Страница 193 — ГДЗ по Литературе для 6 класса Учебник Коровина, Полухина, Журавлев, Коровин. Часть 2. Что явилось истоком поэм гомера илиада

Приведенные выше отрывки из «Илиады» и «Одиссеи» могут дать представление о звучании гекзаметра, поэтический размер которого придает эпическому сказанию несколько приподнятый формальный стиль

ПОЭМЫ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ»

Древнегреческие поэты-певцы сочинили множество песен о мифологических достижениях и необыкновенных приключениях своих героев. Они пели эти песни на фестивалях и играли на струнных инструментах.

Поэты написали много песен о походе греков на город Трою и их возвращении из похода на родину. Эти песни были использованы для создания двух великих поэм — «Илиады» и «Одиссеи». Согласно легенде, Гомер, знаменитый слепой поэт, живший в 9 или 8 веке до нашей эры, собрал и переработал эти песни.

Город Троя, или Илион, располагался на побережье Малой Азии. Многие греческие племена во главе со своими вождями, царями, выступили против него.

Осада Трои.

В течение девяти лет греки осаждали Трою, но так и не смогли ее захватить. Город был непобедим. Он был расположен на высоком холме и окружен каменными стенами.

Лучшим воином среди греков был Ахилл. Он сражался против предводителей греческой армии на десятом году войны. Именно с этого спора начинается поэма «Илиада». Название поэмы происходит от названия города Илион.

Ахилл отказался участвовать в битве. Без него греки потерпели бы поражение. Чтобы ободрить воинов, цари созывали их на народные собрания. На многочисленных собраниях Терсит, простой воин, смело обвинял царей в том, что они забирают всю добычу себе. Он призвал простых воинов вернуться в свои дома.

Хотя Терсит говорил правду, Одиссей, один из царей, жестоко избил его и пригрозил избить еще сильнее, если он не согласится с вождями. Басилей с трудом убедил своих воинов продолжать войну. И снова началась долгая и упорная битва между греками и троянцами. Ахилл, примирившись с греческими вождями, вступил в бой.

Вступив в бой, греки организовались в расы и расы. Обычные воины сражались пешими, в парусах, вооруженные копьями и камнями. Вожди сражались с колесницами с бронзовыми доспехами, запряженными лошадьми. В дополнение к копьям они также носили бронзовые мечи. В «Илиаде» говорится, что боги вмешались в битву. Одни помогали грекам, другие — троянцам. Доспехи Ахилла были сделаны Гефестом, богом кузнечного дела.

Греки против Троянского коня за тело Протеокла.

Илиада заканчивается рассказом о погребении Гектора, самого сильного и храброго из троянцев, который был убит в поединке с Ахиллом.

Гибель Трои.

Другие песни и сказания повествуют об окончании Троянской войны.

Вскоре после Гектора был убит Ахилл. Согласно греческой традиции, мать Ахилла, богиня, искупала его в подземной реке, когда он был еще ребенком. Это сделало его тело неуязвимым, за исключением пятки, за которую его держала мать. Ахиллес был убит отравленной стрелой, пригвожденной к его пятке. Выражение «ахиллесова пята» означает «уязвимое место».

По совету хитроумного Одиссея греки построили огромных деревянных коней. Лучшие воины спрятались за своими лошадьми, а остальная армия ночью отправилась на лодке к ближайшему острову. Троянский конь втащил лошадей в город.

Ночью, как только греческие воины сошли с коней, греческие войска, пробирающиеся с острова, также вторглись в город. Греки вырезали мужчин в Трое, захватили женщин, разграбили город и подожгли его. С богатой добычей они отправились в Грецию.

Город Троя, или Илион, располагался на побережье Малой Азии. Многие греческие племена во главе со своими вождями, царями, выступили против него.

Расскажите о главных героях поэм — Ахилле и Одиссее.

Ахилл был храбрым и сильным воином и легендарным героем «Илиады». Сын Фемиды (богини моря), его тело имело только одно уязвимое место — пятки. Герой поэмы был возмущен: Ахилл собирался потерять свою добычу — плененную им прекрасную Врисиду. Разгневанный, Ахилл отказался от других сражений. Позже в лагерь греков вторгся троянский конь под предводительством Гектора. Друзья Ахилла — Ахилл и Патрокл, на которых были доспехи Ахилла, теперь в руках Гектора. Ахилл разгневался, надел свои новые доспехи, отомстил и ринулся в бой, ведя троянского коня к стенам города. Трижды он заставлял их бежать вокруг стен Трои, прежде чем убить Гектора и привязать его обнаженный труп к своей колеснице. Затем Ахилл вернул тело Гектора его отцу, царю Приаму, который попросил героя сделать это в обмен на богатый выкуп.

Одиссей, царь Итаки, является центральной фигурой в поэме Гомера «Одиссея». Одиссей — храбрый воин, умный полководец и знаток многих профессий. Он отличный спортсмен (лучше всех бегает), отважный моряк, искусный плотник, ловкий охотник, хитрый и осторожный торговец, хороший учитель, дорогой сын, муж и поэт, знающий толк в поэзии и песне. Но в Одиссее есть и другой человек — алчный, который играет лучшую роль на праздниках, жесток к своим рабам, готов на ложь и уловки ради наживы и может принимать разные образы. Как и Ахилл, Одиссей опутан противоречиями. Представления Гомера о многообразии и богатстве человеческого таланта и его способности менять свой облик с разными лицами наиболее сильно запечатлелись в его образе. Высокий и низкий, гипоэтнический и светский нижний регистр сосуществуют. Тем не менее, «Одиссея» — это прежде всего рассказ об огромном потенциале и таланте, знаниях и мастерстве мореплавателей, исследователей новых мест, путешественников, мудрецов и воинов.

После Троянской войны возвращение Одиссея задержалось на десять лет из-за гнева Посейдона и различных приключений. Однако он сумел вернуться к своей любимой жене Пенелопе и убил всех ее ухажеров.

Чем отличаются античные боги-олимпийцы от людей в изображении Гомера?

В отличие от людей, боги бессмертны. Гомер идеализирует и приукрашивает их природную красоту и мудрость и преклоняется перед их силой. Олимпийские боги проводят свои дни, наслаждаясь, веселясь и вкушая нектар и амброзию (напиток богов). Им чужды доброта и законы человеческого общества. Это непостижимо для человека. Троянская война, как и участие в кадровых делах, — это просто игра, часто сложная игра, которая приносит людям мучения и страдания. Троянская война была вызвана желанием верховного бога Зевса уменьшить количество людей на земле, наказав их за моральную развращенность. Выполняя волю Зевса, люди убивают друг друга.

Для богов тоже вся человеческая жизнь — это игра, а сами боги — либо заинтересованные, либо равнодушные зрители. Внутренне они красивы, сильны и властны, но мелочны и убедительны в мелочах. Изображение богов и героев в эпосе Гомера неоднозначно. Хвала, поклонение и празднование сочетаются с юмором, смехом и мультяшными образами.

Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы (на выбор), сохранив особенности ритма гомеровского эпоса.

Это подготавливает читателя к выразительному чтению.

В поэме «Илиада» вы можете подготовить описание эпизода, в котором Ахилл отказывается идти в бой, а его друг Патрокл надевает доспехи Ахилла. Или изображение сварливого, сердитого Ахилла, который сражается с Гектором и побеждает его. Я бы описал Ахилла и Гектора как сильных, атлетически сложенных и могучих воинов.

В поэме «Одиссея» есть много интересных иллюстраций.

Например, он и его друзья входят в пещеру Циклопа, огромного, неженатого великана. На этом изображении может быть показана пещера циклопов, где Одиссей и его друзья вытаскивают глаза спящего циклопа огромным острым шестом.

На нем также может быть изображен корабль с Одиссеем, привязанным к мачте.

В роскошном дворце Алкиноя в честь странствий (Одиссея) можно было расписать торжества. На последнем пиру слепой певец Димодок поет о достижениях Одиссея, Одиссей начинает плакать, вспоминает Троянскую войну и открывает свое имя.

Обе поэмы неоднократно переводились на русский язык. Наиболее удачный перевод «Илиады» был сделан поэтами Н.-И. Гнедича и перевод «Одиссеи» В.А. Жуковского.

Гуманизм «Илиады» и «Одиссеи»

Одной из причин бессмертия «Илиады» и «Одиссеи» является их человечность. Гомер восхвалял, среди прочего, человеческое мужество, храбрость, любовь к дому, веру в дружбу, мудрость в советах и уважение к старости. Все эти добродетели понимаются несколько по-разному в разное время и в разных социальных условиях, но все они сходятся во всех временах года и во всех странах.

Главный герой «Илиады» Ахилл честолюбив и боится гнева — его личный позор заставил его пренебречь своим долгом и отказаться вступить в бой, — но он морально осознан. Его гнев, лежащий в основе заговора «Илиады», разрешается с великодушием.

Согласно «Илиаде», Ахилл бросил своих несправедливых ахейских братьев Агамемнона. Но теперь Ахеян находится в ужасном положении и нуждается в помощи Ахилла, и Агамемнон посылает к нему своих людей и просит обещания вернуться за тот позор, который он учинил. Ахилл отказывается возвращаться — это психологически точно. Гордость, присущая Ахиллу, не позволяет ему сделать это. Однако чувство долга и патриотизм не позволяют ему смириться с поражением ахейцев и не позволяют его другу Патроклу уничтожить троянскую армию с греческих кораблей. Когда Патрокл умирает, Ахилл забывает о своем гневе. Его любовь к другу сильнее, чем его эго. Он чувствует себя вдвойне виноватым. Он в долгу перед своим войском и чувствует вину за то, что Патрокл погиб. Теперь он может вернуться только потому, что раньше не мог. Его власть возрастает, он свергает троянцев, убивает троянца Гектора, оскверняет его тело и восстанавливает смерть своего друга. Его жестокость по-своему оправдана его гневом и горем.

Ахиллес.

Ахиллес, главный герой «Илиады». Древний анрельеф.

Однако в следующем действии поэмы, когда Ахилл из «Илиады» подходит к престарелым родителям Гектора, сердце Ахилла смягчается, когда несчастный отец, потерявший сына, ищет тело Гектора для погребения. Он тронут статусом старца и его мужеством (ведь Приам вошел во враждебный лагерь), его гнев отступает, и герой проявляет величие. Это восхищение человечностью Гомера — одно из самых ярких проявлений человечности «Илиады».

Авторы «Одиссеи» стремятся сделать своего настойчивого героя не только мужественным, но и хитрым человеком, умеющим находить выход из сложных ситуаций. Вернувшись домой, Одиссей вознаграждает каждого в соответствии с его правами. Только жених Пенелопы, который ласково приветствует хозяина, появляясь в образе африканского осла, пытается вырваться из толпы осунувшихся ухажеров, но терпит неудачу: несчастный случай уничтожает Амфиноса. В этом примере Гомер показывает, как должен вести себя достойный герой.

Жизнерадостное настроение «Илиады» и «Одиссеи» иногда омрачается грустными мыслями о краткости жизни. Учитывая неизбежность смерти, гомеровские герои пытаются сохранить о себе славную память. Ахиллес говорит:.

Я бы сделал то же самое. Если выпадет та же доля, я лягу на место судьбы, но выиграю первым от славы славы!». (Il., C. XVIII, vv. 120-121).

В «Илиаде» восхваляется военная мощь, но Гомер никогда не допускает войны. Об этом свидетельствуют отдельные высказывания автора и его героев, а также его явная симпатия к Гектору и другим защитникам Трои, которые не виноваты в войне.

Художественные особенности «Илиады» и «Одиссеи»

Образ гомеровского героя в определенной степени статичен. То есть персонажи освещаются односторонне и остаются неизменными от начала до конца «Илиады» и «Одиссеи», но каждый персонаж имеет свое лицо, отличное от других. Одиссей подчеркивает поверхностность сердца, высокомерие и авторитарность Агамемнона, счастье Париса, красоту Элени, мудрость и стабильность жены Пенелопы, Гектор осмеливается защищать свой город и настроен на разрушение, как должен он, его отец, его сын и сама Троя.

Однобокость героев объясняется тем, что большинство героев предстают перед нами в одной сцене. В бою могут проявиться не все черты характера героя. Ахилл является исключением и появляется в таких ситуациях, как со своими друзьями, сражаясь с врагами, ссорясь с Агамемноном и разговаривая со старейшиной Приамосом.

Развитие характеров еще не присутствует в «Илиаде», «Одиссее» и, в целом, в доклассической литературе Древней Греции. Попытки таких изображений встречаются только в конце 5 века до нашей эры. В книге «Трагедия сына Мнисархоса».

