Риторика что это такое. Риторика что это такое?

Риторика, наука об ораторском искусстве, была основана в древности софистами. Они утверждали, что эта дисциплина может научить оратора убедительной аргументации и умению доминировать в дебатах, возможно, даже манипулировать ими.

Современная риторика. Подготовка к выступлению оратора

Разберем, что это такое риторика. Это дисциплина, которая занимается управлением языком и его эффективностью, изучает условия и формы эффективной коммуникации. Он помогает в презентации товаров и услуг. Его функционирование основано на определенных законах.

Самым важным законом является ступенчатая последовательность. Основа циклов, обеспечивающих единство речевой деятельности, системность, связана с подготовкой речи.

Зачем изучать риторику?

Риторика полезна для:

  • безошибочном построении устного высказывания;
  • создании богатого словарного запаса и грамотной речи;
  • использовании литературных приемов;
  • держании ровного звучания голоса;
  • красивом выражении, используя эмоциональные ноты;
  • вычеркивании из речи слов-паразитов и тавтологий;
  • четком и понятном произношении слов.

Дети не смогут удивлять пернатыми выражениями или говорить с контролируемой интонацией. Занимаясь этим с раннего возраста, вы поможете своему ребенку развить риторические навыки и стать интересным собеседником, когда он придет в школу.

Риторика - наука о красивой речи

С правильно поставленной речью легче общаться со сверстниками и доносить до них нужную мысль.

Как подготовиться к выступлению?

Чтобы произнести правильную речь, необходимо следовать правилам. Каждое правило представляет собой параграф риторики:

  1. Интенция — направлено мыслить, чтобы решить задачу.
  2. Диспозиция — правильно распределить мысль.
  3. Элокуция — языковое оформление подготовленной речи.
  4. Мемория — особенность запоминания ораторской речи.

Сформулируйте предположения (мысли о выступлении) до выступления. Чем больше мыслей и знаний, тем больше вдохновения придет. Если тема смогла увлечь оратора, она увлечет и аудиторию.

Работайте над речью до выступления. Думайте, ищите информацию и аргументы. В течение нескольких дней вы сможете создать прочную базу идей и фактов.

Настроение аудитории зависит от времени и места выступления. Дома люди воспринимают информацию серьезно, но перед большой аудиторией эта тема покажется скучной. Вам необходимо создать обстановку, которая отвлечет аудиторию от рутины выступления и направит ее мысли и действия в осмысленное русло.

Риторика всегда ставила перед собой цель повлиять на аудиторию. Особую роль в этом играет экспрессивный дискурс, а также визуально-экспрессивные средства.

Наука христианской риторики достигла своего блестящего развития в четвертом и пятом веках нашей эры. Во время борьбы между христианством и языческим миром была разработана наука христианской риторики. Самым ярким представителем риторики был Иоанн Златоуст. В теоретическом смысле средневековая риторика Он придерживается правил Аристотеля и более поздних теоретиков (Цицерона на Западе) и использует их при написании писем и проповедей. Требования к соблюдению этих правил в целом ужесточаются.

Уже в четвертом веке объем риторичесСфера действия этих правил совпадала с самим понятием литературы: В латинской литературе Средневековья поэтическая риторика заменила поэтику, которая в средневековой традиции была предана забвению. Теоретики задают вопрос: Существует ли предел материала, к которому может ссылаться литературный текст? Мнения по этому поводу сильно разнятся. В целом, преобладает максималистская тенденция: компетенция риторики был каким-либо материалом, по крайней мере, до XIII века. Согласно этому искусству, прежде чем написать произведение, автор должен был иметь четкое и логичное представление ( intellectio ) о предлагаемом материале. В средневековом искусстве риторике Доктрина убеждения как основной цели и три цели («учить, мотивировать и развлекать» — лат. docere, movere и delectare) были сохранены.

Создание произведения, в свою очередь, делилось на три части или фазы (три основных элемента пятерки в древнем каталоге)

    (лат. inventio ), есть собственно нахождение идей как творческий процесс. Она извлекает из предмета весь его идейный потенциал. Она предполагает наличие у автора соответствующего таланта, но сама по себе является чисто техническим приемом. Её законы определяют отношение писателя к своему ма­териалу; они подразумевают, что всякий объект, всякая мысль мо­жет быть ясно выражена в слове, и исключают все невыразимое, как и чистую импрессионистичность формы. В своем главном аспекте, называвшемся «амплификация» (лат. amplificatio ), она описывает способы переходить от имплицитного к эксплицитному. Вначале амплификация пони­малась как качественный сдвиг, но в средневековой теории и прак­тике она обычно обозначала количественное расширение; обычно так назывались разнообразные приемы варьирования: наиболее раз­работанный из них, описание (лат. descriptio ), не раз подвергавшийся коди­фикации и занимавший центральное место в латинской литературной эстетике, в XIII веке без каких-либо изменений перешёл в жанр романа, сделавшись одной из главных его черт.
    (лат. dispositio ), предусмотренный для устройства сторон. Здесь было трудно выявить общие тенденции системы. Средние века риторика никогда всерьез не занимался проблемой органического сочетания частей. Она ограничилась некоторыми эмпирическими и очень общими рекомендациями и определила эстетический идеал, а не средства его достижения. На практике средневековому поэту требуется необычайная творческая сила, чтобы преодолеть это препятствие и достичь гармонии и равновесия в длинном тексте. Он часто выходит из положения, располагая существующие элементы в соответствии с определенными числовыми соотношениями: Эта практика не соответствует древней риторику, однако в глазах средневекового клирика её оправдывало существование числовых «искусств», особенно му­зыки ( musica ).
  • Элокуция (лат. elocutio ), облекает «идеи», найденные и эксплицированные посредством ин­венции и организованные посредством диспозиции, в языковую форму. Она служила чем-то вроде нормативной стилистики и под­разделялась на целый ряд частей; наиболее разработана из них та, что посвящена, украшению, украшенному слогу (лат. ornatus ), то есть преимущест­венно теории риторических фигур.

Риторика Возрождения и Нового времени

Ренессанс и классический период. риторика Она превратилась в теорию, которую можно применить к любой художественной прозе.

Жестко-нормативный характер становится проблемой для европейского риторикой Особенно в Италии, где, благодаря встрече латинского языка ученых и итальянского просторечия, теория трех стилей нашла свое лучшее применение. В истории итальянского риторики Бембо и Кастильоне занимают видное место как стилисты. Законодательная направленность особенно ярко проявляется в деятельности Академии делла Круска, задачей которой является сохранение чистоты языка. В работах Спероне Сперони, например, наблюдается подражание Горгиасу в плане ритмической структуры языка и выбора согласных, в то время как флорентиец Даванцати демонстрирует возрождение аттицизма.

Только в эпоху Возрождения Квинтилиан, чьи труды были утрачены в Средние века, был открыт заново.

Из Италии эта тенденция распространилась на Францию и другие европейские страны. Рождение нового классицизма…. в риторике, лучше всего выражена в «Рассуждениях о красноречии» Фенелона. Согласно теории Фенелона, все высказывания должны либо демонстрировать (обычный стиль), либо иллюстрировать (средний стиль), либо увлекать (высокий стиль). Согласно Цицерону, риторическая речь должна приближаться к поэтической, но не стоит нагромождать ее искусственными приукрашиваниями. Нужно стараться во всем подражать древним, главное — ясность и соответствие речи чувству и мысли. Интересные факты о характеристике французов риторики можно также найти в истории Французской академии и других институтов, которые следили за соблюдением традиционных правил.

Аналогичным образом, развитие риторики в Англии и Германии в восемнадцатом веке

  1. ↑ Определение риторики // Грамота.ру
  2. ↑ Риторика // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Электронная версия, «Грамота.ру», 2010 год
  3. ↑ см. диалог «Федр»
  4. ↑ Аристотель «Риторика», кн. 1, гл. 2.
  5. ↑ Риторика // Большая советская энциклопедия
  6. ↑ Никольский Н. К. Речь тонкословия греческого. СПб.: Общество любителей древней письменности, 1896. (Т. CXIV.)
  7. ↑ Список наиболее значимых публикаций Т.А. Ладыженской
  • Аристотель. Риторика в библиотеке Максима Мошкова
  • Аристотель. Риторика в Электронной библиотеке по философии
  • Михаил Пселл. О сочетании частей речи.
  • Михаил Пселл. О стиле некоторых сочинений.
  • Кони А. Ф. «Советы лектору» (в библиотеке Якова Кротова)
  • Карстен Бредемайер «Черная риторика. Власть и магия слов»
  • Хазагеров Г.Г. : Риторические фигуры
Оцените статью
Uhistory.ru