Какой аппарат помогает изучать морское дно. Какой аппарат помогает изучать морское дно.

Исследователи из разных стран встречаются, чтобы получить как можно более полную информацию. Исследование Мирового океана важно для разведки полезных ископаемых, рыболовства и судоходства.

Батискаф

Батискаф (от греческого «глубоко» и «лодка») — это автономный (самоходный) подводный аппарат для океанографических и других глубоководных исследований. Сегодня эти глубоководные аппараты используются для отбора проб со дна, погружения на затонувшие суда, изучения подводной топографии и других наблюдений.

Основное отличие лодки-лягушки от подводной лодки заключается в том, что лодка-лягушка имеет легкий корпус, заполненный бензином или другим веществом с низкой сжимаемостью, которое легче воды, для создания положительной плавучести. За легким корпусом находится прочный корпус, обычно в форме полого шара, гондолы, в котором при нормальном атмосферном давлении размещаются приборы, панели управления и экипаж. Погружной аппарат приводится в движение гребными винтами, приводимыми в движение электродвигателями.

Батискаф в порту Тулон

Устремляясь ввысь

Изобретателем подводного аппарата был швейцарский физик Огюст Пикар. Профессор университета в Брюсселе, он изучал геофизику и геохимию, и ему приснился сон о небе. Чтобы осуществить свою мечту, он изобрел стратосферный аэростат FNRS-1.

Уникальное для своего времени устройство представляло собой сферический герметичный алюминиевый шпиндель, прикрепленный к воздушному шару. Внутри него было постоянное давление, и воздух хранился так, чтобы пассажиры могли спокойно находиться в разреженной атмосфере. 27 мая 1931 года натуралист проверил свою техническую идею вместе со своим другом Паулем Кипфером. В ходе первой попытки им удалось достичь высоты почти 16 000 метров над землей. Через несколько лет рекорд был поднят до 23 000 метров.

Огюст Пикар (1884-1962)

Огюст Пикар (1884-1962) — швейцарский физик, исследователь и изобретатель

Двойное испытание

Испытательный полет первого воздушного шара в стратосфере нельзя назвать гладким. Во время взлета в немецком городе Аугсбург Пикар и Кипфер обнаружили, что клапан управления воздушным шаром вышел из строя, и полет стал неуправляемым. Несмотря на все невзгоды, испытателям удалось благополучно приземлиться в Тирольских Альпах на леднике Гургль. В 1989 году на этом месте был установлен мемориал.

Памятник

Аппараты для исследования океана

Полная энциклопедия

Более 98% дна океана до сих пор не изучено, но в последние годы достигнут значительный прогресс в разработке методов исследования океана. Исследовательские суда продолжают играть важную роль. Многое можно узнать, буксируя приборы за кораблями, собирая образцы сетями и поднимая материал с морского дна. Буи, расположенные далеко от берега, передают информацию по радио; спутники могут сообщать на Землю такие данные, как температура, ледяной покров и высота волн.

Потребности морской разведки нефти привели к разработке небольших, универсальных подводных аппаратов. Жак Кусто создал первое из этих ныряющих блюдец, названное Diving Saucer, в 1959 году. Подводные лодки состоят из внешнего корпуса, рассчитанного на огромное давление, иллюминаторов, иллюминаторов, наружного освещения, разнообразных органов управления, камер и другого оборудования. Не менее полезны подводные роботы или дистанционно управляемые устройства, обычно прикрепленные к судам, с которых передаются команды. Дистанционно управляемые подводные лодки и аппараты используются для прокладки труб, ремонтных работ, фотографирования, сбора образцов, глубоководных погружений и многих других глубоководных операций.

Подводные лодки

На поверхности моря балластные цистерны подводной лодки заполнены воздухом. Когда он погружается, клапаны резервуара открываются, чтобы выпустить воздух, и вода поступает через отверстия в дне резервуара. Чтобы достичь поверхности, сжатый воздух закачивается под высоким давлением в верхнюю часть резервуаров, вытесняя воду. Обычно подводные лодки используют дизельные двигатели на поверхности и аккумуляторы при движении на больших глубинах. Атомные подводные лодки могут месяцами обходиться без дозаправки. Кислород и пресную воду для экипажа получают из морской воды. Первая американская атомная подводная лодка «Наутилус», построенная в 1954 году, пересекла Северный полюс подо льдом.

В период с 1872 по 1876 год «Челленджер» провел исследования в более чем 300 точках Мирового океана. Сонар использовался для измерения глубины, определения температуры и взятия проб осадочных пород, воды, растений и животных. Приборы, использовавшиеся на «Челленджере», сегодня кажутся крайне примитивными, но собранная информация легла в основу многих современных знаний об океане (см. «Жизнь океана»).

Глубоководное погружение

Судно на воздушной подушке должно иметь прочный корпус, чтобы выдерживать давление воды, устройство для контроля плавучести и глубины, а также двигательную установку. Глубинный заряд представлял собой тяжелый стальной шар, который можно было спустить с корабля на тросе. В 1930-х годах глубина сферы достигла 900 метров, что стало рекордом для того времени. Лодка-лягушка типа FNRS-Z была оснащена бензиновым двигателем и стреляла железными ядрами, когда ей приходилось всплывать на поверхность. В 1960 году подводному аппарату «Триест» с экипажем из трех человек удалось погрузиться на глубину 11 300 метров и достичь дна Марианской впадины, самой глубокой точки Мирового океана.

Подводная лодка Beaver IV изготовлена из очень легких материалов для достижения наилучшей плавучести. Pisces — это коммерческая подводная лодка, которая может погружаться на глубину до 9000 метров. Некоторые подводные лодки, такие как «Perry» и «Diver», оборудованы переходной шахтой для высадки водолазов.

Джейсон» — это дистанционно управляемое устройство, которое исследует затонувшие корабли с помощью удаленных видеокамер. DSRV — глубоководный спасательный аппарат, используемый для спасения экипажа с затонувших подводных лодок.

«Элвин», разработанная в 1964 году, была подводной лодкой для экипажа из трех человек, использовавшейся для исследования затонувшего «Титаника». «Элвин» совершил более 1700 погружений, включая погружения на глубину 4000 метров, и оказался бесценным для геологических и биологических исследований.

Водолазные костюмы

Жесткие костюмы, такие как «Паук» и «Джим», — это миниатюрные водолазные устройства, позволяющие нырять на большую глубину и защищающие от давления воды. Спайдер имеет подачу воздуха и приводится в движение пропеллерами с электродвигателями.

В 17 веке люди спускались под воду с водолазными колоколами, и только в 19 веке был изобретен водолазный костюм с прочным медным шлемом. Они приводились в движение воздухом с поверхности. В 1943 году произошла революция в дайвинге. Французский морской исследователь Жак Кусто и инженер Эмиль Каньян изобрели автономный дыхательный аппарат для подводного плавания (акваланг), в котором сжатый воздух подается из баллонов, закрепленных на спине аквалангиста. Коммерческие гидрокостюмы оснащены всевозможными функциями, облегчающими работу дайвера. Существуют костюмы с подогревом и даже перезаряжаемые скутеры, помогающие дайверу двигаться быстрее.

Глубоководные аппараты

Основным препятствием для исследования Мирового океана была невозможность длительного пребывания под водой. Богатство и разнообразие подводного мира остаются недоступными для человека, поскольку он не может свободно дышать под водой. Водолазы и гидрокостюмы могут погружаться под воду только на короткое время и имеют значительные ограничения по глубине погружения. Тем не менее, им удалось добиться серьезных результатов.

Например, в 1960 году исследователи погрузились на дно самой глубокой точки океана — Марианской впадины. Его глубина составляет почти 11 000 метров, а давление воды на дне впадины буквально разорвало бы обычный корабль. Однако, погрузившись на такую огромную глубину, люди с удивлением обнаружили, что на дне кипит жизнь. Морские ракообразные, моллюски и даже рыбы сумели приспособиться к огромному давлению, почти полному отсутствию кислорода и солнечного света.

В последнее время наблюдается возрождение интереса к Марианской впадине: За последние двадцать лет было организовано несколько дайвинг-экспедиций. Последний, под руководством В. Весково, состоялся в 2019 году. В то же время российская экспедиция с помощью автоматического подводного аппарата «Витязь» взяла донные пробы и измерила свойства глубинных слоев воды.

Исследовательские суда

Сегодня самыми важными инструментами морских исследователей являются научно-исследовательские суда. Это обычные суда, оснащенные современными измерительными и исследовательскими приборами, которые позволяют проводить исследования в области гидрологии, гидрохимии, геофизики, геологии, гидрографии и других областях океанологии. Советский Союз имел один из самых больших исследовательских флотов в мире. В настоящее время в состав российского флота входят научно-исследовательские суда «Адмирал Владимирский», «Янтарь» и некоторые другие.

Сегодня Соединенные Штаты Америки обладают самым обширным исследовательским флотом. В его состав входят более двух десятков судов различных категорий. Кроме того, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Германия и многие другие страны имеют исследовательские суда.

Космические исследования океана

В настоящее время исследователи океана получают большое количество исследовательских данных из космоса через исследовательские спутники. Современное оборудование позволяет проводить точные измерения температуры и скорости океанских течений и ветров, колебаний солености морской воды, состояния морской поверхности, миграции косяков рыб, биологической активности планктона и т.д. В Советском Союзе для получения этих данных существовало специальное агентство космических исследований, состоящее из более чем десятка исследовательских судов, включая самое большое в мире исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин».

За последнее столетие морские исследования достигли значительного прогресса. Однако, по данным ученых, на сегодняшний день более или менее изучено лишь около 7% океанского дна. Океан хранит множество тайн, и для их разгадки необходимы долгие годы исследований.

А теперь наслаждайтесь этой статьей

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий