Демонология

Демонология - преобладающая часть образов украинской народной демонологии имеет дохристианское происхождение. Демонологические представления связывались с явлениями природы, хозяйственно-бытовой жизнью. Народная фантазия зачастую придавала демоническим существам человеческое подобие, т.е. наделяли их антропоморфными чертами.

Баба (дикая баба)

Фантастический образ украинского фольклора. На Западной Украине. Представлялась женщиной с длинными волосами, которая может убить человека или защекотать до смерти. Встратиться с ней можно было в лесных чащах или в поле. Существовало поверье, что пойманная в поле баба будет служить хозяину, как верная батрачка. Кое-где верили, что баба любит подменять еще некрещеных детей на своего ребенка. Иногда в этом образе видели женскую ипостась домовика (домовинки, домані), генетически связанную с незапамятных времен с богиней плодородия.

 

 

Богини (лісниці, мамуни)

Враждебные человеку сущности, внешне похожие на диких баб. Наделялись способностью перевоплощаться, принимая вид и голос некоторых девушек или молодиц, чтобы заманивать мужчин. Украинцы верили, что богини бывают не только женского, но и мужского пола. Погубленные ими люди исчезают бесследно. Как и дикие бабы, богини подменяли некрещеных детей, а иногда и выступали в роли «пастухов от зверя». Для защиты от них необходимо было иметь оберег - металлический предмет, чеснок или трой-зелье.

Одминок (обмінчук, відміна)

Ребенок, подмененный нечистой силой. Украинцы верили, что дикая баба или богиня может похитить человеческого младенца, подкинув вместо своего. Узнать одминка можно по мешковатому строению тела (маленькая голова, большой живот, тонкие ноги). Подмененные дети неугомонно кричали и плохо развивались. Кое-где им приписывали способность изменять размеры своего тела. Одминок мог жить у людей до двадцати лет. Чтобы избавиться от одминка, советовалось вынести его в мешке на перекресток дорог или бросить на помойку. Тогда нечистая, пожалев своего ребенка, заберет ее. Общераспространенным было предостережение: не следует злословить и вспоминать нечистого (особенно после захода солнца), чтобы не навлечь его на своего ребенка.

 

Домовой

Дух жилища, который оберегает дом. Он не видим и живет за печью, или же сразу возле порога. Увидеть домового могут совсем маленькие дети. Иногда он показывается на большие праздники - Рождество, Пасху, Троицу. Интересно, что внешний вид домового в народном воображении зависит от материального состояния семьи в доме которого живет домовой. В домах победнее он голый, в более богатых покрыт шерстью.

Домовой не любит ссор, он следит за тем, чтобы в семье был порядок и покой, чтобы семья придерживалась традиций и обычаев. Не любит домовой, когда девушки ходят с непокрытой головой и ложатся спать голыми.

Если каждый член семьи уважает домового, то он может помогать в хозяйстве, в особенности мужчинам. Если же его чем-то разгневать, или же не пригласить в свой новый дом, то тогда добра не жди - и работа не будет ладиться, и отношения между членами семьи значительно ухудшатся.

Домовой может провещать судьбу. Для этого он душит человека ночью, и тогда надо спросить: "На добро или на зло?". Если на добро, то ничего не скажет, если же на зло, то дохнет на Вас холодным вздохом.

Есть у домовых и свой праздник - 10 февраля на день Ефрема Сирина. Каждая хозяйка в этот день должна приготовить любимое кушанье домового - кашу, и оставив ее на ночь пригласить домового на ужин.

Домового, несмотря на все его красивые черты, христианская религия считает нечистой силой. Хотя в дохристианские времена он исполнял роль доброго духа - покровителя и охранника жилья.



