Левобережная Украина стала на переломе XVIII-XIX ст. колыбелью украинского национального возрождения. Воспоминание о прошлой казацкой вольнице жило тут не только в песнях и легендах, как на Правобережье. Помещики были же тут потомками прошлой казацкой старшины, а среди селянской массы жил численный казацкий слой вольных крестьян; казацкая старина сохранилась еще в судействе и в быту. И именно из тех остатков старой, вольной Украины, должна была возродится идея новой вольной Украины.
Культура в Украине в XVIII ст. развивалась в сложных и тяжелых условиях. Прежде всего, украинские земли не были объединенны, пребывали во власти разных государств. Только в конце XVIII ст. Правобережье было воссоединено с Левобережьем в составе Российского государства, юг Украины был отвоеван, Крым присоединен к России. Но Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье оставались во власти Австрийской монархии. В западноукраинских землях велась политика денационализации украинского населения, его колонизация, онемечивание, мадяризация. В Российской державе с первого времени перехода во власть царя царская бюрократия пыталась ликвидировать автономию Украины, русифицировать украинцев, ликвидировать их отличительность от россиян. Была заведена цензура, все рукописи Киевская лавра имела «для свидетельствования присылать в Московскую типографскую контору». За печать книг без дозволения Москвы на типографии Украины налагали штрафы.
В 1769 г. Лавра просила позволения напечатать украинские буквари, ибо московские люди не понимают и не хотят покупать. Но Синод не только не разрешил, а и приказал отобрать буквари, которые были уже на руках. Было приказано также забрать в церквях старые украинские книги и заменить их на московские. В конце XVIII ст. было приказано перевести преподавание в Киевской академии, как и в других учебных учреждениях Украины, на русский язык, а в церквях читать «голосом, свойственным российскому наречию». В 1782 г. было запрещено дьякам-учителям странствовать, чем много школ лишили учителей.
Одновременно с этим из Украины в Россию отправлялось много воспитанников Киевской академии, деятелей образования, культуры и церкви и проводили там большую культурно-образовательную и научную деятельность. Например, в Словянско-греко-латинской академии в Москве, с 1701 по 1762 г., работало 95 профессоров из Киевской академии, а из 21 ректора и 25 префектов соответственно 18 и 23 были тоже могилянцами. Украинские ученые принимали участие и в основании Академии наук в Петербурге и других научно-культурных учреждениях. В Россию завозилось много созданных в Украине книжек — книжки для чтения, книжки церковные, школьные учебники, научные работы, через Украину в Москву проходил европейская одежда, украинцы переносили школьную драму и открывали театры во многих российских городах — Казани, Тобольске, Новгороде, Смоленске, заносили украинскую церковную проповедь, свои пение и т. д. Короче, наверно, не было ни одного участка культуры в России; на которой бы не обозначилось влияние деятелей украинской культуры.
Культура в Украине в XVIII ст. развивалась в сложных и тяжелых условиях. Прежде всего, украинские земли не были объединенны, пребывали во власти разных государств. Только в конце XVIII ст. Правобережье было воссоединено с Левобережьем в составе Российского государства, юг Украины был отвоеван, Крым присоединен к России. Но Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье оставались во власти Австрийской монархии. В западноукраинских землях велась политика денационализации украинского населения, его колонизация, онемечивание, мадяризация. В Российской державе с первого времени перехода во власть царя царская бюрократия пыталась ликвидировать автономию Украины, русифицировать украинцев, ликвидировать их отличительность от россиян. Была заведена цензура, все рукописи Киевская лавра имела «для свидетельствования присылать в Московскую типографскую контору». За печать книг без дозволения Москвы на типографии Украины налагали штрафы.
В 1769 г. Лавра просила позволения напечатать украинские буквари, ибо московские люди не понимают и не хотят покупать. Но Синод не только не разрешил, а и приказал отобрать буквари, которые были уже на руках. Было приказано также забрать в церквях старые украинские книги и заменить их на московские. В конце XVIII ст. было приказано перевести преподавание в Киевской академии, как и в других учебных учреждениях Украины, на русский язык, а в церквях читать «голосом, свойственным российскому наречию». В 1782 г. было запрещено дьякам-учителям странствовать, чем много школ лишили учителей.
Одновременно с этим из Украины в Россию отправлялось много воспитанников Киевской академии, деятелей образования, культуры и церкви и проводили там большую культурно-образовательную и научную деятельность. Например, в Словянско-греко-латинской академии в Москве, с 1701 по 1762 г., работало 95 профессоров из Киевской академии, а из 21 ректора и 25 префектов соответственно 18 и 23 были тоже могилянцами. Украинские ученые принимали участие и в основании Академии наук в Петербурге и других научно-культурных учреждениях. В Россию завозилось много созданных в Украине книжек — книжки для чтения, книжки церковные, школьные учебники, научные работы, через Украину в Москву проходил европейская одежда, украинцы переносили школьную драму и открывали театры во многих российских городах — Казани, Тобольске, Новгороде, Смоленске, заносили украинскую церковную проповедь, свои пение и т. д. Короче, наверно, не было ни одного участка культуры в России; на которой бы не обозначилось влияние деятелей украинской культуры.