует несколько. Рождественская кутья готовится из пшеницы, меда, орехов и др. На протяжении всех праздников, вплоть до Крещения кутья должна стоять на самом почетном месте в Вашем доме. Принято на Богатую кутью поминать души умерших родственников. После окончания ужина дети несли обед к своим крестным, взрослые готовились к вечерней церковной службе. Лишь девчатам, которые всегда хотят узнать о своей судьбе, не было покоя. Среди способов ворожения существует такой, кое в чем удивительный сейчас: надо помыть посуду, а потом взяв чистую тарелку выбежать на улицу и начать стучать по ней ложкой — из какой стороны отзовется собака, с той и будет нареченный.

Постепенно заканчивается вечер и наступает волшебная рождественская ночь, во время которой нельзя спать, так как все счастье проспишь. Тем не менее, даже при большом желании заснуть просто невозможно — церковные колокола, ватаги колядовщиков создают торжественно-праздничную гамму звуков. Обряд колядования довольно давний — он происходит еще из дохристианских времен, когда наши предки почитали Солнце праздником Коляды. Больше всего среди колядовщиков встречались дети, и это понятно. Колядовать и заходить первыми в дом хозяина в день Рождества можно лишь мужчинам, которые, в соответствии с обычаем, несут в дом мир и покой.

После окончания церковной службы семья снова собирается на праздничный обед, который уже не является постным. Сало, печень, колбаса, разные варености и копчености, все за чем грустила во время поста душа, должно стоять на столе. Ну и конечно же… Тем не менее, даже и в этот день надо меру знать. После обеда наступает время заслуженного отдыха. В гости нужно идти уже после обеда. Состоящие в браке дети, как правило, идут к своим родителям. На вечер гуляния начинаются с новой силой. Ребята устраивают вертеп — своеобразный спектакль, главными действующими лицами в которой являются «Коза», «Пастух» и прочие. Следующий после Рождества день — это день Богородицы. Надо почитать матерей и женщин, категорически запрещается работать беременным женщинам. Кстати женщинам в этот день, чтобы не скучали разрешается колядовать.

Если на Богатую кутью иней, или снег — лето мокрым будет.
Зеленое Рождество — белая Пасха.

 

Таинство Рождества

Один из самых великих праздников зимнего цикла – это Рождество Христово, которое начинается в ночь с 6 на 7 января. В давние времена это был праздник рождения Солнца – Коляда. Но с принятием христианства в Киевской Руси в 988 году его приурочили к рождению Иисуса Христа.

Согласно Евангелию, Мария с мужем Иосифом, с которым жили в Назарете, пришли в Вифлеем на перепись населения. Сделано это было по приказу правителя Августа. Однако из-за огромного количества людей, которые также собрались на перепись населения Римской империи, им не нашлось места для ночлега. И пара нашла приют в пещере, где обычно в плохую погоду прятались пастухи. Именно там Мария и родила Иисуса, Сына Божьего («Иисус» в переводе с еврейского означает «спасение»).

Тогда ангел спустился с неба и сообщил пастухам, которые не знали о рождении младенца. С рождением Иисуса Христа засияла Вифлеемская звезда, ориентируясь на которую к пещере пришли языческие мудрецы и принесли Богу подарки. Это было золото, символизирующее царскую власть, ладан – символ воли Божьей, смирно – знак судьбы пророка.

Кстати, с этих времен начинается традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку. И от рождения Иисуса Христа начинается летоисчисление.

Готовиться к Рождеству начинали 6 января (этот день называли Вилия). С самого утра хозяйка приступала к работе. Достав кремний и чиркало, которые пролежали последние 12 дней под оберегами, она становилась лицом к востоку, три раза крестилась и зажигала «Новый огонь». Им хозяйка поджигала дрова, которые состояли из 12 полен, которые она сушила 12 дней перед праздником.

Дальше она приступала к приготовлению 12 свят-вечерних блюд: кути – главной традиционной еды, незаменимого символа рождественско-новогодних праздников, грибных, ягодных, пирожков с фасолью или капустой, жареной рыбы и грибами и др. Во всем ей помогали дети, а больше всех – старшая дочь. Блюда были богатые, но постные, представленные плодами поля, огорода и сада. Это своего рода был отчет новому году за свои богатства прошлого года. Пока хозяйка работала около печи, хозяин кормил скот и убирал двор. В этот день не ели аж до первой звезды.

С закатом солнца начинались приготовления домашнего алтаря из самого важного домашнего инвентаря и снопа пшеницы, так называемого «дидуха» (дедовского духа), который был символом урожая. С ним хозяин входил в дом, поздравлял со Святвечором, желал всем присутствующим счастья, здоровья и долголетия. После этого дидуха перевязывали железной цепью и ставили около образов. Рядом клали хомут детали от плуга и накрывали все белой скатертью.

Потом хозяин выходил из дома и возвращался с пучком соломы и сена. Солому раскладывали по полу. А сено разделяли на две неровные части, меньшую ложили на угол стола, который ближе к образам, а большую – под стол, куда ставили также горшок с огоньком и некоторые железные хозяйственные предметы. Хозяева с новоиспеченным хлебом, медом и маком обходили двор, кладовые и обкуривали все это ладаном, дабы защитить от «нечистой силы». Перед обходом женщина одевала мужскую шапку для того, чтоб целый год ходить «простоволосою».

После того, как приготовления были закончены, вставала первая вечерняя звезда, и можно было начинать трапезу.

Хозяин сперва кормил скот и приглашал «гостей» — мороз, серого волка, черные бури и злые ветра. После этого глава семьи возвращался в дом, не оглядываясь, и плотно закрывал за собой дверь.

На Святую вечерю приглашали также мертвых и безвести пропавших родственников. Для них ставили кутю и компот на окнах, по углам разбрасывали вареные бобы и оставляли после трапезы немытую посуду. Семейный ужин длился до позднего вечера. Никто не вспоминал грустных историй и обид, ибо такая трапеза должна была всех очистить от скверны и объединить в согласии и любви.

Поздним вечером начиналось массовое колядование, однако, не во всех уголках Украины оно проходило одинаково. На Покутье дети ходили колядовать на Святвечер, на Слободской Украине, Полесье и Гуцульщине – в первый Рождественский день, а на Подолье – только утром на следующее утро. Первыми начинали колядовать дети, а потом молодежь и взрослые.

Группы колядников составляли в основном парни. Они выбирали лидера, Мехоношу, Козу и других действующих лиц. Козу обычно одевали в вывернутый наизнанку тулуп, приделывали соломенные рога, хвост и звоночек на шею. С ней ходили такие персонажи как Доктор, Еврей, Цыган, Смерть с косой и другие. Главным атрибутом таких похождений была звезда, которую лидер нес впереди компании.

На пороге дома колядники сначала спрашивали разрешения поколядовать. Если хозяин соглашался, начиналась забавная театрализованная сценка, в сопровождении песен-колядок. Хозяин платил компании за развлечение продуктами и деньгами. Продукты молодежь отдавала на «большие вечерницы», что праздновались на следующий день после Рождества (8 января). Это были исключительно молодецкие забавы, если в компанию приходил мужчина постарше — его дразнили.

Девушки на Рождество любили гадать. Естественно главный интерес состоял в вероятности замужества в новом году. Для этого в воду выливали расплавленный воск и по его контурам пытались увидеть силуэт суженого или другие знаки: дом – к обеспеченности, монеты – к богатству, овощи и фрукты – к здоровью. Такие же силуэты искали в контурах сгоревшей бумаги, которую жгли в плоской посуде и подсвечивали снизу, пытаясь разгадать символы на потолке.

