Роль Тараса Шевченко в украинском национальном возрождении

Роль Тараса Шевченко в украинском национальном возрождении

Тарасу Шевченко принадлежит исключительная роль в формирова­нии украинской национальной идеологии. Его поэтический язык, базиро­вавшийся на местном крестьянском говоре с добавлением элементов цер­ковнославянского языка, языка казацких летописей и образованных самим Шевченко новых слов, отличался естественностью и благозвучием. Придав украинскому языку статус литературного, Шевченко заложил крепкое основание новой украинской литературе. Его пламенная поэзия не ограничивалась, как у других украинских романтиков, оплакиванием герои­ческого прошлого, а будила национальные чувства и давала видение буду­щего: если Украина в прошлом пользовалась правами самостоятельного го­сударства, то это могло служить достаточным основанием для получения политической независимости в будущем. Шевченко принципиально отрицал миф о золотом веке украинской истории. Для него история была непрерывной: если трагичным было настоящее, то не менее трагично и прошлое Укра­ины. рыдаю, как вспомню дела незабываемые дедов наших. Тяжкие дела", Острая боль за прошлое родного края переполняла поэзию Шевченко. Поэт был убеждён, что корень зла — в потере национального достоинства. Вот почему он высмеивал .самодовольные гимны украинскому прошлому и горь­ко упрекал своих земляков.

Вершиной произведений Т. Шевченко о национально-освободительной борьбе стала его поэма-мистерия “Великий льох” (1845 г.). Упадок незави­симости Украины автор связывал с тремя наиболее выразительными истори­ческими событиями: Переяславским соглашением 1654 г., Полтавской бит­вой в 1709 г. и разрушением Запорожской Сечи в 1775 г. Шевченко предла­гал (и нашёл отклик в революционно настроенной молодёжи) прибегать к решительным практическим действиям — к насильственному свержению са­модержавно-крепостнического строя Российской империи. К тому призыва­ли и его поэтические произведения политической тематики: “Сон”, “Кав­каз”, “И мёртвым и живым” и др. Их не раз зачитывали на заседаниях Кирилло-Мефодиевского братства, постоянно использовали в агитационной работе. Ко всем национально и социально угнетённым обращен и знамени­тый “Запов1т” Шевченко (1845 г.).

Основную вину за порабощение Украины Шевченко возлагал на Россию и российских императоров. Ещё никогда украинские интеллектуалы не поднимали так сильно свои голоса протеста против российско­го порабощения. Шевченко не скрывал ненависти к российским царям — поработителям Украины Петру 1 и Екатерине II. С чрезвычайным сарказмом разоблачал украинский поэт и национальную политику своих венценосных

современников. Манифестом в защиту всех угнетённых народов была поэма “Кавказ”.

Большой заслугой Шевченко являлось то, что в своём творчестве он соединил два отдельные направления казацкой традиции — простонарод­ную и старшинскую. Ненависть Шевченко к социальной несправедливости и переживания за свободу и достоинство простого человека выводились из его крестьянского происхождения, но своим интеллектуальным ростом он был обязан влиянию украинского дворянства. Каждый слой украинского об­щества находил в его поэзии отображение своих интересов.

Т. Шевченко настойчиво отстаивал необходимость распространения образования в народных массах. Своих коллег по Кирилло-Мефодиевскому братству он призывал добиваться того, чтобы “завести на Украине доб­рые сельские школы”, сам брался за составление школьных учебников.

Тщательно изучая народные обычаи и традиции, внимательно прислуши­ваясь к народным сказаниям, читая много книг по отечественной и всемир­ной истории, Шевченко проникался гордостью за свою принадлежность к украинскому народу.