Место Запорожской Сечи в истории украинского народа. Ликвидация казацкой республики московским правительством в последней четверти 18 в.

Рост экономического могущества Запорожья, отсутствие крепост­ной зависимости и демократическое устройство казацкой республики беспокоили царское правительство, поэтому намерения окончательно разрушить Запорожье появились у российских верхов ещё в 60-х гг. 18 в. Правда, тогда осуществлению таких намерений препятствовали неопределенность а российско-турецких отношениях и шаткость положения в самой империи — дворцовые перевороты и смены императоров, крестьян­ская война под предводительством Е. Пугачёва и т. п. Окончание русско-турецкой войны 1768—1774 гг., в результате которой Россия получила вы­ход к Чёрному морю, подавление крестьянского восстания Пугачёва развя­зали имперским чиновникам руки и ускорили дело ликвидации казацкого устройства на Запорожье. Судьба казацкой республики и её столицы была решена 23 апреля 1775 г. на совете при императорском дворе.

4 июня 1775 г. войска генерала Текелия внезапно окружили Сечь-столицу, где стоял небольшой гарнизон, и потребовали его капи­туляции. После бурного военного совета, сопоставив силы сторон (3000 запорожцев против 10 000 царского войска), казаки решили сложить ору­жие. На следующий день по приказу Текелия с Сечи были вывезены боепри­пасы, артиллерия, скарбница (казна), клейноды и знамена, архив и т. д. Все строения на Сечи, кроме укреплении, разрушили, в частности 500 казацких мастерских и торговых зданий.

Военная операция по ликвидации Сечи предусматривала оккупа­цию всего Запорожья. Для достижения этой цели были привлечены ог­ромные силы — до 100 000 вояк. Разделённая на несколько частей, россий­ская армия на протяжении двух недель, с 25 мая до 8 июня 1775 г., полно­стью оккупировала запорожские земли. Очаг украинской государственности и свободолюбивого духа был уничтожен. 29 июня 1775 г. был издан сенат­ский указ, положивший конец надеждам казаков на возрождение Сечи. За­порожцам предложили записаться в крестьянское и мещанское сословия, а многих старшин подвергли преследованиям.

После того как Екатерина II ликвидировала гетманство в 1764 г. и окон­чательно уничтожила остатки Украинского гетманского государства. Запо­рожская Сечь оставалась единственным носителем украинской го­сударственности, последним оплотом автономии на Украине, цен­тром свободы, демократизма и национальной независимости, при­ютом для беглецов от крепостной зависимости, местом развитой экономики и прогрессивных фермерских форм хозяйствования, оча­гом свободолюбия, героизма, блестящего военного искусства. За­порожская Сечь до последнего дыхания боролась за государственные права и свои земли, на которые наступало царское правительство. Именно на За­порожской Сечи получил развитие и усовершенствовался тот особый физи­ческий и психический, духовный и интеллектуальный тип казака, который сформировался в Украине. Запорожский казак отличался высокими нрав­ственно-этическими качествами, сильным чувством патриотизма, понимани­ем наивысшей ценности свободы и независимости, физической мощью, вы­носливостью и умением концентрировать энергию. Эти черты закрепились на генетическом уровне, повлияли на формирование всей украинской нации, её ментальности. Народ с глубоким уважением и любовью относился к запо­рожцам, которые вырастали в его глазах в символ мужества, человеческой чести и национального достоинства. В своих песнях и думах народ воспел запорожское казачество.

В Запорожской Сечи развилось самобытное, оригинальное, яркое, раз-ножанровое искусство. Культура Запорожья генетически тяготела ко всей украинской культуре, её источником были традиции украинского народа.

На Сечи развилось кобзарство, именно там возник танец “гопак”. Искус­ство Запорожской Сечи сильно повлияло на развитие искусства всей Украи­ны и прочно вошло составной частью в духовную жизнь современной укра­инской нации.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий