Международное сотрудничество (осуществляется при крупных катастрофах, затрагивающих значительные территории страны, в этом случае гуманитарная помощь может оказываться при поддержке других стран).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы управления, силы и средства органов местного самоуправления в области защиты населения и почв от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Префиксы FP и/или TP РСЭС расшифровываются как «Операционная подсистема» и «Территориальная подсистема» соответственно.
Две целевые функции РКШС более заметны.
- предупреждение возникновения и снижение размеров ущерба от ЧС;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
18 апреля 1992 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. В 1995 году она была преобразована в РСЧС — Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Целью создания этой системы было объединение усилий и возможностей государственных органов, ответственных за защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Решение о создании данной системы было принято, когда практика защиты населения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций показала, что существующая система гражданской обороны по своему статусу, структуре и силе не может обеспечить эффективное решение всех проблем. Стало ясно, что стране нужна организация, которая могла бы разобрать и воплотить в жизнь идею создания принципиально новой национальной системы безопасности жизнедеятельности населения.
По состоянию на 2022 год в состав РСЧС входят 36 ведомств (15 министерств, восемь федеральных агентств, 11 федеральных учреждений и две государственные компании), создающих 45 операционных подсистем.
Принципы, заложенные в основу создания РСЧС
Создание RSChS было основано на следующих принципах
- защите от чрезвычайных ситуаций должно подлежать все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;
- организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- реализация мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций должна осуществляться с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
- организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству РФ и решаемым задачам;
- при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет всех видов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, всех стадий их развития, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников;
- система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», т.е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей прежде всего профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Более подробную информацию о работе RSChS см.
Задачи РСЧС
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и почв от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» основными задачами РСЧС являются
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующий руководящий орган РНЦХС создается и осуществляет свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Инструменты повседневного управления RSChS включают в себя
Основные направления деятельности РСЧС
Сегодня РКШС является одним из ключевых звеньев в структуре государственной власти. К приоритетным направлениям системы RSChS относятся
- Руководство структурными подразделениями централизованного подчинения, координация деятельности муниципальных органов власти.
- Контролирующая деятельность. Надзорные и контролирующие инстанции осуществляют контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
- Проведение профилактической работы. Профилактическая деятельность заключается в разработке программ и проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное предупреждение об угрозе экстремального происшествия и его их масштабах.
- Обучающие и практические занятия. Обучение граждан нормам поведения в критических условиях предполагает разработку специальных программ, проведение обучающих семинаров и учебных тренировок. Обучение профильных работников МЧС, повышение их профессиональных навыков производится в специализированных образовательных центрах и учреждениях повышения квалификации.
- Материально-техническое снабжение структурных подразделений.
Ключевую роль в реализации национальной программы в части защиты гражданских, природных и материальных ресурсов играет разработка и реализация единого плана действий для подразделений RSChS различного уровня. Это становится возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы. (Ранее эти вопросы решались отдельно каждым подразделением).
Цели и задачи РСЧС
Основные цели РСПС можно кратко сформулировать в названии этой организационной структуры.
- предупредить и предотвратить чрезвычайные происшествия;
- уменьшить ущерб от бедствий, катастроф и иных катаклизмов;
- быстро нейтрализовать ЧС и устранить ее негативные последствия.
Для достижения этих целей руководящие органы должны выполнять следующие задачи RSChS
- Создание условий для внедрения в практику научных проектов, направленных на прогнозирования природных катаклизмов и уменьшение масштаба разрушительных последствий, а также укрепление функциональности производственных объектов в экстремальных условиях.
- Обеспечение подготовленности техники и людских ресурсов к действиям по устранению чрезвычайных происшествий.
- Обучение гражданского населения правилам поведения в экстремальной обстановке.
- Координация работы контролирующих органов РСЧС.
- Организация деятельности специальных служб для прогнозирования и анализа вероятных последствий.
- Формирование фонда материальных и финансовых средств для помощи потерпевшим и восстановления разрушенных объектов.
- Скоординированное взаимодействие всех подразделений по локализации стихийных бедствий и устранению последствий катастроф.
- Организация медпунктов по оказанию первой помощи потерпевшим от катастроф или бедствий.
- Создание и реализация нормативных актов, связанных с предоставлением правовой защиты гражданам страны при наступлении ЧС.
- Развитие сотрудничества на международном уровне.
Структура РСЧС. Уровни РСЧС
Интегрированная система RSChS состоит из двух взаимосвязанных подсистем.
- Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
- Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.
Кроме того, структура РСЧС разделена на пять уровней, каждый из которых отвечает за более высокий уровень.
- Федеральный. Высший ярус представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
- Межрегиональный. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС .
- Региональный. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
- Муниципальный. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
- Объектовый. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.
Целью создания этой системы было объединение усилий и возможностей государственных органов, ответственных за защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Координационные органы РСЧС
В их число входят Комитет по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (CoES) и Комитет по противопожарной защите федеральной исполнительной власти, региональные и местные органы власти и существующие организации.
Основные задачи КЧС
Они направляют деятельность организаций по подготовке и проведению операций по реагированию на чрезвычайные ситуации, а также
повысить уровень безопасности в нестабильных установках; и
подготовка и реализация специальных программ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; и
участие в мероприятиях, направленных на защиту населения от чрезвычайных ситуаций и их последствий; и
Упорядочение подготовки персонала агентства к действиям во время чрезвычайных ситуаций; и
Регулирование сертификации спасателей.
Силы и средства РСЧС
К силам, находящимся в полной боевой готовности в любое время, относятся спасательные подразделения и формирования, а также общественные объединения, имеющие на вооружении специальное оборудование, технику и приспособления.
Сегодня РКШС является одним из ключевых звеньев государственной власти.
Приоритетные направления системы RSChS включают в себя
Разработка возможных организационных мер по защите территории Российской Федерации и ее населения от чрезвычайных ситуаций. Затем это может быть включено в законодательство.
Налаживание работы РСХН и
надзор за работой подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям; и
осуществление мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций; и
подготовка специалистов для спасения населения; и
финансирование и логистика РСЭС.
В настоящее время он отлично справляется со своей работой и превосходит все ожидания. Благодаря этой системе осуществляется эффективное сотрудничество с населением по всей России, проводятся всевозможные тренинги и лекции, сотрудники обучают как детей (в том числе детсадовского возраста), так и взрослых. (См. также.) Что такое чрезвычайная ситуация, что делать в случае ее возникновения и какие меры следует предпринять для предотвращения ее возникновения.
До настоящего времени эта структурированная система позволяла эффективно организовывать работу входящих в нее ведомств и принимать все необходимые меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций, спасению людей от гибели и ликвидации последствий катастроф и других бедствий.
Сегодня название было изменено: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Постановление Правительства № 794 от 30 декабря 2003 года), но аббревиатура осталась прежней: РСЧС.
Основные задачи КЧС
Они направляют деятельность организаций по подготовке и проведению операций по реагированию на чрезвычайные ситуации, а также
повысить уровень безопасности в нестабильных установках; и
подготовка и реализация специальных программ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; и
участие в мероприятиях, направленных на защиту населения от чрезвычайных ситуаций и их последствий; и
Упорядочение подготовки персонала агентства к действиям во время чрезвычайных ситуаций; и
Регулирование сертификации спасателей.
Силы и средства РСЧС
К силам, находящимся в полной боевой готовности в любое время, относятся спасательные подразделения и формирования, а также общественные объединения, имеющие на вооружении специальное оборудование, технику и приспособления.
Сегодня РКШС является одним из ключевых звеньев государственной власти.
Приоритетные направления системы RSChS включают в себя
Разработка возможных организационных мер по защите территории Российской Федерации и ее населения от чрезвычайных ситуаций. Затем это может быть включено в законодательство.
Налаживание работы РСХН и
надзор за работой подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям; и
осуществление мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций; и
подготовка специалистов для спасения населения; и
финансирование и логистика РСЭС.
В настоящее время он отлично справляется со своей работой и превосходит все ожидания. Благодаря этой системе осуществляется эффективное сотрудничество с населением по всей России, проводятся всевозможные тренинги и лекции, сотрудники обучают как детей (в том числе детсадовского возраста), так и взрослых. (См. также.) Что такое чрезвычайная ситуация, что делать в случае ее возникновения и какие меры следует предпринять для предотвращения ее возникновения.
До настоящего времени эта структурированная система позволяла эффективно организовывать работу входящих в нее ведомств и принимать все необходимые меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций, спасению людей от гибели и ликвидации последствий катастроф и других бедствий.
РСЧС — это устоявшееся сокращенное название системы организаций, существующих для защиты населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций («ЧС»).
Режимы функционирования РСЧС
Работа РСЧС зависит от чрезвычайной ситуации.
Таким образом, существует три возможных режима работы.
*Нажмите на изображение, чтобы открыть его в новом окне в полном размере
Каждый режим более подробно описан в следующих разделах.
- Режим повседневной деятельности (в отсутствии ЧС). Проводимые мероприятия:
- мониторинг окружающей среды;
- прогнозирование вероятности ЧС;
- разработка и реализация программ по предупреждению ЧС;
- подготовка к возможным ЧС (техническое оснащение и обучение соответствующих подразделений, информирование населения);
- резервирование материальных ресурсов на случай наступления ЧС;
- подготовка возможностей для эвакуации населения и материальных ценностей в случае ЧС;
- ведение статистической отчетности и анализ уже произошедших ЧС.
- усиление мониторинга окружающей среды и уточнение прогнозов относительно возникновения ЧС;
- усиление готовности органов управления и органов быстрого реагирования к возникновению ЧС;
- информирование населения о возможной ЧС посредством всех возможных средств связи (объявление по радио и телевидению, смс-оповещение и т.д.);
- принятие мер по снижению возможного ущерба от потенциальной ЧС;
- уточнение планов действий (планов развертывания сил быстрого реагирования, эвакуации населения и т.д.);
- эвакуация людей и мат.ценностей при необходимости.