Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы. Что такое композиция в литературе

Приемы сказочной композиции, три повторения событий: Богатило трижды борется со змеем Гольником, царевна трижды сидит у окна хоромы, Иванушка на коне доезжает до нее и хватает ее кольцо, царь трижды пробует свою невесту в «Ватрахопуле».

Композиция и сюжет

Все литературные произведения описывают события, как внешние (события), так и внутренние (мысли и чувства каждого персонажа лирического героя).

Система этих событий и есть сюжет.

Так почему же нам нужно различать сюжеты? Если сюжет не хронологичен и может включать в себя всевозможные лирические отступления, то фабула — это определенная последовательность событий, расположенных во времени.

Если литературное произведение будет пересказано вам еще раз, вы, скорее всего, узнаете сюжет — чтобы узнать сюжет, вам придется прочитать произведение самостоятельно.

Пример

Классическим примером разницы между фабулой и сюжетом является произведение Лермодова A Hero ofOurTime. События романа изложены не в хронологическом порядке, а по воле автора.

Композиция

Каждое литературное произведение уникально, но в литературе, как и в архитектуре, есть общие правила. Литературные произведения создаются в соответствии с правилами композиции. Основная схема литературного произведения выглядит следующим образом

  1. экспозиция, в которой мы знакомимся со всеми основными действующими лицами;
  2. завязка, дающая толчок к развитию событий;
  3. развитие действия — самая значительная по объёму часть, в которой мы видим все контакты и столкновения персонажей;
  4. кульминация — апогей действия, когда конфликт произведения доходит до пиковой точки и уже невозможно загладить его, забыть, умолчать;
  5. развязка, в которой нам демонстрируются результаты разрешения конфликта.

Композиция литературного произведения

Пример

  • экспозицией являются сцена, в которой городничий предупреждает своё ведомство о приезде ревизора, а также сцена «Хлестаков в гостинице»;
  • завязка — Бобчинский и Добчинский предполагают, что Хлестаков и есть ревизор, поэтому городничий знакомится с Хлестаковым и предлагает тому пожить в доме городничего;
  • развитие действия — все встречи Хлестакова в этом городе (включая взятки, жалобы и сватовство);
  • кульминация — публичные мечты городничего о роскоши, в которой он будет жить, породнившись с Хлестаковым, и всеобщем попрании; информация о том, что Хлестаков не ревизор;
  • развязка — сообщение, что подлинный ревизор прибыл; немая сцена.

Такие средства построения сюжета, как контраст (сопоставление букв и важных элементов), часто используются в литературе. Логическим следствием оппозиции в литературных произведениях является конфликт, реальное противостояние противоположностей, порождаемое оппозицией.

Типы конфликтов

Тип оппозиции определяет страстность литературного произведения, его общее настроение.

Произвольные элементы композиции

Безусловно, стоит отметить обязательные части композиции литературного произведения и упомянуть те элементы, которые могут быть включены в литературное произведение по желанию автора. К ним относятся эпиграмма, вступление и эпилог.

Эпиграмма (отрывок из другого литературного произведения) используется для того, чтобы поместить читателя в контекст чтения и подвести его к мысли о том, что этот текст именно «скрыт».

Пример

Эпиграмма Пушкина «Капитанская дочка» («Когда ты молод, храни свою честь») из произведения AS помогает сосредоточиться на вопросах человеческого достоинства и ценности.

Пролог служит введением к тексту. Это способ автора представить свою работу. Эпилог, с другой стороны, является приложением к законченному литературному произведению (часто объясняющим, что происходит с персонажем после описанных событий). Пролог и эпилог могут не иметь никакого отношения к основному действию романа.

Пример

Примером романа с прологом и эпилогом является «Петербург» Андрея Белого.

Композиция Миллера характеризуется контрастными техниками и многочисленными повторениями, которые позволяют повторять изображения в точности вверх ногами. Например, в первой сцене «Анны Карениной» автор описывает человека, который погибает под колесами поезда, и Толстой заканчивает рассказ тем, что именно так закончила свою жизнь его героиня.

Методы составления

  1. Ретроспекция или «взгляд назад». Автор возвращает читателя в прошлое героя, чтобы он лучше понял нынешнее его состояние. В девятой главе своего романа «Обломов» И. А. Гончаров рассказывает о детстве Илюши Обломова, о жизни в его родной деревне, чтобы показать, как из резвого мальчика вырос такой увалень.
  2. Разрыв. Приём для создания интриги, для подогревания читательского интереса. Часто используется авторами детективных романов.
  3. Экспозиция. Часть сюжета, описание обстановки, фона для предстоящих событий. Автор использует экспозицию по своему желанию, но может обойтись и без неё. Экспозиция подготавливает к чтению книги.

В развитии сюжета есть свои этапы. В центре сюжета неизбежно находится конфликт, но читатель узнает об этом не сразу.

Композиция сюжета

  • Начало книги — экспозиция или пролог, в котором автор разъясняет обстановку, время, место, где будут происходить события текста.
  • Далее следует завязка. Развитие событий продолжается.
  • Наступает кульминация, самые интересные и интригующие события произведения. Чтение становится захватывающим.
  • Последующие события ведут к развязке. Всё объясняется, всё становится понятным.
  • В эпилоге автор прослеживает дальнейшую судьбу героев. Иногда в эпилоге читатель встречается с героями книги через много лет. Пролог и эпилог не является обязательным для композиции.

Структура участка зависит от типа проекта. Например, миф всегда заканчивается моральным уроком. Драматические произведения классицизма имели свои собственные правила композиции. Например, требовалось пять актов.

Композиция сказки

Популярные народные композиции имели свои неизменные характеристики. Песни, сказки и сказания писались по своим собственным законам композиции.

Сказка состоит из «Как острова Океан и Буйан …». которая начинается со сказки. Сказки часто состояли из текстов, иногда далеких от содержания сказки. Сказки использовали мифы, чтобы удерживать внимание аудитории, ожидая, пока она будет слушать, не отвлекаясь. Тогда он говорил: «Это сказка, а не сказка. Сказка будет на первом месте».

Затем последуют начинания. Самым известным из них был: «Жило-было царство, в царстве тридцать лет…». Первый из них начинался со слов. Затем рассказчик продолжил историю в ее характере, до чудесных событий.

Приемы сказочной композиции, три повторения событий: Богатило трижды борется со змеем Гольником, царевна трижды сидит у окна хоромы, Иванушка на коне доезжает до нее и хватает ее кольцо, царь трижды пробует свою невесту в «Ватрахопуле».

Конец также традиционный. Это сказано о персонажах. Они счастливы и хорошо живут». Иногда в конце подразумевается бегство в гости: «Сказки для тебя и хлеб для меня».

Композиция сюжета

Литературная композиция — это расположение частей произведения в определенном порядке и представляет собой целостную систему художественных форм. Средства и композиционные приемы углубляют смысл выражения и раскрывают черты характера. Каждое произведение искусства имеет свою собственную композицию, но существуют традиционные законы, сохраняемые для определенных видов.

В классический период существовала система правил, которые определяли определенные нормы написания для авторов, и их нельзя было нарушать. Это были правила трех модулей: время, место и сюжет. Такова структура пяти актов драматического произведения. Четкое разделение между произносимыми именами и отрицательными и положительными персонажами. Характер композиции в классицистических произведениях принадлежит прошлому.

Приемы интеграции в литературе зависят от типа произведения и таланта писателя. Писательский талант владеет композиционными типами, элементами и приемами, знает их особенности и может использовать эти художественные приемы.

Подумайте о том, как выделить свою работу, чтобы знать все композиционные приемы. Композиционные приемы и элементы, используемые для поддержания тревоги, удивления читателя или передачи необходимого сообщения.

Обратите внимание, как Леонардо да Винчи уравновешивает композицию, добавляя яркое пятно в окне справа от стола. Обратите внимание, как Леонардо да Винчи уравновешивает композицию, добавляя яркое пятно окна с правой стороны стола.

Литературные элементы

Каждый текст создается с помощью композиционных элементов, а также логической последовательности тем в соответствии с определенным замыслом. Часто авторы используют их, чтобы вызвать у читателя более яркие образы и актуальность. Как правило, выделяют следующие пункты

Обзор создания текста

  1. повествование — рассказ, содержащий большое количество глаголов, оборотов, деепричастий для наиболее динамичной передачи происходящих событий;
  2. диалог — беседа двух героев, которая позволяет наиболее точно передать противопоставление двух разных точек зрения или раскрыть личность персонажа;
  3. монолог — речь героев, не требующая ответа, размышления;
  4. система образов — взаимосвязь и взаимодействие всех присутствующих в тексте героев, топонимики и предметных образов;
  5. пейзаж — уникальное литературное средство, позволяющее ярко описать воображаемый мир, страны и города, целые галактики и планеты, а также передать атмосферу определенного эпизода;
  6. портрет — подробная характеристика не только внешности действующего лица, но и его внутреннего мира.

Художественные тексты невозможны без грамотной и четкой структуры, без использования приемов в соответствии с выбранным типом и темой проекта. Существует внушительный список захватывающих книг, которые приковывают внимание читателя с первой страницы, но есть и такие, которые не представляют интереса даже к кульминации.

Созданные модели мебели используются для размещения комнат в трехмерном расположении, увеличивая объем доступного пространства. При создании помещения используйте кирпичи с размерами в пропорции 100:50:25 см.

Как внести в обстановку динамику

1. Обращайтесь к вертикальным линиям

Некоторые параллельные перпендикулярные линии уже могут придать интерьеру некоторое движение. Они также визуально приподнимают крышу. Нет необходимости выбирать обои с вертикальными полосами или рисовать линии на стенах (хотя это очень эффективный вариант), есть и другие методы.

  • контрастные гардины по бокам от окна + карниз, поднятый на максимальную высоту;
  • вертикальный настенный декор (например, коллаж из нескольких фотографий или постеров, размещенных в линию друг над другом);
  • акцентное выделение несущих колонн, выступающих из стен;
  • полуперегородка с вертикальным рисунком;
  • бра, дающие отсвет вверх и вниз;
  • узкие и высокие картины, постеры, зеркала.

2. К горизонтальным линиям

Можно использовать и горизонтальные линии, хотя они применяются несколько реже. Особенно если вы хотите визуально опустить потолок (если линия проходит по стене) или визуально разделить стены в небольшом пространстве (в этом случае линия проходит по полу или потолку).

3. Пользуйтесь асимметрией

Асимметрия является независимым синтетическим средством, но привносит динамичный звук и заставляет зрителя «прыгать».

4. Проводите диагонали

  • диагональная расстановка мебели;
  • укладка напольного покрытия по диагонали;
  • стены, выкрашенные по диагонали;
  • ковры и дорожки с соответствующим рисунком.

5. Оставляйте достаточно воздуха

Существование в свободном пространстве, в воздушном пространстве, является предпосылкой для динамичного интерьера. Чем более загромождено пространство, чем теснее мебель и чем более статична ситуация.

6. Выбирайте геометрию

Четкие геометрические формы — еще один способ создать более динамичный интерьер.

7. Не бойтесь контрастов

Контрастные сочетания и штрихи (в меру) могут сделать обстановку более живой и внести динамику. Кстати, контраст — это не только цвет, но и форма, размер и твердость/мягкость.

Типичная композиция — это композиция, основанная на сочетании абстрактных элементов (точек, линий, точек, цветов), без тематического содержания.

Формальные или абстрактные композиции показывают законы, по которым строится произведение искусства, и позволяют выявить логику его построения.

Историческое возникновение дизайна как еще одной тенденции связано с реализацией типовой композиции как явления. Языки проектирования основаны на законах формальной композиции. Баухаус и ВХУТЕМАС (первые школы дизайна) вышли из авангардной школы в начале 20 века, когда в контексте новаторских направлений в искусстве, таких как кубизм, дендизм, абстракционизм и герметизм, сформировались такие явления, как искусство без предметов. Формальная композиция стала основой авангардного искусства, а дизайн как вид искусства возник на основе формальной композиции.

Также уроки которые могут вас заинтересовать

Как нарисовать реалистичные полупрозрачные капли в Illustrator

В этом уроке мы создадим крутые и реалистичные капли в AdobeIllustrator.

Как рисовать водные текстуры в PhotoshopВ этом уроке вы создадите красивые водные текстуры с нуля в AdobePhotoshop.

Как нарисовать геометрические камни в Illustrator

В этом уроке мы разработаем логотип в виде многогранного камня в AdobeIllustrator.

Как рисовать значки столбцов в Illustrator

В этом уроке вы нарисуете значок колонки в AdobeIllustrator.

Как нарисовать значок USB-накопителя в Illustrator

Сегодня мы нарисуем значок USB-флешки в AdobeIllustrator.

Как создать стильный дизайн iMac в Illustrator

В этом уроке мы нарисуем простую иконку iMac в AdobeIllustrator.

Как нарисовать значок iPhone в Illustrator

В этом уроке вы нарисуете упрощенный значок iPhone в AdobeIllustrator.

Как нарисовать простой геометрический узор в Illustrator

В этом уроке вы создадите простой геометрический узор в AdobeIllustrator.

Как нарисовать плиссированный рубин в Illustrator

В этом уроке вы создадите плиссированный рубин в AdobeIllustrator.

Как нарисовать значок термометра в Illustrator

В этом уроке вы разработаете минималистичный уровневый термометр с помощью AdobeIllustrator.

Как нарисовать иконку пакета молока в Illustrator

В этом уроке показан процесс создания минималистичной иконки на пакете молока.

Как нарисовать значок чата в Illustrator

В этом уроке вы создадите иллюстрированный значок чата в AdobeIllustrator.

Как нарисовать значок мобильной аутентификации в Illustrator

В этом уроке вы нарисуете значок, представляющий аутентификацию на мобильном устройстве.

Как нарисовать значок карты в Illustrator

В этом уроке вы нарисуете простую иконку карты в AdobeIllustrator.

Как нарисовать флакон духов в Illustrator

В этом уроке вы нарисуете небольшую иконку флакона духов в AdobeIllustrator.

Как нарисовать значок динамика в Illustrator

В этом уроке вы нарисуете простой значок динамика в AdobeIllustrator.

Как нарисовать значок офиса в Illustrator

В этом уроке вы нарисуете простую, элегантную иконку в AdobeIllustrator.

Как нарисовать мультяшного кота в Illustrator

В этом уроке вы создадите милого стилизованного кота в AdobeIllustrator.

Как нарисовать значок компаса в Illustrator

В этом уроке вы нарисуете простой плоский значок компаса в AdobeIllustrator.

Как нарисовать эффект живого текста с помощью маски в Illustrator

В этом уроке вы создадите интересный текстовый эффект в AdobeIllustrator.

Оцените статью
Uhistory.ru