Маклай начал свое первое путешествие из Йены. В 1866 году он присоединился к экспедиции на Канарские острова под руководством профессора Геккеля. Экспедиция провела около 4 месяцев, зоологически исследуя малоизвестный остров Ланзероте.
Где находится берег маклая
Хижина путешественника представляла собой деревянное здание с крышей из сплетенных пальмовых листьев, стоящее на сваях. Рядом развевался российский флаг, прикрепленный к флагштоку, прибитому к высокому дереву, и даже была комната для тайного хранения журналов экспедиции Миклухо-Маклая на случай, если он не переживет свою экспедицию к еще неизвестной земле. Дневники русского ученого остаются важным источником по этнографии Новой Гвинеи, непревзойденным образцом и примером этнографической полевой работы во многих отношениях. 2 На фото: Н.Н. Хижина Миклухо-Маклая на мысе Гарагасси.
Интерьер хижины был разделен на две части: Русский ученый жил в одной части, его помощники — в другой. Стоит отметить, что его слуги активно помогали русскому ученому только в первый раз: в дальнейшем они постоянно болели, и мальчик умер. За путешественником также присматривал слуга Уилсона почти все время его первого пребывания в Новой Гвинее. Более того, Уилсон был парализован страхом перед туземцами в моменты облегчения состояния здоровья и не выходил из хижины в течение всего своего пребывания на острове.
В комнате ученого у одной стены был установлен большой стол, на котором лежали микроскоп, приборы для метеорологических и других наблюдений, ящик с лекарствами и хирургическими инструментами, книги и зарисовки туземцев. Благодаря таланту рисования N.N. Миклухо-Маклая, мы можем, например, понять жизнь и быт островитян в XIX веке. Всего насчитывается около 700 рисунков великого русского ученого, которые также являются ценным этнографическим и антропологическим источником, поскольку «отличаются точностью пропорций, тщательной прорисовкой деталей, ярко отражают как антропологический тип, так и человеческую индивидуальность».
В прихожей коттеджа стояло удобное раскладное кресло, подарок великой княгини Елены Павловны русскому ученому.
Однако дом имел некоторые недостатки, например, протекающую крышу, над которой русский ученый и его помощники трудились часами в течение нескольких месяцев. Когда Н.Н. Миклухо-Маклай задумался о причине протечки, он пришел к выводу, что это связано не с материалами или укладкой черепицы, а с очень низким уклоном первоначальной крыши. К такому выводу российский ученый пришел во время пребывания в папуасских деревнях, крыши хижин которых были построены под острым углом.
Первое знакомство с бонгуанцами
На северо-востоке Новой Гвинеи Миклухо-Маклаю удалось установить дружеские контакты и хорошие отношения с туземцами, папуасами, и выучить некоторые из их языков. Благодаря своему терпению, доброй воле, уступчивости и смелости русский ученый и исследователь завоевал доверие, любовь и преданность туземцев. Фактически, он «открыл» для внешнего мира папуасов на северо-восточном побережье Новой Гвинеи, которое позже назвал Берегом Маклая, «в честь права первого европейца поселиться там, исследовать побережье и получить научные результаты».
Во время своих экспедиций в Юго-Восточную Азию и Океанию русский ученый тщательно и подробно описывал хозяйство, быт, материальную культуру, обычаи и традиции туземного населения, уделяя особое внимание их особому искусству.
В представленной здесь модели можно увидеть некоторые ключевые эпизоды из дневников ученого, свидетельствующие о его гуманизме. Особого внимания заслуживает момент первой встречи Н.Н. Миклухо-Маклая с папуасами на побережье. Прибыв в северо-восточную часть острова, ученый решил посетить одну из деревень, чтобы лучше узнать папуасов. Хотя российский ученый не знал, какой прием его там ожидает, он решил идти без оружия, так как с самого начала понял, что его пистолет не поможет в его исследованиях. Как только Миклухо-Маклай вошел в деревню, его встретила группа мужчин, вооруженных копьями и луками. Затем было поднято несколько копий, некоторые из папуасов приняли очень агрессивную позицию, как будто собирались бросить копье, и две стрелы полетели в сторону ученого. Как выяснилось позже, эта реакция была связана не столько с агрессией, сколько со страхом, поскольку они впервые в жизни видели белого человека. Миклухо-Маклай отреагировал очень быстро и неординарно, потому что, чтобы убедить туземцев в своих мирных намерениях, он не стал проявлять агрессию, а расстелил ковер (соломенный пол), снял обувь и поставил ее рядом, растянулся на нем, закрыл глаза и заснул как ни в чем не бывало.
После этого Н.Н. написал. Миклухо-Маклай написал в своих дневниках, что когда он проснулся, то почувствовал себя очень свежим, потому что проспал почти два часа! Когда он открыл глаза, то увидел нескольких папуасов, сидящих вокруг ковра. Они были безоружны и смотрели на него не угрюмо, но очень удивленно. Потом там стоял Н.Н. Миклухо-Маклай встал, покачал головой в разные стороны и пошел к своей хижине. В этом случае папуасы поняли, что русский ученый пришел к ним с добрыми намерениями, но отнеслись к таинственному незнакомцу не как к обычному смертному, а сначала как к опасному существу, а после долгой дружбы с ним — как к обожествленному духу предков. Еще одним аргументом в пользу «сверхъестественности» Миклухо-Маклая был его светлый цвет кожи, поскольку в мифологии многих этнических сообществ Новой Гвинеи светлая кожа является характерной чертой обитателей подземного мира мертвых или духов, живущих на небесах.
На ранних этапах вхождения Миклухо-Маклая в мир папуасов его дружеские и доверительные отношения с Туем сыграли важную роль. Этот житель Горенду приходил в Гарагасси почти ежедневно. По словам ученого, он брал у Туя уроки папуасского языка, на котором говорят в районах Бонгу, Горенду и Гумбу». От своих односельчан Маклай узнал названия многих рек, мысов и деревень и внес их расположение на схематическую карту, которую он составил с помощью Туя. В свою очередь, Николай Николаевич постепенно пытался расширить кругозор своего друга теми немногими местными словами, которые он слышал и выучил. Вскоре Туй, а за ним и другие жители окрестных деревень, стали называть путешественника Tamo russ — «человек из России». Как мы увидим позже, ему дали еще одно прозвище — каарам тамо, или «человек луны».
«Маклай, не поджигай море»
Со временем Н.Н. Миклухо-Маклая для расширения помещений его домика. В 1872 году он заменил высокую террасу верандой, которая стала его обычным рабочим местом в дневное время: Было светло, и можно было разговаривать с папуасами, не вставая. С террасы также открывался прекрасный вид на море, и русский ученый проводил на ней часы, работая над результатами своих исследований.
Тем не менее, Миклухо-Маклай всегда поражал папуасов своими «сверхъестественными способностями». Особый интерес в этом деле представляет эпизод, произошедший на этой самой веранде, когда несколько папуасов вместе с Н.Н. Первый друг Миклухо-Маклая в Новой Гвинее — Туим — вновь пришел в хижину, принадлежащую русскому ученому, и решил провести «эксперимент по их внушаемости».
Н.Н. Миклухо-Маклай взял блюдце от чашки, пригласил гостей, налил воды, выпил сам и дал попробовать одному из папуасов, который тоже убедился, что это вода. Затем он добавил немного спирта в воду в блюдце, которая выглядела как вода, и поджег ее. Папуасы открыли рты, подняли брови и сделали несколько шагов назад. Для них это был шок. Затем русский ученый вылил горячий спирт с подноса на пол: он продолжал гореть. Папуасы отступили, опасаясь, что Н. Н. Миклухо-Маклай тоже стрелял в них и бежал в деревню. Через некоторое время они появились снова, на этот раз целой толпой — это были жители окрестных деревень. Они слышали о горячей воде от Туя и все хотели увидеть ее. Туй попросил его показать им, «как горит вода». Когда Н. Н. Миклухо-Маклай выполнил эту просьбу, эффект был неописуем: большинство бросилось бежать, умоляя русского ученого «не поджигать море». Многие встали, настолько удивленные и испуганные, что их ноги буквально остановились на месте. Когда напряженность ослабла, увидев это, жители Новой Гвинеи неустанно приглашали Н.Н. Миклухо-Маклая в свои деревни.
Власть тамо-боро-русов значительно возросла. Люди из окрестных деревень все чаще обращались к нему и просили исцелить их от различных болезней. Благодаря своему медицинскому образованию, Н. Н. Миклухо-Маклай смог оказать ценную помощь своим друзьям.
К декабрю 1872 года «Изумрудный ключ» достиг побережья северо-восточной части Новой Гвинеи, но русский ученый пообещал папуасам вернуться, и сдержал свое обещание, совершив еще две экспедиции к побережью Маклая в 1876 — 1877 и 1883 годах. Во время второй экспедиции он остановился в хижине, построенной папуасами на мысе Бугарлом, в нескольких минутах ходьбы от деревни Бонгу, всего в нескольких километрах от мыса Солитьюд, где он останавливался во время своей первой экспедиции.
После третьей экспедиции, перед отплытием на корвете «Скобелев», Тамо Русс собрал представителей всех окрестных селений и сообщил им о своем намерении на время покинуть Маклайское побережье. Ученый посоветовал жителям деревни отправить женщин и детей в горы, если появится европейский корабль, и быть предельно осторожными, так как у белых обязательно будет огнестрельное оружие. Затем он сообщил собравшимся об обычных знаках, используемых жителями этого побережья, чтобы отличить «друга от врага». Островитяне плакали, расставаясь с Маклаем.
Шире и глубже
Продвижение наследия своих предков настолько понравилось Миклухо-Маклаю-младшему, что он сделал это своей главной задачей и оставил бизнес. Он основал Фонд Миклухо-Маклая для сохранения этнокультурного наследия Миклухо-Маклая. Он участвовал в выставках и издательской деятельности. Фотовыставки, посвященные первой экспедиции в Папуа-Новую Гвинею в XXI веке, прошли в лофт-проекте «Этажи», во Второй гимназии Санкт-Петербурга, рядом с историческим зданием Русского географического общества и в Институте русской литературы (Пушкинский дом), где, в частности, были представлены фотографии советских ученых в Папуа-Новой Гвинее в 1970-х годах. Не Пушкинский Дом предоставил их для выставки, а Николай Миклухо-Маклай-младший разыскал их, приобрел и доставил в Пушкинский Дом, который известен своим уникальным архивом записей. В рамках культурного форума прошли выставки в Министерстве иностранных дел и Этнографическом музее. Один из первых фильмов об экспедиции был показан в Эрмитаже.
Папуасская девушка широко улыбается, примеряя русский платок
Русская мода в Папуа — Новой Гвинее
Что может внушить больше доверия представителям другой культуры, чем традиционная культура? Во время визита молодых ученых из Папуа-Новой Гвинеи в Россию делегация посетила Санкт-Петербургскую консерваторию, кафедру этномузыкологии, где их коллеги, студенты и докторанты консерватории, показали им русские песни, танцы и костюмы, реконструированные на основе материалов экспедиции. И вот широко улыбающаяся папуасская девушка примеряет русский головной платок.
А потом была демонстрация русской этнической моды уже в Папуа-Новой Гвинее. Я снова была поражена яркими красками и парадоксальным сочетанием русских костюмов с типичной внешностью папуасских девушек. Эмоции играют в таких проектах роль центрального звена. Что вы помните, то и вызывает отклик. И вы можете что-то с этим сделать. Вы можете углубиться в материал и искать новые подсказки.
В Папуа-Новой Гвинее они показали костюмы русских крестьян XIX века, сшитые из материалов, традиционно используемых в России. Крестьянский костюм XIX века из Вологодской губернии, состоящий из рубахи-косоворотки из синего холста, ткани индиго ручной окраски, портов в красную полоску, тканого пояса, карманов, плетеных берестяных лаптей и шляпы из гречишного войлока. Эта шляпа названа в честь популярной русской еды 19 века, которую сегодня назвали бы фаст-фудом. Это кулич из гречневой крупы, которому придают форму с помощью заранее изготовленного стакана, а затем обжаривают в масле.
В Папуа-Новой Гвинее были представлены русские крестьянские костюмы XIX века, изготовленные из материалов, традиционно используемых в России.
Девичий костюм крестьянки Новгородского уезда второй половины XIX века состоит из ситцевой рубахи в прямоугольную кокетку с широкими манжетами рукавов и оборками по краю рукавов. Сарафан и платок сшиты из хлопчатобумажной ткани с рисунком, в точности повторяющим декоративные элементы модного тогда ситца «овчинка выделки», который был очень популярен среди крестьян. Зрители удивлялись, почему так много одежды. Специально для этого проекта в мастерской «Славутница» в Санкт-Петербурге были созданы восемь кукол в русских народных костюмах северо-западных губерний — две мужские и шесть женских. По словам руководителя мастерской Софьи Владикиной, кукол с подлинными русскими костюмами, сделанных по музейным образцам, нет нигде, кроме Папуа-Новой Гвинеи и даже не в России. И куклы, и костюмы не уехали домой, а остались в Уголке русской культуры в Университете Папуа-Новой Гвинеи, в Архиве Папуа-Новой Гвинеи и в Русском офисе Национальной библиотеки. На выставках и показах мод представители Фонда Миклухо Маклая раздавали посетителям анкеты с вопросом, хотят ли они больше узнать о России и российском образовании и выучить русский язык. «Мы ожидали 100-150 анкет, но за три дня получили до тысячи. Это были потенциальные студенты курсов дистанционного обучения на русском языке, которые Фонд организовал совместно с Государственным университетом путей сообщения в Санкт-Петербурге, одним из первых инженерных вузов России. «Важным аспектом успеха нашей деятельности является то, что я стараюсь подавать информацию о культурном наследии в легком для восприятия формате, — говорит Миклухо-Маклай-младший, — потому что если говорить о шеститомном собрании сочинений в семи книгах (а мы его недавно издали) и обсуждать детали этого собрания, это займет слишком много времени, люди просто не успеют послушать, в чем величие Николая Николаевича. Очень важно представить информацию в практичном, ясном и кратком формате, чтобы люди могли уловить суть. А те, кто серьезно интересуется, всегда могут найти источники, которые мы также подготовили.
Хорошо знать наследие
Чтобы понять человека прошлого века, нужно «залезть ему под кожу» или хотя бы примерить его костюм. И это тоже сработало. Исследователи костюмов получили заказ от Миклухо-Маклая Младшего на воссоздание экспедиционного костюма Николая Николаевича Миклухо-Маклая по его меркам. В распоряжении творческой группы были три фотографии и портрет ученого. Портрет как источник достоверной информации о тканях и фактурах был немедленно взят на вооружение. «Выбор цветовой гаммы зависел от художника. Его больше волнует образ, чем точность текстуры. За основу мы взяли одну из фотографий», — рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Алексей Аранович, профессор кафедры истории и теории искусства Санкт-Петербургского государственного университета промышленного машиностроения и дизайна. Его кроил и шил Дмитрий Колышев, мастер дизайна исторического костюма.
Полоска на фото костюма легла в основу «индукционного метода» выбора материала. Полоса хорошо видна». Вельвет? Маловероятно. Кружева и тесьма стали популярны немного позже и в основном в городской среде. Они также не соответствуют тропическому климату», — утверждают реконструкторы. И они пришли к выводу, что «рубашка и брюки были сделаны из плотного хлопка с полосатым рисунком» и «использовалась двусторонняя ткань»: Рубашку можно кроить с лицевой стороны ткани, а брюки — с изнаночной.
«Мы ожидали около 100-150 анкет, но в течение трех дней их было до тысячи. Это были потенциальные участники заочных курсов по русскому языку, организованных Фондом совместно с Государственным университетом путей сообщения в Санкт-Петербурге.
Затем потребовалось три недели, чтобы найти подходящий материал. Было протестировано полтора десятка образцов тканей, имеющихся на рынке, и костюм был перешит три раза. «Это третий вариант, — улыбается Алексей Аранович, — берешь ткань, начинаешь над ней работать, стираешь, и оказывается, что она не подходит или потерялась. Конечный результат — чистый хлопок! Мне интересно, можем мы это сделать или нет. Мы сделали это! Внешне мы работали с точностью, в соответствии с современной тенденцией индивидуализации исторических фотографий. Шапка, обувь и пояс — двести процентов, рубашка — девяносто пять процентов, что касается штанов (портов) — семьдесят пять процентов. В среднем, наш костюм составляет девяносто — девяносто пять процентов от того, что носил Миклухо-Маклай». Костюм пришлось немного адаптировать к современной ситуации. Мы добавили к обуви тонкую протекторную полоску — в XIX веке ее не было, без нее обувь была слишком скользкой. Антропологические изменения также должны были быть приняты во внимание: Старший Миклухо-Маклай был меньше и сильнее своего потомка. Этот пример людей из одной семьи показывает общую тенденцию: мужчина стал выше и старше, согласно историку одежды.
— Сильно ли изменился уклад жизни на островах Океании за последние полтора века?
— Как вы говорите? Когда мы приехали, люди были в одежде, конечно, футболки или что-то еще. Многие из них были одеты задом наперед — для них это не было большой проблемой. Они носили европейскую одежду не очень аккуратно или даже небрежно. Но они очень уважительно относятся к своим и никогда не носят их неправильно. Я имею в виду набедренные повязки. Конечно, миссионеры, приехавшие в Маклай, немного изменили папуасскую одежду, но местные жители по-прежнему предпочитают свою одежду, которая часто передается из поколения в поколение.
Что касается образа жизни. Мы жили прямо в папуасской деревне под названием Горенду, «Берег Маклая», где мой предок поселился почти 150 лет назад. Местные жители согласились впустить нас. Мы провели ночь в их хижинах. В деревне нет ни электричества, ни воды. Вода в ручье отличная и чистая. Это, кстати, и есть тот поток, который описал Маклай. Но их хижины удивительно удобны. Они стоят на сваях и проконопачены со всех сторон, так что в жару человек чувствует себя очень комфортно.
Кстати, их дом не является для них крепостью, как для нас. Это просто место для сна. Большую часть времени они проводят возле хижины, готовя пищу на костре. Есть и посуда, которую они приносят сами, но есть и горшки, которые сделаны не с помощью гончарного круга, а вручную. Из того, что я видел, и из записей Маклая следует, что образ жизни папуасов в целом такой же, каким он был полтора века назад, примерно на 70%.
— Так где находится берег Маклая на карте?
— Папуа-Новая Гвинея. Например, в столице Порт-Морсби находится элегантный пятизвездочный отель GrandPapua. Через несколько лет (в ноябре 2018 года) здесь пройдет крупный саммит ОПЕК, Организации стран-экспортеров нефти.
Кстати, в следующем году перед саммитом мы планируем провести здесь выставку. Будет очень хорошо, когда 22 страны встретятся и узнают, что наш русский ученый Николай Миклухо-Маклай первым открыл эту землю для европейцев и вообще эту цивилизацию. Мы провели два дня в Порт-Морсби. Мы посетили Национальный ботанический парк, Национальную библиотеку, Национальный музей и выступили в крупнейшем университете Папуа-Новой Гвинеи.
Мы открыли выставку фотографий объектов, которые мы подготовили в сотрудничестве с «Арт-камерой». Один из участников очень метко выразился: «Маклай открыл наш остров миру и сохранил для нас его историю. Благодаря его коллекциям мы знаем нашу историю и культуру. С помощью Миклухо-Маклая-младшего мы хотим открыть Папуа-Новую Гвинею для россиян и заново открыть Маклая для Папуа-Новой Гвинеи». Все дело в городах. С другой стороны, если вы пролетите около часа до «Побережья Маклая» (300-километровое северо-восточное побережье Новой Гвинеи), вы фактически окажетесь в первобытной общинной системе.
— По слухам Вы собирались преподнести папуасам в дар свинью. Удалось это сделать? И почему именно свинью?
— Свинья для них — это все. Существует даже правдивая история о лидере Папуа-Новой Гвинеи, который посетил Москву в советское время. Он провел целый день, осматривая нашу столицу, но когда его спросили, что ему больше всего понравилось, он ответил: «Таких свиней я больше нигде не видел». Оказалось, что на одной из выставок ВДНХ ему показали откормочных свиней, выращенных в Советском Союзе. И это впечатление превзошло для него все остальное. Это часть их культуры. С хорошей свиньей можно иметь хорошую жену. Я купил им очень большую свинью — вся деревня ее съела. Кстати, там это стоит очень дорого. Но оно того стоило, потому что теперь эту историю они передадут следующему Маклаю, и, конечно, я не мог взять с собой домой никаких сувениров.
Единственная экспедиция Миклухо-Маклая в XXI веке. Чтобы узнать, где находится побережье Маклая, мы посетили место, где жил и работал великий гуманист XIX века.
О чем путешественник беседовал в Ливадии с Александром Третьим
«Чтобы прийти к такому мнению, мне действительно пришлось быть очень осторожным и не обещать того, чего не смогу выполнить. Это привилегированное положение помогало мне в моих частых контактах с туземцами и позволяло оказывать на них хорошее влияние во время частых междоусобиц и войн», — говорит Миклухо-Маклай.
Влияние путешественника на туземцев было настолько велико, что ему удалось положить конец постоянным междоусобным войнам.
«Благодаря своему положению и авторитету «человека Луны» я смог положительно запретить войны, и вскоре я увидел хороший результат запрета», — писал Николай Николаевич.
Пока мог, Миклухо-Маклай заботился о судьбе туземцев, которые верили в него, как в Бога, и обращал внимание, например, на теневой аспект появления миссионеров на островах Тихого океана. За миссионерами последовали торговцы и другие эксплуататоры всех мастей, чье влияние отразилось в распространении болезней, пьянства и огнестрельного оружия, объяснил ученый, выразив сомнение в том, что «достоинства цивилизации» перевешивали умение читать, писать и петь псалмы.
Лев Толстой, познакомившийся с трудами Маклая, написал ему:
«Вы первым эмпирически доказали, что человек везде человек, то есть дружелюбное, социальное существо, с которым можно и нужно общаться только добром и правдой, а не пушками и водкой».
Обеспокоенный судьбой местных жителей, Николай Николаевич лелеял идею создания на своем «побережье» автономного государства под протекторатом России. В апреле 1886 года здесь же, в Крыму, в Ливадии, он обратился с этой просьбой к императору Александру III, но план путешественника был отвергнут. Политические планы Миклухо-Маклая не удалось реализовать, но он сделал Россию известной в самых отдаленных уголках мира. Памятники путешественнику были установлены не только в Севастополе, но и в Папуа-Новой Гвинее, Австралии и Индии.
Дизайн с открытым исходным кодом
Понравилась ли вам эта статья?
Нажмите на звезду, чтобы оценить его!
Средняя оценка 5/5. рейтинг: 2
Никто еще не оценил этот пост! Будьте первым, кто это сделает.
jpg
Никто еще не поставил оценку. Деревня Мале в Новой Гвинее. Рисунок Н. Н. Миклухо-Маклай. Научный архив РГО.
«Англия, например, по хитро придуманному плану сумела расположить свои колонии таким образом, что почти все основные пути мировой торговли сходились или пересекались на ее территории. Россия, как сухопутная держава, не имела таких средств в силу своего географического положения, а ее историческое развитие не позволяло ей думать о дальних странах вплоть до сегодняшнего дня. Однако в настоящее время наша торговля находится на таком этапе, когда ей нужны сильные стороны даже в ближайшем будущем. Такими опорными пунктами могли бы стать острова Соломонова архипелага, но еще лучше — Новая Британия и Новая Ирландия».
Из отчета географа и путешественника барона Александра Каульбарса
Однако Миклухо-Маклая не интересовала высокая политика — он отправился в Йену, где с энтузиазмом изучал научные материалы о плаваниях в Тихом океане. В его записных книжках содержались выдержки из произведений Карла Бэра, Джеймса Кука, Августа Петермана, Федора Литке и других. Он также встретился с выдающимися учеными, которые разделили его опыт и выслушали его идеи.
Его идея заключалась в том, что нельзя ничего узнать об аборигенах, пока не поселишься среди них и не станешь почти одним из них». Самое главное — завоевать их доверие, поэтому вы должны полностью доверять им с самого начала.<.>Мы с Хаксли считали этот план чрезвычайно опасным, но он был полон решимости попробовать».
Из воспоминаний английского исследователя и натуралиста Альфреда Уоллеса
Нечего было покупать для экспедиции снаряжение: Имеющихся 1200 рублей не хватало даже на то, чтобы покрыть предполагаемую стоимость поездки. Подошло время отъезда, и ученый прибыл в Санкт-Петербург.
Чтобы собрать больше денег на экспедицию, Миклухо-Маклай передал свою коллекцию губок, собранную им с коралловых рифов Красного моря, в дар Зоологическому музею за 300 серебряных рублей. Некоторые из его приборов и инструментов были пожертвованы членами Совета Русского географического общества. Например, гидрометеоролог Михаил Рикачев, заместитель директора Главной физической лаборатории в Санкт-Петербурге, подарил ему самый современный прибор для измерения атмосферного давления — анероид, а вице-адмирал Семен Зеленый, директор Гидрографического департамента Министерства морского флота, подарил ему термометр для измерения морских глубин.
4_3.jpg
Страницы из малаккского дневника Н.Н. Миклухо-Маклай. Научный архив Русского географического общества
По просьбе Литке министр иностранных дел Владимир Вестман направил в правление Русского географического общества «открытый список на натуралиста Миклухо-Маклая» — рекомендательное письмо всем российским консулам в портах Тихого океана. Министерство внутренних дел изготовило «заграничный паспорт на имя дворянина Н. Миклухо-Маклая, отправленного в научную экспедицию» — двойная фамилия путешественника, который ранее официально был известен только как Миклухо-Маклай, была «узаконена».
Время на подготовку неожиданно оказалось несколько большим, чем ожидал путешественник. Официально из-за ремонта, но в действительности из-за франко-прусской войны, которая обострила политическую ситуацию, отплытие, запланированное на сентябрь, было отложено. По рекомендации Семенова-Тян-Шанского, Миклухо-Маклай решил провести оставшиеся дни в Ораниенбауме. Великая княгиня Елена Павловна хотела видеть его там. Знакомство оказалось чрезвычайно полезным: впечатленная его планом, принцесса использовала свои семейные связи, чтобы «высадить» путешественника прямо в Новой Гвинее, которой не было в первоначальном маршруте корабля.
7_1.jpg
Наконец, наступил долгожданный день. 29 октября великий князь Константин Николаевич поднялся на борт корвета «Витязь», осматривая корабли на пути в Тихий океан. Он также осмотрел каюту, отведенную для Миклухо-Маклая. Между принцем и ученым завязался долгий разговор.
«Поскольку я не могу предсказать, как долго мне придется оставаться в Новой Гвинее, что зависит от местной лихорадки и темперамента туземцев, я принял меры предосторожности и приобрел несколько медных цилиндров для рукописей всех видов (дневников, заметок и т.д.), которые могут оставаться зарытыми в землю в течение нескольких лет. Поэтому я был бы очень признателен Его Величеству, если бы было возможно организовать плавание русского военного судна через год или более к тому месту на побережье Новой Гвинеи, где я остановился, чтобы, если я не выживу, рукописи в цилиндрах можно было бы откопать и отправить в Императорское Русское географическое общество. Русское географическое общество. Он внимательно выслушал меня, пожал мне руку и сказал, что не забудет меня и мои рукописи в Новой Гвинее».
Из воспоминаний Николая Миклухо-Маклая «Первое путешествие на побережье Маклая в Новой Гвинее».
Во время морского путешествия экспедиция Миклухо-Маклая несколько раз подвергалась опасности. Когда корабль прибыл в Копенгаген, стало ясно, что отношения между Европой и Россией натянуты. Франция потерпела поражение в войне с Пруссией, а Россия заявила, что не считает нужным соблюдать Парижский договор, который запрещал ей иметь флот в Черном море. Английские правительственные круги были крайне недовольны, и маршрут «Витаза» пролегал от британских колоний до Портсмута, Плимута и далее к Тихому океану.
Малаккская экспедиция.
Экспедиция в Малакку началась 15 июня 1875 года и продолжалась 4 месяца в необычайно сложных условиях. Однако эти трудности были вознаграждены тем, что экспедиции удалось найти останки вымершего меланезийского племени семанг и собрать точную информацию, имеющую большое научное значение.
