Наука

Значительное место в развитии научной, прежде всего философской мысли и литературы в Украине принадлежит Г. Сковороде (1722-1794). Родился Сковорода 22 ноября 1722 г. в с. Чернухах Лубенского полка на Полтавщине в семье малоземельного казака. Образование получил в Киевской академии. Сначала он занимался педагогической деятельностью в Переяславском, а потом в Харьковском коллегиуме, но позднее оставил ее и четверть столетия, до самой смерти, был путешествующим философом, народным учителем и певцом. Наиболее всего он путешествовал по Слобожанщине, но бывал и в Полтаве, Киеве и других местностях Украины, а также под Москвой, на Курщине, Воронежской области, Орловской области, в Приазовье. Умер Сковорода 29 октября 1794 г. в селе Пан-Ивановке на Харьковщине (теперь Сковородиновка Золочевского района). Сковорода в своих философских и литературных произведениях отражал идеологию угнетаемого украинского крестьянства и рядового казачества, его социальные стремления, настроения, сильные и слабые стороны мировоззрения широких народных масс. За свое более чем семидесятилетнюю жизнь Сковорода создал много произведений, которые передавались из уст в уста и ходили в рукописях. Опубликованные после смерти автора, они составляют два больших тома. Это — философские трактаты и диалоги («Наркісс»,… «Узнай себе», «Разговор дружеский о душевном мире», «Асхань» и др.), лирические стихи и песни (сборник поэзии «Сад божественных песней»), байки (збірка «Басни харьковские»), письма различным особам, прозаические переводы, афоризмы и т.п.. Яркую  картину крепостнической действительности, социальной неравности и угнетения нарисовал Сковорода, в частности, в известном стихотворении «Всякому городу нрав і права», слова которого позднее И. Котляревский вложил в уста возному в пьесе «Наталка Полтавка». Разоблачая несправедливость феодального общества, Сковорода мечтал о лучшей жизни для народа, о республике без угнетения, без бедных и богатых, где законы были бы «совсем противны тиранским» и все были бы вольные и равные, где все было бы общим. Сковорода был патриотом своей отчизны, которую он называл матерью. Он проповедовал идею дружбы народов, почтительно относился к прошлому украинского народа и высоко оценивал деятельность Богдана Хмельницкого.
При условиях сложной внутренней и внешнеполитической обстановки, острой классовой борьбы в Украине в XVIII ст. интенсивно развивалась историческая мысль. Величайшими историческими трудами XVIII ст. были летописи Григория Грабянки и Самуила Величка, произведения Г. Полетики, «Краткое описание о казацком малороссийском народе» П. И. Симоновского, «Краткая летопись Малые России» В. Рубана, «Летописное повествование о Малой России» А. Ригельмана и др..
В XVIII ст. в Украине, хотя и медленно, распространялись математические и физические знания. Математику преподавали в Киевской академии, Львовском университете и в других школах. Изучалась и медицина. В 1787 г. в Елисаветграде была открыта первая в Украине медицинская школа, в которой изучение медицины соединялось с лечением больных в госпитале. Во второй половине XVIII ст. нимало врачей-украинцев имели ученую степень доктора медицины. Изучение природы, растительного и животного мира, поиски полезных ископаемых осуществлялись научными экспедициями Петербургской академией наук.
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий