Украина в составе Речи Посполитой (Польши и Литвы)

После 1569 года польская шляхта, которой польские короли давали грамоты на так называемые пустые земли, начала наступление на центральные украинские земли. Там появились большие латифундии польских шляхтичей - Потоцких, Замойских, Сенявских на Брацлавщине, Калиновских, Тишкевичей, Збаразских на Киевщине, Конецпольских на Черниговщине, а с конца 16 века - Вишневских на Левобережье. Польская шляхта использовала приобретенные земли для производства сельскохозяственных продуктов, особенно пшеницы, которую вывозили в Западную Европу.

С приходом польской шляхты происходят значительные национальные и религиозные изменения изменения. Часть украинских дворян денационализируется и в результате политики католического духовенства, в частности иезуитов и их школ, переходит в католичество. Так перешли в католичество такие известные украинские рода как Ходкевичей, Тишкевичей, Сапиг, Радзивиллов, и даже семья известного защитника православия князя Константина Острожского.

При новых польских порядках улучшилось состояние городского населения, но пользу от магдебурского права извлекли в основном поляки и немцы, а самоуправление украинских мещан было значительно ограничено.

От Люблинской унии наиболее пострадали украинские крестьяне. Они утратили право на землю, была увеличена панщина (дни отработки на помещика). Ограничивалось право переходить от одного владельца к другому. На Волыне панщина достигала трех дней в неделю. Немного лучшим было положение крестьян в малозаселенных южных районах, где для привлечения крестьян объявлялись слободы, освобождение от панщины и повинностей. Но скоро эти временные льготы были упразднены.

Наступление польского правительства и польской шляхты на украинские земли для окатоличевания и полонизации, с одной стороны, экономического и социального давления, с другой стороны, вызывало сопротивление украинского народа. Как противодействие начало организовыватся украинское казачество. Небольшая часть украинского дворянства защищала свою веру, национальность и культуру. Особо отличился князь Василий - Константин Острожский (1527 - 1608), который создал в Остроге центр украинской культуры с школой и типографией (примерно в 1577 году), развивал издательскую деятельность. Именно здесь была напечатана Острожская Библия. Как реакция на наступление католичества на Украине ширились протестанские течения, в частности социниан, которые имели небольшой успех среди украинских дворянских семей - Немиричей, Сенют, Гойских и других.

Но, все же главную роль в защите православной веры и украинской нации взяли на себя мещане. Они организовывали братства, которые из церковных объединений постепенно превратились в могучие культурные и просветительные центры, с собственными школами и типографиями. Они стали конкурировать с католическими и протестанскими школами. Образцом для других стала Львовская братская школа (1586). Во многих городах появляются аналогичные школы, но наибольшую роль сыграло Киевское Богоявленское братство, основанное в 1615 году. Братства начали контролировать местное духовенство. Константинопольская патриархия поддерживала братства, придала им статус ставропигии (автономная церковная единица, которая подчиняется непоредственно патриарху).

Римская церковь, а также польская королевская власть пыталась привлечь православных в свой лагерь. Кроме религиозных мотивов, речь шла о более тесном сплочении Украины и Польши против экспансии Московии. Идея религиозной унии нашла своих сторонников среди часть православного духовенства. Они, под руководством епископов Ипатия Потия и Кирилла Терлецкого на Берестейском соборе в 1596 году объявили о объединении правосланой церкви с римской с сохранением своих обрядов и канонических особенностей. Однако унию поддержали не все. Многие выступили против, в том числе и православные братства.