«Киевский» торт — кулинарный символ Украины

Как и множество знаменитых изобретений, торт «Киевский» появился в результате технологической ошибки: приготовленный для бисквита яичный желток забыли положить в холодильник. 

Затвердевшая пена превратилась в хрустящие лепешки, ставшие затем неизменной основой прославленного кондизделия.  

Любимый десерт киевлян и гостей столицы, вожделенный сувенир, в честь которого фирменные поезда Киев — Москва называли «тортовозами», сладкая валюта, помогающая «решать вопросы» в любых кабинетах, сегодня сильно отличается от продукта, созданного в 1956 году на фабрике имени Карла Маркса.

Орешки из Индии 

  Изначальный ингредиент «Киевского» — орехи кешью — были своего рода «идеологическим сырьем». После того как в 1955 году первый индийский премьер Джавахарлал Неру посетил СССР, индийско-советские отношения перешли в фазу долгосрочного и плодотворного сотрудничества, которое касалось практически всех сфер жизни. В том числе и кондитерской отрасли, буквально заваленной в то время орехами кешью, которые закупали в огромных количествах.

Редкая советская «кондитерка» обходилась без этих ценных орешков. Но все хорошее когда-нибудь кончается, и льготные индийские поставки в том числе. Кешью стали обходиться слишком дорого, их заменили фундуком, который, в свою очередь, тоже оказался хлебобулочным комбинатам не по карману, и они стали использовать более дешевый арахис. К слову, «карломарксовцы» держали марку всегда: никогда не опускались до арахиса и, несмотря на кризисы, использовали исключительно лесной орех фундук.

Торт как зеркало экономики

Трансформации, происходящие со сладким киевским специалитетом, впору изучать на уроках истории в средней школе. Торт «Киевский», как лакмус, отображал смену моды, приоритетов и законов. После окончания щедрой индийской эпопеи с кешью наступил и конец эпохи яичных кремов, на использование которых в промышленном производстве несколько десятилетий назад наложило запрет санитарное ведомство. Первичный яичный крем в «Киевском» заменили более тяжелым сливочно-масляным, который в тяжелые перестроечные годы умудрялись разбавлять дешевыми растительными жирами. Вместо традиционных цукатов поверхность стали украшать желе. В 70–80-е годы какао-порошок заменяли тертой веллой (шелухой какао-бобов) и экспериментировали с курагой, от которой быстро отказались после жалоб потребителей. Поменялся даже дизайн упаковки: вместо знаковой для старшего поколения эмблемы города — Пешеходного моста, ведущего с Подола на Труханов остров, — появились предсказуемые листья каштанов.

Кто его придумал?

Кто же все-таки изобрел торт «Киевский», конкретный человек или коллективный разум — вопрос, открытый до сих пор. Разработчиками оригинального рецепта чаще всего называют начальника бисквитного цеха фабрики имени Карла Маркса Константина Петренко и ученицу кондитера Надежду Черногор.

В середине шестидесятых годов технология производства «Киевского» торта была утверждена Министерством пищевой промышленности СССР. Два воздушно-ореховых слоя соединяются кремом на основе сливочного масла и молочно-сахарного сиропа — такова, если в двух словах, методика приготовления. Чтобы удовлетворять растущий спрос, помимо фабрики имени Карла Маркса выпускать лакомство разрешили еще нескольким хлебобулочным комбинатам Киева и Киевской области. Сегодня свидетельством на торговый знак, патентом на промышленный образец и способ изготовления торта владеет кондитерская корпорация Roshen, в которую входит Киевская кондитерская фабрика им. Карла Маркса.

«Сухой» эталон

Споры о том, какой «Киевский» считать самым честным, ведутся по сей день. Потребительские и профессиональные рейтинги от разных изготовителей — обычная практика последних лет. А согласно народной классификации торты делят на «мокрые» и «сухие». Традиционная сухость является одной из основных характеристик торта. «Сухой» легко режется и в меру крошится в противовес влажному, ватному и липнущему к зубам «мокрому». Еще один важный показатель — наличие фундука в составе; использование арахиса удешевляет продукт, равно как и растительные жиры вместо сливочного масла.

По законам бренда

Торт «Киевский» стал одним из первых кулинарных брендов Советского Союза. Без какой-либо рекламы информация о нем распространялась по городам, в которые приезжали киевляне со своим фирменным гостинцем. Дошло до того, что приезжать из Киева без торта с одноименным названием стало просто неприлично. Фабрике имени Карла Маркса для удовлетворения все возраставшего спроса даже пришлось передать рецепт киевским хлебозаводам. Развитие бренда происходило по хрестоматийным маркетинговым законам. Во-первых, был создан уникальный продукт — оригинальная и сложная рецептура. Не зная всего производственного процесса, трудно было получить такое же качество и вкус, как у киевской Кондитерской фабрики им. Карла Маркса. Вторым важным моментом был узнаваемый дизайн — круглая нарядная коробка с изображением вначале Пешеходного моста, а затем киевских каштанов. Эксклюзивность марки «Киевский торт» усиливала его специфика «привезенного», а не купленного у себя во Львове, Харькове, Москве или Питере.

Символ украинской столицы регулярно доставляли в Кремль. Торт обожали генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и министр иностранных дел СССР Андрей Громыко. На день рождения Брежнева однажды испекли пятиярусный «Киевский торт».

До сих пор стабильность бренда поддерживается в основном за счет его больших закупок гостями столицы, так как продажа торта за пределами Киева лишит продукт ауры исключительности и желанности. Сами киевляне покупают и другие кондитерские изделия, зная, что «Киевский» всегда есть в ближайшем гастрономе. Однако при обсуждении покупки торта для торжественного события обязательно спросят друг у друга: «Покупаем «Киевский» или какой-нибудь другой торт?».

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий