Греко-католическая церковь

Греко-католическая церковь в первой половине 17 в.

Греко-католическая (униатская) церковь восходит к 1596 г., когда униатская часть церковного собора в Бресте утвердила греко-католическую церковь, подчинённую папе римскому. Ею признавались основные догматы католической церкви, но язык богослужения оставался церковнославянским, а обряды — православными. Униатское духовенство уравнивалось с католическим: не платило налогов; получало места в сейме. Но православный собор, происходивший одновременно, не признал право­мерности решения униатов. Вместо объединения украинского общества углубился его раскол.

Деятельность греко-католической церкви в первой половине 17 в. проходила в сложных условиях межцерковного и общественного противостояния. Имея поддержку со стороны польского правительства и папского Рима, униатская церковь не нашла сочувствия у православной цер­кви, которая в борьбе за свои права опиралась, в частности, на казачество. Римо-католический епископат часто тоже не проявлял приверженности к унии, рассматривая её как неудачную миссийную попытку и фактор неста­бильности в обществе. Униаты в украинских землях оказались в меньшин­стве.

Укреплению униатской церкви способствовала деятельность митрополи­та Ипатия Потия, которого современники называли отцом унии. Митрополи­том Ипатий Потий слал после смерти Михаила Рагозы. Потий был талант­ливым проповедником, полемистом, администратором, однако в борьбе за унию действовал преимущественно силой. Острую реакцию православных вызвали попытки Потия доказать, что украинская церковь всегда была като­лической, а также его намерение передать униатам древние православные святыни. Собственно, этим объясняется тот факт, что Ипатий Потий, имея титул киевского митрополита, вынужден был находиться в Вильно. В Киев его не пустили казаки.

При митрополите Иосифе-Вельямине Рутском была упорядочена мо­нашеская жизнь, в частности в 1617 г. создан орден василиан. С 1635 г. униатские епископы утверждались только из василиан. Была реорганизова-на система управления, укреплена дисциплина. С помощью Рима духовен­ство получило возможность учиться в европейских семинариях и коллегиях. Тем не менее по своему влиянию униатская церковь уступала право славной Киевской митрополии, реформированной в 30—40-х гг. ми т рополитом Петром Могилой.

Бесперспективность продолжительного межцерковного противостояния, сопровождаемого на местах насилием, понимали руководители как униатов, так и православных. Правительственные круги также были заинтересованы в “успокоении Руси”. Вот почему на протяжении 20— 40-х гг. получила широкое распространение идея “универсальной унии” — объедине­ния “Руси с Русью” в едином независимом Киевском патриархате. В раз­ной степени в этом проявляли заинтересованность и митрополиты Рутский и Могила, и король Владислав IV. Тем не менее несколько практических попы­ток в этом направлении потерпели неудачу — из-за различных взглядов сторон на условия и пути объединения, двусмысленной позиции Рима и нача­ла Национально-освободительной войны против Речи Посполитой под пред­водительством Б. Хмельницкого.

Национально-освободительная война имело в общих чертах ан­типольское и антикатолическое направление; упразднение унии было одним из требований повстанцев. Греко-католическая церковь понесла тог­да значительные потери. На территории Гетманщины уния была ликвидиро­вана, восстановилось православие. Однако Андрусовское соглашение 1667 г. ужесточило позиции унии на Правобережье — польской части Украины.