В первой половине XVIII ст. в центре образовательной деятельности в Украине стояла Киевская академия, образованная в 1701 г. по указу Петра І на базе коллегии. По постановке учебной работы она стояла на уровне лучших тогдашних университетов и академий Европы и играла большую роль в культурной жизни, как Украины, так и России, а также многих славянских народов. По примеру и под влиянием Киевской академии были открыты коллегиумы в Чернигове (1700), Харькове (1727) и Переяславе (1738). Но на конец XVIII ст. эти учебные учреждения фактически были преобразованы в обычные духовные школы. Начальное образование дети старшин, казаков, крестьян на Левобережье и Слобожанщине получали в приходских, дьяконских школах, которые удерживались на средства населения и в которых учительствовали преимущественно путешествующие дьяки. Работали школы и на территории Запорожской Сечи, в частности в самой Сечи, и при значительном количестве приходских церквей. Но с наступлением царизма на украинскую культуру количество школ в Украине резко уменьшилось: в 1748 г. в семи полках Гетманщины было 866 школ, одна школа приходилась на тысячу человек населения. В 1768 г. в Черниговском полке было 143 школы на 142 села — одна школа на 746 душ. Через сто лет, у 1875 г., там уже действовало только 52 школы, и одна школа приходилась на 6730 чел.
Царское правительство, чувствуя необходимость открытия общеобразовательных учебных учреждений, в 1786 г. одобрил «Статут народным училищам в Российской империи». Согласно этому статуту народные училища должны быть двух типов: малые училища — двухгодичные, в которых учеников учили писать, читать, считать и основам православной веры, и главные училища — пятилетние, четырехклассные (четвертый класс был двухлетний), который по своему курсу приближались к средним школам. В главных училищах ученики изучали историю, географию, российскую грамматику, арифметику, основы геометрии, механики, физики, природоведение и гражданскую архитектуру, рисование. На 1801 г. в украинских губерниях действовало 8 главных и 17 малых народных училищ, в которых обучалось 3498 учеников.
Царское правительство, чувствуя необходимость открытия общеобразовательных учебных учреждений, в 1786 г. одобрил «Статут народным училищам в Российской империи». Согласно этому статуту народные училища должны быть двух типов: малые училища — двухгодичные, в которых учеников учили писать, читать, считать и основам православной веры, и главные училища — пятилетние, четырехклассные (четвертый класс был двухлетний), который по своему курсу приближались к средним школам. В главных училищах ученики изучали историю, географию, российскую грамматику, арифметику, основы геометрии, механики, физики, природоведение и гражданскую архитектуру, рисование. На 1801 г. в украинских губерниях действовало 8 главных и 17 малых народных училищ, в которых обучалось 3498 учеников.