Казачество и Гетманское государство — Борьба против турков и татар

Сначала в глазах народа мало, чем отличалось от разбойников и подонков общества. На конец XVI ст. такой негативный образ казака подвергся изменениям  благодаря  тому, что казаки все чаще и более дерзко  нападали на татар и их могущественного сюзерена — оттоманских турков. Организуя походы на татар, они имели практические цели: оттеснить татар дальше от своих поселений, а захваченной в оттоманских городах добычей приумножить свои доходы, а также запорожцам импонировала добытая при нападениях на турков слава. Большинство нападений совершались по морю. С этой целью казаки строили флотилии из 40-80 чаек. Первый набег на татарские и турецкие укрепления на Черноморском побережье датируется 1538 годом, еще до основания Сечи, когда казацкая флотилия частично уничтожила турецкую крепость Очаков. В следующие года казаки все чаще организовывали такие походы, завоевывая этим громкую славу, ведь в то  время Оттоманская империя была могущественной державой мира. Уже в 1595 г. австрийские Габсбурги, которые враждовали с турками, послали в Сечь своего посла Эриха фон Лясоту для заключения договора об общем выступлении против турецких войск в Молдавии. Установил контакты с запорожцами и папа римский. Сечь действовала так, будто она была суверенным государством, вступая в войны и поддерживая собственные внутренние отношения.
Турецкий историк XVII ст. Найма отметил: «Можно утверждать наверняка, что нет на свете людей, которые бы меньше заботились о своей жизни и меньше боялись смерти, чем эти… Знатоки военного дела утверждают, что эти бедолаги, благодаря своей храбрости и сноровке, в морских боях не имеют себе равных во всем мире». Эти слова относятся к казакам, чьи походы достигли наибольшего размаха между 1600 и 1620 гг.. Они опустошили много турецких городов, заполучили Кафу — рынок рабов в Крыму, к тому же поляки не одновременно подверглись страшному поражению от казаков. Все эти победы придавали казакам уверенности в собственных силах. В своих нередко дерзких переговорах с поляками казаки начали называть себя защитниками веры, рыцарским братством, борцами за народное благо. В то же время казаки значительной мерой серьезно проникались идеей обороны христианства и своего народа. Это новое осознание собственного  назначения заставляло их заниматься горячими проблемами внутренней жизни общества.
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий