Состав можно определить по количеству различных событий, описанных в тексте. Стихотворение может состоять из одной или нескольких частей. В некоторых случаях переход очевиден, как, например, в описании того, как главный герой жил сначала в Лондоне, а затем в России. Часто, однако, разделение очень условно.
Что такое анализ стихотворения?
Анализ поэзии — один из важнейших навыков, необходимых старшеклассникам и студентам, специализирующимся в области литературы, журналистики, литературоведения, библиотечного дела или сценарного мастерства.
Сегодня учащиеся средних школ испытывают трудности. Великое наследие великих поэтов — неотъемлемая часть, особенно когда речь идет о русской литературе. В конце концов, студентам предлагается провести всевозможные анализы этих проектов. Часто учащиеся не понимают, что от них требуется, когда в качестве домашнего задания им предлагают провести фонетический или сравнительный анализ композиции любимого стихотворения или определить основные описательные средства выразительности лирического стихотворения.
Старшеклассникам также необходимо развивать этот навык, поскольку правила сдачи Единого государственного экзамена для старшеклассников с каждым годом становятся все более строгими. В данной статье представлен общий и подробный анализ всех моментов анализа поэзии.
Конечно, для этого необходим план, схема или алгоритм составления комплексного эталона или анализа конкретного проекта. Различия в анализе удивляют молодое поколение. Это потому, что они бывают краткими, полными, подробными, школьными, структурными, языковыми, языковыми сплетнями, языковыми, языковыми, идеологическими, тематическими, лирическими и даже больше.
План анализа
Конечно, в разных учебных заведениях и у разных преподавателей могут быть немного разные требования к анализу, но общий обзор выглядит следующим образом
Автор, название и история создания работы.
Анализ формы стихотворения.
Какой размер стихотворения используется?
Какова структура стихотворения (количество и расположение строф и изгибов)?
Какой литературный смысл и художественные средства выражения (тропы) используются в произведении?
Каков тип стихотворения (форма) и его литературная направленность?
Проанализируйте содержание стихотворения.
В чем смысл названия?
Кто является рассказчиком? Кто такой поэт?
Какова тема, мотив или смысл стихотворения?
Есть ли неизвестные слова или выражения? Что они означают?
Каков общий тон стихотворения? Какие эмоции включены?
Каков сюжет? Что такое
Есть ли закономерность или повторение слов, фраз или идей?
Ваше личное субъективное мнение о стихотворении: понравилось ли оно вам? Почему
С чего начать?
Как бы странно это ни казалось, но начинать следует с того, чтобы прочитать стихотворение внимательно, внимательно и многократно, а не начинать с первой точки сюжета. Для этого нужно набросать текст стихотворения и распечатать его на бумаге, но не в книге, чтобы можно было делать различные пометки. Если текст находится в книге, используйте простой карандаш. Карандаши можно стирать.
Во-первых, вам нужно прочитать свое стихотворение. Ваш внутренний голос может помочь вам лучше понять текст. В то же время вы можете подчеркнуть карандашом непонятные вам слова, интересные выражения и мысли, которые привлекли ваше внимание. Не пытайтесь сразу понять всю суть и посылы проекта. Это только первое чтение.
Второе чтение должно быть громким — нормальным голосом, без специфических выражений. Делайте паузы и подчеркивайте только интуитивно.
Затем вы можете прочитать стихотворение в третий раз так, как, по вашему мнению, оно должно звучать: акцент, ритм, настроение, скорость, интенсивность. Помните: поэзия очень субъективна. Как и все виды литературы и искусства в целом, ваше чтение не может быть правильным или неправильным. Они ваши, и разные люди в разном возрасте слышат, читают и понимают одни и те же стихи совершенно по-разному. Воспитание, образование, жизненный опыт и многие другие важные факторы.
Если вы думаете, что она вам нужна, вы можете прочитать ее четыре или пять раз; если вы думаете, что она вам нужна, вы можете прочитать ее четыре или пять раз. Затем вы можете приступить к выполнению фактического решения в соответствии с планом.
Студентам также может быть предложено найти художественно-выразительные средства, образы и приемы, использованные автором произведения. В конце концов, использование художественной выразительности — это то, что действительно делает поэму великой! Распознавание, интерпретация, оценка и измерение обычно завершают план анализа поэтического текста. Кстати, стоит отметить, что многие студенты допускают довольно распространенную ошибку, называя стихотворение поэмой. Они не должны забывать, что стихотворение — это строка стиха.
Определить форму стихотворения довольно легко, если изучить повествование произведения в контексте времени и творческого курса автора, проанализировать размер и рифму, выявить литературные приемы.
Как составить план стихотворения
Структура и логическое представление информации требуют границ. Учителя советуют ученикам следовать этому алгоритму.
- Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
- Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
- С какой интонацией построен стих.
- Определить композицию стиха.
- Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
- Найти ритмику, ритмическое движение.
- Определить звуковой рисунок.
Порядок составления плана
В старших классах важно, чтобы ученики понимали смысл, эмоции произведения и могли рассказать о том, что они прочитали, и о своем личном отношении к этому.
5 класс
Пример конспекта анализа стихотворения 5 класса (основная мысль):.
- Название, автор.
- Эмоциональное восприятие текста.
- Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
- Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
- Определение темы стихотворения, его основной мысли.
- Образ лирического героя.
- Отношение к прочитанному.
6 класс
В 6 классе больше внимания уделяется авторским средствам выражения эмоций. Как выглядит поэтический анализ литературы шестого класса, он указывает на:.
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор).
- Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Собственное отношение к прочитанному.
7 класс
Чем дальше, тем сложнее. В седьмом классе план анализа поэзии в литературе уже учитывает более глубокое знание структуры и построения подобных произведений, а также добавляется пункт о ритме и рифме.
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
- Какие мысли и чувства возникают при чтении.
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
- Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
- Собственное отношение к прочитанному.
Старшие классы
В старших классах аналитические требования еще выше. Студенты более глубоко и подробно разбирают работу. Подробный план анализа стихотворения 9 класса (на примерах размера, ритма и рифмы):.
- Название, автор.
- История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
- Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
- Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
- Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
- Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
- Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
- Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
- Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
- Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
- Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
- Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
- Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
- Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).
Пример плана и анализа по нему
Краткий обзор анализа поэзии в литературе 10 класса на примере стихотворения Пушкина «Анкара
- Автор и название стихотворения.
- История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
- Жанр стихотворения.
- Тема, идея, основная мысль стихотворения.
- Композиция стихотворения, его деление на строфы.
- Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
- С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
- Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
- Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
- Мое восприятие стихотворения.
Причины, побудившие автора выбрать эту тему: старые легенды о ядовитых растениях и докторе Мемо фуше (говорили о дереве, растущем на острове Ява, куда отправляли преступников, приговоренных к смерти). Эта тема повлияла на Пушкина, который переработал ее в соответствии со своими целями.
Поэму часто считают лирическим стихотворением, но отчасти благодаря своей авантюрной теме она является балладой.
Главная тема поэмы — пагубные последствия неограниченной человеческой власти. Эта тема резонировала с автором в то время, делая стихотворение глубоко эмоциональным.
Чтобы усилить свою мысль, Пушкин использует контраст между физическим действием всех созданий природы, чтобы избежать прикосновения к смертоносному дереву, и действием Господа, нарушающего законы природы.
Таким образом, идея этого проекта заключается в том, что «непобедимый повелитель», пославший своих рабов в Анкару, является злым двойником ядовитого дерева. Господь знал, что его рабы умрут, и был готов использовать принятый им яд, чтобы нести смерть. Но не только власть была ответственна за это. Раб несет ответственность: тирания живет благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавиться от рабства и обрести свободу. Это основная идея стихотворения.
Поэма разделена на две почти равные части. Первая часть имеет пять витков, вторая — два.
Во-первых, автор описывает ядовитое дерево как символ зла. Даже движение, которое обычно является символом жизни, становится смертельным — ветер уже сдувает яд, дождевая вода, стекающая с веток, капает на песок.
