Развитие передовой общественно-политической мысли.

Значительный след в развитии просветительства, передовой общественно-политической и философской мысли второй половины XVIII ст. в Украине и в общем в России оставил Я. Козельский, выходец из мелкопоместного дворянства, уроженец с. Келеберды (теперь Каневского р-на Черкасской обл.). Будучи депутатом от Днепровского пикинерского полка в комиссии из составления нового положения, Козельский в своих выступлениях резко клеймил крепостничество и произвол помещиков, пылко защищал интересы крестьян, считал крестьянские восстания справедливыми, а самих крестьян невинными. Козельський выступал против всякого самовластия и угнетения. Он мечтал об обществе, в котором не стало бы не роскоши, не нищеты и которое было бы основано только на общеполезной работе, которая должна быть общей обязанностью всех граждан. Частная собственность сохранялась, но она должна была зарабатываться только собственным трудом. Основным философским  трудом Козельского является его «Философскі пропозиції…», в которых он высказывал материалистические взгляды и выступав против идеализма, схоластики и мистицизма. В среде передовой дворянской интеллигенции возникали кружки, члены которых обсуждали вопросы о потребности ликвидации крепостничества, достижения равности и свободы, распространения образования и культуры. На Слобожанщине в поместье Поповка Сумского уезда молодые интеллигенты, которые сочувствовали французской революции и проповедовали идеи разума и прогресса, группировались вокруг дворянина О. Палицына. Именно в этом кружке впервые возникла мысль об основании в Харькове университета.
На Левобережье значительным был кружок дворянской интеллигенции, который группировался вокруг семьи Капнистов, в частности вокруг известного поэта и драматурга конца XVIII ст. В. Капниста. В. Капнист (1757-1823) происходил из дворянской семьи из с. Обуховки (теперь с. Великая Обуховка Миргородского р-ну Полтавской обл.). Писал оды, элегии, анакреонтические стихи. Сочувствовал идеям французской революции, высказывал резко негативное отношение к крепостному праву. У 1783 г. Капнист написал оду «На рабство», в которой осуждал порабощение Украины царизмом, выступал за восстановление гетманского правления. Наиболее важным произведением Капниста была сатирическая комедия в стихах «Ябеда» (1798), в которой автор призывал бороться против «ябеды», то есть бюрократизма, судовых злоупотреблений, произвола чиновников, которые процветали в царских учреждениях. Одновременно с этим В. Капнист, отображая идеологию группы казацких старшин-автономистов, мечтал об избавлении Украины из-под власти российских царей и восстановления Украинского государства.
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий