В XIX веке, когда Украина вступила в состав Российской империи, определился силой новых идей, которые изменяли общества, формируя самосознание наций и народов. В Украине решающее значение приобретают идеи великого сына украинского народа, гениального поэта Тараса Шевченко, которые пробуждали национальное сознание.
1. Активация освободительного движения в общественно-политической жизни XIX в. принесло Российской империи, как и всей Западной Европе идеи пробуждения больших масс населения к политической деятельности. Для украинцев, как и почти для всех славян, особое значение имели идеи, связанные со становлением собственного государственного бытия. Это касалось и поляков, чехов, болгар, сербов. Украинцы двигались в этом общем потоке европейского движения.
Начало века ознаменуется в России войной с Францией, нашествием на российские территории армий Наполеона Бонапарта. Она завершилось крахом наполеоновской империи. Вследствие заграничного похода русских войск, в составе которых было немало и украинцев; в российское и украинское общество добавилось немало новейших идей, новое видение своего общественного бытия и проблем, которые решало уже сложившееся в Европе капиталистическое общество. Общий кризис феодально-крепостнической системы активизировал общественно-политическое движение. Идеи Великой французской революции оказали политическое влияние на Украину.
Основные направления освободительного движения в общественно-политической жизни Приднепровья в первой половине XIX века:
Российское направление — его представляло российское дворянство, которое выступало за либерализацию общественной жизни в Российской империи;
Польское направление объединяло польских патриотов, которые боролись за восстановление Речи Посполитой;
Украинское направление объединяло сторонников борьбы за права украинского народа, за освобождение от имперского господства; кроме того, формирование украинской нации было тесно связано с идеей независимости Украины, что придавало всему украинскому общественно-политическому движению национальную направленность.
2. Возникновение первых в Украине политических организаций и кружков. Основные предпосылки украинского национального возрождения:
— Отечественная война 1812 г. вызвала общенародный подъем, окрепли надежды передовой части украинского общества на прогрессивные реформы;
— распространение западноевропейских демократических идей: признание народа носителем высшей власти, имеющего право на собственное национальное государство;
— деятельность в Украине масонских организаций: сочетание украинскими дворянами масонских идеалов свободы, равенства и братства со своими политическими устремлениями;
— подавление царским правительством всех проявлений национальной жизни украинцев, политика национального угнетения во всех сферах жизни.
В российском просвещенном сообществе, как и в украинской общественности, в связи с этим возникают различные кружки — это и масонские ложи, и политические полулегальные кружки. В 1818 г. в Полтаве возникает масонская ложа «Любовь к истине». Членами ее были И. Котляревский, В. Лукашевич, Н. Тарновский и другие известные представители украинской интеллигенции. Они пытались воплотить в жизнь лозунг масонства «Свобода, равенство, братство». Члены этой ложи распространяли идеи славянской федерации. Организация была закрыта по личному распоряжению царя. Подобная ложа возникает в Киеве — «Ложа соединенных славян», ее участниками были и поляки. В 1822 г. подобная ложа была создана в Житомире.
В 1821 г. в Полтаве создается тайная организация под названием «Малороссийское тайное общество» (лидеры — В. Лукашевич, П. Капнист). Общество действовало в условиях усиленной активности полицейских властей после выхода царского указа (1822 г.) о закрытии масонских лож. Члены общества выступали за пропаганду традиций и славных страниц прошлого Украины. Они отстаивали идею национальной независимости Украины, развития национальной культуры, отмены крепостного права, введения европейских форм государственного устройства. В 1826 г. члены общества были арестованы.
В 1823 г. в Новоград-Волынском братьями A. и П. Борисовыми было создано «Общество соединенных славян». Основная цель организации — борьба против самодержавия и крепостного права; предусматривалось освобождение славянских народов и создание их федеративного союза. Однако создание отдельного Украинского государства как члена этой федерации не предусматривалось. Со временем общество слилось с Южным обществом будущих декабристов.
В 1826 г. в Харьковском университете появился тайный политический кружок, в который входило около 20 студентов, служащих, офицеров. Кружковцы читали и распространяли запрещенные произведения, резко осуждали крепостничество, самодержавный деспотизм в Украине, введение военных поселений, помещичье-чиновничество, бесправие угнетенного народа. Господствующей была идея возвращения прав народу к себе от природы. Члены кружка обсуждали пути изменения общественно-политического строя государства. В начале 1827 г. царские власти разоблачили и разломили кружок.
Вторым центром распространения прогрессивных идей в Украине стала Гимназия высших наук, основанная в Нежине (Черниговщина) в 1820 г. князем А. Безбородко. Ученики тайно выдавали журналы и альманахи под названием «Северная звезда», «Метеор литературы» и др. Свободомыслие было распространено и среди нежинских профессоров. Преподаватели гимназии в своих лекциях подвергали критике существующие порядки, знакомили студентов с произведениями просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескье. В 1827 г. был создан «Тайный кружок профессоров». В 1830 г. Николай I приказал профессоров-вольнодумцев лишить должностей и отправить в ссылку. Политические кружки в Харьковском университете и Нежинской гимназии высших наук имели большое значение:
— они проводили пропаганду передовых идей среди украинской интеллигенции, студентов и учащихся;
— способствовали подъему оппозиционных настроений среди интеллигенции;
— политические кружки выступали с политическим протестом, способствовали сплочению борцов против самодержавно-крепостнического строя.
3. Тарас Шевченко. В 40-х гг. ХIX в. общественно-политические движения получили новые силы передовой части общества. Революционные силы в Украине объединились вокруг пламенного поэта и выразителя народных дум Тараса Шевченко (1814-1861 гг.) — выходца из крепостных крестьян Киевщины.
