Подчинение украинской церкви Москве.

Важное  место в духовной жизни украинского народа занимала православна вера и православна церковь.
После заключения Переяславского договора 1654 г. российское царское правительство, проводя линию на полное, подчинение Украины Москве, пыталось подчинить себе и украинскую церковь, чтобы через нее и духовно подчинить себе украинский народ. Патриарх московский и царские власти начали ограничивать, а потом и полностью ликвидировать независимость украинской церкви. Киевский митрополит с древних  времен (примерно  с X ст.) имел титул «Митрополит Киевский и всея Руси», позднее — «Митрополит Киевский и Галицкий, и всея России». А 27 января 1688 г. Гедеону поступило из Москвы распоряжение называться «Митрополит Киевский, и Галицкий, и Малыя России». А в 1767 г. приказано называться только «Митрополит Киевский и Галицкий», то есть он сводился к рядовому митрополиту обычной епархии. Как и в целом в России, царское правительство ликвидировало соборноправность украинской церкви. До того времени высшим церковным правительством в Украине были соборы — краевой и епархиальный, все духовные должности — от митрополита до пономаря — были избирательными. Под давлением Петра І все архиереи подписали так называемый «Духовный регламент» и 25 января 1721 г. Петр І в своем манифесте объявил о введении его в действие. По этому «регламенту» было образовано государственное учреждение «Духовна коллегия» под названием «Святейший Всероссийский Правительствующий Синод» во главе с обер-прокурором. Церковь была полностью подчинена светской власти. Как и по всей России, в Украине духовных лиц — митрополита, епископов и других не выбирал собор, их назначал Святейший Синод. Вместо суда митрополита введено суд Синода.
Как каждая православна церковь, украинская церковь имела свои особенности в обычаях, в частности в проведении божьей службы, в праздниках, в произношении богослужебных книг, в том, что монахи стригли свои волосы и т. п.. Святейший Синод, с согласия царей, повел линию на ликвидацию всех особенностей украинской церкви, на ее полную унификацию с церковью российской. Все богослужебные украинские книги были уничтожены и заменены московскими, типографии — Киево-Печерской лавры и другие — вынуждены были печатать только книги по московскому образцу, «ради одиночества церковного». Службу вести следовало только московским произношением, внедрено было цензуру проповедей, аж до 1905 г., запрещалось иметь украинские переводы Святого Письма, строить церкви в украинском стиле и т. п..
Ликвидировав выборность духовных лиц, царские власти и Святейший Синод сами назначали настоятелей в монастыре и на другие церковные должности, причем в Украину россиян или тех украинцев, которые долгое время жили в России и охладели к украинским делам. Национально сознательных украинцев отсылали в далекие российские епархии. Духовенство Украины отрывалось от своего народа.
Екатерина II решила подорвать экономическую основу церкви. В 1763 г. она отобрала земли у монастырей России, а в 1786 г. были секуляризованы монастырские имения и в Украине. На монастырских землях Украины было тогда приблизительно 14 тыс. дворов. Только от киевских монастырей было отобрано близко 50 тыс. крестьян. Монастырскими крестьянами стало ведать так называемое Экономическое ведомство. С этого времени монастыри перешли на государственном содержании соответственно выработанных норм (штатов), был заведен «милостивый штат». Это был удар не только по монастырям, а и по Киево-Могилянской академии и школьному делу, по книгопечатанию и всей украинской культуре.
Итак, на конец XVIII ст. царское правительство ликвидировало независимость украинской церкви, унифицировало ее с российской церковью, духовенство обратило в государственных  чиновников, поставив его и в административном и в экономическом отношении в зависимость от светских властей. Обмосковив украинскую церковь, царизм превратил ее на орудие русификации украинского народа.
Только 1 января 1919 г. правительство Украинской Народной Республики провозгласило автокефалию Украинской православной церкви, то есть ее независимость от Российской синодальной церкви.
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий