Днепропетровск

dnepropetrovsk.jpgСреднее и нижнее Приднепровье с глубокой древности было заселено славянскими племенами и входило в состав Киевской Руси. Во время освободительной войны украинского народа с польскими панами, в 1635 году, поляки, захватив район.

Днепропетровска, выстроили здесь крепость Кайдак. Однако впоследствии запорожские казаки разрушила польскую крепость и основали здесь села Старые и Новые Кайдаки и село Половицу.

После присоединения Крыма к России в 180-х годах XVIII столетия на юге нашей страны один за другим возникают новые города - форпосты русского государства, - которые должны были охранять новые земли и способствовать развитию края. Так появились Николаев, Херсон, Севастополь. Так возникает и Днепропетровск (в то время Екатеринослав).

 

Основание и первые планы архитектурного развития Екатеринослава.
Среди этих городов Екатеринославу отводилась особая роль. Его предполагалось превратить в "третью столицу земли русской", центр всего Новороссийского края. В Полном своде законов Российской империи приведен указ от 22 января 1784 года: "...губернскому городу под названием Екатеринослав быть по лучшей удобности на правой стороне реки Днепра у Кайдака". Город предполагалось построить на месте казацкой сторожевой слободы Половицы, расположившейся у подножия высокого холма на излучине Днепра. Село Кайдаки, которое упоминается в указе, находилось по соседству.
Но это место для основания нового города было выбрано не сразу. История сохранила сведения, по крайней мере о трех предшественниках Днепропетровска - Екатринославском шанце, Екатеринограде и Екатеринославе первом. Дольше всех просуществовал Екатеринослав первый, выстроенный на берегу реки Кильчени при впадении ее в реку Самару.

 

В проектировании и строительстве Екатеринослава первого принимал участие замечательный русский apxитектор М.Ф.Казаков, специально вызванный в 1783 году Потемкиным из Москвы вместе с его помощником И.В.Еготовым для проектирования различных сооружений в новых городах на юге России 1.
Однако, так как город, занимавший низменную территорию, регулярно страдал от наводнений и был неудобен для жизни, население его покинуло, город постепенно перестал существовать.
Закладка Екатеринослава произошла в 1787 году весьма торжественной и пышной обстановке, в присутствии Екатерины II (которая в это время вместе с Потемкиным совершала поездку на юг) и австрийского императора Иосифа II. И австрийский император, и французский посол граф Сегюр, и другие иностранцы присутствовавшие при основании Екатеринослава (был заложен первый камень в фундамент городского кафедрального собора), меньше всего, как это следует из их переписки, верили в то, что русские здесь действительно построят новый город 2. Однако их скептицизм оказался неосновательным.
К моменту закладки Екатеринослава был уже разработан первый проект его планировки, выполненный столичным архитектором К.Геруа 3 и утвержденный 10 октября 1786 года. Екатерина II хотела, чтобы город ее имени отличался грандиозностью. По первоначальному замыслу, Екатеринослав должен был раскинуться на 20 верст в длину, на 15 верст в ширину и занимать площадь в 300 кв. верст. Кроме того, городу отводилось 80 000 десятин пастбищ. Предполагалось, что все городские улицы будут иметь ширину 60-80 метров. В центре, на вершине холма, Геруа запроектировал обширную городскую площадь с Преображенским собором и несколькими административными зданиями.

 

О гигантомании в первоначальном проекте Екатеринослава свидетельствует, например, тот факт, что Преображенский собор должен был по своим размерам превзойти собор Святого Петра в Риме 4 (фундамент eго впоследствии послужил основанием для ограды вокруг нового городского собора, построенного позже).
Кроме чрезмерной грандиозности, проект Геруа имел, и ряд других существенных функциональных и композиционных недостатков. Как иностранец, Геруа недостаточно но учитывал специфику русского городского быта. Не было предусмотрено устройство отдельных площадей различного назначения, как-то: рыночной, сенной, конной соборной, традиционных для русского градостроительства. Сухой геометрической сеткой улиц весь город был разбит на однообразные кварталы, без учета реки и рельефа местности.
Эти существенные недостатки заставили вскоре отказаться от проекта Геруа и Потемкин поручил проектирование Екатеринослава Ивану Старову - одному из выдающихся русских зодчих второй половины XVIII -начала XIX века.
Во время своего первого приезда в Екатеринослав августе 1788 года Старов выбрал место для строительства дворца наместника края - Потемкина. К весне 1789 года этот дворец был уже в основном закончен. Он стоял на высоком склоне холма, спускающемся к Днепру, и был обращен к реке главным фасадом. Вокруг дворца и перед ним был разбит большой парк (теперь парк имени Шевченко). В 1790-1792 годах, побывав еще раз в Екатеринославе, Старов разрабатывает - свой проект планировки города.

 

По этому проекту центр города должен был занять холм на стрелке, образованной изгибом Днепра. Три лучевые улицы радиусами сходились к дворцу наместника, перед которым была запроектирована полукруглая площадь, открытая в сторону реки. По оси среднего луча. на самой высокой точке рельефа, располагался собор, которому отводилась ведущая роль в формировании архитектурного образа и силуэта города. Своим основным фасадом собор обращен на главную площадь, где располагались здания присутственных мест, гостиного двора, почты и т. д.
Вокруг центральных городских кварталов Старов запроектировал кольцевую, богато озелененную улицу, а перпендикулярно центральному лучу композиции - широкому и парадному проспекту, названному на плане "Гульбище средней улицы", наметил улицу, которая впоследствии превратилась в Екатерининский проспект" теперь проспект Карла Маркса. Положительной сторон проекта планировки и застройки Екатеринослава, выполненного И. Огаревым, явилась не только его реальность, но и композиционное совершенство. Большой заслуг зодчего надо считать учет и умелое использование градостроительных возможностей, заложенных в самом расположении Екатеринослава, в его природных условиях, составе и назначении намеченных к строительству зданий.
По плану Старова, широкое пространство реки вход существенным элементом в композицию центра. С Днепром связаны направления основных улиц города. Кольцевая бульварная улица, обходящая центральный рай по крутым склонам холма, спадающим к Днепру, имеет одностороннюю застройку. С нее должны были открываться замечательные панорамы на водную гладь реки. Большинство улиц было задумано Старовым с перспективами, замкнутыми в сторону центра и открытыми в cторону периферии города и окружающих его заднепровск просторов.

