Общей тенденцией в развитии литературы XVIII ст. было уменьшение в ней религиозных и увеличение светских элементов, уход от Религиозных сюжетов и трактовок и приближение к реальной жизни.
В первой половине XVIII ст. продолжали существовать в основном те же самые литературные жанры, что и в предыдущее время, но они подвергались постепенным изменениям. Так, приобрела широкую популярность, показанная в 1728 г. в Киевской академии драма неизвестного автора, которая имела название «Милость божія, Україну от неудобносимых обид лядських чрез Богдана Зиновія Хмельницкаго… свободившая». Ярый патриот Украины, автор с большим поднесением изобразил освободительную войну 1648-1654 гг. под руководством Хмельницкого, присоединение Украины к России. В пьесе показано также классовое расслоение среди казачества, захват старшинами казацких земель и имущества, содержит призывы «не обидите ни чим братіи своея». Известным деятелем украинской и российской культур первой половины XVIII ст. был Феофан Прокопович (1681-1736). Преподавал поэтику, риторику, логику, математику, физику, астрономию, философию в Киевской академии, с 1710 г. стал ее ректором. Он оставил после себя много научных и литературных трудов: «Епінікіон», «Плаче пастушок у тривалу негоду», «Каяття запорожця», трагікомедія «Володимир» и т.п..
Во второй половине XVIII ст. заканчивается существование древней украинской литературы, идеологической основою которой были религия, богословие, и происходит переход к новой литературе, которая становится литературой светской. Авторами произведений новой литературы становились преимущественно светские люди, посвящали труды они в основном сюжетам, взятым из реальной жизни, писались эти произведения в большинстве разговорным языком народа Украины, а не традиционным книжным языком с доминирующим старославянским началом. Своеобразностью становления новой украинской литературы было то, что она выходила из идейно-эстетических принципов народного творчества, которое писатели черпали из богатейшего источника народного творчества как сюжеты и темы, так и поэтику, художественную образность, подход до изображения героев и явлений. В связи с упадком старой литературы, основой которая была религия, несмотря на неистовое сопротивление реакционных сил, постепенно сживают себя и исчезают ведущие жанры древней литературы: житейское писательство, полемическая, ораторско-проповедническая и паломническая проза, духовно-церковная поэзия, школьная драма и др.. Вместе с тем развивались жанры светского характера, прежде всего стихотворные — исторические, бытовые, сатирические, юмористические, что писались преимущественно анонимными авторами с демократических прослоек общества: путешествующими дьяками, канцеляристами, представителями низшего духовенства и казачества. Они имели светский характер, были пронизаны идеями рационализма, волелюбия, интересом к реальной жизни в прошлом и настоящем, социальными мотивами. Выдающимся поэтом был Климентий Зиновьев (родился в середине XVII ст.- умер после 1712 г.), который оставил рукописный сборник стихов, который был составлен в 1700-1709 гг. и содержал 370 стихов и сверх 1600 пословиц и поговорок. Он казнил богатых за издевательство над бедными, негодовал этим, развенчивал «святость» монахов, воспевал и славил работу простых людей — хлеборобов, ремесленников, нанятых, с большим сочувствием изобразил их убогую жизнь. В исторических стихах изображались разнообразные события из прошлого Украины — освободительная война 1648-1654 гг., присоединение Украины к России, ликвидация Запорожской Сечи, гайдамацкое движение, закрепощение крестьянства и др. В них, отражались позиции разных общественных слоев, к которым принадлежали авторы стихов,- казацкой старшины, духовенства, крестьян и т.п..
Значительное место в литературе этого периода занимало юмористически-сатирическое стихосложение. Широкое развитие приобрела бурлескная (шуточная — с итальянского слова burla, французского burlesque — шутка) литература — бурлескные стихи и диалоги, в которых в преувеличенно комедийном плане изображались те или другие предметы и явления. Возникает новый жанр стихов травести («травестировать» — франц. переодеваться). В травести-стихах, авторами которых были преимущественно путешествующие дьяки, библейские персонажи, переодетые в народный костюм, говорят преимущественно народным разговорным языком, действуют в обстановке местного быта. Так, святой Иосиф выступает в желтом жупане, Адам — в тулупе и новой свитке, Ева — в плахте. Средства смеха тут развенчивается церковная идеология, Бог и святые снижаются до уровня обычных людей и действуют в условиях реальной жизни.
На конец XVIII ст. в Украине еще больше распространялись сатирические стихи, в которых покрывали вымогательство казацкой старшины, разгульная жизнь светских и духовных феодалов, показывалось сопротивление помещикам и мудрость народа. Распространенной была лирическая поэзия, особенно поэзия любви. В области драматургии и театра во второй половине XVIII ст. с упадком школьной драмы, на первое место выступила вертепная драма — своеобразный кукольный театр, в котором сильными были народно-демократические мотивы. В 1789 г. в Харькове был основан первый постоянный театр в Украине.
Литературная жизнь во второй половине XVIII ст. интенсивно развивалась в основном в Надднепрянской Украине, которая находилась в составе России. Тут появилось больше всего литературных произведений, действовал и Г. Сковорода. В Восточной Галиции, Закарпатье и Северной Буковине, в результате тяжелого угнетения народных масс иностранными захватчиками, в XVIII ст. развитие литературы, как и культуры в целом, проходило очень медленно. Жизнь народных масс, их обычаи, думы и ожидания ярко отразились в памятках народного творчества. В исторических песнях, балладах (лиро-эпических песнях), легендах и преданиях рассказывается в первую очередь о героической борьбе трудящихся против иностранных угнетателей и местных эксплуататоров, героизируются фигуры Богдана Хмельницкого, Олексы Довбуша, предводителей гайдамаков Максима Зализняка, Ивана Гонты, Никиты Швачки, Ивана Бондаренка и др.. В народных песнях отражалась тяжелая жизнь народа, закрепощение крестьянства, барщина, ненависть народных масс к царям, панам, старшинам, глубокий патриотизм трудящихся, их воля к борьбе за освобождение от социального и национального гнета, за счастливую свободную жизнь.
В первой половине XVIII ст. продолжали существовать в основном те же самые литературные жанры, что и в предыдущее время, но они подвергались постепенным изменениям. Так, приобрела широкую популярность, показанная в 1728 г. в Киевской академии драма неизвестного автора, которая имела название «Милость божія, Україну от неудобносимых обид лядських чрез Богдана Зиновія Хмельницкаго… свободившая». Ярый патриот Украины, автор с большим поднесением изобразил освободительную войну 1648-1654 гг. под руководством Хмельницкого, присоединение Украины к России. В пьесе показано также классовое расслоение среди казачества, захват старшинами казацких земель и имущества, содержит призывы «не обидите ни чим братіи своея». Известным деятелем украинской и российской культур первой половины XVIII ст. был Феофан Прокопович (1681-1736). Преподавал поэтику, риторику, логику, математику, физику, астрономию, философию в Киевской академии, с 1710 г. стал ее ректором. Он оставил после себя много научных и литературных трудов: «Епінікіон», «Плаче пастушок у тривалу негоду», «Каяття запорожця», трагікомедія «Володимир» и т.п..
Во второй половине XVIII ст. заканчивается существование древней украинской литературы, идеологической основою которой были религия, богословие, и происходит переход к новой литературе, которая становится литературой светской. Авторами произведений новой литературы становились преимущественно светские люди, посвящали труды они в основном сюжетам, взятым из реальной жизни, писались эти произведения в большинстве разговорным языком народа Украины, а не традиционным книжным языком с доминирующим старославянским началом. Своеобразностью становления новой украинской литературы было то, что она выходила из идейно-эстетических принципов народного творчества, которое писатели черпали из богатейшего источника народного творчества как сюжеты и темы, так и поэтику, художественную образность, подход до изображения героев и явлений. В связи с упадком старой литературы, основой которая была религия, несмотря на неистовое сопротивление реакционных сил, постепенно сживают себя и исчезают ведущие жанры древней литературы: житейское писательство, полемическая, ораторско-проповедническая и паломническая проза, духовно-церковная поэзия, школьная драма и др.. Вместе с тем развивались жанры светского характера, прежде всего стихотворные — исторические, бытовые, сатирические, юмористические, что писались преимущественно анонимными авторами с демократических прослоек общества: путешествующими дьяками, канцеляристами, представителями низшего духовенства и казачества. Они имели светский характер, были пронизаны идеями рационализма, волелюбия, интересом к реальной жизни в прошлом и настоящем, социальными мотивами. Выдающимся поэтом был Климентий Зиновьев (родился в середине XVII ст.- умер после 1712 г.), который оставил рукописный сборник стихов, который был составлен в 1700-1709 гг. и содержал 370 стихов и сверх 1600 пословиц и поговорок. Он казнил богатых за издевательство над бедными, негодовал этим, развенчивал «святость» монахов, воспевал и славил работу простых людей — хлеборобов, ремесленников, нанятых, с большим сочувствием изобразил их убогую жизнь. В исторических стихах изображались разнообразные события из прошлого Украины — освободительная война 1648-1654 гг., присоединение Украины к России, ликвидация Запорожской Сечи, гайдамацкое движение, закрепощение крестьянства и др. В них, отражались позиции разных общественных слоев, к которым принадлежали авторы стихов,- казацкой старшины, духовенства, крестьян и т.п..
Значительное место в литературе этого периода занимало юмористически-сатирическое стихосложение. Широкое развитие приобрела бурлескная (шуточная — с итальянского слова burla, французского burlesque — шутка) литература — бурлескные стихи и диалоги, в которых в преувеличенно комедийном плане изображались те или другие предметы и явления. Возникает новый жанр стихов травести («травестировать» — франц. переодеваться). В травести-стихах, авторами которых были преимущественно путешествующие дьяки, библейские персонажи, переодетые в народный костюм, говорят преимущественно народным разговорным языком, действуют в обстановке местного быта. Так, святой Иосиф выступает в желтом жупане, Адам — в тулупе и новой свитке, Ева — в плахте. Средства смеха тут развенчивается церковная идеология, Бог и святые снижаются до уровня обычных людей и действуют в условиях реальной жизни.
На конец XVIII ст. в Украине еще больше распространялись сатирические стихи, в которых покрывали вымогательство казацкой старшины, разгульная жизнь светских и духовных феодалов, показывалось сопротивление помещикам и мудрость народа. Распространенной была лирическая поэзия, особенно поэзия любви. В области драматургии и театра во второй половине XVIII ст. с упадком школьной драмы, на первое место выступила вертепная драма — своеобразный кукольный театр, в котором сильными были народно-демократические мотивы. В 1789 г. в Харькове был основан первый постоянный театр в Украине.
Литературная жизнь во второй половине XVIII ст. интенсивно развивалась в основном в Надднепрянской Украине, которая находилась в составе России. Тут появилось больше всего литературных произведений, действовал и Г. Сковорода. В Восточной Галиции, Закарпатье и Северной Буковине, в результате тяжелого угнетения народных масс иностранными захватчиками, в XVIII ст. развитие литературы, как и культуры в целом, проходило очень медленно. Жизнь народных масс, их обычаи, думы и ожидания ярко отразились в памятках народного творчества. В исторических песнях, балладах (лиро-эпических песнях), легендах и преданиях рассказывается в первую очередь о героической борьбе трудящихся против иностранных угнетателей и местных эксплуататоров, героизируются фигуры Богдана Хмельницкого, Олексы Довбуша, предводителей гайдамаков Максима Зализняка, Ивана Гонты, Никиты Швачки, Ивана Бондаренка и др.. В народных песнях отражалась тяжелая жизнь народа, закрепощение крестьянства, барщина, ненависть народных масс к царям, панам, старшинам, глубокий патриотизм трудящихся, их воля к борьбе за освобождение от социального и национального гнета, за счастливую свободную жизнь.