Прилуки

Прилу́ки — бывшее село, с 1993 года — микрорайон в составе города Вологды. В Прилуках находится Спасо-Прилуцкий монастырь.

Ойконим Прилуки (Прилуцкое) произошел от именования основанного в 1371 году Спасо-Прилуцкого монастыря. Монастырь в свою очередь получил название по соборной Спасской церкви и местоположению — изгибу реки Вологды, образуя луку (при луце — 'у крутой луки, извилины реки').

На территории современных Прилук в XVI в. существовали селения, принадлежавшие Спасо-Прилуцкому монастырю: сельцо Выпрягово на Вологде (по имени Исидора Выпряга), село Коровничье, располагавшееся восточнее монастыря (названо по наличию монастырского коровьего двора). В XVI веке в Выпрягово насчитывался 31 двор. Население составляли ремеслянники, работающие на монастырь: кирпичники, плотники, кузнецы, иконники, часовники, оловяничники, сапожники, портные, квасовары С XVII в. селение именуется — Коровничье, в разговорной речи — Выпрягош. Ойконим Прилуки появляется в источниках середины XIX в., как второе неофициальное название с. Коровничья. Название Прилуки (Прилуцкое) становится официальным в конце XIX в., а разговорным — Коровничье. Известно, что в Коровничье находилась пристань и водяная мукомольная мельница Спасо-Прилуцкого монастыря.


Село Коровничье и Спасо-Прилуцкий монастырь на карте Вологодской губернии (1920г)

В XVIII веке в селе Выпрягово, по дороге на Кириллов и Белозерск на берегу реки Вологды построена теплая каменная церковь Николая Чудотворца, что на Валухе, на месте деревянной церкви того же названия. С восточной стороны к ней пристроена высокая двухсветная холодная церковь, освященная в 1755 г. С западной стороны к теплой церкви примыкает высокая, со шпилем колокольня, украшенная в несколько ярусов колоннами, наружными арками и нишами. Колокольня построена в более позднее время взамен первоначальной шатровой.

До 1960-1970-х годов через Заречье и Прилуки проходил Кирилловский тракт. До XIX века Кирилловский и Архангельский тракт сливались в Прилуках, где существовала переправа через реку Вологда и дорога шла через Кирилловскую Ямскую слободу в Вологду. Тракты потеряли своё значение после организации новой дороги на Заречье.

В 1898 году через Прилуки прошла узкоколейная железная дорога Вологда — Архангельск (с 1936 года в составе Северной железной дороги) со станцией Рыбкино. Через реку Вологду был построен временный, с деревянными устоями, мост. В 1913 году его заменили постоянным с металлическими фермами на каменных устоях, а в 1914 году линия была перестроена на широкую колею.

В 1930-х годах, недалеко от Прилук, у станции Рыбкино был построен вологодский аэродром, существовавший на этом месте до 1981 года. 26 марта 1938 года в Прилуки был пущен один из первых маршрутов вологодского автобуса: № 1 Вокзал-Прилуки.

 

Полтава

Еще в давность считалось, что избрать имя человеку - это тоже именно, что избрать ему судьбу. В имена вкладывалось глубокое сакральное и эстетичное содержание, в них искрилась красота и воображение, мудрость и любовь свободной народной души. До сих пор считается, что они могут влиять на характер и жизнь владельца, даже изменять судьбу.

Именно поэтому девочке, которая имела светлые волосы, давали имя Светлана. Если много односельчан приходило поздравлять счастливых родителей с рождением доченьки, ей давали имя Людмила, то есть людьми любимая, мыла. Есть имена, которые воплощают любовь родителей к Богу, который послал им ребенка, и через соответствующее имя будет заботиться о нем (Богумил, Богуслав, Богдан, Богодар), а также пожелание на будущее положительных черт характера своему ребенку (Доброслав, Добромысл, Добрыня).

Похожая ситуация и с названиями разных населенных пунктов Украины. Но сотни и тысячи лет истории часто скрывают от нас причины, условия, обстоятельства, которые повлияли на появление имени города или села. Испокон века люди не были равнодушны к названиям своих поселений. Об этом свидетельствуют не только летописи, в которых часто объясняются причины (большей частью легендарные) появления названия города, но и значительно древнейшие письменные и устные пересказы многих народов.

