Вскоре заключенных отправляют на работу. Чтобы согреть людей, бригадир посоветовал им закрыть окна изнутри. Пленники нашли пол, но он был очень узким. Мастера также нашли решение, сломав перила и соорудив рейку.
Прежде чем перейти к обзору «Дня из жизни Ивана Денисовича», необходимо рассмотреть главного героя.
- Шухов Иван Денисович — главный герой. Каменщик по профессии, у него есть жена и 2 дочери на воле.
- Тюрин Андрей Прокофьевич — бригадир. Ранее был военным, но его уволили из-за кулацкого происхождения.
- Цезарь — неизвестно, кто он по национальности, возможно, еврей или цыган. До лагеря делал картины для фильмов.
- Кильдигс Ян — плотник. Жил в Прибалтике, был осужден на 25 лет.
- Фетюков — «Шакал». Прихлебатель.
- Кавторанг — морской офицер. Попал под репрессии.
- Алешка — верующий баптист.
- Гопчик — хитрый, но в то же время безобидный парень 16 лет.
Резюме Солженицына по рассказу «Один день Ивана Денисовича» основано на различных моментах, которые будут проанализированы.
Начался обычный день в тюрьме. Сегодня Иван Денисович почувствовал недомогание, но нашел в себе силы работать. После завтрака его отправили на стройку.
Во время работы Иван Денисович думает о том, что он напишет своей семье в ежегодном письме. В конечном счете, за этот период ничего не изменилось.
Главный герой вспоминает, как он оказался в лагере. Во время войны он попал в плен к немцам, но ему удалось бежать. Иван Денисович вернулся на родину, где его объявили предателем и отправили в лагерь.
Герой отказался смириться с трудностями жизни в лагере. Однако он сумел преодолеть их — нашел партнера и украл некоторые рабочие инструменты для облегчения своей работы.
Герой считает, что дни проходят спокойно. Таких дней еще 3653.
Некоторые из «заключенных» не имеют имен и фамилий, но номера служат для опознания. Однако это прежде всего «хафи», и для недобросовестных людей это так и есть. Например, есть второстепенные персонажи с именами.
Звуковая версия в исполнении автора доступна на YouTube.
В пять утра раздается сигнал будильника, и Иван Денисович Шутов просыпается в лагерном бараке. Он чувствует себя плохо и продолжает лежать. Менеджер наблюдает за этим: для нарушения режима достаточно трех дней. Однако, забрав Шухова из барака, он «прощает» заключенного, но взамен велит ему вымыть пол в своей комнате.
Закончив уборку, Иван Денисович спешит в столовую. К счастью, товарищи по бригаде спасают завтрак, и Шухов ест замороженную кашу с холодной жидкостью балдой и самодельной ложкой.
Позже Шухов поступает в медсанчасть, чтобы не работать из-за болезни. Однако медицинская спутница Вдовушкина отказывается пускать его в больницу — температура недостаточно высокая.
- По ходу произведения читатель узнаёт, что Иван Денисович Шухов — крестьянин из колхоза. Ему уже за сорок. На войне в 1942 году он попал в плен, почти сразу сбежал, но его обвинили в измене Родине: якобы специально сдался, а потом выполнял задание немецкой разведки. В контрразведке Шухова жестоко избивали, и он подписал признание. По 58-й статье получил десять лет лагерей, восемь из которых уже отсидел.
Кадр из фильма «День из жизни Ивана Денисовича» (2021).
Шухов отвечает на условный звонок вместе со 104-й бригадой. На улице почти 30 градусов по Цельсию и мороз. Выезд на номинальный вызов — самая трудная минута дня.
Иван Денисович помимо своей бригады идет на стройку за пределами лагеря и считает своим правом написать два письма в следующем 1951 году. В последнем письме его жена сообщила, что в послевоенной группе дела обстоят очень плохо. Он мечтал, что Иван скоро вернется домой и поможет своей семье выбраться из нищеты.
104-й бригаде приходится работать на заброшенной термоэлектрической станции — укладывать цементные блоки. Иван и его товарищи, латышские кирдихи, получают приказ помощника изолировать машинное отделение, где они будут греться. Они нащупывают рулон украденной кровли, чтобы закрыть окна. Бригада начинает работать, и на какое-то время голодные и замерзшие заключенные, кажется, забывают о своих проблемах и радуются, как старые друзья.