Во второй части произведения поэт описывает хозяина, который без колебаний посылает своих рабов на смерть за отравление (планируя дальнейшие завоевания). Рабы подчиняются ему беспрекословно.
Мысли и чувства лирического героя меняются по ходу повествования. Вначале рассказ очень спокойный, но уже чувствуется зловещий холод и угрожающий тон.
Лирический герой продолжает, говоря, что животные держатся подальше от прекрасных деревьев. Человек, одаренный природой высшим разумом, посылает к ней других. Он посылает его на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая и замаскированная ненависть ко всему происходящему.
Писатели используют следующие художественные средства
- инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
- метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
- эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
- сравнения — «Анчар, как грозный часовой».
Количество написанных вами стихов не всегда переходит в качество, но чем больше вы практикуетесь, тем больше вероятность того, что однажды вы сделаете действительно отличную работу. Попробуйте описать в стихах то, что вы видите и что вас завораживает. Через сильные эмоции, одни из лучших стихов, когда-либо написанных!
Название, тема и идея
Анализируя стихотворение, обратите внимание на смысл названия. Некоторые из них могут не иметь тайного смысла, например, «Письмо моей матери» или «(название письма)». Однако некоторые названия являются сложными. Ото!» Маяковского, например, о двух людях, приспособленных к каждому договору.
Тема стихотворения — это то, о чем идет речь в тексте. Идея — это то, чему учит работа. Чтобы найти эти два аспекта, стихи нужно читать внимательно. Например, творение Есенина «Советская Россия» относится к социальным изменениям, но его основная идея в том, что иногда нужно терпеть происходящее и продолжать писать.
Тип стихотворения должен быть правильно определен в анализе. Некоторые сорта:.
- элегия — грустное произведение с философскими размышлениями;
- послание — обращение к конкретному адресату;
- сатира — высмеивание пороков и общества;
- баллада — торжественное произведение, которое прославляет человека или событие;
- лирика — описание чувств и эмоции.
Этот список далеко не полный. Важно проанализировать образы и символы, которые появляются в тексте. Это делается для того, чтобы лучше понять сюжет.
Художественные приемы
Состав можно определить по количеству различных событий, описанных в тексте. Стихотворение может состоять из одной или нескольких частей. В некоторых случаях переход очевиден, как, например, в описании того, как главный герой жил сначала в Лондоне, а затем в России. Часто, однако, разделение очень условно.
При этом необходимо учитывать темп работы. За исключением верлибра (белые стихи), текст имеет специфическую окраску. Достаточно взять прямоугольник и подчеркнуть каждую фонетическую букву. Затем вам нужно поставить тон на каждое слово — определить схему чередования ударных и неударных слогов. Полученный результат называется футом, который затем можно использовать для расчета его размера. Двуногая стопа состоит из двух слогов, а трехногая — из трех слогов.
Двуногий:.
- хорей — ударение на первом слоге;
- ямб — ударение на втором слоге;
- пиррихий — два безударных слога;
- спондей — два ударных слога.
Три позы хода, кольцевая, амфибия, во время подъема. Авторы могут использовать СМИ для придания эмоциональной окраски своему произведению.
Например, лексика текста может состоять из слов, придуманных автором. Такие приемы очень нравились Маяковскому.
К средствам выражения относятся
- эпитеты — красочные описания, чаще всего это прилагательные;
- метафора — слово или выражение, которое употреблено в переносном значении;
- олицетворение — «оживление» неживых предметов и явлений.
Дома также бывают разных типов. Например, в мужском гомосексуализме тон сортируется на последний слог, а в женском гомосексуализме — на предпоследний слог. Можно использовать и другую сортировку. Неравномерные гомосексуалисты со словами в первой и третьей строках рифмуются с двумя соседними строками, первая рифмуется с четвертой и второй строками, а вторая — с круговым ритмом.
Чтобы понять, что значит анализировать стихотворение, нужно проделать не одну письменную работу. Лучше всего начать с простой письменной работы. Затем переходите к более сложным письменным работам.