Тарас Шевченко в своем творчестве отразил именно эти мысли и настроения, которые были важными в жизни украинцев его времени. О том, что его творчество нашло отклик в сердцах людей, свидетельствует то, что во второй половине XIX и начале XX в. едва ли не единственной книгой в большинстве сельских домов Украины был «Кобзарь», стихи из него учили наизусть, по нему учились читать. В то время произведения Т. Шевченко объединили украинской народ, особенно жителей Левобережной Украины.
В советском шевченковедении при характеристике Т. Шевченко главное внимание, как правило, акцентировалось на его отношении к крепостному праву, народу, подчеркивалось братолюбие, славянофильство, украинский патриотизм. Вместе с тем в исследованиях той эпохи замалчивался важный аспект творчества великого поэта, когда он выступал как пророк самостоятельной Украины.
Украинские исследователи творчества Кобзаря подчеркивали прежде всего его национально-политические взгляды, которые хорошо прослеживались в таких произведениях поэта, как «Гайдамаки», «Гамалия», «Сон »,«Кавказ»,«Завещание» и др.
Самая большая трагедия украинского народа, по мнению Т. Шевченко, заключалась не в том, что народ попал в плен, а в том, что он смирился с ним, склонил голову перед захватчиками, забывая о своем героическом прошлом. С позиции этого героического прошлого поэт и призвал к борьбе за свободу и освобождение Украины.
Т. Шевченко активно выступал за объединение славян, однако он негативно относился к самодержавной России, как демократ, видел в царях главных виновников закрепощения украинских крестьян; как федералист, ненавидевший централизм; как политический радикал и республиканец, который был врагом монархии и самодержавия вообще. Он выступал как украинский патриот, который видел, что не только российское правительство, a и русская общественность допускает уничтожение украинской национальной самостоятельности, государственности, культуры.
То обстоятельство, что Т. Шевченко систематически обновляет свои знания по истории, в частности истории героической борьбы народа Украины за свою свободу, приводит его к участию в одной из тайных политических организаций. Такой организацией и было Кирилло-Мефодиевское общество, образование которого способствовало этому времени общему духовному возвышению украинского народа.
4. Кирилло-Мефодиевском братство (общество).
4.1. Создание Кирилло-Мефодиевского братства. В 1846 г. в Киеве была создана украинская политическая организация — Кирилло-Мефодиевском братство (общество). Инициаторами создания братства выступили учитель Василий Белозерский, чиновник Николай Гулак, профессор Киевского университета, историк Николай Костомаров. Общее количество членов организации достигло нескольких десятков человек. Среди них — Т. Шевченко, который вступил в братство в апреле 1846 г., писатель П. Кулиш, учитель Д. Пильчиков, помещик М. Савич, студент Г. Андрузский и др. Организация была названа именами известных славянских просветителей Кирилла и Мефодия.
4.2. Программа братства. Программные положения братства были изложены в «Книге бытия украинского народа» и «Уставе Славянского братства св. Кирилла и Мефодия», основным автором которых был М. Костомаров, и в «Записке», написанной В. Белозерским. В основу документов легли идеи украинского национального возрождения и панславизма.
Кирилло-Мефодиевское братство ставило своей главной задачей построение будущего общества на принципах христианской морали, путем осуществления ряда демократических реформ; создания демократической федерации славянских народов; уничтожения царизма и отмену крепостного права и состояний; установления в обществе демократических прав и свобод для граждан; уравнивания в правах всех славянских народов в их национальном языке, культуре и образовании.
Кирилло-мефодиевцы, соединяясь на основе общих политических взглядов, видели разные пути внедрения их в жизнь — от либерально-умеренного реформизма (Н. Костомаров, В . Белозерский, П. Кулиш) до революционных методов борьбы (Т. Шевченко, М. Гулак, Г. Андрузский).
Члены братства вели активную общественно-политическую деятельность: они распространяли идеи братства через распространение его программных документов, прокламаций («К братьям-украинцам», «К братьям-великороссам и полякам»), произведения Тараса Шевченко; занимались научной работой и выступали с лекциями в учебных заведениях Киева, в которых проповедовали свои взгляды; заботились о развитии народного образования, собирали средства на открытие народных школ, написание и издание новых книг.
4.3. Разгром братства. Кирилло-Мефодиевское братство просуществовало 14 месяцев. В марте 1847 г. по доносу провокатора А. Петрова деятельность братства была разоблачена, а его члены арестованы.
Следствие по делу кирилло-мефодиевцев продолжалось с 18 марта по 30 мая 1847 г. в Петербурге. Самым трудным было наказать Т. Шевченко: которого отдали в солдаты Отдельного Оренбургского корпуса с запрещением писать и рисовать. На трехлетний срок был заключен в Шлиссельбургской крепости М. Гулак; Н. Костомаров находился в заключении один год. Других членов братства царский режим выслал в отдаленные губернии империи под надзор полиции, запретив возвращаться в Украину.
4.4. Значение деятельности братства . Историческое значение Кирилло-Мефодиевского братства заключается в том, что оно было первой попыткой украинской интеллигенции прибегнуть к политической борьбе. Братство впервые разработало широкую политическую программу национально-освободительного движения, которая стала путеводной звездой для его преемников. Принципиально важным было и то, что братство стало самостоятельным и самобытным политическим формированием, которое организационно не подчинялось, а идеологически не повторяло политических установок ни одного из общероссийских общественных течений.