В 1876 году Маклай захотел снова посетить своих старых друзей, папуасов в Новой Гвинее. Он прибыл туда на частной английской шхуне, которая обязалась забрать его через шесть месяцев. Маклай был тепло принят туземцами, которые не убили его за четыре года отсутствия. Маклай пробыл там почти полтора года вместо оговоренных шести месяцев.
Искренняя доброта туземцев и их безоговорочное доверие к Махлаю позволили собрать чрезвычайно ценную антропологическую информацию и изучить жизнь папуасов.
Только в конце 1877 года, 19 января 1878 года, британский корабль прибыл в Сингапур, чтобы принять его. Здесь Маклай снова серьезно заболел, и по совету врачей ему пришлось решать: вернуться в Европу или уехать в Австралию. Маклай выбрал Австралию и остановился в Сиднее в июле 1878 года.
Защита туземцев.
Во время своих путешествий Маклай неоднократно имел возможность наблюдать жестокость и зверства колонизаторов по отношению к беззащитным туземцам. И он всегда выступал в защиту угнетенных.
Некоторые протесты Маклая были направлены на английские власти против порабощения туземцев. В дополнение к протестам Маклай представил британским властям специальную записку под названием «Похищение людей в рабство в западной части Тихого океана».
Когда Маклай узнал, что немцы намерены колонизировать прибрежную полосу, занятую папуасами, он выразил протест, утверждая, что аборигены имеют право на свою собственную территорию. Конечно, все эти протесты оставались гласом вопиющего в пустыне.
После серии новых экспедиций на Меланезийские острова в 1879-1881 годах Маклай решил на некоторое время поселиться в Сиднее, чтобы отредактировать свои научные работы и подготовить их к публикации. Для этого также требовались деньги.
Маклай снова обратился за грантом Русского географического общества, но не безвозвратно, так как надеялся, что сможет «оплатить свои долги за счет публикации своих путешествий». Не дожидаясь ответа и воспользовавшись тем, что русская эскадра приближалась к Австралии, Маклай отправился в Россию и прибыл туда в сентябре 1882 года.
В Санкт-Петербурге и Москве Маклеод выступал с докладами и лекциями о своих экспедициях и научной работе. Главный вопрос был решен. Маклай получил грант на погашение долгов и на двухлетнее пребывание в Сиднее.
Маклай покинул Санкт-Петербург в конце 1882 года и, после остановки в Берлине, где он успешно принял участие в заседании Берлинского антропологического общества, вернулся в Сидней в середине 1883 года. Там он женился на англичанке Маргарет Робертсон.
Урегулирование личной жизни не отвлекало Маклая от изучения Папуа. В 1884 году он обратился к российскому правительству с предложением передать «Берег Маклая» (так называлось побережье, где Маклай впервые высадился) в Новой Гвинее под его покровительство и основать там военно-морскую станцию.
В 1886 году он приехал в Россию и попросил разрешения основать русскую колонию на побережье Мамая. В то же время он через газеты призывал тех, кто хотел поехать с ним, основать колонию. По словам самого Махлая, за короткое время около 2 000 человек согласились сопровождать его. Но организация колонии не состоялась.
Возвращение Маклая на родину.
Все планы Махлая рухнули, денег на дальнейшее путешествие не было, и Махлай решил навсегда переехать на родину и завершить там публикацию своих трудов.
В 1887 году он приехал в Санкт-Петербург с семьей, совершенно больной (ревматизм и острая невралгия), и петербургский климат в конце концов стал его гибелью. Несмотря на прекрасное медицинское обслуживание, Миклухо-Маклай умер в апреле 1888 года, и на похоронах почти никто не присутствовал.
Так закончилась жизнь этого великого русского ученого и замечательного человека, который всю свою жизнь пытался максимально защитить угнетенный народ от деспотизма.
Смерть не позволила Махлаю завершить разработку своих произведений. Но не только в этом его слава, но и «в том, что он мог найти человеческое существо в самом диком человеке на планете и пробудить в нем человеческие проявления». Так писал наш знаменитый писатель Л.Н. Толстой в своем письме к Н.Н. Миклуха-Маклай.
В начале XX века был опубликован большой том дневников Маклая под редакцией Д.Н.Анучина.