Рассказ Распутина «Уроки французского» затрагивает важную проблему влияния взрослых на жизнь детей. Любящий наставник может дать больше, чем кто-либо другой, принимая, помогая и подавая пример доброты. Он запомнил это на всю жизнь и стал нравственным ориентиром для взрослых.
Анализ рассказа «Уроки французского» (В. Распутин)
Русская литература советской эпохи менее известна читателям, чем литература XIX века. Тем не менее, из этого можно почерпнуть много ценной информации о нравах и жизни советских людей и понять, что волновало писателей, живших в эти интересные и трудные времена.
Творчество Валентина Распутина может полностью удовлетворить этот интерес. Как никто другой из советских писателей, он понимал свой народ, его надежды, горести и трудности, которые ему приходилось преодолевать. Наиболее интересен с этой точки зрения его рассказ «Урок французского», анализ которого представлен многострадальным Литреконом.
История создания
История «Урока французского» — это интересный факт, который раскрывает читателю другую сторону этого известного произведения.
- Идею для произведения Распутину дала сама жизнь. Будучи самым обычным выходцем из крестьянской семьи, жившей в далёкой Иркутской области, писатель мог с самого детства наблюдать жизнь простого народа из сибирской деревни. Этот опыт лёг в основу многих его будущих произведений.
- В основу сюжета произведения «Уроки французского» также легла его собственная биография. Не просто так оно написано от первого лица. Будучи ребёнком, Распутин также, как и главный герой его повести, приехал в незнакомый ему город, где столкнулся со всеми трудностями жизни в послевоенном СССР, но благодаря доброте и отзывчивости местной учительницы – Лидии Михайловны, он смог пережить этот непростой период своей жизни.
- Прототип учительницы в рассказе «Уроки французского» — это Лидия Михайловна, преподавательница, которая помогла будущему писателю пережить голодные годы. Он не раз вспоминал ее посылку с макаронами, которая была весьма ценным подарком в то непростое время. Она же привила ему интерес к литературе.
- Публикация рассказа «Уроки французского» помогла Валентину Распутину найти свою учительницу и возобновить с ней переписку.
- Впервые рассказ «Уроки французского» был опубликован в журнале «Советская молодежь». Выпуск был посвящен памяти драматурга А. Вампилова. Его матерью была учительница Анастасия Прокофьевна Копылова, которая и повлияла на своего одаренного сына. Именно поэтому произведение Распутина было опубликовано в этом издании. Сам он писал об этом так:
Направление и жанр
Урок французского языка был создан в свете реалистических тенденций в литературе. Автор стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Его персонажи, их слова и поступки дышат натурализмом. Неоднократно упоминаются реальные места и события. Читатели могут поверить, что события, описанные Распутиным, могли произойти на самом деле.
Этот тип произведения можно определить как короткий рассказ. Сюжет пьесы охватывает короткий промежуток времени и содержит небольшое количество персонажей. Повествование насыщено множеством деталей, названиями реальных мест и явлений, что помогает читателю глубоко погрузиться в атмосферу произведения.
Чтобы воплотить свои воспоминания в художественной литературе, Валентин Распутин выбрал идеальный жанр: рассказ. Автор вспоминает эпизоды своей жизни, свидетелем которых читатель становится благодаря реалистичному письму. Произведение также отражало время, изображенное на нем.
События повести происходят примерно в 1948-1949 годах в одном из районных центров Иркутской области.
- Главный герой, рассказчик – мальчик одиннадцати лет из бедной семьи; от его лица ведется повествование в рассказе.
- Лидия Михайловна – молодая учительница французского, «лет двадцать пять» .
- Вадик – семиклассник, «хозяйничал» среди ребят, игравших в «чику» .
‘Странно, но, как и наши родители, почему мы всегда чувствуем себя виноватыми перед нашими учителями? Это не из-за того, что произошло в школе, а из-за того, что случилось с нами потом.
Главные герои начали учиться в пятом классе в 1948 году. В их деревне была только одна начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, ему пришлось переехать в центр общины — за 50 км от дома. Его мать устроила его в гости к знакомым.
Семья главного героя была очень бедной и всегда голодной. Помимо рассказчика, у его матери было двое маленьких детей, которые жили без отца. Главный герой был хорошим учеником, которого «признавали в деревне как умеющего читать и писать».
Мальчик хорошо учился в своей новой школе. Единственной трудностью для него был французский язык. Он не мог произнести его. Слушая быструю речь ученика, учительница французского языка, Лидия Михайловна, «беспомощно морщилась и закрывала глаза».
На новом месте он сильно похудел: питание матери было недостаточным, и он постоянно голодал.
Однажды сын знакомого пришел к главному герою и увидел, как другие мальчики играют на деньги. Узнав правила игры, рассказчик решил попробовать. Иногда мать давала ему пять рублей на молоко. Мальчик должен был пить его «от анемии». Обменяв деньги, он пошел играть. Мальчик быстро научился, зарабатывал один рубль в день и вскоре ушел. На эти деньги он купил молоко. Однажды Вадик, хулиган в районе, понял, что главный герой «вышел прямо из игры» и устроил драку. Рассказчик был плохой.
На следующий день его первый урок был на французском языке. Увидев разбитое лицо мальчика, учитель сразу же спросил, что случилось. Один из его одноклассников, который знал о случившемся, воскликнул, что это потому, что он показал, что играет на деньги. Учитель сказал главному герою остаться после уроков. Мальчик боялся «тянуть» его к заведующей, но Лидия Михайловна спросила, что он делает с заработанными деньгами. Учитель удивился, что мальчик запер рубль и потратил его на молоко.
Герой перестал играть. В это время мать присылала ему очень мало еды, и он был «постоянно голоден». Не выдержав, он вернулся к своей игре. Мальчик медленно пытался победить. Но когда он попытался уйти на четвертый день и выиграл рубль, его снова избили.
На следующий день Лидия Михайловна, видя, что мальчик снова ударился, назначила ему дополнительный урок.
Учитель тщательно заставлял мальчика работать над своим акцентом. Вскоре они стали заниматься у нее дома: учительнице было грустно за мальчика, и она хотела его немного подпитать. Он предложил ему ужин, но каждый раз, когда мальчик пугался, его бросали и тут же уходили.
Однажды герой получил в школе посылку. Сначала он подумал, что его подарила ему мать. Но когда он увидел, что там были спагетти, сахар и гемоник, то понял, что посылка была от учителя: в их деревне не было места, куда можно было бы поставлять такие продукты. Мальчик сразу же отправился к Лидии Михайловне домой. Несмотря на уговоры учителя, он отказался оставить еду.
И что в итоге?
Парень, который еще учится в школе, больше никогда не увидит Лидию Михайловну.
Лидия Михайловна — уезжает в родной город Кубань и позже присылает мальчику посылку со спагетти и тремя красными яблоками.
Василий Андреевич — узнает, что Лидия Михайловна играет на деньги со старшеклассницей, поэтому приходит в ярость и описывает действия учителя.
Заключение
В рассказе «Урок французского» Валентин Распутин раскрывает проблемы взаимоотношений ученика и учителя. Лидия Михайловна представлена автором как действительно одаренный учитель и наставник. Видя, что мальчик не хочет ничем помочь, он находит способ помочь ему с помощью азартных игр. Таким образом, женщина буквально спасает мальчика от голодной смерти, не задевая его гордости.
Рекомендуется ознакомиться с полной версией проекта, а также с краткой записью курса французского языка.
Основные события рассказывают о том, как 11-летний мальчик из провинции едет из деревни в город, в дом своей тети и в школу. Жизнь в городе для мальчика сложнее, чем жизнь в деревне. Он голоден, теряет вес, страдает от анемии и ностальгирует по дому.
Дядя Баня. Водитель, который возит грузы в центр города на работу. Раз в неделю дядя Ваня привозит мальчика за покупками.
Федька. Сын хозяйки, с которой жил главный герой. Федька порекомендовал ему компанию, которая играет в «чику» на деньги. Федька и его семья воруют еду у главного героя, когда он в школе.
Вадик. ребенок из города, учится в 7 классе той же школы, в которой учится главный герой. Это коварный и злой подросток, который дразнит и обижает молодых и уязвимых людей. Он дружит с хулиганом Птахой. Он играет лучше всех и несколько раз бьет главного героя.
Птаха. Друг Вадика, который остался в пятом классе и ходит в школу как в школу. Он борец, задира и не имеет своего мнения.
