Принятие христианства при Владимире Святославиче

Принятие христианства при Владимире Святославиче. Историческое значение крещения Руси

Во второй половине 10 в. князь Владимир Святославич политически укрепил государство, провёл ряд реформ. Среди них наибольшее значе­ние имела религиозная. Поначалу Владимир в 980 г. предпринял попытку обновить языческие верования: ввёл “Владимирове шестибожие” (учредил единый для всего Киевского государства пантеон языческих богов, в кото-рый входили: Перун, Стрибог, Даждьбог, Мокош, Хорс, Симаргл). Но эта реформа не дала ожидаемых результатов.

Новым этапом религиозной реформы было избрание новой веры кня­зем и дружиной. Пригласив в свой дворец представителей всех наиболее значительных религий, князь, выслушав их пояснения, решил направить в разные земли своих посланцев, дабы они своими глазами убедились в пра­вильности той или иной веры и в её приемлемости. Чтобы поднять авторитет своего, рода и значение своего государства, Владимир пожелал вступить в брак с византийской цесаревной Анной, сестрой византийского императора. Он собрал войско, отправился походом на Крым и захватил г. Корсунь. Пос­ле этого византийский император согласился на брак своей сестры с Влади­миром, но при условии принятия Владимиром христианства. Окрестившись, Владимир приказал жителям Киева явиться к р. Почайне, погрузиться в её воды и окреститься. Немного нашлось тех, кто ослушался приказа князя. В 988 г. киевляне приняли крещение.

Обращение в христианство киевлян положило начало крещению всей страны. Однако не все земли Киевской Руси удалось целиком хрис­тианизировать при правлении Владимира Святославича. Введение новой веры требовало времени. При Владимире были заложены основы церковной орга­низации. Основывая епископии в административно-политических центрах зе­мель-княжеств, церковь способствовала укреплению территориаль­но-административного устройства. Всё это соответствовало потреб­ностям объединительной политики киевского правительства. Следовательно, церковь существенно расширила пределы великокняжеской власти.

После введения христианства в Киевском государстве началось цер­ковное строительство: самая большая церковь была сооружена в Киеве в честь Богородицы и названа Десятинной, ибо на её содержа­ние князь выделил десятую часть своего имущества.

Принятие христианства на Руси оказало огромное влияние на даль­нейшее развитие государства. Оно укрепило центральную власть князя. Со временем стало единым мировоззрением и единой идеологией для раз­ноплемённого населения государства; предоставило возможность Ки­евскому государству как равноправному войти в число могуще­ственных стран Европы, активизировать политические, экономические, военные, культурные связи с ними; способствовала бурному развитию торговли, каменного строительства, а также культурным связям с христианским миром. Христианство повлияло на мораль и культуру, спо­собствовало их гуманизации, выступало против невольничества, учило мило­сердию, уважению и любви к ближнему. Христианство связало Русь с достижениями европейской и мировой культуры: открывались новые школы, распространялись знания, письменность; основывались монастыри, где переводили и переписывали книги; опыт славянских мастеров обогащал­ся благодаря заимствованиям архитектурного и живописного искусства раз­витых стран, прежде всего Византии.