Среди названий городов и сел есть много непрозрачных, непонятных нам сегодня. Их старались объяснить, истолковать - так появлялись легенды и пересказы, которые идут не от исторических событий к слову-названия, а наоборот - от современного названия к истории, по обыкновению выдуманной.

Происхождение названия города Полтава тоже обвито вуалью таинственности. Существует несколько версий происхождения, каждая из которых по-своему интересная.

В древнерусской Ипатьевской летописи первое упоминание о поселении на месте современной Полтавы под названием "Лтава" встречается около 682 года за Византийским календарем от так называемого Сотворения мира Богом. Этот календарь существовал у нас из конца X ст., со времени принятия Киевской Русью христианства и окончательно замененный современным календарем от Рождества Христового с 1 января 1700 г. (7208 года).

Много ученых пересчитывали эту дату из календаря от Сотворения мира на наше современное летосчисление от Рождества Христового. Так была определена дата первого летописного упоминания о Полтаве - 1174 год.

В этом году князь Игорь Святославович Северский, преследуя орды половецких ханов Кобъяка и Кончака, переехал Ворсклу возле Лтави и тронулся в направлении Переяслава, где его жена нанесла поражение половцам.

Одни ученые считают, что название города Полтавы происходит от названия речушки Лтава (По-Лтава), правого притока Ворсклы, которая текла Мазуривским яром на Подол (с 1950-ых лет Лтаву взято у трубы, и теперь она течет под землей).

Полтавский историк Л.В. Падалка сперва выдвинул теорию происхождения современного названия города от слов "плот", "плести", "плетений", что означало укрепление, оплетенное плетнем, но позднее дошел к выводу, что название имеет скифо-сарматские корни.

Скифы и сарматы проживали на нашей территории на протяжении столетий и оставили на украинской земле около 600 географических названий, в том числе и название реки Ворскла, которая в переводе означает "белая вода".Возможно, Лтава, Олтава скифо-сарматского ираноязычного происхождения. У восточных народов слова "ол", "ул" означают "город", "поселение". Слово же "тави" в грузинском и осетинском языках (а осетины являются потомками скифов и сармат) означает "выток реки". Итак, в переводе на украинский язык это название может означать "поселение возле истока реки", "город на горе". Подобные названия встречаются на пути следования скифов и сармат, которые во время Большого переселения народов шли на Запад, в Центральную и Западную Европу.

По другой версии, название Полтава может быть украинизированной формой древнебулгарского названия Балтавар. В последние десятилетия благодаря исследованиям ученых стало известно, что во времена существования на украинских землях многоплеменного государственно-политического объединения под названием Большая Булгария, на месте Полтавы уже было поселение в VII столетии. Наибольшего расцвета Большая Булгария приобрела за хана-властителя Кубрата, который с 619 года был соправителем своего дяди Органы, а с 620 года до конца 60-х лет VII ст. н.э. - самостоятельным правителем.

Кубрат перенес столицу из Приазовья в Поднипровье, а местом отдыха после боев стала его резиденция, которая находилась в поселении Балтавар на территории современной Полтавы. Из стратегической точки зрения это было замечательное место для отдыха: холмы, леса, реки. Название "Балтавар" в переводе с древнебулгарского языка тюрков означает "властитель", которое, возможно, местные жители позднее оставили, немного видоизменив для простоты произношения.

Кубрат - властитель Большой Булгарии и первый известный властитель нашего города в те далекие времена - был высокообразованным человеком в свое время. В 619 году Кубрат принял христианскую веру и получил высокое звание патриция. Давние булгары владели языком тюрков и аланским и родственным с ним славянским. Поскольку Кубрат учился и прожил много лет при дворе византийского императора, где господствующим был латинский язык, а со временем греческий, то владел и ими.

В погребении Кубрата в 1912 году археологи нашли близ села Малая Перещепина Полтавской губернии золотые и серебряные вещи IV-VII ст. н.э. византийского и персидского происхождения весом около 75 кг. Это богатейшее сокровище на Европейской территории времен Средневековья хранится в Эрмитаже в С.-Петербурге.

В 1238-1239 гг. монголо-татарские орды хана Батыя захватили среднее Поднепровье, разрушили много населенных пунктов. Возможно, тогда монгольские завоеватели разрушили и Лтаву, так как довольно длинный промежуток времени о ней не было никаких сведений.

Современное название нашего города было зафиксировано уже во времена Большого княжества Литовского. Как свидетельствуют литовско-русские документы, в 1430 году великий князь литовский Витовт подарил Полтаву, Глинск и Глиницу (Опошню) своему вассалу - татарскому мурзе Лександе Мансурксановичу.

В XVII столетии с 1648 года Полтава стала центром  полтавского полка - составной части казацкого войска. В военных действиях против польской шляхты прославил свое имя и город Полтаву полтавский полковник Мартын Пушкарь - побратим и единомышленник Богдана Хмельницкого.

 А наблюдательные люди, вероятно, не раз отмечали о себе, насколько созвучны названия рек Лтава в Полтаве, Влтава в Праге (не забываем и о львовской Полтве!). По мнению филолога Станислава Губерначука, слово "лтава" родственное со словом "лить, литься"! "Лтава" - это "та, что литая, льется, лиется"!!! "Лтава" или и "литава, латава" - давний синоним слова "река - текучая вода", наверняка, более ранний, который потом почему-то был вытесненный новым словом "река". Значит нужно искать связь со словом "лить" слов "полтава", "полтва" и подобные им по смыслу и звучанием.

    Их оказалось немало, вот например, слова: "плотва" – речная рыба, "плотина" - речная запруда, "плот" - от "по литому, по лтаве" - плавсредство, "плита" - тоже от "по литому" - т.е. не глубоко, возможно тоже может означать выражение "воды по косточки" :) , "плита" - от "по литому" - т.е. там где не глубоко - место, на которое можно стать, опереться в воде или в болоте, "б(п)олото" - пол(о)итая земля, "полоскать" - мыть что-нибудь в воде - лтаве, "плескать" - хлопать по поверхности воды с характерным звуком, "плес" - поверхность воды, озера, реки, но не моря.

Это фонетическое сходство, в частности, заметил и писатель Юрий Андрухович, который считает такие совпадения неслучайными. Возможно, именно поэтому в одной со своих книг он разместил один за другим воспоминания о Полтаве и Праге, которые объединяют реки.

 

Одесса

Легенда одесских албанцев.

Даже москвичи знают: есть в Одессе улицы Большая и Малая Арнаутская. Жил здесь когда-то удивительный народ - АРНАУТЫ.

Вспоминают старики: поначалу арнауты были не большие и не малые, а средние. Люди как люди - одни, может, чуть пониже, другие повыше. Но главное, встречались среди них арнауты работящие, а были и совсем ленивые.

И вот давным-давно, при графе Ланжероне, объявили Одессу порто-франко. Сразу же арнауты, все как один, и ленивые, и работящие, решили контрабандой заняться. Оно и понятно - улицы, на которых они жили, пересекались со Старопортофранковской. Нужно было только прорыть под улицей катакомбы, а потом таскай себе товар беспошлинно и деньги зарабатывай.

Собрались, значит, арнауты подземный ход рыть. Сразу заспорили. Работящие кричат: хотим, мол, ход высокий да широкий, чтоб ходить не сгибаясь. А ленивые лениво им так отвечают: зачем, говорят, мучатся? Нам бы только как-нибудь пролезть!.. До того доспорили, что даже драка у них вышла. И решили тогда арнауты две дырки вырыть - для работящих арнаутов большую, а для ленивых - маленькую. Сказано - сделано...

 
 

Николаев

Нынешний город Николаев – одногодок первой Парижской Коммуны остался крупнейшим судостроительным центром на южной околице страны, как было задумано при его закладке. Не изменил даже своего имени, полученного от христианского морского покровителя - св. Николая. Город был основан в результате признания князем Потёмкиным ошибки в расположении главной черноморской верфи на мелководном участке Днепра с убийственными тучами комаров, которыми г. Херсон «славится» и в наши дни. Выяснилось, что древние греки, основавшие тысячелетнюю Ольвию недалеко от современного Николаева, оказались намного дальновидней фаворита Екатерины Великой. Основной причиной строительства южных форпостов (Азов, Мелитополь, Херсон, Николаев, Одесса) явилась победоносная захватническая война Российской Империи против Османской Турции. После жестокого уничтожения атаманской вольницы в Запорожской Сечи, южные границы Империи оказалась абсолютно незащищёнными. Больше всего это понравилось туркам, которые с давних пор стремились закрепиться в северном Причерноморье. Так что, освоение южных районов оказалось вынужденной мерой, хотя и спровоцированной уничтожением казачества.
 

Мукачево

Достоверных свидетельств о происхождении названия города нет.

По одной из легенд:

Когда-то очень давно, в незапамятные времена, у выхода быстроходной Латорицы из горных теснин на широкие просторы равнины поселился со своей ратью князь. Он приказал местным жителям строить замок, так как ему негде было жить. А князь был жестокий и своенравный. Он задумал построить замок, который стоял бы одиноко среди равнины и был бы со всех сторон неприступен. А такой горы поблизости нигде не было. И приказал князь народу насыпать одинокую гору на равнине. Тысяча телег, каждая запряжённая шестью волами, возили землю тысячу дней и ночей. И выросла гора, на которой построили неприступный замок. Много слёз, кровавого пота и великих страданий принесло это строительство труженикам. И место это, где народ подвергался нечеловеческим мукам, стали называть Мукачевом, а гору - Замковой горой.

По другой легенде:

На речке Латорице стояла водяная мельница, на которой перемалывали зерно и торговали мукой, отсюда и произошло название.

Основные достопримечательности Мукачева
Замок Паланок

Мукачевский замок - ценный военно-архитектурный памятник Украины. Воздвигнут он был на перекрёстке древних торговых и военных путей, ведших с поддунайских земель в Киевскую Русь и от соляных копей Семиградья в Чехию, Моравию и Польшу. Целью постройки замка были охрана и контроль этих караванных путей.

Точная дата постройки замка неизвестна, также неизвестны имена его первостроителей. Археологи высказывают предположение, что на Замковой горе человек жил ещё в предисторическое время. Вначале здесь существовало небольшое укреплённое городище, затем вместо него появлялись и сменяли друг друга различные по своему характеру деревянные замки вождей славянских племён. В IX - X столетиях здесь были сооружены небольшие укрепления для охраны за Карпатами границ Киевской Руси. Позднее здесь возник феодальный замок.

В грамоте, датированной 1321 г., называется первый комендант замка - Томаш, наджупан Бережского и Угочанского комитатов.

Совершенствование и перестройка замка относится ко времени княжения подольского князя Фёдора Корятовича. За годы своего княжения в Мукачеве (1396 - 1414 гг.) он сумел превратить небольшой замок в мощное оборонительное сооружение и сделал его своей резиденцией. Замок состоял из Предзамча и главного двора, где находилась квадратная жилая башня (донжон), под которой был пробит в скале колодец диаметром 2.5 м и глубиной 85 м. Все жилые и хозяйственные постройки были обнесены сухим рвом и крепостной каменной стеной с четырьмя круглыми башнями (три из них сохранились до наших дней). После смерти Фёдора Корятовича замок часто менял хозяев, переходя от одного феодала к другому. Значительные работы по ремонту и укреплению замка провёл в 1629 г. комендант замка Иоанн Баллинг, о чём свидетельствует надпись на каменной плите, сохранившаяся в левом крыле верхнего замка.

В 1633 г. замок купил трансильванский князь Дьердь I Ракоци, при котором началась перестройка крепости. Позже при помощи двух французских инженеров приступили к реконструкции старого замка и к постройке внешней обороны. Совершенствование замка продолжалось в течение всех 78 лет правления в нём династии Ракоци.

В течение длительного времени на замковой горе и у её подножья сложился целый крепостной комплекс сооружений. К внешней обороне относился водяной ров, земляные бастионы , частокол и каменная стена с бойницами. Внутри этого обвода, у самого основания скалы, находилось так называемое подзащитное поселение, где, кроме воинов, проживали также ремесленники и простолюдины. Высокий частокол из толстых дубовых брёвен на внутренней стороне водяного рва назывался паланок, отсюда и название замка.

К замку вела крутая извилистая дорога по южному склону горы. В начале XVIII столетия её заменили новой на западном склоне (эта дорога существует и по сей день).

На самом холме, высота которого 68 метров, год за годом и столетие за столетием наращивались и совершенствовались постройки, которые размещались на трёх террасах уступом на юг и образовывали к началу XVIII ст. 4 самостоятельных узла обороны. Общая площадь замка составляет 13 930 кв. м.

Первым из узлов обороны является Предзамче, представляющее собой превратную сторожевую башню, окружённую сухим рвом, через который перебрасывался подъёмный мост (башня не уцелела).

Мост через ров (когда-то он был перекидным и при подъёме закрывал ворота) соединял Предзамче с Нижним замком, строительство которого было закончено в 1670 г., о чём свидетельствует памятная надпись на лицевой стороне правого бастиона. Нижний замок укреплён двумя каменными бастионами и сухим рвом.