Часто гадали с помощью сапога. Его кидали перед домом. Тот, кто подберет будет или женихом или теской жениха. Также девушки пытались выведать свою судьбу у зеркала. Накрывали праздничный стол и ставили дополнительный прибор для того, на кого гадают. Перед накрытым столом ставили зеркало так, чтоб и стол, и все, кто перед ним сидит, были хорошо видны. Потом зажигали свечи в темноте и всматривались в зеркальное отражение: там должны были появиться картины будущего, связанные с суженым.

Наши предки также верили, что первый гость на Рождество может принести либо счастье, либо горе. Первым гостем должен быть темноволосый мужчина, а если порог переступит женщина – это плохой признак.

 

14 января — Василия. Новый год

Если на Сочельник готовили Богатую кутью, то на Меланки (13 января), день что предшествует Василию, или же Новому году — Щедрую, которую заправляли смальцем. Именно поэтому этот вечер и называется Щедрым. К ужину, как и на Сочельник садится вся семья. Очень важно, чтобы одежда в этот день была тщательно выстираной и чистой. После ужина надо обязательно зайти к соседям и попросить один у одного извинения за возможную вину друг перед другом, чтобы Новый год встретить в мире и согласии.

Вечер накануне Нового года дает шанс и тем парням которые потерпели неудачу во время сватанья. Именно в этот вечер можно сделать вторую попытку. Правда для этого нужно застать девушку дома, а это очень тяжело, так как по селу уже ходят девичьи ватаги щедровальников. Щедровать девчата могли лишь под окнами домов и то лишь ближе к концу Щедрого вечера, то есть к полуночи.

Особенного внимания заслуживают девичьи гадания. Что только не делали представители слабого пола, лишь бы узнать что же готовит им капризная судьба. Попробуйте, хотя бы такое: перед сном положите под подушку гребешок, при этом приговаривая:»Суженый мой ряженый, расчеши мне голову! Тот кто во сне будет чесать голову, тот и будет Вашим суженым.

Если выйти на двор в полночь то можно почувствовать, по народному поверью, как новый год прогоняет старый. В первый день Нового года наиболее распространенным был, и сейчас остается, обряд засевания. Считается, что этот обряд пришел к нам еще из дохристианских времен, ведь наши предки встречали Новый год не зимой а весной и потому обряд засевания связан с надеждами на добрый урожай. Засевали большей частью дети, причем щедрее всех одаривали тех кто пришел в дом первым. Существовали, кроме засевателей-одиночек, целые засевальничьи группы. В таком случае этот интересный обряд превращался в настоящий спектакль, где главными действующими лицами были Василий, Меланка, цыган и др.

 

Старый год в ноги — Новый в пороге
Васильев вечер прибавляет дня на куриную ножку

 

 

19 января — Крещение Господнее

Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, которые длятся с 7 по 19 января. В соответствии с библейским рассказом Христос был крещен в водах реки Иордан, это и дало второе, народное, название праздника. Накануне, то есть 18 января вся семья, как и перед Рождеством собирается за столом. К столу подаются лишь постные кушанья и готовится голодная, или же, Бедная кутья. Почему она так называется объяснить тяжело, возможно потому, что так весь день накануне Крещения нельзя ничего не есть, так как суровый пост. На Голодную кутью приходится интересный обряд, который имеет название «Изгнание кутьи». Суть его состоит в том, что нужно взять горшок где варилась кутья и разбить его о ворота, при этом приговаривая: «Прочь, кутья, из покутя!». В некоторых регионах Украины, в основном на Западе, в этот день щедровали.

В церквях освящают воду, которая набирается особой силы и целебности. Крещенской водой лечат раны, она помогает отвернуть любое бедствие. Придя утром после ночной церковной служби домой нужно окропить каждый уголок Вашего жилья свяченой водой, тогда в Вашем доме будет порядок и покой

В ночь на Крещение животные могут разговаривать человеческим языком, но прислушиваться к их разговорам не нужно — как правило это не предвещает ничего доброго

В день Крещения вся община, как правило, собиралась около озер или рек где происходили церковные служби. Они происходят, конечно, и сейчас, но тот колорит, блистательность и мистическая загадочность, к сожалению, утрачены. Происходит это и потому, наверное, что климат на нашей матушке-планете существенно потеплел и нет тех зим. Сейчас тяжело вообразить, что весь церковный реманент для водосвяток, в частности царские врата, делались из льда. В особенности этому дню радовались дети, ведь на них ждало столько интересных действ. Одно из них выпускание голубей. Эти птицы символизируют праздники, которые заканчиваются и их нужно выпустить на волю

Как это не досадно, но именно Крещение заканчивает целый ряд рождественско-новогодних праздников, ведь настало время работать.

 

 

15 февраля — Сретение

Само название этого праздника говорит само за себя, Сретение, то есть, в народном воображении, встреча Зимы и Весны.по церковным же канонами именно в этот день старец Симеон увидел новорожденного Христа, и теперь мог спокойно умереть, так как в конце концов встретил Мессию.

За свое длинное господство Зима уже довольно всем надокучила, очень хочется тепла и Весны. Именно их жестокая битва происходит на Сретение, поэтому существует еще одно интересное название праздника — Зимобор. В этот день в церквях происходит освящение воды и свечек. Особую силу имеет сретенская свечка, которая защищает от грозы и пожаров. Именно эту свечку дают человеку в руки когда он идет в последний путь.

Сретенская вода защищает от «дурного глаза», ею лечат инфекционные болезни, натирают больные места.

 

Если на Сретение капает с крыши- не будет из лета потехи
Дуй не дуй, не к Рождеству идет, а к Пасхе

 

 

 

29 февраля — Касьяна

Если можно так выразиться, то Касьян, самый нелюбимый святой на Украине. Его считают ленивым и злым (что вытекает из рассказов об интересных путешествиях св. Касьяна со святым Николаем), именно поэтому и празднуют его день лишь раз в четыре года.

День святого Касьяна считается неблагоприятным во всех отношениях. Нельзя рано утром вставать и выходить на улицу, лишь бы Касьян не посмотрел. Те кто родился в этот день считаются несчастливыми.

 

Раз Касьян бросил глазом — не будет добра из этого ребенка

 

Масленица

Последнюю перед Великим постом неделю надо провести весело, так как впереди целых 7 недель прилежного поведения и всяческих ограничений. Каждый день этой недели имеет определенные особенности и интересные обычаи. Рассмотрим каждый из них

В понедельник женщины идут в корчму и начинают праздник Масленицы. Если же к их компании хотят приобщиться мужчины, то им на шею нужно поцепить колодку, снять которую можно было лишь поставив магарыч.

Во вторник женщины снова в корчме. После гуляния в корчме все выходили на улицу где устраиваются веселые забавы, которые длятся почти весь день.

Среда не связана с какими-нибудь действами и имеет название «Знобы-бабы».

Наверное Масленица это настоящий рай для женщин, так как в Четверг они снова садятся за стол и поднимают рюмки. И вдобавок в этот день нельзя шить и прясть

В пятницу зять должен угостить свою тещу. После этого зятю належит покатать свою тещу улицами села, или же города. При чем сервис в таком случае зависит от характера тещи, то есть злую и сварливую везут по неровной дороге и, наоборот, если теща кроткая, то и дорога ровная словно струна.

Суббота не обозначена интересными обрядами

Наиболее пышно отмечается воскресенье. Специально к этому дню готовили вареники с творогом, в отличие от русских блинов. Проводились массовые гуляния, игрища, забавы. В этот день нужно обойти всех родственников и соседей и попросить извинения за все совершенные обиды, дабы очиститься перед Большим постом от всякой скверны. Нельзя также употреблять водки, перед сном нужно тщательно прополоскать зубы чтобы черти не вытянули творог, который остался после Масленицы вместе з зубами.

 

Не всегда коту масленица.
Масленица, Масленица, какая ты маленькая, — если бы тебя семь недель, а поста одна

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий