Традиционным является деление захоронений взрослого населения Скифии на мужские и женские. Однако где-то с середины ХХ в. среди женских захоронений исследователи начинают выделять отдельную группу — захоронение женщин с оружием — так называемых амазонок. Особенностью таких захоронений является наличие в них различных видов оружия в разном количестве. Это привело исследователей на мысль, что женщины из подобных захоронений участвовали в военных конфликтах. Именно рассматривая их как воительниц, исследователи пытались провести анализ. Однако не нужно забывать, что амазонки составляли не только определенную часть войска, но и были одной из категорий скифских женщин.
Погребения скифских амазонок встречаются на всей территории Европейской Скифии, однако подавляющее их большинство концентрируется на территории степной Скифии. Такие захоронения в подавляющем большинстве приходятся на V-IV вв. до н. е.
Выделяя группу амазонок с женской части общества, стоит отметить, что по подсчетам А. Е. Фиалко, амазонкой была каждая пятая женщина. Если в составе войска, отряды амазонок могли быть равноправными с мужскими частями, то среди женщин они скорее всего имели руководящую роль, особенно при отсутствии мужчин. Женщины-воительницы занимали более привилегированное положение в обществе и приравнивались к легковооруженным воинам и скифскому юношеству. Учитывая их материальный статус, это было элитное женское подразделение для защиты территории. Мы не можем утверждать об источниках набора девушек в такие отряды: это были девочки-сироты, или военнопленные, или их брали от рабынь, или от матерей-одиночек, возможно они были дочерьми богатых скифов … Но можно говорить, что учитывая захоронения, амазонки по положению стояли выше среднего слоя: либо получали плату за службу, или происходили из богатых семей. А. Е. Фиалко характеризует амазонок как представительниц среднего класса, но, отмечает она, известно несколько захоронений, среди инвентаря которых присутствуют золотые ювелирные украшения и импортные черно и краснолаковые сосуды. По нашим данным, таких захоронений не несколько, а большая часть. К тому же не нужно забывать, что все захоронения с небольшим количеством инвентаря были разграблены (в большинстве еще в древности), поэтому однозначно относить их к среднему классу не стоит. Не исключая возможности пребывания в отрядах представительниц среднего материального положения, можно допустить, что социальный статус этих женщин как воинов был выше других. С другой стороны, можно предположить, что в отряды объединялись женщины из разных слоев, но тела убитых женщин, имевших низкий социальный статус, не забирали с поля боя или хоронили без почестей (так же как это делали и с рядовыми воинами-мужчинами ).
Ко всему, значительная часть «бедных» захоронений амазонок принадлежала женщинам в возрасте 35-40 лет и старше, тогда как с богатым инвентарем, и в первую очередь с украшениями — от 16 до 35 лет. Традиция украшения, в том числе захоронения одежды, была характерна для женщин детородного возраста. Захоронение богатых амазонок в возрасте свидетельствует о том, что военные вожди амазонок сохраняли свой статус в возрасте. Существуют захоронения, в которых встречаются предметы инвентаря, явно свидетельствуют о захоронении военачальниць, которые возглавляли отряды. В частности, об этом говорит, наличие котлов и гривны. Символом принадлежности к высшему военному прослойки являются также боевые пояса. Однако в захоронениях амазонок чаще всего все эти символы встречаются в различных захоронениях, что можно объяснить различными признаками власти в разных племенах.
Судя по инвентарю, амазонки вряд ли занимались обычными женскими делами, поскольку орудия труда (веретена, пряслица, шила) встречаются в их захоронениях крайне редко. Украшения и зеркала встречаются и в мужских захоронениях. Судить по ним о занятости амазонок хозяйственными делами недостаточно верно. Обращая внимание на то, что в подавляющем большинстве они были состоятельными, то вряд ли можно говорить, что женщины, у которых были рабы занимались хозяйством. К тому же, при постоянной угрозе военного нападения они должны были контролировать территорию, сохраняя военную организацию и форму.
Конечно, все это противоречит общепринятому мнению, основанному на показаниях Геродота о том, что скифские женщины вели замкнутый образ жизни и занимались домашним хозяйством. Однако не стоит забывать, что Геродот посетил Скифию в сер. V в. до н. е. (464-445 гг. до н. э.), тогда как захоронения амазонок начинают распространяться с II пол. V в. до н. е. К этому времени встречаются только не частые одиночные захоронения.