Блуд

Разновидность нечистой силы, который не имеет четкой персонификации. Согласно легенде - это свергнутый с неба злой дух, который не успел приземлиться и завис в воздухе. Затем блуд цепляется к каждому, кто случайно коснется его. Может принять вид птицы, человека, кошки, собаки, света и т.д. Чаще всего он караулит на распутье. Вцепившись в человека, блуд может заставить его блуждать до полного изнеможения на одном месте или завести в болото или иную ловушку. Среди многочисленных защитных средств против блуда желательно было знать дни своего рождения и крестин; вспомнить, на какой день приходился святой вечер, и какие блюда тогда подавались или кто стоял справа от человека, который заблудился; перевернуть на себе рубаху и др. Рассеивался блуд, как и другая нечистая сила, с первым криком петуха.

Вихор. Вихрь.

Этот образ существенно отличается от народных представлений о ветре, который имел подобие сердитого усатого деда. Вихрь - это разновидность нечистого: покрытый шерстью черный человек с крыльями, большими ногтями и хвостом. Живота вихрь не имеет, и внутренности его открыты. Живет он в поле или в скале, постоянно перелетая с места на место. Особенно подвижным вихрь становится перед бурей. Когда он поднимется, говорили, что это сам нечистый производит свою свадьбу. Попасть в вихрь считалось опасным, поскольку это могло вызвать психическую болезнь или увечье. В народе существовала целая система магически-защитных действий, чтобы избежать вреда в частности, верили, что вихря можно убить, если кинуть в него ножом.

 

Черт

В народном воображении эта одиозная фигура нечистого мира возникает в виде обросшего шерстью существа с хвостом и небольшими рожками. Иногда черт может превращаться в животного, большей частью в козла или барана, иногда он приобретает форму какого-то чудного существа, что больше напоминает обезьянку.

В дохристианские времена роль черта, очевидно, выполнял Кудес, или Кудесник. Он имел несколько другой образ. С приходом христианства нечистый приобрел характерных для него "современных" черт.

Встреча с чертом не предвещает ничего доброго. После такого свидания человек может серьезно заболеть и даже умереть. Поэтому если Вам на пути случилось какое-то странное существо, которое говорит на человеческом языке, то надо непременно сходить к знахарке, которая силой Божьего слова отвернет от Вас всяческие напасти.

В народных приметах черт показывается как существо, которое всегда делает лишь вред. Если на улице дует сильный ветер, уничтожающий все на своем пути, то говорят "черт женится". Святой пророк Илья на своей небесной колеснице, вооружившись молнией, гоняет нечистых по небу и по земле. Поэтому место, куда попадает молния считается проклятым, а отношение к человеку пораженного громом неоднозначное.

Несмотря на то, что образ черта лучше всего описан, этот персонаж мифологии изучен довольно плохо.

 

Ведьма (колдунья, Чаровница, обавниця, потворниця)

Один из самых противоречивых персонажей. С одной стороны ведьма выступает как плохой человек, который кроме вреда и неприятностей ничего не делает, с другой существуют "белые" ведьмы - знахарки, которые лечат людей, снимают сглаз, порчу. Распознать ведьму очень тяжело, так как она прячется под женским подобием, правда существуют и ведьмаки, но они никакого вреда не делают, а лишь избавляют человека от плохого влияния ведьмы. Иногда ночью ведьма превращается в черную кошку и ворует молоко у коров, иногда ее можно увидеть в виде клубка нитей, или же копны сена.

Ведьмы доставляют много неприятностей: могут сглазить, сделать "завой", или "залом". Если Вы когда-нибудь найдете около своего жилья переплетенные нити, то остерегайтесь, возможно, Вам "пороблено".

Есть несколько способов распознать ведьму. На Ивана Купала она всегда должна искупаться в воде, чтобы набраться силы. На Пасхальное Богослужение, когда священник и вся паства выходят из церкви перед Крестным ходом ведьмы во что бы то ни стало стараются остаться.. Они также любят обольщать молодых ребят, чтобы покатавшись у него на спине извести его молодую душу. Ведьмы бывают рожденные и деланные. Рожденных ведьм тяжело не узнать - как только они разденутся, то даже слепец заметит хвост.

Перед смертью ведьма должна передать свое умение кому-нибудь, если она этого не сделает, то умрет в страшных мучениях. Чаще всего свое мастерство они передают невесткам. Чтобы ведьма легко умерла (в случае если не обнаружилось желающих научиться ее мастерству) надо в крыше ее дома пробить отверстие.

Способы защиты от колдовских чар разнообразные. Простейший из них, но самый действенный это молитва к Господу нашему. Если же ведьма напала на Вас в Вашем доме, то можно отбиться веточкой свяченой вербы. Если в Вашей жизни происходят всяческие нелады и у Вас постоянно занимают деньги - не давайте взаймы больше, в особенности женщинам.

 

Русалки

Любовь, романтика, синтез лирических, романтических и мистических чувств - все это переплетается в образе русалки. Общеизвестно, что это существо представляет собой девушку с рыбьим хвостом, но это довольно упрощенная характеристика. За народным воображением существует несколько типов русалок: полевые, лесные и водные. Водяные русалки - это очень красивые девушки с прекрасной косой. При лунном свете они выходят на берег и начинают расчесывать свои длинные волосы. Они ходят голые, лишь изредка набрасывают на себя белую прозрачную накидку. Лесные же русалки, или мавки, это красивые девчата с длинными и вьющимися волосами, и вдобавок ко всему они имеют красивый голос и своим пением могут заманить парня или девушку к воде или в рожь и там защекотать. Русалками становятся утопленники, самоубийцы, а также дети, которые умерли некрещеными (в особенности это касается детей, которые умерли на Троицу).

Встреча с русалкой опасна. Особой активностью они обладают в так называемую "мавскую Пасху", что приходится на Зеленый четверг. Лишь в этот день их души отпускают на волю и они могут принимать человеческое подобие и потреблять человеческую пищу. Встретив молодого парня, или же девушку, русалка в этот день непременно затянет его в высокую рожь, чтобы там утолить жажду любви. Поэтому на "мавскую Пасху" молодежи надо сидеть дома, не ходить по ржи и не купаться. Эти предостережения касаются и дня Ивана Купала.

Чтобы уберечь себя от волшебного влияния русалок надо на Зеленые праздники не работать, необходимо также испечь хлеб и поставить его на подоконник, чтобы русалки насытились, а, встретив нечестивицу надо перекреститься и силой молитвы прогнать этот призрак от своей души.

В народных рассказах, на основе которых создавали свои бессмертные произведения Тарас Шевченко, Леся Украинка и другие, русалки выступают как обездоленные девчата, которых лихая судьба заставила проститься с жизнью, а потом их душа не находила покоя и на том свете.

 

Мавки (нявки, бісиці)

 

Cущности, которые олицетворяют души детей, родившихся мертвыми, или скончались некрещеными. Их еще называют «потерчатами, страдчатами, повітрулями, лісними, лоскотницями». Имеют вид красивых молодых девушек, пением и привлекательным видом завлекают парней и защекочут до смерти. В отличие от русалок, разновидностью которых является мавки, последние имели длинные льняные волосы.
В народе верили, что на троицкие святки потерчатые летали в виде птиц и просили себе крещения криками: "Христу, Христу!" Считалось, что в таких случаях надо бросить какой-то платок и назвать имя, сказав: "Крещу тебя". После этого душа младенца попадает в рай. Если же этот обряд не осуществить до семи лет, то младенец превращается в русалку или нявку, становится нечистым духом и наносит человеку вред. Оберегом от нявки служили чеснок, лук, полынь.

Оборотни (вовкулаки, вовкуны)

Вурдалаки - это оборотни, которые могут быть ночью волком, а днем мужчиной. Одни народные рассказы говорят, что вурдалаками рождаются, другие же - о том, что ими становятся заколдованные ребята, которые выпили "дурман-зелье".

Они делают очень много вреда - переводят скот по селам, разворовывают добро, иногда нападают на людей. Вурдалаки очень злопамятны, скажем, если Вы обидели своего злого соседа и он окажется оборотнем, то добра не ждите - обязательно причинит какой-то вред - очень напугает ребенка, например.

Лишиться статуса оборотня невозможно. Им человек становится, или рождается, пожизненно. Даже добрые парни, которые были хорошими хозяевами, под влиянием чар становятся злыми хищниками.

Защита от этой напасти лишь одна, тем не менее очень действенная - это молитва к Господу. В особенности опекается этими вопросами святой Юрий, который защитит Вас и Ваше хозяйство от непрошеных гостей. Идя в лес, особенно ночью, надо в карман положить кусочек освященной свечки, или же горбушку Пасхального кулича.

 

 

Упыри

Упырь это страшный мужчина, который помогает ведьмам в их нечистых делах. Их сила намного больше, чем у ведьм, да и вреда они делают значительно больше. Это вампиры, которые постепенно выпивают кровь того человека, с которым живут. С ними можно встретиться при полном месяце, в особенности на день равноденствия. В некоторых рассказах говорится, что упыри - это души грешников, которые умерли наглой смертью, а потом вселились в чистую христианскую душу, иногда встречается мысль, что тот, кто стал упырем сначала продал свою душу черту.

Упыри ужасно боятся креста и чеснока (кстати, современная наука доказывает, что в самом деле есть такая болезнь "вампиризм", и что больные ею боятся чеснока).

Несмотря на то, что упыря очень тяжело распознать, так как они прячутся под видом обычных мужчин, украинский народ, иногда несправедливо, называл упырями хмурых, невеселых и злых людей, которые сторонились веселых компаний и массовых гулянок. Такие люди, по народному мнению, днем сидят дома, так как боятся света Божьего, а свои черные дела делают ночью.

 

 

Покойники

Память про своих предков, которые жили на этой земле и оставили на ней свой след, всегда была присуща украинскому народу. Поминальные обряды почитания умерших родственников сопровождают каждый христианский праздник. Через неделю после Пасхи, например, отмечают так называемую Радуницу - Пасхальное поминание умерших, на Троицу проводят "Зеленые деды" и так далее. Но при всем этом души покойных, которые не ощутили покоя на том свете, могут причинить серьезный вред людям, которые живут на этом. Именно для того чтобы избегнуть этого надо в молитве просить Господа простить все вольные и невольные грехи умершего.

По традиции поминания покойного проводят трижды - на третий день - когда душа оставляет тело, на девятый день, и на сороковой - когда душа, посетив всех своих близких, оставляет этот мир. Но иногда она может остаться, и тогда жди неприятностей. Если мать очень побивается за своей умершей дочкой, или наоборот, то она может являться ей во сне, а в особых случаях и наяву. Все бы, казалось, ничего, но покойный забирает силу у живого и уже спустя некоторое время можно ощутить страшную слабость и потерю интереса к жизни. В таком случае надо немедленно занести в церковь панихиду за умершим и устроить обед, на который пригласить родственников покойного.

Вечером на Чистый четверг после окончания службы в храме покойники устраивают свою "мертвецкую Пасху". К церкви сходятся души умерших, а службу им правят умершие священники. Но встречаться с родственниками, которые отошли в мир иной, не надо ни в коем случае, так как, встретив живого, они хотят его задушить и забрать с собою. По своим могилам покойники расходятся лишь после третьих петухов, поэтому ночью в этот день лучше на улицу не выходить. Есть еще несколько дней, когда Господь отпускает души умерших на Землю - на Спаса, во время Русалчиной недели. На день святого Ильи пророка душам умерших праведников разрешается находиться в воде, а грешники могут обмыть свои грехи. Живым же купаться запрещено, так как покойник может забрать любителя острых ощущений на экскурсию в потусторонний мир.

 

Вий

 

Демоническая сущность, имеющая образ старого деда с огромными бровями. Название свое получил из-за длинных и густых век, которые тянутся до земли. В народных рассказах известный еще под названием шолудивий Буняк. Взгляд его может убить человека, от него дома западают под землю, а на их месте образуются озера или пропасти. Однако от пагубного действия его взгляда спасает то, что Вий никого не видит сквозь свои густые ресницы и брови.
Вероятно, из сказания о Вие связаны поверья о недобрых глазах и сглазах, согласно которым от злого взгляда все гибнет или портится.

Водяник (Водяной)

Разновидность нечистой силы. Как и все духи, что есть на земле, водяной, в соответствии с украинскими легендами о создании мира, исходит от Дьявола. Бог сбросил Дьявола и злых духов с неба и каждый из них летел к земле 40 суток; когда бог сказал "Аминь", то кто где был, там и остался: в воде - водяной, в болоте - болотяник, в лесу - лисовик т.д. Однако корни верований в водяного значительно глубже - оно вытекает из древнего языческого поклонения славян божествам, связанным с водной стихией.
Водяной имел вид старого деда, покрытого водорослями, с длинной бородой и хвостом. Мог перевоплощаться в разных существ - ребенка, козла, собаку, рыбу и т.д. Этот властелин рек, прудов и водохранилищ председательствовал над русалками и занимался рыбами. Жил в основном в омутах рек, около водяных мельниц. Разгневавшись, мог разрушать плотины, мельницы, разливать реки, топить людей.


Судьба(участь, доля)

Фантастически-поэтический образ, который по поверьям украинцев отождествлялся с счастьем. Бытовало и соответствующее поверье о скорби и несчастье. Зачастую судьба рисовалась в образах женщины, барича, незнакомого т.д. Счастливая судьба - приятная на вид, ухоженная, нарядная, а прохая судьба - заспанная, припухшая, неряшливая.
По народным поверьям, каждый человек имеет свою судьбу, которая фатально определяет ее возраст, благополучие и т.п. Под какой планетой и в который час родится человек - такова и его судьба . Судьба воспринималась не как божество, а как двойник человека.
В народных рассказах судьба богатого и счастливого человека появляется на его ниве и заботится о ведении всех хозяйственных дел. Судьба же убого человека зачастую бездельничает, катается на ивняке или спит. Итак, при всей своей врожденности и неотвратимости судьба все же зависит от характера и способностей человека: чтобы достигнуть успеха, он должна найти свою долю. Рассказы позднего происхождения проникнуты христианским окраской: судьба дается человеку от бога и избежать ее невозможно. Считалось, что счастливую судьба следует принимать с благодарностью, а не с гордыней, иначе потеряешь ее.
Украинцы верили, что узнать о судьбе можно случайно подслушав разговоры «вещих птиц». Вместе с тем охотно прибегали к услугам различных прорицателей и гадалок, планетникив, мальфаров т.д.

Земляной дух

Разновидность нечистой силы, наказанный богом и обреченный жить под землей. Такие духи могут жестоко отомстить тому, кто нарушит их покой. Чтобы уберечься от них, надо было, в частности, вылить в выкопанную ямку чарку водки, которая должна задобрить духов.


Бедность(нищета, злыдни)

 

Духи нищеты, бедности. Чаще всего народная фантазия рисовала их в виде дедов-попрошаек или маленьких прожорливых невыразительно очерченных существ. Считалось, что там, где поселятся злыдни, надолго воцарится крайняя бедность: Богатство - временное, а злыдни - пожизненные; просились злыдни на три дня, а выгнать нельзя. Избавиться от злыдней, по народным поверьям, можно хитростями, заманивши их в какой-то сосуд или иную засаду.


Змей

Популярный персонаж украинской демонологии и фольклора, в котором слились языческие, христианские и средневековые фантастические мотивы. Змею всегда было присуще враждебное отношение к людям (обольщает девушек и женщин, убивает мужчин, сжигает жилища и т.п.). Как представитель нечистой силы, змей может перевоплощаться: ударившись о землю, он принимает вид молодого привлекательного парня. Обычно он напоминает шар соломы, из которого сыпется искры. Однако может выглядеть и как человек, только с несколькими головами. Имеет он и крылья, которые снимает, идя к людям.
Заманивая девушек, змей подбрасывает на дорогу шелковую одежду, перстень или запаску (род женской одежды типа юбки). Которая из девушек поднимет какую-то вещь и принесет домой, к той и пойдет он по ночам в виде молодого человека.
Чтобы избавиться от змея, следует отнести найденную вещь обратно. Охотится змей и за человеческими душами, подговаривая людей записать их ему за выкуп.

 

Скарбник (сокровищник)

 

Дух богатства, сокровищ. Существует несколько вариантов трактовки этого образа. Согласно одному - это верный хранитель сокровищ своего хозяина, а также помощник во всех его делах. Однако после смерти хозяина он появляется со стаей ворон и вырывает запроданную ему душу.
Другой вариант связан с популярными поверьями о закопанных и заклятых сокровищах, которые наделялись сверхъестественными свойствами. Эти сокровища разделялись на чистые и нечистые. К первым относились те, которые закапывались людьми во время сложных жизненных коллизий (войн, нападений, ограблений). На Гуцульщине, в частности, такими полагали сокровища разбойников. Другие же сокровища находились под охраной нечистой силы. Верили, что раз в семь лет закопанные и заклятые клады горят. Те из них, которые ночью охраняет сокровищник, и есть заклятые. Взять их может только тот, кому они предназначаются. Если же это будет посторонний человек, то сокровища превратятся в черепицу, уголь, гадюку или жабу.
Со сверхъестественными свойствами денег связано также поверье про зачарованную монету (инклюз), которая имела свойство притягивать другие и таким образом обогащать своего хозяина. Опекал эту монету злой дух. Его, как и домового, можно было вырастить себе из куриного яйца. Этот дух по смерти хозяина забирал его душу.


Чародеи ( знахари, колдуны)

Люди, наделенные сверхъестественными способностями, способностью влиять на явления внешнего мира, на судьбу людей. В отличие от знахарей, действовавших "от бога", во благо людям, колдуны общались с нечистым делая людям вред: насылали болезни, превращали в животных и т.д. Распространенным было поверье, что колдуны умели делать магический залом колосьев (закрутку), которые вызывали неурожай хлеба. Трогать такую закрутку нельзя, потому что человека парализует. В таких случаях обращались к сельской ворожке, чтобы та сняла заклятие с нивы.


Лесовик

Мифологический образ, который олицетворял опасность, которая подстерегает человека в лесу. Зачастую описывается как старый кошлатий дед. В отличие от людей лесовик не имеет тени. О его нечистой природе свидетельствует и стремление заполучить души охотников, которые отрекаются от бога, чтобы достать в вознаграждение различную дичь. Лесовик соблазнял женщин, сбивал людей с дороги, причинял много другого вреда.
Одновременно существовали версии, согласно которым лесовик был "пастухом от зверя", т.е. охранял зверей от хищников, охотников и других опасностей. Считалось, что лесовик бывал не только мужского, но и женского пола. Лесовые люди вели свое хозяйство, создавали семью и жили, как обычные люди, хотя и походили на волчиц, медведиц, олених т.д.

Чугайстер (лесной человек)

Фантастический образ украинской демонологии. Выступает в весьма неопределенных очертаниях: иногда как высокий мужчина, одет в белое, иногда покрытый длинными волосами. Поведением напоминает лесовика. По поверьям, чугайстер некогда был обычным человеком, но его заколдовали колдуны. В лесу он ловит нявок и поедает их. Однако к людям чугайстер относится благожелательно. Пообщавшись с ними при встрече, он отпускает их, не причиняя вреда.


Мара

Богиня зла. Позже образ мары олицетворял болезненный, тревожный, неспокойный сон. Представлялась страшной сущностью женского пола, ночным призраком, который наседал на сонного человека, а когда он просыпался, то мара мгновенно исчезала.


Ночницы (криксы)

Злые демонические сущности, которым народная фантазия приписывала способность отбирать у человека, особенно у маленьких детей, сон. Как воплощение душ умерших девушек, они являлись к тому, кому хотел отомстить, или же к его детям. Считалось, что ночницу можно внести в дом с водой, поэтому вечером опасались ходить к колодцу. Если же вода все-таки вносилась после захода солнца, рекомендовалось очистить ее огнем, опустив зажженную лучинку.



Перелесник (летавиць)

 

Hазновидность злого духа, который, как звезда, падает с неба и посещает людей, принимая вид родных, близких, любимых. Верили, что его можно «получить» из-за большой тоски по покойному. Перевоплотившись в образ покойного, перелесник мог вступать в супружеские отношения с живыми людьми. Дети, которые рождались от перелесника, внешне напоминали одминков. Перелесника выгнать из дома, где он поселился, очень трудно.


Песиголовцы (бесиголовцы, сироеди)

Мифические великаны-людоеды, отличались неслыханной жестокостью. Имели вид покрытой шерстью человека с собачьей головой, одним глазом посреди лба, иногда с рогом. По преданию, жили где-нибудь в Турции или на краю земли. Передвигались они очень быстро, цепляясь друг за друга. Были и великаны женского пола - одноглазые бабы.
В целом песиголовцы - это трансформированое в народном воображении олицетворение опасности от чужеземных враждебных народов.


Польовик (полевик)

Полевик, хозяин полей, степей и лугов. Может принимать различный вид и вводить людей в заблуждение. Представлялся полевик преимущественно в образе мужчины с многочисленными звериными признакам (шерсть, хвост, большие когти, маленькие рожки, крылья, телячьи уши и большие зубы). Полевику приписывались и положительные черты: в частности на Бойковщине его считали охранником полевых границ.

Гадание

С давних времен гадали по звездам и других небесным светилам, по внутренностям животных, сновидениям, голосам "вищих птиц", линиях ладони, на зернах, цветах, с помощью воды, огня, снега и т.д. С этой же целью использовали разнообразные вещи: кольца, зеркальце, гребешки, обувь, пояса, свечи и др. Были и "профессиональные" прорицатели. На Украине это - ворожки, ворожбыты, знахари, ведьмы, мальфары. В крестьянском быту преобладали самодеятельные гадания. Практиковались индивидуальные и коллективные, сугубо женские и сугубо мужские гадания. Существовали специальные ограничения относительно времени и места проведения гаданий. Как правило, гадали ночью втайне от чужого глаза.
Разнообразными были девичьи гадания о браке. В новогоднюю или Андреевскую ночь считали колья плетня (9 или три раза по 9); последний кол с корой означал богатую жизнь в браке, обдертый - бедную. Устраивали также своеобразные соревнования - девушки перебрасывали сапог через хату. Кому это удавалось с первого раза, того ожидал близкий брак. Бросали сапог и через ворота на улицу: куда покажет его носок, оттуда и придет жених.
Уже в XIX в. большинство гаданий потеряли свое магическое значение и стали веселым традиционным развлечением.

 

Мифология

Украинская мифология как совокупность преданий о живой и неживой природе и человеке развивалась на основе древней общеславянской мифологии. Особенностью украинской мифологии является сочетание христианских религиозных представлений с языческими верованиями, присутствие взаимопереплетенных элементов анимизма, фетишизма и тотемизма.
Анимизм особенно характерен для традиционных представлений и верований украинцев, их календарной и семейной обрядности. Но наиболее анимистичними верованиями отмечена украинская демонология. Одухотворялись и природные явления - гром, молния, вихрь и т.п.
В украинской религиозно-мифологические традиции фетишами - объектами религиозного поклонения - считались различные амулеты и талисманы. В частности, чудодейственной силой народная фантазия наделяли определенные виды камней, которые лечат от болезней. Остатки фетишизма проявляются и в современном христианстве (культ креста, икон).
Элементы тотемизма остались в обрядности и обычаях украинцев (в частности в обрядах вождения козы, куста, тополя и т.д.).