Психология героев «Илиады» и «Одиссеи», что касается изображения их внутренних порывов, то мы узнаем о них из их поступков и слов — кроме того, Гомер использует совершенно уникальный прием для описания движений души: вмешательство богов. Например, в первой книге «Илиады», когда Ахилл, не выдержав оскорбления, достает свой меч и нападает на Агамемнона, кто-то внезапно хватает его сзади за волосы. Оглянувшись вокруг, он видит Афину, хранительницу Корня, которая не терпит убийств.

Другой пример. Афродита изгоняет Париса с поля боя и приказывает Элени подняться на валы и вернуться домой. Елена сердится на мужа и робко отказывается вернуться, считая, что покинула поле боя. Но богиня любви угрожает ей, и Элени покоряется.

Менелай и Парис.

Менелай преследует Париса (эпизод из «Илиады»). Слева изображена богиня Афродита, справа — Артемида.

Этот прием типичен для поэзии «Илиады» и «Одиссеи» и, кажется, призван возвысить героя, поскольку боги направляют действия только тех, кто достоин.

Гомер обычно полагался на вмешательство богов для объяснения значительных изменений в линии действий и мотивировал сознательные решения взамен сиюминутных импульсов.

Отсутствие психологических описаний героев «Илиады» и «Одиссеи» можно отчасти объяснить целями жанра. Эпосы, основанные на фольклоре, обычно повествуют о коллективных событиях и предположениях, мало интересуясь личностью. До тех пор психологический анализ — это явление, связанное в первую очередь с интересом к личности.

Идолы авторов антропоморфны. Все они имеют человеческие слабости, иногда даже недостатки, даже недостатки, характерные только для героев «Илиады», в отличие от бессмертия и могущества (а герои ранили богов в бою) — по сути, гомеровский Олимп является моделью человеческого общества в расовой системе.

Стилистические средства, использованные в «Илиаде» и «Одиссее», свидетельствуют об органической связи между гомеровским эпосом и фольклорным фоном. Определение. Только Ахиллес из «Илиады» имеет 46 прилагательных. Большое количество прилагательных в «Илиаде» и «Одиссее» являются «непреходящими». То есть, они предназначены для одного героя или объекта. Это также является функцией фольклора. Например, в русской фантастике море всегда синее, руки белые, герой добрый, а дочь красная. У Гомера море — шумное, Зевс — облачный, Нептун — землевладелец, у Аполлона — серебряные изделия, девушка — невозможная, Ахилл — Горгоподарус, Одиссей — плетень, а Гектор — шлем.

Переводы «Илиады» и «Одиссеи» на русский язык

В России интерес к гомерам начался постепенно с приобщением к византийской культуре и усилился в 18 веке, особенно в период русского классицизма.

Первые русские переводы «Илиады» и «Одиссеи» появились во время правления Екатерины II. Это были либо пешие, либо косвенные переводы, но не гекзаметрические. В 1811 году первые шесть книг «Илиады» были опубликованы в переводе Е. Козлова «Александрийские стихи».

Полный перевод «Илиады» в оригинальном размере был сделан Н.И. Гнедича (1829) и Одиссея Банина (1849) В.А.

Гнедичу удалось передать и героический характер гомеровских сказаний, и некоторый ее юмор, но в его переводе было столько ляпов, что в конце XIX века он стал смотреть на все сквозь пальцы. В результате попытки перевести «Илиаду» возобновились, и в 1896 году новый перевод, основанный на самом современном русском языке, был опубликован Н.И. Минским, а в 1949 году последовал перевод В.В. На более современный русский язык поэма была переведена Н. И. Минским.

Неточность в переводе «Одиссеи» Зуковского подтолкнула П.А. Шуйского и В.В. Вересаев сделал новые переводы поэмы; первый появился в печати в 1948 году, второй — в 1953 году, но перевод «Одиссеи», выполненный Зуковским, до сих пор считается лучшим с художественной точки зрения.

Подробный обзор и анализ опыта перевода «Илиады» и «Одиссеи» приведен в книге А. Н. Егунова «Гомер в русском переводе XVIII-XIX веков» (Л., 1964).

По материалам Г. Анпетковой-Шаровой и Е. Чекаловой, «Античная литература.

Оцените статью
Uhistory.ru