Социально-экономическое развитие и политическое положение

Социально-экономическое развитие и политическое положение в подроссийской Украине после админи­стративно-политических реформ 60—70-х гг. 19 в.

19 февраля 1861 г. манифестом Александра II была провозглашена отмена крепостного права. Согласно реформе ликвидировалась личная зависимость крестьян от помещиков. Крестьяне получили право заклю­чать торговые сделки, свободно заниматься промыслом или торговлей, пе­реходить в другие слои общества (мещане, купцы), поступать на службу, в учебные заведения, иметь собственное движимое и недвижимое имущество, свободно им распоряжаться и наследовать по закону. Получили они и граж­данские права.

Но путь от провозглашения прав и свобод до их реализации был далеко не простым. За полученные земельные наделы, размеры которых, как пра­вило, уступали предыдущим (кроме Правобережной Украины) и которые были наихудшими, крестьян обязали заплатить помещикам выкуп. Из-за от­сутствия надлежащей суммы денег они вынуждены были брать их взаймы у государства, а потом выплачивать с процентами полученный заём на протя­жении 49 лет. Так крестьянин попадал в зависимость и от помещика, и от государства. А вот помещикам выкупные операции приносили большие ка­питалы, которые они могли использовать для перевода своих хозяйств на рыночные, капиталистические рельсы. Существенно менялась система взаи­моотношений между помещиком и крестьянином: помещик лишался права устанавливать дополнительные повинности, поскольку он имел дело уже не с отдельным крестьянином, а со всем “миром”, то есть с селом. Вводилась общероссийская система крестьянского управления: сельские общины, объе­динённые в волости, и круговая порука за уплату налогов.

Серьёзные изменения в экономической жизни вызвали необходимость реформирования административного управления. В 1В64 г. были созда­ны выборные органы власти в масштабах губерний и уездовземские учреждения. Они занимались вопросами хозяйственного и культурного ха­рактера, в том числе строительства дорог местного значения, здравоохране­ния, образования и т. п. Земства были не только выборными, но и общесос­ловными: в их состав входили представители дворянства, буржуазии и крес­тьянства. Контроль за деятельностью земств осуществляли губернатор и министр внутренних дел, имевшие право вето на любое решение земств. Одновременно было проведено реформирование избирательной системы: выборы проходили по трём куриям на основании имущественного ценза.

Судебной реформой 1864 г. провозглашалась независимость суда от администрации: судей назначало правительство, а снять их с должности мог только суд. Вводился всесословный суд, то есть единый для всего насе­ления. На судебные заседания допускались представители прессы и публи­ка. Утверждалась состязательная система: обвинение поддерживал проку­рор, защиту — адвокат (присяжный поверенный). Устанавливалось несколь­ко судебных инстанций: мировой суд, окружной суд, судебная палата.

Изменения произошли и в сфере образования. Образование, в том числе университетское, становилось более доступным. Университеты получили большую автономию. Заметное внимание уделялось распространению зна­ний среди населения, изданию учебников, народных книг, организации школ. Для взрослых открылись образовательные курсы по воскресеньям, из-за чего такие школы и назывались воскресными.

Важное значение имела реформа 1874 г., по которой вводилась всеоб­щая воинская повинность, начиная с 21-летнего возраста. Для лиц с образованием устанавливались меньшие сроки службы.

В 1862 г. была реформирована финансовая система. Управление денеж­ным хозяйством стало централизованным, выросла роль Министерства фи­нансов.

Значение реформ административно-политического управления 60—70-х гг. 19 в. состояло в том, что, несмотря на их ограничен­ность и непоследовательность, они ускорили перестройки жизни Российской империи на новых капиталистических основах. Вследствие этих реформ существенные изменения происходили и а экономическом, поли­тическом и культурном развитии Украины.