Риторика, наука об ораторском искусстве, была основана в древности софистами. Они утверждали, что эта дисциплина может научить оратора убедительной аргументации и умению доминировать в дебатах, возможно, даже манипулировать ими.
Современная риторика. Подготовка к выступлению оратора
Разберем, что это такое риторика. Это дисциплина, которая занимается управлением языком и его эффективностью, изучает условия и формы эффективной коммуникации. Он помогает в презентации товаров и услуг. Его функционирование основано на определенных законах.
Самым важным законом является ступенчатая последовательность. Основа циклов, обеспечивающих единство речевой деятельности, системность, связана с подготовкой речи.
Зачем изучать риторику?
Риторика полезна для:
- безошибочном построении устного высказывания;
- создании богатого словарного запаса и грамотной речи;
- использовании литературных приемов;
- держании ровного звучания голоса;
- красивом выражении, используя эмоциональные ноты;
- вычеркивании из речи слов-паразитов и тавтологий;
- четком и понятном произношении слов.
Дети не смогут удивлять пернатыми выражениями или говорить с контролируемой интонацией. Занимаясь этим с раннего возраста, вы поможете своему ребенку развить риторические навыки и стать интересным собеседником, когда он придет в школу.
С правильно поставленной речью легче общаться со сверстниками и доносить до них нужную мысль.
Как подготовиться к выступлению?
Чтобы произнести правильную речь, необходимо следовать правилам. Каждое правило представляет собой параграф риторики:
- Интенция — направлено мыслить, чтобы решить задачу.
- Диспозиция — правильно распределить мысль.
- Элокуция — языковое оформление подготовленной речи.
- Мемория — особенность запоминания ораторской речи.
Сформулируйте предположения (мысли о выступлении) до выступления. Чем больше мыслей и знаний, тем больше вдохновения придет. Если тема смогла увлечь оратора, она увлечет и аудиторию.
Работайте над речью до выступления. Думайте, ищите информацию и аргументы. В течение нескольких дней вы сможете создать прочную базу идей и фактов.
Настроение аудитории зависит от времени и места выступления. Дома люди воспринимают информацию серьезно, но перед большой аудиторией эта тема покажется скучной. Вам необходимо создать обстановку, которая отвлечет аудиторию от рутины выступления и направит ее мысли и действия в осмысленное русло.
Риторика всегда ставила перед собой цель повлиять на аудиторию. Особую роль в этом играет экспрессивный дискурс, а также визуально-экспрессивные средства.
Наука христианской риторики достигла своего блестящего развития в четвертом и пятом веках нашей эры. Во время борьбы между христианством и языческим миром была разработана наука христианской риторики. Самым ярким представителем риторики был Иоанн Златоуст. В теоретическом смысле средневековая риторика Он придерживается правил Аристотеля и более поздних теоретиков (Цицерона на Западе) и использует их при написании писем и проповедей. Требования к соблюдению этих правил в целом ужесточаются.
Уже в четвертом веке объем риторичесСфера действия этих правил совпадала с самим понятием литературы: В латинской литературе Средневековья поэтическая риторика заменила поэтику, которая в средневековой традиции была предана забвению. Теоретики задают вопрос: Существует ли предел материала, к которому может ссылаться литературный текст? Мнения по этому поводу сильно разнятся. В целом, преобладает максималистская тенденция: компетенция риторики был каким-либо материалом, по крайней мере, до XIII века. Согласно этому искусству, прежде чем написать произведение, автор должен был иметь четкое и логичное представление ( intellectio ) о предлагаемом материале. В средневековом искусстве риторике Доктрина убеждения как основной цели и три цели («учить, мотивировать и развлекать» — лат. docere, movere и delectare) были сохранены.
Создание произведения, в свою очередь, делилось на три части или фазы (три основных элемента пятерки в древнем каталоге)
-
(лат. inventio ), есть собственно нахождение идей как творческий процесс. Она извлекает из предмета весь его идейный потенциал. Она предполагает наличие у автора соответствующего таланта, но сама по себе является чисто техническим приемом. Её законы определяют отношение писателя к своему материалу; они подразумевают, что всякий объект, всякая мысль может быть ясно выражена в слове, и исключают все невыразимое, как и чистую импрессионистичность формы. В своем главном аспекте, называвшемся «амплификация» (лат. amplificatio ), она описывает способы переходить от имплицитного к эксплицитному. Вначале амплификация понималась как качественный сдвиг, но в средневековой теории и практике она обычно обозначала количественное расширение; обычно так назывались разнообразные приемы варьирования: наиболее разработанный из них, описание (лат. descriptio ), не раз подвергавшийся кодификации и занимавший центральное место в латинской литературной эстетике, в XIII веке без каких-либо изменений перешёл в жанр романа, сделавшись одной из главных его черт.
