Что такое аллегория на примерах из литературы. Аллегория что это такое?

Художественная литература так Так же как живопись, музыка или скульптура представляют жизнь через определенные образы, которые пытается передать создатель произведения.

Что такое аллегория в литературе

Определение термина аллегория Значение оригинального греческого слова «аллегория». На русский язык оно переводится как allegorical, что означает «аллегорический». аллегория — Способ сказать, выразить абстрактное понятие по-другому, не напрямую, а с помощью художественного образа.

Например, образ льва – аллегория О власти, о королевской власти, о мужестве.

В этом случае понятие не выражается конкретно, а передается путем сравнения с характеристиками используемого образа, через ассоциации и аллюзии.

Из геральдической или мифической роли льва не следует, что любое его изображение или упоминание обязательно. аллегорично.

В книге Брема о животных лев — всего лишь представитель животного мира, чьи повадки и образ жизни объясняет зоолог.

То же самое относится и к другим символам. В буквальном смысле слово или изображение не имеет символического значения.

Где используется аллегория

На аллегоричеГеральдика основана на этом образе: изображения на гербах передают характеристики или события из жизни их носителей, будь то географический объект, учреждение или знатная семья.

Медведь в гербах городов Вольгаста символизирует силу и проницательность.

Тот же приём широко применяется в искусстве:

  • живописи — (пример – изображение времён года в виде людей соответствующего возраста или характерных предметов: Маэлья Мариано Сальвадор, «Весна» — изображение молодой женщины с цветами);
  • архитектуре — (барельефы и статуи на фасадах: атланты, поддерживающие балконы, карнизы и перекрытия, — аллегория терпения и выносливости);

Что такое аллегория в литературе

  • скульптуре — (представленные в человеческих образах философские и иные отвлечённые категории – статуя Свободы);

Что такое аллегория в литературе

  • литературе — (животные в баснях – аллегорическое изображение человеческих качеств).

Что такое аллегория в литературе

Литературная критика понимает этот термин как троп, основанный на метафорическом лексическом значении, которое дополняет основной смысл, не теряя его.

Зачем нужен этот троп

В литературных История применениАллегории можно проследить до глубокой древности. Говорят, что Эзоп, будучи создателем такого История Эзопа, который, будучи рабом, не умевшим выражать свои мысли прямо, высмеивал в своих мифах ошибки своих хозяев. к аллегориям.

Писателям разрешается использовать аллегорический язык:

  1. Выразить простым способом сложные для осознания понятия, передавая их с помощью наглядных образов, ассоциативно с ними связанных. В стихотворении А.С. Пушкина «Узник» стремление орла к полёту отражает стремление узника к свободе.
  1. Окрасить ситуацию личным отношением. Представляя в образе Моськи (басня «Слон и Моська») любителей получить незаслуженную репутацию «игрой на публику» в безопасной ситуации, И.А. Крылов вкладывает своё отношение и в описание диких действий собачонки в адрес слона, которому такая мелочь явно не противник, и в оценку этих действий Шавкой («перестань срамиться»), и в реакцию, точнее, отсутствие реакции, со стороны самого «объекта нападения».
  1. Обойти возможные цензурные препоны, завуалировав истинный смысл. Представляя Русь в виде «птицы-тройки» в финале первого тома «Мёртвых душ» и восхищаясь ею, Н.В. Гоголь, однако, переходит к лирическому отступлению прямо после описания мчащейся брички Чичикова. В результате аллегоричеТройка-Руси приходит к пониманию того, что этой чудесной повозкой управляет мошенник и самозванец. Экспресс такую мысль простым языком, впрямую, Гоголю не позволила бы цензура.

Что такое аллегория в литературе

Однажды лебедь, краб и рыба стали тянуть тележку с багажом, и все трое вместе тянули тележку; они чесали головы, но тележка не двигалась!

Аллегория — это маскировка истинного смысла

Я дам определение этому термину чуть дальше, но сначала хочу продолжить тему его появления. Ниже изображен автор метода художественной речи (тропа) — Эзоп.

Баснописец Эзоп

В основном он изображал людей в виде животных и наделял их соответствующими привычками и характеристиками. И все, включая джентльменов, любили произведения Эзопа.

Они читали их с большим удовольствием и даже не подозревали, что в этот момент смеются над собой, своими недостатками и слабостями. Позже был даже такой такое понятие, как «язык Эзопа».

Теперь обещанное определение аллегории:

Что такое аллегория

Очень часто в литературных в творчестве и в повседневной жизни. такие вот соответствия:

Примеры аллегории

Пример аллегории в современной литературе

Перед вами отрывок из одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимний вечер». Прочитайте ее и ответьте на простой вопрос: о чем она?

Снег идет, снег идет по всей земле. Свеча горела на столе, Свеча горела. На освещенном потолке были тени, Скрещенные руки, скрещенные ноги, скрещенные судьбы. Весь месяц февраль шел снег, И то и дело свеча горела на столе, Свеча горела.

Если понимать это буквально, то образ кажется ясным. В сознании возникает образ суровой русской зимы, одиноко стоящего дома. История происходит в какой-то деревне, так Электричества нет, и дом освещается свечами. Внутри есть два любовника, которые регулярно занимаются сексом. Вот на что это похоже, не так ли? Только это даже отдаленно не похоже на правду.

Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно ее представить, кто такой Пастернак. Он — бунтарь, провозглашающий истину. Писатель, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предполагать, что он вдруг написал такую банальная любовная поэма. И он не сделал этого! В этом стихотворении скрыт более глубокий смысл:

Образ свечи

  1. Зима, которая окутала всю землю – это смерть, которая подстерегает человека и может забрать его в любой момент.
  2. Свеча, горящая на столе – это лучик света, надежды, а также сама жизнь. Яркий образ заставляет нас понять, насколько хрупка наша жизнь, что она может быть унесена малейшим дуновением ветра. И все же жажда жизни в нас очень сильна, так как вьюга, проносящаяся по февралю, но таки не смогла погасить свечу».
  3. Скрещенье рук, скрещенье ног – это действительно любовные отношения двух людей, но не ради удовлетворения инстинктов. Это символ объединения вокруг света, отсюда и «судьбы скрещенье».

По сути, через, казалось бы, банальный образ зимы Пастернак описывает один из фундаментальных законов мироздания. Или, лучше сказать, он замаскировал одно в другом. Это правда.

Аллегории в баснях Крылова

Массу аллегорий Иван Крылов также использует его в своих баснях. В каждой из его работ главными героями являются животные. Но в них мы можем легко распознать человеческое поведение или поступки, которые зачастую не являются самыми правильными или образцовыми.

Иван Крылов

Крылов явно высмеивает человеческие недостатки или, наоборот, восхваляет достоинства. В каждом животном зашифрован характер:

  1. Так, Лиса – это всегда олицетворение хитрости и заискивания.
  2. Осел – упрямство и невежество.
  3. Медведь – сила и доброта, иногда неуклюжесть.
  4. Петух – самолюбие и зазнайство.
  5. Заяц – хвастовство и трусость.
  6. Стрекоза – беспечность.
  7. Муравей – трудолюбие.
  8. Мартышка – глупость и так далее.

Но Крылов прячет под аллегории Не только персонажи, но и целые устои жизни, отношения между различными частями общества и исторические моменты. Живое существо. пример — Миф о «волке и ягненке».

Сильные всегда обвиняют бессильных: вот почему в истории мы — тьма. примеров слышим.

В этой истории волк всячески ругает и хулит ягненка, который осмелился пить из одного с ним ручья. Но в легенде (в это такое?) не относится к этой паре животных. За образами волка и ягненка у Крылова скрываются правители и простой народ.

Волк и ягненок

У автора легенды есть еще одно произведение — «Волк в псарне».

Когда волк хотел пойти ночью в хлев, он заходил в конуру. Вдруг весь питомник встал — он почувствовал запах серого так близко забияку.

В этой повести Крылов ловко скрыл события 1812 года. В это время Наполеон (волк), понимая, что Россия (кеннел) не будет побеждена, попытался договориться о мире.

Псарня

Но в конце концов наши генералы во главе с Кутузовым не поверили в это и преследовали французскую армию до самого Парижа. Легенда заканчивается тем, что опытный траппер (Кутузов) не стал договариваться с волком (Наполеоном) и настроил против него всех собак.

Другие примеры аллегорий в литературе

Конечно, мы сталкиваемся не только в Крилове, и не только в мифах. аллегории. Например, Многие сказки Салтыкова-Щедрина полны аллегорий. Наиболее яркий пример — «Мудрый пескарь».

Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила изолироваться от всего на свете, ни во что не вмешиваться, никому не помогать и жить только для себя, можно увидеть пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются достичь вершины, не стремятся улучшить свою жизнь. И автор приходит к очень точному выводу от таких Живые существа (будь то рыба или человек) не имеют абсолютно никакой пользы.

Они не холодны и не горячи, не бесчестны и не честны. Они просто занимают место и едят пищу.

Еще один пример — Песня «Буревестник» Максима Горького не имеет ничего общего с птицей, хотя она и является главным героем.

Глупый пингвин боязливо прячет свое жирное тело в скалах, а гордая птица-громовержец смело и свободно летает над пенящимся морем! …буря! Шторм приближается!

Пингвины в данном случае представляют собой серую массу. Люди, которые трепещут перед силой и боятся ей противостоять. А штурмовики — это храбрецы, готовые бросить вызов и смести старый порядок.

Буревестник

То же недовольство старым порядком можно найти в творчестве Александра Блока.

Повозки ехали по знакомой линии, трясясь и скрипя; желтые и синие повозки молчали, зеленые плакали и пели.

Однако здесь необходимо уточнить, что имеет в виду автор. В дореволюционной России поезд состоял из разноцветных вагонов. Богатые путешествовали в первом и втором классах (желтый и синий), а простые люди — в менее комфортабельном третьем классе (зеленый).

В данном случае, конечно, Блок не имеет в виду конкретный поезд.

Через аллегорию Он описывает общий образ жизни в стране — богатые хорошо проводят время и не хотят ничего слышать о своем окружении, а бедным остается только молчать и терпеть.

В качестве аллегорий Некоторые авторы используют фамилии персонажей.пример, У Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина есть Правдин и Прос.таков. У Грибоедова есть Молчалин и Скалозуб. И как только мы его видим, мы сразу понимаем, что за персонаж тот или иной, и что думает о нем автор.

Оцените статью
Uhistory.ru