Плавание продолжалось три года, и в 1806 году оба корабля благополучно достигли порта приписки: «Нева» — 22 июля, а «Надежда» — 19 августа. Все запланированные работы были выполнены, и все члены экспедиции благополучно вернулись, что было довольно необычно для публики, которая следила за моряками по газетным статьям.
Иван крузенштерн что открыл
Иван Федорович Крузенштерн — русский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской академии наук и один из основателей отечественной океанологии.
Он первым нанес на карту большую часть береговой линии острова Сахалин.
Он был одним из основателей Русского географического общества.
- Иван Фёдорович Крузенштерн – выходец из небогатых дворян.
- Закончил Морской кадетский корпус.
- Участник войны со Швецией (1788-1790гг.)
- Ветеран Гогландского и Эландского сражений.
- После войны прошел стажировку во флоте Великобритании, в ходе которой воевал с французами у берегов Северной Америки.
- В 1803-1806гг. руководил первым русским кругосветным плаванием.
- В последующие годы жизни передавал накопленный опыт сначала как инспектор, а потом и директор Морского кадетского корпуса.
Физически Крузенштерн был очень образованным человеком. Современники отмечали, что он был необычайно силен, имел атлетическое телосложение, а его плечевой пояс и выпуклая грудь превосходили самых сильных моряков экспедиции. Во время кругосветного путешествия он каждый день в течение 30-40 минут упражнялся с двумя двухфунтовыми (32 кг) гирями.
Адмирал очень любил своих питомцев. Во всех плаваниях его сопровождал спаниель, который быстро стал любимцем команды.
Интересные факты.
- За три года морского похода ни один человек из его команды не пострадал. Никто из жителей открытых в той экспедиции земель не был ущемлен в своих правах.
- На кораблях, которыми командовал И.Ф. Крузенштерн, не допускались физические наказания.
- И.Ф. Крузенштерн придерживался прогрессивных политических взглядов. Еще до восстания декабристов говорил о необходимости отмены крепостного права.
- Будучи молодым человеком, в годы союзничества между Россией и Англией, он приказом адмиралтейства был направлен служить на английский военный фрегат. В сражениях и походах показал себя отважным и мужественным человеком. За захват вражеских фрегатов Крузенштерну полагалась определенная доля из призовых денег. Однако Иван Федорович денег не взял, отдав их команде «Тетиса», на котором он имел удовольствие служить.
- Бескорыстие И.Ф. Крузенштерн проявлял и в почтенном возрасте, отказавшись от Демидовской премии за соавторство в гидрографических трудах, в пользу своих коллег.
- Удивительна и судьба Крузенштерна-педагога. Став директором Морского корпуса, Иван Федорович прославился своим отеческим и доброжелательным отношением к студентам, был заботливым и мудрым наставником.
Открытия И.Ф. Крузенштерна.
1803-1806.
- И.Ф. Крузенштерн совершил первым из русских мореплавателей кругосветное путешествие вместе с Юрием Лисянским на шлюпах «Надежда» и «Нева». Командовал «Надеждой».
- За три года корабли «Надежда» и «Нева», пройдя через Атлантический океан, обогнули мыс Горн, а затем водами Тихого океана добрались до Камчатки, Курильских островов и Сахалина .
- Экспедиция уточнила карту Тихого океана, собрали сведения о природе и жителях Камчатки и Курил.
- Иван Крузенштерн опубликовал описание своего путешествия и составил атлас Тихого океана.
- Во время плавания русские моряки впервые пересекли экватор. Отпраздновали это событие, согласно традиции, с участием Нептуна.
- Матрос, одетый в повелителя морей, спросил у Крузенштерна, для чего он прибыл сюда со своими кораблями, ведь ранее российский флаг в этих местах не видели. На что командующий экспедицией ответил: «Для славы науки и отечества нашего!».
Предыстория и задачи экспедиции Крузенштерна
Необходимость в таком кругосветном путешествии назревала давно; в 1799 году Крузенштерн обратился в Морское министерство с просьбой о проведении экспедиции. Он хотел доказать, что можно перевозить товары по морю из России в Новый Свет. До этого времени до российских владений в Америке добирались по суше долгим и трудным путем: через всю Россию на Дальний Восток. Там их погрузили на корабль и доставили на американский континент. Помимо этого проекта, российские ученые мечтали исследовать глубины океанов и догнать Францию и Англию, которые уже преуспели в этом.
Почти одновременно с Крузенштерном с аналогичным предложением в министерство обратилось влиятельное Русско-американское общество, в число попечителей которого входил Николай Петрович Резанов, посол России в Японии и сам дипломат. Разрешение, наконец, было получено, и после тщательной подготовки Надежда и Нева покинули порт Кронштадта ясным утром в августе 1803 года.
Стоит отметить, что на борту «Надежды» находился и Н.П. Резанов, отправленный правительством в экспедицию в Японию. Там он должен был установить дипломатические и экономические отношения между двумя державами.
Однако его дипломатический опыт не помог послу сохранить мир во время миссии. Он считал, что командует обоими кораблями, потому что носил в кармане своего стюарда письмо от правителя, дающее ему все полномочия. Крузенштерн ничего о нем не знал; официально он был главнокомандующим экспедиции.
Разногласия между двумя капитанами привели к затяжному конфликту, во время которого два моряка не разговаривали друг с другом в течение всего плавания, живя в одной каюте и общаясь только посредством записок. Результатом конфликта стала жалоба, написанная Резановым по прибытии на Камчатку, в которой он требовал предать Крузенштерна суду за неподчинение.
Маршрут кругосветного плавания
Миссия продолжалась три года. За это время корабли прошли долгий путь:
- из Кронштадта в Копенгаген, затем в Фалмут (Великобритания) и далее на Канарские острова;
- пересечение Атлантического океана к берегам Бразилии;
- обход мыса Горн к острову Пасхи и Маркизским островам (Тихий океан);
- Гавайи (Гонолулу) – Петропавловск-Камчатский – Япония – Сахалин;
- от островов Кальяк и Ситка (Аляска) на Гуанчжоу, далее на Макао (Китай) и остров Святой Елены;
- через мыс Доброй Надежды к Азорским островам (Португалия) – Портсмут (Англия) и в Кронштадт.
В прошлом многие моряки погибали в таких плаваниях, но особенностью экспедиции Крузенштерна было то, что в ней не было ни одного погибшего.
Значение для науки
Трехлетнее плавание показало преимущества морского транспорта, ведь перевозка товаров в Америку и Китай по суше занимала несколько лет и требовала 4 000 лошадей!
Миссия внесла важный вклад в географическую науку. После получения отчетов координаты реальных островов были уточнены на картах, а несуществующие острова были удалены. Береговая линия Дальнего Востока, Сахалин, Камчатка, Японские острова и Курильская гряда были исправлены и описаны очень подробно.
Специалисты экспедиции приступили к тщательному изучению Мирового океана. Они измерили параметры глубины, температуры, прозрачности и солености морской воды и изучили приливы и отливы. Другие ученые собрали обширные коллекции растений, почв, камней и представителей подводного мира.
Описание экспедиции составило три толстых тома, был составлен атлас со 104 картами и гравюрами. Эта работа была переведена на 7 основных языков мира. Это великое плавание прославило русский флот, а имена его героев появились на карте мира — пролив Крузенштерна и остров Лисянский.
См. сейчас статью
Первое кругосветное путешествие
По возвращении домой Крузенштерн разработал план прямых маршрутов между российскими портами Балтики и Аляски и представил его на рассмотрение. Сначала предложение было отвергнуто Иваном Федоровичем, но когда встал вопрос о кругосветном путешествии, он взял инициативу на себя.
Митлесен
Основной целью экспедиции было исследование Амурского лимана и прилегающих территорий для поиска наиболее подходящих торговых путей для российского Тихоокеанского флота.
Летом 1803 года два парусных судна, «Надежда» и «Нева», вышли из Кронштадта в открытое море.
Моряки отправились в Атлантику, а через год им удалось впервые в истории российского флота пересечь экватор.
Во время этого путешествия Крузенштерн сделал ряд важных открытий и исследований:
- внес значительные изменения в старые карты, нанеся на них новые объекты;
- провел глубоководные исследования океанических вод;
- выяснил истинную причину свечения моря;
- собрал полную информацию о приливах и отливах различных регионах;
- тщательно исследовал побережье Сахалина, Курильских островов, западное побережье Японии;
- установил новый прямой маршрут к русским владениям на Аляске и Камчатке.
Научная деятельность
Вернувшись в Россию после кругосветного путешествия, он стал интенсивно заниматься научной работой. В 1809-1812 годах он работал над своим «Кругосветным путешествием», которое было переведено на многие европейские языки, а также над «Атласом Южных морей».
В своих литературных произведениях Крузенштерн подробно описал свое путешествие. Он первым составил атлас Тихого океана с точными астрономическими, этнографическими и биологическими наблюдениями. Для XIX века атлас Крузенштерна был невероятно полным и информативным, содержал множество точных чертежей, карт и планов.
Иван Федорович был избран членом многих престижных научных обществ и академий Европы. Долгое время он возглавлял Морской кадетский корпус.
За 16 лет своей деятельности Крузенштерн ввел в школе множество новшеств:
- разнообразил курсы новыми обязательными предметами;
- значительно пополнил библиотеку и музей ценными учебными пособиями;
- создал и утвердил Высшие офицерские классы, на базе которых позже была сформирована Военно-морская академия;
- отменил телесные наказания.
Иван Крузенштерн умер 12 августа 1846 года, и в честь великого мореплавателя были названы остров, пролив, риф и даже лунный кратер, а также знаменитый ледокол и океанографическое исследовательское судно.
Награды
- Орден Святого Георгия 4-й степени
- Орден Святого Александра Невского с бриллиантами
- Орден Святого Владимира 3-й степени
- Орден Святой Анны 2-й степени
- Орден Pour le Mérite «За заслуги в науке и искусствах»
В Санкт-Петербурге был установлен памятник Ивану Федоровичу. В честь Крузенштерна названы 12 географических мест. Например, атолл в архипелаге Маршалловых островов. В его честь также была названа кора.