Следующим, ещё более мощным звеном обороны, является Средний замок, расположенный на 10 метров выше Нижнего. В среднем замке размещались служебные, хозяйственные и жилые помещения, в том числе комендатура, рыцарский зал, арсенал, казарма и кухня. Здания Среднего замка строились в течение многих лет. Перемычка над входом - бывший арсенал - построена в 1624 г., одноэтажный домик напротив въездных ворот - жилище коменданта крепости - возведено в 1629 г., а трёхэтажное здание казармы - в 1657 г.

На четвёртую, верхнюю террасу, где расположен акрополь - Верхний или Старый замок, ведёт узкий сводчатый коридор, 30 метров длинной и 3.5 метра шириной. Он проходит под одной из уцелевших башен времён Фёдора Корятовича. Это - коридор-ловушка. Если неприятель прорывался в этот коридор, то при входе и выходе с потолка опускались металлические ворота. Из отверстий в потолке защитники крепости лили кипяток, горячую смолу, бросали горящие факелы. Из этой ловушки никому не удавалось уйти живым.

Со второго этажа княжеских хором в башню Корятовича вёл потайной ход. Здесь находилась комната пыток. В тёмном каменном мешке, способном поглотить крики истязаний, сохранилась дубовая перекладина с крючьями для дыбы. В тех местах, где узники были прикованы к стене, заметны отполированные телами камни.

На протяжении веков у стен замка стояли завоеватели. Но лишь немногим из них он покорился. Крепость пережила несколько осад. Одна из них наиболее памятна. Она длилась почти два с половиной года - с лета 1685 г. по январь 1688 г. Гарнизон крепости возглавляла княгиня Илона Зрини, мать Ференца II Ракоци.

Вскоре замку выпала роль опорного пункта в восстания куруцев. Здесь Ференц II Ракоци принимал послов Петра I, тут находилась казна и арсенал повстанческой армии.

После поражения 24 июля 1711 г. армии Ференца II Ракоци замок снова перешёл в казну австрийского императора.

В 70-е годы XVIII ст. замок потерял былое военное значение и в 1789 г. был превращён в тюрьму для политических узников.

2 мая 1848 г. Восставший народ захватил замок и освободил узников. В 1897 г. тюрьму упразднили. Замок долгое время пустовал и разрушался. В 1922 - 1926 гг. он был частично отремонтирован и приспособлен под военные казармы. В советское время в замке располагался краеведческий музей. Сейчас планируется создание в замке туристического комплекса.

Мукачевский Святониколаевский женский монастырь

Мукачевский православный монастырь на Чернечьей горе является памятником храмового зодчества, старейший в Украине монастырь. Народные предания говорят, что поселения монахов (чернецов, - отсюда и название горы) были основаны здесь ещё в XI столетии пришлыми иноками. Они прибыли сюда вместе с Анастасией, дочерью киевского князя Ярослава Мудрого, женой венгерского короля Андрея I.

История монастыря начинается со второй половины XIV столетия и связывается с именем князя Фёдора Корятовича. Предание гласит, что однажды на охотившегося князя напал хищник. Князь перед лицом смертельной опасности дал обещание возвести на этом месте монастырь, если останется жив, и зверь оставил его. Исполнив обещание, князь построил на Чернечьей горе деревянный монастырь.

В 1661 г. по велению епископа Зейкана был построен каменный храм в византийском стиле. Простоявший до 1826 г. храм был разобран по ветхости.

Постройки монастыря в известном нам виде были возведены в стиле барокко в конце XVIII - начале XIX века. Руководил строительством местный архитектор Дмитрий Рац. В частности, жилой корпус построен в 1766 - 1772 гг., а собор - в 1789 - 1804гг.

Издавна при монастыре велась летопись, благодаря которой стали известны некоторые страницы древней истории Закарпатья. Здесь в конце XVIII века была написана "Краткая заметка" И. Бразиловича, рассказывающая об основании Фёдором Корятовичем замка и монастыря.

В XVII столетии в монастыре возникла библиотека, в которой было собрано много ценных церковнославянских книг, изданных в Остроге, Киеве, Львове, Чернигове и других городах. В библиотеке сохранились редчайшие памятники письменности в том числе "Закарпатское евангелие" (1401),"Библия" Ивана Фёдорова (1581).

 
 

Страница 4 из 7