Музыкальность — одна из характерных черт украинского народа.
Музыка в Украине появилась во времена Киевской Руси и в своём развитии охватывает практически все типы музыкального искусства — народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Сегодня разнообразная украинская музыка звучит на Украине и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований.
Народная музыка
Начальный период развития
Музыкальные традиции на территории современной Украины существуют с доисторических времён. Найденные киевскими археологами возле Чернигова музыкальные инструменты — трещётки из бивней мамонта датируют 18 тысячелетием до нашей эры. К тому же времени относят флейты, найденные на стоянке Молодово в Черновицкой области.
На фресках Софии Киевской (XI век) изображены музыканты, играющие на разных духовых, ударных та струнных (похожих на арфы и лютни) инструментах, а также танцующие скоморохи. Эти фрески свидетельствуют о жанровом разнообразии музыкальной культуры Киевской Руси. К XII веку относятся летописные упоминания о певцах Бояне и Митусе.
В целом, первобытная музыка имела синкретический характер — песня, танец и поэзия были слиты и чаще всего сопровождали обряды, церемонии, трудовой процесс и т. д. В представлении людей музыка и музыкальные инструменты играли важную роль оберегов во время заклинаний и молитв. В музыке люди видели защиту от нечистой силы, от плохого сна, от сглаза. Также существовали специальные магические мелодии для обеспечения плодородности почвы и плодовитости скота.
В первобытной игре начинали выделяться солисты и другие певцы. Развитие первобытной музыки и стало тем источником, из которого возникла народная музыкальная культура. Эта музыка и дала начало национальным музыкальным системам и национальным особенностям музыкального языка.
О практике народной песни, существовавшей в древнейшие времена на территории Украины, можно судить по старинным обрядовым песням. Многие из них отображают цельное мировоззрение первобытного человека, и раскрывает его отношение к природе и к природным явлениям.
Самобытный национальный стиль полнее всего представлен песнями центрального Приднепровья. Им свойственны мелодичная орнаментика, вокализация гласных. Связи с белорусским и русским фольклором ярко прослеживаются в фольклоре Полесья.
В Прикарпатье и в Карпатах развились особенные песенные стили. Их определяют как гуцульский и лемковский диалекты.
Украинские народные песни подразделяются на многие разнообразные жанры, которым присущи определённые признаки. В этом понимании наиболее типичными жанрами украинской песни являются:
- Календарно-обрядовые — веснянки, щедривки, гаивки, колядки, купальские, обжинковые и другие
- Семейно-обрядовые и бытовые— свадебные, шуточные, танцевальные (в том числе коломийки), частушки, колыбельные, погребальные, причитания и др.
- Крепостного быта — чумацкие, наймитские, бурлацкие и т. д.;
- Исторические песни и думы
- Солдатского быта — рекрутские, солдатские, стрелецкие;
- Лирические песни и баллады.
Думы и исторические песни
В XV—XVI веках исторические думы и песни стали одним из самых ярких явлений украинской народной музыки, своеобразным символом национальной истории и культуры.
Создателей и исполнителей исторических песен и дум, псалмов, кантов называли кобзарями. Они играли на кобзах или бандурах, которые стали элементом национального героико-патриотического эпоса, свободолюбивого характера и чистоты моральных помыслов народа.
Огромное внимание в думах обращалось на борьбу с турками и поляками. К «татарскому» циклу относятся такие известные думы, как «Про Самойла Кошку», «Про трёх братьев Азовских», «Про бурю на Чёрном море», «Про Марусю Богуславку» и другие. В «польском» цикле центральное место занимают события Народно-освободительной войны 1648—1654 годов, особое место занимают народные герои — Нечай, Кривонос, Хмельницкий. Позже появились новые циклы дум — о шведчине, про Сечи и её разрушении, о работах на каналах, о гайдаматчине, о панщине и воле.
Уже в XIV—XVII и XVIII веках украинские музыканты прославились за пределами Украины. Их имена можно найти в хрониках тех времён среди придворных музыкантов, в том числе, при дворе польских королей и российских императоров. Наиболее известные кобзари — Тимофей Белоградский (известный лютнист, XVIII в.), Андрей Шут (XIX в.), Остап Вересай (XIX ст.) и др.
Народные музыканты объединялись в братства: песенные цехи, которые имели свой устав и защищали их интересы. Особенно эти братства развились в XVII—XVIII ст., а существовали до самого начала XX века, вплоть до уничтожения их советской властью.
Инструментальный фольклор и народные инструменты
Важное место в украинской музыкальной культуре занимает инструментальный фольклор. Музыкальный инструментарий Украины и очень богат и разнообразен. Он включает широкий ряд духовых, струнных и ударных инструментов. Значительная часть украинских народных музыкальных инструментов происходит от инструментов времён Руси, другие инструменты (например, скрипка) принялись на украинской почве, позднее, хотя затем стали основой новых традиций и особенностей исполнения.
Самые древние пласты украинского инструментального фольклора связаны с календарными праздниками и обрядами, которые сопровождались маршевой (марши для шествий, поздравительные марши) и танцевальной музыкой (гопачки, козачки, коломийки, полечки, вальсы, голубки, арканы и т. д.) и песенно-инструментальной музыкой для слушания. Традиционные ансамбли чаще всего состояли из троек инструментов, например, скрипки, сопели и бубна. Исполнение музыки также предусматривает определённую импровизацию.
Во время молитв в бытовых условиях (в доме, на улице, возле церкви) для аккомпанемента к кантам и псалмам часто использовали лиру, кобзу и бандуру.
Во времена Запорожской Сечи в оркестрах Войска Запорожского звучали литавры, барабаны, казацкие сурьмы и трубы, причём литавры были среди клейнодов Запорожской Сечи, то есть были в числе символов казацкой государственности.
Инструментальная музыка стала также неотъемлемой частью городской культуры. Кроме общенациональных инструментов, таких как скрипки и бандуры, городская культура представлена такими инструментами, как столоподобные гусли, цитру, торбан. Под их аккомпанемент пели величальные песни, городские песни и романсы, религиозные песнопения.
Украинский фольклор
В XX веке к теме украинского фольклора обращались многие профессиональные и любительские коллективы Украины, также создавались ансамбли в эмигрантских кругах зарубежных стран. Характерной стала особенность представления фольклорных традиций в формах академического музицирования.
Так, в начале XX века украинский ансамбль этнической музыки во главе с Павлом Гуменюком из Филадельфии получил популярность в США. Украинские традиции сохранились в творчестве таких украинско-американских музыкантов из Нью-Йорка, Кливленда, Детройта, як Зиновий Штокалко, Григорий Китастый, Юлиан Китастый, Виктор Мишалов и др.
В советской Украине также было создано много коллективов, которые специализировались на обработках украинских народных песен и танцев, а также на произведениях украинских композиторов в подобном стиле: оркестры народных инструментов Украины, ансамбли песни и танца, народные хоры и т. д.
Украинская народная песня легла в основу произведений многих украинских композиторов. Наиболее известные обработки украинских песен принадлежат Н. Лысенко и Н. Леонтовичу, значительный вклад в исследование и собирание народного творчества внесли отечественные фольклористы — Филарет Колеса, Климент Квитка.
С 1980-х гг. наблюдается повышение интереса к аутентичным формам народного музицирования. Первопроходцами этого направления считается основанная в 1979 год группа Древо, возглавляемая профессором Киевской консерватории Е. Ефремовым. В 2000-ных годах на Украине возникли такие фестивали этнической музыки, как „Країна мрій” и „Шешоры”, где народная музыка звучит как в аутентичном исполнении, так и в разнообразных обработках рок — или поп-направлений. Организаторы фестиваля «Шешоры» решили подарить своему детищу новое имя — «АртПоле». Дело в том, что с 2003 года фестиваль проводился в селе Шешоры Ивано-Франковской области, но с 2007 года обосновался в селе Воробиевка (Винницкая область). «В последние годы фестиваль начал отходить от того сугубо этнического стиля, в котором были рождены «Шешоры», поэтому мы решили, что пришло время подчеркнуть новое лицо нашего фестиваля, изменив вслед за форматом и его название. Кроме того, это более корректно по отношению к тем, настоящим, географическим Шешорам, которые остались в Ивано-Франковской области», — рассказала директор фестиваля «АртПоле-2009» Ольга Михайлык.
Среди современных групп аутентичного пения следует назвать группы «Божичі», «Володар», «Буття». Этнические мотивы используются группами Рушничок «Тартак», «Воплі Відоплясова», «Мандри», «Гайдамаки», «Очеретяний кіт», оригинальное наслоение элементов предлагает группа «ДахаБраха».
Становление профессиональной музыки
О профессиональном музыкальном искусстве восточнославянских племён существуют известия со времён Руси. С принятием христианства в конце X века на территории современной Украины появилось церковное пение, которое формировалось под влиянием византийской и славянской народной музыки. В XII—XVII веках в православных церквях распространился одноголосый «знаменный распев», которое значительно повлияло также на творчество композиторов последующих эпох.
XVII — XVIII века
В эпоху барокко, на смену одноголосому знаменному пению пришло многоголосное партерное пение, которое поспособствовало развитию мажоро-минорной системы, и на основе которого развился стиль духовного концерта. Среди выдающихся музыкальных деятелей того времени — Николай Дилецкий, автор «Мусикийской грамматики» (1675).
Важным событием того времени стало открытие в 1632 году Киево-Могилянской академии, где, среди других, преподавались и музыкальные предметы. Воспитанники академии популяризовывали вертеп, а позже — канты. Среди выпускников Академии были многие деятели искусства, в том числе композиторы Григорий Сковорода, Артёмий Ведель.
Светская профессиональная вокальная и инструментальная музыка, которая существовала в помещичьих усадьбах и военных частях, с XVII века начала развиваться и в городах. Появились цехи музыкантов, а при магистратах создавались оркестры и капеллы. На основе народно-песенных и кантовых традиций в XVIII — начале XIX веков получила распространение песня-романс на стихи разных поэтов. Одним из первых в этом жанре начал творить Григорий Сковорода, который ввёл в песенный жанр гражданскую, философскую и лирическую тематику.
Особо важное значение в украинской музыкальной культуре XVIII века имела созданная по инициативе Даниила Апостола в 1730 году Глуховской песенной школы, воспитанником которой стали Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский и Артёмий Ведель. По окончании глуховской школы Бортнянский и Березовский продолжили своё обучение в итальянских музыкальных школах, которые были центрами европейской музыки того времени.
Объединение традиций партесного пения и современных техник европейского письма обусловили уникальность творчества этих композиторов. Став придворным капельмейстером в Петербурге, а с 1796 года — руководителем придворной капеллы, сформированной почти исключительно из воспитанников Глуховской школы, Бортнянский очень повлиял и на развитие российской музыкальной культуры. Он же стал первым композитором Российской империи, музыкальные произведения которого начали выходить в печать.
XIX — начало XX века
XIX век в истории музыки ознаменовался выходом на мировую арену многих национальных школ, что было связано с ростом национального самосознания европейских народов. Вслед за польской и русской появилась и украинская национальная композиторская школа.
Вслед за украинским писателями и поэтами, профессиональные музыканты ХІХ века начали обращаться к народной тематике, обрабатывать народные песни, которые исполнялись талантливыми аматорами в сопровождении народных инструментов — кобзы, бандуры, цимбал, скрипки, лиры и др. В начале XIX века в украинской музыке появились первые симфонические и камерно-инструментальные произведения, среди авторов которых — И. М. Витковский, А. И. Галенковский, Илья и Александр Лизогубы.
Основоположной для развития национальной профессиональной музыки стала деятельность Николая Лысенко, который создал классические образцы произведений в разных жанрах: 9 опер, фортепианные и инструментальные, хоровые и вокальные произведения, произведение на слова украинских поэтов, в том числе на слова Тараса Шевченко. Он же стал организатором музыкальной школы в Киеве (1904; с 1918 — Музыкально-драматический институт им. Лысенко).
В начале XX века всемирную известность обрела плеяда украинских исполнителей. Среди них певицы Соломия Крушельницкая, О. Петрусенко, З. Гайдай, М. Литвиненко-Вольгемут, певцы М. Э. Менцинский, А. Ф. Мишуга, И. Паторжинский, Б. Гмыря, пианист Владимир Горовиц, хоровой дирижёр А. А. Кошиц. За пределами Украины стали известны хоровые обработки Н. Д. Леонтовича.
На период Украинской революции(1917-1918гг.) приходится создание ряда художественных коллективов и появление нового поколения украинских культурных деятелей. Правительство Украинской Державы последовательно поддерживало культурную жизнь, в том числе музыкальное искусство, о чём свидетельствует Постановление Совета Министров о мобилизации литературных, научных, артистических и технических сил Украины. Также указом Павла Скоропадского в 1918 году был основан Государственный симфонический оркестр Украины, первым дирижёром которого стал Александр Горилый, Украинская государственная капелла, Первый и второй национальные хоры. Киевская опера была переименована в Украинский театр драмы и оперы. Значительное число всемирно известных опер была переведена на украинский язык. Также в 1918 году был основан кобзарский хор, позднее известный как Национальная заслуженная капелла бандуристов Украины им. Г. И. Майбороды.
Приход советской власти на земли Украины ознаменовался несколькими трагическими событиями. В 1921 году агентом ВЧК был убит Н.Леонтович, а в 1928 году была запрещена деятельность общества его имени. В 1930-е годы советская власть уничтожила несколько сот бандуристов, кобзарей и лирников, а в 1938 был расстрелян музыкант и этнограф Гнат Хоткевич. В целом двадцатые и тридцатые годы в украинской культуре называют «Расстрелянным Возрождением»
В то же время советская власть открыла ряд музыкальных учреждений в разных городах Украины. Среди них театры оперы и балета в Харькове (1925), Полтаве (1928), Виннице (1929), Днепропетровске (1931), Донецке (1941), хоровые и симфонические коллективы.
Начиная со второй половины 1930-х годов музыкальное искусство советской Украины развивалось в основном в русле соцреализма, который стал единственным официально разрешённым в СССР творческим методом литературы и искусства. Деятели культуры, которые отходили от этого метода подвергались жестокой критике и преследованиям.
В то же время на Украине возникла массовая советская песня, одним из первых творцов которой стал Константин Богуславский. В 1930-е годы появились первые оперы советской тематики, в том числе «Щорс» Б.Лятошинского (1930), «Перекоп» Ю.Мейтуса (1937). Песни, посвящённые коммунистической партии и её вождям, закрепились в репертуарах профессиональных и аматорских коллективов.
Весомый вклад в развитие украинского музыкального искусства внёс композитор и педагог Николай Вилинский (ученик Витольда Малышевского), который работал сначала в Одесской, а затем в Киевской консерватории.
В послевоенное время среди видных украинских композиторов — Григорий Верёвка, братья Георгий и Платон Майбороды, Константин Данькевич, А. Я. Штогаренко и др. Среди известных исполнителей — украинский тенор Иван Козловский. Широко известной благодаря исполнению фронтовых песен стала уроженка Харьковщины Клавдия Шульженко.
1960-е года стали временем прорыва украинской музыкальной школы на мировую арену, проникновения в украинскую музыку новейших направлений европейской музыки. В Киеве была создана группа «Киевский авангард», в которую вошли Валентин Сильвестров, Леонид Грабовский и Виталий Годзяцкий. Из-за расхождений с официальными музыкальными кругами СССР члены «Киевского авангарда» поддавались давлению разного рода, в связи с чем группа в конце концов распалась.Мировое признание получила национальная школа вокального искусства. Параллельно с формированием поп-музыки в Западных странах, в Украине, как и в других странах достигла расцвета совестская эстрада. Особенно выделяется творчество Владимира Ивасюка, автора более 100 песен, жизнь которого трагически оборвалась в 1979 году.
Среди композиторов-песенников тех лет также известны А. И. Білаш, В. Верменич, позднее — И. Карабиць. В те же годы популярность завоевали эстрадные исполнители — София Ротару, Назарий Яремчук, Василий Зинкевич, Игор Белозир, Тарас Петриненко, Алла Кудлай и другие.
Современная музыка
В наследство от СССР Украина получила разветвлённую систему образовательных и концертных музыкальных организаций, которые находятся в ведении Министерства культуры и туризма Украина. Среди них:
Театры
* оперные театры в Киеве, Харькове, Львове, Одессе, Днепропетровске, Донецке
* театры музыкальной комедии в Харькове и Одессе, а также театр оперетты в Киеве
* Детский музыкальный театр в Киеве
Концертные учреждения
* Национальная филармония и филармони во всех областных центрах Украины,
* Дома органной и камерной музыки в Киеве, Днепропетровске, Белой Церкви, Львове, и Харькове
* дворцы культуры и дома культуры во многих городах Украины.
Музыкальные учебные заведения
Подготовку профессиональных музикантов проводят:
* Консерватори (музыкальные академии) в Киеве, Одессе, Львове, Донецке, Днепропетровске
* Музыкальные факультеты в Харьковском университете искусств и Киевском университете культуры
* Музыкальные училища в разных городах Украины.
Концертные коллективы
По состоянию на 2008 год в Украине действуют 9 национальных и 2 государственных коллектива. Из них 10 находятся в Киеве и один — в Одессе:
* Национальный симфонический оркестр Украины
* Национальный одесский филармонческий оркестр
* Национальная заслуженная академическая капелла Украины «Думка»
* Национальный заслуженный академический украинский народный хор им. Григория Верёвки
* Национальная заслуженная капелла бандуристов Украини им. Г. И. Майбороды
* Национальный ансамбль солистов «Київська камерата»
* Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины им. П.П. Вирского
* Национальный оркестр народных инструментов Украины
* Национальный академический духовой оркестр Украины
* Государственный эстрадно-симфонический оркестр Украины
* Государственная академическая мужская хоровая капелла Украины им. Л. Ревуцкого
Кроме этого, существует множество муниципальных коллективов, коллективов при областных филармониях, домах органной и камерной музыки и т. д.
Музыкальные объединения
Два творческих музыкальных союза имеют статус национальных:
* Национальный союз композиторов Украины и
* Национальный всеукраинский музыкальный союз
Популярная музыка
На современной украинской сцене представлены почти все музыкальные направления: от фолка до acid джаза. Активно развивается клубная культура. Многие украинские поп-исполнители — София Ротару, Ирина Билык, Александр Пономарёв, ВИА Гра, Руслана, Ани Лорак, Надежда Грановская-Мейхер, Алёна Винницкая, Анна Седокова, Светлана Лобода, Вера Брежнева-Галушка, Верка Сердючка — давно обрели популярность за пределами Украины, особенно в СНГ. Популярная музыка представлена на фестивалях «Червона рута», «Таврийские игри», «Чайка» и других.
Исполнители из Украины достойно представляли Украину на конкурсах Евровидения. Так Руслана, синтезировав в свей музыке фольклорные мотивы карпат, стала победительницей конкурса Евровидение-2004, и выиграла для Украины право на проведение следующего конкурса — Евровидение-2005. На Евровидении-2007 Верка Сердючка заняла второе место.
Также развивается украинская рок-музыка. Среди самых известных групп — «Океан Эльзы», «Воплі Відоплясова», «Танок на майдані Конго», «Крихітка Цахес», «Скрябін», «Тартак», «Плач Єремії», «Кому Вниз», БадлоВ, «Lama» (Лама). Регулярно проводятся украинские рок-фестивали «Рок-екзистенція», «Тарас Бульба» и другие.
Становятся популярными и чисто вокальные ансамбли, такие, как «Пиккардийская терция» и «Менсаунд». Представлено на Украине и искусство джаза — международные фестивали джазовой музыки проходят в разных городах страны, среди них наиболее известны — Jazz Bez та Jazz Koktebel. Значительный вклад в популяризацию джазового движения в Украине внесли Владимир Симоненко и Алексей Коган.
Тенденция использования фольклора современными украинскими исполнителями становится всё выразительнее. Одной из первых народные мотивы в рок-музыке начала использовать во второй половине 1980-х годов группа «Воплі Відоплясова». Опираясь на фольклорную основу, новую самобытную музыку создают группы «Скрябин», «Мандри», «Гайдамаки», исполнители Тарас Чубай, Мария Бурмака и многие другие. Свидетельством роста интереса к фольклору стало основание в Украине двух фестивалей этнической музыки — «Країна мрій» в Киеве и «Шешоры» на Ивано-Франковщине.
Лейблы
В конце 1990-х — начале 2000-х в Украине был создан ряд музыкальных лейблов, в том числе Gallicia Distribution (Львов), Lavina Music, Origen Music, Moon Records, Nexsound(Киев), Metal Scrap Production (Тернополь), OMS Records (Житомир), Wolf song production (Днепропетровск) и другие.
Конкуренцию украинским лейблам на отечественном рынке составляют основные игроки мирового аудиорынка — мейджори Universal, EMI, Sony/BMG, Warner. Украинский рынок музыкальных носителей в 2005 году составил около 10 млн. лицензионных дисков и кассет, борьба с пиратством привела к тому, что доля пиратской продукции на украинском рынке составляет до 40 % (в странах Западной Европы — 10-15 %).
ru.wikipedia.org
ОЙ ДIВЧИНО, ШУМИТЬ ГАЙ
«Ой дiвчино, шумить гай,
Кого любиш, — забувай, забувай!
Ой дiвчино, шумить гай,
Кого любиш, — забувай!»
«Нехай шумить ще й гуде,
Кого люблю, — мiй буде, мiй буде!
Нехай шумить ще й гуде,
Кого люблю, — мiй буде!»
«Ой дiвчино, серце моє,
Чи пiдеш ти за мене, за мене?
Ой дiвчино, серце моє,
Чи шдеш ти за мене?»
«Не пiду я за тебе, —
Нема хати у тебе, у тебе.
Не пiду я за тебе, —
Нема хати у тебе».
«Пiдем, серце, в чужую,
Поки свою збудую, збудую.
Пiдем, серце, в чужую,
Поки свою збудую».
«Постав хату з лободи,
А в чужую не веди, не веди.
Постав хату з лободи,
А в чужую не веди!»
«Чужа хата такая,
Як свекруха лихая, лихая.
Чужа хата такая,
Як свекруха лихая.
Хоч не лає, так бурчить,
А все ж вона не мовчить, не мовчить.
Хоч не лає, так бурчить,
А все ж вона не мовчить».
Кого любиш, — забувай, забувай!
Ой дiвчино, шумить гай,
Кого любиш, — забувай!»
Кого люблю, — мiй буде, мiй буде!
Нехай шумить ще й гуде,
Кого люблю, — мiй буде!»
Чи пiдеш ти за мене, за мене?
Ой дiвчино, серце моє,
Чи шдеш ти за мене?»
Нема хати у тебе, у тебе.
Не пiду я за тебе, —
Нема хати у тебе».
Поки свою збудую, збудую.
Пiдем, серце, в чужую,
Поки свою збудую».
А в чужую не веди, не веди.
Постав хату з лободи,
А в чужую не веди!»
Як свекруха лихая, лихая.
Чужа хата такая,
Як свекруха лихая.
А все ж вона не мовчить, не мовчить.
Хоч не лає, так бурчить,
А все ж вона не мовчить».
ЧОРНІЇ БРОВИ, КАРІЇ ОЧІ
Чорнії брови, карії очі,
Темні,
як нічка, ясні, як день!
Ой очі, очі, очі дівочі,
Де ж ви навчились зводить людей?
Останні 2 рядки
кожного куплета — двічі
Вас і немає, а ви мов тута,
Чи в вас улита якась отрута,
Чи, може, справді ви знахарі?
Чорнії брови - стрічки шовкові,
Все б тільки вами я любувавсь-
Карії очі, очі дівочі,
Все б тільки я дивився на вас.
Чорнії брови, карії очі!
Страшно дивиться підчас на вас:
Не будеш спати ні
вдень, ні
вночі,
Все будеш думать, очі, про вас.
МІСЯЦЬ НА НЕБІ
Місяць на небі, зіроньки сяють.
Тихо по морю човен пливе.
В човні дівчина пісню співає,
А козак чує, серденько мре.
Останні 2 рядки
кожного куплета — двічі
Пісня та мила, пісня та люба,
Все про кохання, все про любов,
Як ми любились та й розійшлися,
Тепер зійшлися навіки знов.
Ой
очі, очі, очі
дівочі,
Темні, як нічка, ясні, як день.
Ви ж мені, очі, вік вкоротили,
Де ж ви навчились зводить людей?
У СУСІДА ХАТА БІЛА
У сусіда хата біла,
Усусіда жінка мила,
А у мене ні хатинки.
Нема щастя, нема жінки
Останні 2 рядки
кожного куплета — двічі
Є у мене сусідонька-
Люба, мила дівчинонька,
Та не знаю, що робить,
Бо боюсь туда ходить.
Сідлай хлопче, вороного,
А собі бери другого,
Та поїдем погуляєм,
У сусіда побуваєм!
"Будь здорова, сусідонько,
Люба, мила, дівчинонько,
Ой чка ж ти гарнесенька,
Як сніжочок, білесенька!
«Годі, годі жартувати,
Ось іде і стара мати!»
«Ой здорова будь, матусю,
Я приїхав по Ганнусю!
Ой здорова будь, матусю,
Я приїхав по Ганнусю.
Хочу буть тобі ріднею.
Ти будь ненькою моєю!»