Даже после смерти своего основателя Запорожская Сечь продолжала процветать. Каждый христианин мужского пола независимо от своего социального статуса мог присоединиться к казацкому братству. Женщин и детей сюда не принимали, поскольку считали, что в степи они будут лишними. Запорожцы меняли самоуправление согласно тем обычаям и традициям, которые формировались на протяжении поколений, потому что отказывались признавать авторитет какого-либо правителя. В общем, запорожцев насчитывалось 5-6 тыс., из них 10 %, сменяясь, служили сечевым гарнизоном, в то время как другие брали участие в походах или занимались мирным промыслом. Вопреки принципам братства и равности, которыми руководились запорожцы, между казацкой старшиной и рядовыми казаками (чернью) постепенно возникли социально — экономические отличия и напряженность, которые время от времени выливались в волнения.
На начало XVII ст. существовало три четко не разграниченных категории казаков: зажиточные реестровые казаки, которые пошли на службу в правительство; запорожцы, которые жили вне границ Речи Посполитой, и великое множество казачества, которое обитало в приграничных городах, вела казацкий способ жизни, но не имела официально признанного статуса.
На начало XVII ст. существовало три четко не разграниченных категории казаков: зажиточные реестровые казаки, которые пошли на службу в правительство; запорожцы, которые жили вне границ Речи Посполитой, и великое множество казачества, которое обитало в приграничных городах, вела казацкий способ жизни, но не имела официально признанного статуса.