Культы

К реликтам древнеславянских верований, которые связаны с традициями мифологический мышления, относятся и многочисленные остатки общераспространенных культов. Одним из главных был культ огня. Украинцы верили в небесном происхождении огня, который Бог передал людям через громовы стрелы. Отсюда и вера в святость домашнего очага. С культом огня связаны различные обряды и магически-ритуальные действия. Так, вытопив печь, хозяйка ставила в нее сосуд с водой и бросала немного дров - своеобразное жертвоприношение домашнему очагу. Важное значение предавалось и ритуально-очистительным функциям огня (обкуривание дымом, символическое сжигание, провод через огонь, чтобы избавиться от болезни, отвлечь злых духов и т.п.). С этой же целью огонь использовался в купальских, свадебных и других обрядах.
Священные свойства приписывались и воде, к которой следовало относиться осторожно, чтобы не осквернить ее. «Вода Уляно, ти очищаєш луги, береги, очисть та ісціли раба божого...» - так начинается одно из распространенных заклинаний от кожных заболеваний. Особенно ценилась так называемая непочатая вода, которую надо было набирать из трех или семи колодцев до восхода солнца. Непременным атрибутом лечебной и хозяйственной магии украинцев считалась освященная иорданская вода, которой кропили имущество, скот, чтобы отогнать нечистую силу. Чудодейственная сила приписывалась наговорной, нашептаной воде, над которой сказал заговор знахарь. Культ воды отображался и в обычаях бросать деньги в колодец, в реку как выкуп за душу утопленника т.д.
Культ грозы, связан с древним славянским культом бога грозы Перуна, сохранился в народном сознании в поздней христианской трактовке борьбы пророка Ильи с нечистым. Народная фантазия наделяла громовы стрелы магическими свойствами, они считались помощниками при лечении различных недугов. Кое-где верили, что во время грома Илья-пророк возит по небу колачи, т.е. дает земли рождающую силу. Сохранились различные поверья, связанные с Громовым праздниками, которые христианство приурочила к Илии.


Суеверия

Важное место в мировоззрении украинцев занимали многочисленные верования, связанные с предосторожностями, ограничениями, табу и т.п. В частности, в некоторых местах верили, что плохими являются первые девять дней марта. Тяжелым днем считался понедельник: в этот день не следовало впускать в дом постороннюю женщину или давать что-то в долг, потому что вся неделя будет плохой. В среду и пятницу нельзя было кого-то проклинать, потому что проклятие сбудется. Верили также, что злые (лихие, проклятые) часы бывают в злые (лихие) дни (с утра и до обеда). Чтобы обезопасить себя от злого часа, непременно следовало поостеречься: В добрий час сказати, а в лихий промовчати; или: В добру годину будь сказано. Часто народная фантазия связывала успех или неудачу в хозяйстве с молодым месяцем: Если на молодой месяц работа не удается - то не удастся месяц.
Немало суеверий, иногда и вовсе небезосновательных, составляют те, которые связаны с выращиванием огородных растений.
Большое значение придавали соблюдению многочисленных предостережений и табу, касающихся христианских праздников. В частности, на Благовещенье запрещалось касаться семян, потому что не взойдет; на Илью нельзя было идти в поле, потому что Илья сожжет урожай и т.д. Целый комплекс суеверий приурочивался к святому-вечеру, пасхе, новому году, зеленым праздникам. Так, на святой-вечер после захода солнца старались не работать, потому что иначе добрые духи исчезнут из жилища.