Во время обеда в столовой Шухову удается обмануть бригаду. Одну из его частей бригадир отдает Ивану Денисовичу. Шухов берет еще одну миску в лагерной канцелярии и слушает, как «идиоты» обсуждают фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Терен».
Во второй половине дня бригада перетаскивает тяжелый бетон на первый этаж теплоцентрали и устанавливает стены. Будучи опытными строителями, Шухов во время работы падает в грязь, не замечая и не чувствуя холода. Заключенные работают быстро и старательно. Если бригадир может правильно доложить о ходе работ, они работают немного лучше.
Прибывает Даре Форман и угрожает Форману новым сроком работы на украденном стадионе. Бригадный генерал отвечает на угрозу. Если вы не сделаете этого, то не доживете до завтра. Дерр знает, что недавно в лагере были зарезаны трое заключенных, поэтому он боится и решает не ссориться с бригадой.
Солнце садится, а работа все еще в самом разгаре. Цементные блоки перестают укладываться, а смешанный раствор пропадает. А 104-я бригада продолжает работать, рискуя опоздать на ужин. Когда бригадир говорит им делать свою работу, они его слушают: благодаря его находчивости и усердию заключенные берут дополнительную еду и выживают.
Наконец, заключенные возвращаются в лагерь. Последним покидает площадку Шухов, довольный своей хорошей работой. У ворот лагеря 500 заключенных замораживают на 30 минут, пока всех не пересчитают, и оставшиеся молдаване (теперь уже в ожидании своих мобильных телефонов из холодного бетона) попадают в лагерь.
История создания и публикации
Александр Солженицын, обладатель Нобелевской премии по литературе 1970 года, является автором книг «Третий остров» и «ГУЛАГ», в которых говорится о политических репрессиях в Советском Союзе.
Через лагерь прошел и сам Солженицын. В 1945 году он был репрессирован за критику Сталина в письме и был осужден на восемь лет. Сначала он приговорил его к «Шарашке» (специальной тюрьме для техников), а затем отбывал наказание в казахстанском лагере. Он чудом пережил рак желудка, был освобожден и стал трудовым ссыльным профессором математики в Риазане. Там он написал рассказ SH-854.
Идея его рассказа возникла во время трудного рабочего дня в зимнем лагере в 1950 году. Солженицын решил, что это хороший способ проиллюстрировать ужасы жизни в лагере. Речь идет о том, чтобы рассказать об обычном дне в лагере. Автор намеренно решил не акцентировать внимание на ужасах, а показать «хорошие» дни, чтобы сделать бесчеловечные условия содержания еще более наглядными.
Вдохновленный тем, что Никита Хрущев публично говорил о репрессиях, Солженицын передал текст рассказа в «Новый мир» в ноябре 1961 года.
Редактор, Александр Твардовский, редактор и автор журнала «Василий Тёркин», был настолько впечатлен статьей, что лично попросил у Хрущева разрешения на ее публикацию. Помощник прочитал рассказ вслух советскому лидеру, и Хрущев дал разрешение напечатать проект как часть борьбы со сталинизмом.
Роман «Один день из жизни Ивана Денисовича» появился в «Новом мире» в ноябре 1962 года и произвел огромное впечатление на советское общество. Впервые пресса открыто рассказала об ужасах, с которыми сталкивались невинные заключенные в лагере. Сам Солженицын позже заявил, что если бы такая работа была опубликована за рубежом, его бы назвали клеветником советского строя. Однако «День из жизни Ивана Денисовича» был опубликован с разрешения Центрального комитета Коммунистической партии, и противостоять этому было невозможно. Были аргументы, что Солженицын мог бы получить Ленинскую премию, но этого так и не произошло.
После смещения Хрущева в 1964 году советское руководство отказалось от дальнейшей критики Сталина. В период брежневского застоя вопрос о репрессиях перестал широко обсуждаться. Солженицын оказался в невыгодном положении и вскоре был исключен из Союза писателей, его произведения перестали публиковать и изъяли из библиотек.
За публикацию «Заморского архипелага ГУЛАГа» Солженицын в 1974 году был лишен советского гражданства и депортирован государством. Книга автора «Один день из жизни Ивана Денисовича» не переиздавалась на родине до 1990 года. Опубликовано.
Риа Новости / Юрий Долягин
О чем писать в сочинении. Характеристика Ивана Денисовича Шухова
Тема рассказа Солженицына — жизнь человека в концентрационных лагерях. Автор описывает жизнь в лагерях с минимальными подробностями и показывает, как заключенные выживают и не увлекаются. ‘Он держится и гнется. А если усложнять, то сломаешься», — говорит Софья, которая держала Шухова в лагере восемь лет.
Солженицын сознательно выбрал своего героя, «Маленького человека», потому что он его очень хороший друг. Шухов не отправляет посылки с продуктами питания из-за границы, как, например, Кильдиг. Он не говорит об искусстве, как Цезарь Маркович, который работает в офисе лагеря. Он не пытается бороться за свои права и достоинство, как капитан Буйновский.
Шухов не обладает ни высоким интеллектом, ни гордостью, ни способностью «пользоваться своими правами». Он — простой человек, которого арестовали, пытали, осудили и который оказался в лагере без всякой вины. Теперь он просто хочет выжить, но боится всерьез мечтать о свободе. Он не верит, что до освобождения ему не добавят еще 10 лет в лагере.
В то же время у Шухова есть внутренний стержень, с которым он живет каждый день и никогда не опускает руки. После ужина он не просит милостыню и не вылизывает чужие миски. Он не ворует. Она не будет прибита гвоздями. Он не боится усилий, когда от этого зависит процветание всей бригады. Бригада — это его «большая семья», и он не оставляет товарищей по несчастью, чтобы не разочаровать их.
Но что удивительно в Шухове, так это то, что он способен наслаждаться жизнью тех немногих, которые отдают его в лагерь. Он доволен своей работой. Из дополнительной чаши ориджа. От избегания изоляции. Когда он ест свое рагу, он не проклинает свою жизнь, он просто думает: «У нас все получится, Бог даст!». думает он. Перед сном он радуется и радуется тому, что день прошел по-своему.
Писатель не оценивает Ивана Денисовича Шухова. Его работы отличаются от других — они показывают жизнь в тюремном лагере и жизнь заключенного изнутри. Однако читатель может принять во внимание положение этих людей в жизни и истории. Может быть, благодаря таким людям, как Сухов, страна пережила все трудности 20-го века? Или, наоборот, они вели ее к гибели своим беспрекословным отношением и умением жить без всякой надежды?
Внимательное прочтение текста позволяет многое узнать о советском образе жизни и судьбе выдающихся российских деятелей. На конкретных примерах автор рассказывает о социальных проблемах, с которыми столкнулось общество в то время.
По словам автора, идея написать эту книгу родилась в начале 1950-х годов, когда он был приговорен к заключению в лагере на севере Казахстана. Зимой 1952 года Солженицын и его партнеры перетащили носилки в степь, и в этот момент они решили рассказать историю ГУЛАГа всему миру. К тому времени автор уже приобрел большой опыт жизни в советских лагерях. Вернувшись из ссылки в июне 1959 года, он написал свой знаменитый рассказ «После жизни Ивана Денисовича».
Конечно, такой проект было невозможно выпустить в печать. Даже для владельца рукописи это было бы основанием для длительного тюремного заключения. С появлением хрущевского «Мороза» стало возможным опубликовать рассказ, а автор использовал псевдоним А. Рязанский. Издатели журнала «Новый мир» прочитали рукопись и были настолько впечатлены ею, что сразу же начали готовить ее к печати.
Единственная правка, предложенная издателями, заключалась в изменении названия проекта с Щ-854 К чему-то более жанрово-ориентированному, чем «Один день в тюрьме». Чтобы обойти цензуру и получить последнюю лицензию на печать, видные столичные писатели даже прибегали к помощи Хрущева, который проводил политику либерализации во время «оттепели». Журнал «Новый мир» опубликовал первое произведение Солженицына, которое сделало автора знаменитым.
Как только фильм вышел в свет и был оценен критиками как осуждающий несправедливости сталинского режима, в СССР произошли важные события. Однако от политики «оттепели» вскоре отказались, поэтому неудивительно, что произведение Солженицына было запрещено, а литературные критики, которые сначала хвалили его, стали подчеркивать его политическое значение и отход от реальности.
Главные герои
Главный герой, Иван Сухов, является собирательным персонажем, воплощающим в себе черты многих заключенных. Каждый заключенный, сидевший в тюрьме вместе с Солженицыным, обладал уникальными чертами, которые впоследствии были заложены в Сухове. В первой части пьесы выясняется, что главный герой попал в лагерь по недоразумению — он бывший крестьянин и солдат, осужденный на 10 лет после побега из плена.
Шухофф — добрый и милый человек, который любит свою работу. Он не лишен природной изобретательности, что позволяет ему выживать в этом суровом мире. Строчные буквы:.
- бригадир Тюрин;
- капитан Буйновский Андрей Васильевич;
- кинорежиссер Цезарь;
- Алешка-баптист;
- заключённый Стенька;
- два эстонца;
- Ю-81.
Солженицын часто использует в своих рассказах аллегории, в том числе связанные с персонажем Ю-81. Это собирательный образ старых заключенных, которые, прожив в ссылке или в лагерях, опустились и не изменили своего мнения. Такие люди в творчестве Солженицына вызывают уважение. Они всегда поступают в соответствии со своей совестью и честны с другими.
В своих романах Александр Солженицын рассказывает о жизни людей, оказавшихся в лагерях принудительного труда. По мнению критиков, центральной темой пьесы является победа человека над насилием лагеря. Грог был предназначен для уничтожения и полного разрушения индивидуальности заключенных, но Сухову и другим заключенным удалось сохранить свою человечность. Чтобы достичь этого, им приходилось каждый день вести внутреннюю борьбу, чтобы оставаться людьми даже в сложных обстоятельствах. Значение рассказа Солженицына:.
- обличение советской власти;
- прославление человека;
- дань памяти всем погибшим в ГУЛАГе.
Сегодня оригинальные тексты рассказов изучаются в средних школах, а характеристика персонажей играет важную роль в подготовке студентов ППС. Литературоведы утверждают, что «День из жизни Ивана Денисовича» — это классическое произведение на тему советского ГУЛАГа. Солженицын написал яркий и трогательный рассказ, который ознаменовал поворотный момент в истории Советского Союза. Читать краткое содержание «День из жизни Ивана Денисовича» онлайн бесплатно в Брифли и других источниках, а также узнать больше об истории проекта в Википедии.
Однако Иван Денисович понимает, что Цезарь Маркович до сих пор ничего не знает о лагерных порядках. До начала «расследования» он не смог доставить свой багаж в багажное отделение. Хитрый Сухов умудряется достать пакет, а тот ни к чему не обязывает.
События повести происходят в советском лагере ГУЛАГ в 1951 году.
- Шухов Иван Денисович – крестьянин, солдат, а ныне заключенный исправительно-трудового лагеря, каменщик, «на воле» его ждут жена и две дочки.
- Цезарь Маркович – заключенный, «не то он грек, не то еврей, не то цыган», до лагерей «снимал картины для кино» .
- Тюрин Андрей Прокофьевич – бригадир 104-й тюремной бригады. Был «уволен из рядов» армии и попал в лагерь за то, что он сын «кулака». Шухов знал его еще с лагеря в Усть-Ижме.
- Кильдигс Ян – заключенный, которому дали 25 лет; латыш, хороший плотник.
- Фетюков – «шакал», заключенный.
- Алешка – заключенный, баптист.
- Гопчик – заключенный, хитрый, но безобидный паренек.
Иван Денисович Сухов засыпает — он очень доволен только что проведенным днем: охранники не поймали его с ножовкой, он не заболел и взял лишнюю порцию каши.
Цезарь Маркович — спасибо Шухову за помощь в хранении посылки.
Алешка — Говорит Ивану Денисовичу, что рада быть в тюрьме. Есть время подумать о душе.
Заключение
В книге «Один день из жизни Ивана Денисовича» Александр Солженицын описал жизнь заключенных в трудовом лагере ГУЛАГ. Центральной темой произведения, по определению Твардовского, является победа человеческого духа над насилием лагеря. Лагерь фактически создан для того, чтобы разрушить характер заключенных, но Шухову, как и многим другим, удается сохранить внутреннюю борьбу и остаться человеком в таких сложных обстоятельствах.
Помимо записи «Дня из жизни Ивана Денисовича», рекомендуем посмотреть полную версию повести.