Тишкин. Одноклассник автора, который часто участвовал в играх на деньги, но не сам. Он первым «передал» мальчика учительнице французского языка, которая рассказала ей, как он ушибся.
Время действовать наступило в 1948 году. Война закончилась три года назад, страна была разрушена, люди голодали. Главный герой, безымянный 11-летний мальчик из деревни, отправляется матерью в центр общины, чтобы учиться.
Несмотря на простоту и линейность сюжета, автор раскрыл тему, над которой стоит задуматься каждому. Что хотел сказать Валентин Распутин своим читателям? Уроки французского» — это не просто сказка, а размышление о природе счастья и смысле жизни. Анализ проекта доказывает это:.
История написания
В рассказе «Урок французского» Распутин вспоминает свое детство. Многие события повести произошли в его биографии:.
- После окончания младшей школы он переехал в город Усть-Уда для дальнейшего обучения. Жизнь с чужими людьми, постоянное недоедание и отсутствие денег хорошо запомнились автору.
- Лидия Михайловна — реальный человек. Она была учительницей маленького Вали, поддерживала его в трудный период, отправляла посылки с едой и научила игре своего детства.
Распутин написал ее в 1973 году, и она почти сразу же была опубликована в иркутской газете «Советская молодежь». После публикации рассказа его школьная учительница Лидия Михайловна связалась с автором, они встретились и много разговаривали.
«Уроки французского»: жанр
Чтобы воплотить свои воспоминания в художественной литературе, Валентин Распутин выбрал идеальный жанр: рассказ. Автор вспоминает эпизоды своей жизни, свидетелем которых читатель становится благодаря реалистичному письму. Произведение также отражало время, изображенное на нем.
Уроки французского языка: YouTube /LanaRepina — Рассказы и истории
Короткометражный фильм «Урок французского» представляет так называемую деревенскую прозу, которая была популярна в 1960-1980-х годах. Для него характерны такие художественные особенности.
- Романтическо-трагический образ деревенской жизни и быта.
- Тема деревенской нищеты и обездоленности.
- Моральная целостность, народная мудрость деревенских жителей и выходцев из деревни.
- Проблемы нравственности.
«Уроки французского»: композиция
Повествование ведется от первого лица. Сразу создается впечатление, что автор делится своими воспоминаниями. Произведение имеет характерную структуру повествования:.
- Вначале читателя знакомят с главным героем и его предысторией (экспозиция), происходит завязка сюжета: герой переезжает, чтобы поступить в старшую школу.
- По мере развития событий читатель узнает, что рассказчик голодал и, чтобы добыть еду, стал играть на деньги. Об этом узнает учительница и пытается помочь герою.
- Кульминационный момент происходит, когда директор школы застает Лидию Михайловну и ее ученика за игрой на деньги.
- Далее следует развязка: учительница уезжает, но навсегда оставляет след в памяти рассказчика.
Уроки французского языка: YouTube /LanaRepina — Рассказы и истории
Основная мысль произведения
В рассказе «Урок французского» Распутин представляет эпизод из своего детства. То, что когда-то казалось наказанием его взрослой жизни, вызывало приятные, теплые чувства. В легкой форме, почти незаметно для читателя, автор продвигает две важные темы.
- Детство — значимый этап для каждого человека, который формирует его личность и закладывает основы мировоззрения. Большое значение имеют люди, которые окружают ребенка, и события, происходящие в его жизни.
- Черта человеческого характера, которой так восхищается автор, — неравнодушие. Учительница рассказчика — воплощение нравственного идеала Распутина.
Прочитайте ее в рамках игры Let’sReadRussia. Читая его, я понял, что рассказ уже читал раньше, когда учился в школе. Добрая, светлая, но немного грустная история о мальчике, который ушел в школу, и его учительнице, которая, по сути, пыталась поддержать его в ущерб своей карьере.
п.1. Тематика и проблематика
Тема: отношения ученик-учитель/наставник.
Проблема: в формальных отношениях между учеником и учителем нет места для помощи, поддержки или доброты. Главный герой мог быть исключен из школы за азартные игры, но этого не произошло благодаря вмешательству учительницы и ее чуткому и гуманному отношению к ребенку.
2. тема: формирование идентичности и детство-взрослость.
Проблема: Когда ребенок сталкивается с жизненными проблемами, превышающими возможности взрослого, это ускоряет процесс взросления. Мальчику пришлось научиться выживать, зарабатывать деньги и самостоятельно сводить концы с концами.