-
(лат. dispositio ), предусмотренный для устройства сторон. Здесь было трудно выявить общие тенденции системы. Средние века риторика никогда всерьез не занимался проблемой органического сочетания частей. Она ограничилась некоторыми эмпирическими и очень общими рекомендациями и определила эстетический идеал, а не средства его достижения. На практике средневековому поэту требуется необычайная творческая сила, чтобы преодолеть это препятствие и достичь гармонии и равновесия в длинном тексте. Он часто выходит из положения, располагая существующие элементы в соответствии с определенными числовыми соотношениями: Эта практика не соответствует древней риторику, однако в глазах средневекового клирика её оправдывало существование числовых «искусств», особенно музыки ( musica ).
- Элокуция (лат. elocutio ), облекает «идеи», найденные и эксплицированные посредством инвенции и организованные посредством диспозиции, в языковую форму. Она служила чем-то вроде нормативной стилистики и подразделялась на целый ряд частей; наиболее разработана из них та, что посвящена, украшению, украшенному слогу (лат. ornatus ), то есть преимущественно теории риторических фигур.
Риторика Возрождения и Нового времени
Ренессанс и классический период. риторика Она превратилась в теорию, которую можно применить к любой художественной прозе.
Жестко-нормативный характер становится проблемой для европейского риторикой Особенно в Италии, где, благодаря встрече латинского языка ученых и итальянского просторечия, теория трех стилей нашла свое лучшее применение. В истории итальянского риторики Бембо и Кастильоне занимают видное место как стилисты. Законодательная направленность особенно ярко проявляется в деятельности Академии делла Круска, задачей которой является сохранение чистоты языка. В работах Спероне Сперони, например, наблюдается подражание Горгиасу в плане ритмической структуры языка и выбора согласных, в то время как флорентиец Даванцати демонстрирует возрождение аттицизма.
Только в эпоху Возрождения Квинтилиан, чьи труды были утрачены в Средние века, был открыт заново.
Из Италии эта тенденция распространилась на Францию и другие европейские страны. Рождение нового классицизма…. в риторике, лучше всего выражена в «Рассуждениях о красноречии» Фенелона. Согласно теории Фенелона, все высказывания должны либо демонстрировать (обычный стиль), либо иллюстрировать (средний стиль), либо увлекать (высокий стиль). Согласно Цицерону, риторическая речь должна приближаться к поэтической, но не стоит нагромождать ее искусственными приукрашиваниями. Нужно стараться во всем подражать древним, главное — ясность и соответствие речи чувству и мысли. Интересные факты о характеристике французов риторики можно также найти в истории Французской академии и других институтов, которые следили за соблюдением традиционных правил.
Аналогичным образом, развитие риторики в Англии и Германии в восемнадцатом веке
- ↑ Определение риторики // Грамота.ру
- ↑ Риторика // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Электронная версия, «Грамота.ру», 2010 год
- ↑ см. диалог «Федр»
- ↑ Аристотель «Риторика», кн. 1, гл. 2.
- ↑ Риторика // Большая советская энциклопедия
- ↑ Никольский Н. К. Речь тонкословия греческого. СПб.: Общество любителей древней письменности, 1896. (Т. CXIV.)
- ↑ Список наиболее значимых публикаций Т.А. Ладыженской
- Аристотель. Риторика в библиотеке Максима Мошкова
- Аристотель. Риторика в Электронной библиотеке по философии
- Михаил Пселл. О сочетании частей речи.
- Михаил Пселл. О стиле некоторых сочинений.
- Кони А. Ф. «Советы лектору» (в библиотеке Якова Кротова)
- Карстен Бредемайер «Черная риторика. Власть и магия слов»
- Хазагеров Г.Г. : Риторические фигуры