 

Несмотря на то, что проекту Старова не суждено бы осуществиться полностью, тем не менее он оказал существенное влияние на все последующие проекты планировки и застройки Екатеринослава, и многие его элемент закрепленные в плане города застройкой, прослеживают и сегодня в современном Днепропетровске.
Честолюбивые планы Екатерины II и Потемкина не были в достаточной степени подкреплены реальными материальными возможностями. После смерти Екатерины, вступивший на престол Павел вовсе перестал отпускать средства на строительство Екатеринослава.
Эти обстоятельства, естественно, привели к тому, что развитие Днепропетровска пошло не по линии создания блестящего административного центра, а совсем иным путем.
Еще одна, чисто практическая, причина задержала осуществление проекта Старова.
Как видно из воспоминаний старожилов, нагорная часть города отделялась от равнинной его части Долгой балкой, которая была так глубока и имела такие крутые откосы, что в течение многих десятилетий являлась серьезной преградой в развитии транспортных связей между этими частями города. Застраивать территорию, отрезанную от уже существующих районов, не представлялось возможным до тех пор, пока балка не была ликвидирована.
Застройка Екатеринослава началась с двух противоположных концов. Причем, если в нагорном районе, около Соборной площади, долго не было других строений, кроме Потемкинского дворца, архиерейского дома да заброшенного фундамента гигантского собора, то в другом конце города, на более низких и равнинных территориях. строительство велось более интенсивно. Здесь, в том месте, где теперь находится вокзал, в 90-х годах XVIII века начинается строительство суконной и шелковой фабрик, спроектированных крупным русским архитектором Ф.Волковым

 

Екатеринославские фабрики были для своего времени грандиозным предприятием. Об этом свидетельствует проект Ф.Волкова "на сооружение Екатеринославских фабрик, назначенных к построению от Кайдака до Екатеринослава на шесть верст простиравшихся". Вокруг начали возникать рабочие поселения, служебные и торговые здания - т. е. собственно город.
Уже в это время еще слабая, но развивающаяся промышленность становится важнейшим градообразующим фактором, способным вносить существенные коррективы в любые, даже весьма квалифицированные архитектурные проекты.
От последующих периодов в истории строительства Днепропетровска до нас дошло достаточно графически; и текстовых материалов, которые позволяют точно воссоздать сложную картину его развития.
В 1792 году на основе только что законченного проекта Старова выполняется новый проектный план города, который, учитывая реальную ситуацию и потребность в раздаче участков под застройку, вызванную строительством фабрики, предусматривает его значительное расширение.

 

Ряд последующих проектов планировки Екатеринослава повторяет и развивает план 1792 года. Среди них интересен "план губернского города Новороссийска" 6, на котором намечен мост через Днепр у Кайдака, напротив территории суконной фабрики.
Раздача участков по плану 1792 года продолжалась вплоть до 1820 года, за это время было распределено 480 участков в 48 кварталах, в основном расположенный вдоль Екатерининского проспекта, приобретавшего все большее значение.
В архиве Днепропетровского государственного исторического музея находится весьма интересный план, представляющий положение города Екатеринослава в первой четверти XIX столетия. Это - сводный рабочий чертеж, составленный на основе нескольких, разработанных ранее проектов планировки. Судя по графике и различным исправлениям, можно предположить, что чертеж принадлежал городскому архитектору Екатеринослава. На плане прежде всего, обращает на себя внимание то, что на холме, где нанесен запроектированный Старовым городской центр, жилые здания отсутствуют. Вся существующая, городская застройка расположена у подножья холма ограничена с другой стороны фабричными корпусам. Жилой район связан с фабрикой широким Екатерининским проспектом, возникшим на основе той дороги, кот рая была указана на плане Старова как направление возможного развития города. Этот проспект из второстепенного стал основной композиционной осью всего города и сохранил свое назначение до наших дней.
Кроме проекта Старова и существующей застройке на рассматриваемом чертеже нанесены еще три ряда кварталов, расположенных в равнинной части город вытянутых вдоль главного проспекта и Днепра и далее выходящих за территорию фабрики. Эти кварталы - городской земельный резерв, предназначенный для стройки в первую очередь.
На плане интересна еще одна особенность. Судя по чертежу и экспликации, в городе должны были существовать две главные и две рыночные площади, две главные улицы, два собора и т. д. Это не случайно. На план городского архитектора нанесены проект Старова и некоторые другие проектные положения, "высочайше утвержденные" в различное время и имевшие поэтому юридическую силу. Но город развивался самостоятельно, подчиняясь более сильной "апробации" - требованиям реальной жизни и экономики, и застройка велась в совсем других, чем это предполагалось, районах. Реально существующая застройка требовала безотлагательного создания в ее пределах таких общественных центров, как административные и торговые площади и т. п. Так и возник этот план, на котором все основные общественные элементы города удвоены, но только часть из них существует реально, а другая - лишь в проектах.