Тема 3: Тонкая грань между добром и злом.
Проблема: Учитель не может помочь обычным способом, хотя ребенок отчаянно в этом нуждается. Учитель должен использовать «аморальные» методы (азартные игры), но в итоге ребенок может нормально питаться и учиться.
4. предмет: глупость и готовность помочь уязвимым.
Проблема: Учитель увидел, что ребенок голоден и у него проблемы, и не отказался помочь ему в решении его проблем. Мальчик сам не просил о помощи, поэтому женщине пришлось пойти на маленькие хитрости, чтобы помочь ученику.
Тема: духовный опыт со взрослыми.
Проблема: Это нормально — делать то, что общество не одобряет, если это ведет к чему-то хорошему. Главный герой получает от учителя уроки доброты и помощи, а не морали и осуждения.
п.2. Идея и пафос
История драматична и вдохновлена гуманитарными страстями. Что касается советской морали, то учитель помог мальчику, но сделал это неправильно. Она не имела права играть с учениками за деньги и не должна была вступать в интимные и неформальные отношения с детьми. Но с точки зрения гуманности и доброты учитель поступил правильно. Он помог ученику, но не чувствовал себя униженным или принужденным и не вел себя как скорбящий человек. Мальчик не потерял чувство собственного достоинства, потому что «заработал» деньги на успешную борьбу с помощью своих навыков. Это дало ему ощущение, что он может рассчитывать на себя, и помогло ему расти.
Валентин является главным героем (его имя в рассказе не указывается), а история рассказывается вместо него. Мальчику 11 лет, он перешел в пятый класс. Он вынужден учиться в другом городе. Он — деревенский дурачок, харизматичный и любопытный мальчик. В своей новой школе он начинает играть в азартные игры с местными детьми, чтобы прокормить себя. После стычки с азартным игроком он обращается за помощью к своему классному руководителю. Лидия Михайловна — молодая учительница французского языка лет 25. Классный руководитель главной героини — заботливая и чуткая женщина. Она помогает ему, приглашая студента к себе домой: кормит его, проявляет свое внимание и заботу. Однако мальчик не принимает помощь, поэтому она решается начать играть с ним в азартные игры, и ребенок зарабатывает на жизнь. Его увольняют за аморальное поведение. Вадик — ученик средней школы и главный лидер игры «чика». Сначала Вадик любит Валю, но потом видит в нем соперника, «наказывает» его своим выигрышем и дважды побеждает. Василий Андреевич — тренер, который является олицетворением жульничества. Он вынес приговор Лидии Михайловне за азартные игры. Он готов идти до края истории, что заставило учителя принять нетрадиционные меры по отношению к ученику. Полная противоположность чуткому и доброму учителю.
п.4. Литературные приёмы
— Необычная композиция, в которой герой как бы играет в игру с самой судьбой: выигрывает и проигрывает (например, уезжает учиться в другой город — выигрывает больше шансов, но страдает от одиночества — проигрывает) — психологический нарратив — писатель рассказывает о психологических переживаниях героя в сложных ситуациях, когда ему приходится делать выбор (Он должен хорошо работать и учиться — держать свое слово — предать свое слово — имел свое достоинство, когда заметил фол, но мальчик был ПОРАЖЕН этим. Контрасты между детскими воспоминаниями и жизнью в деревне и трудными временами новой одинокой жизни (в течение нескольких месяцев мальчик сталкивается с голодом, предательством, болезнью, ностальгией по одиночеству и т.д.) — (например,)
Внутренний конфликт героя заключается в том, что ему нужна помощь, но он не может попросить или принять ее. Гордость и чувство собственного достоинства заставляют мальчика переносить трудности, превышающие его силы, даже если они трудны для взрослых. Внешний конфликт происходит между Валей, который научился хорошо играть «чику», и Вадиком, который не хочет проигрывать. Этот конфликт разрешается избиением Вари. Он работает настолько хорошо, что компания по сути устранила его. Другой конфликт — это социальный конфликт между тем, что считается хорошим, одобряемым и неэтичным. Здесь конфликт разрешается в сторону морали, а не в сторону доброты и человечности. И похоже, что учитель не помог ученику, а втянул его в нечто худшее.