Быков Леонид Фёдорович

12.12.1928—11.04.1979

Известный советский режиссёр, сценарист, актёр, заслуженный артист РСФСР (1965), народный артист Украинской ССР (1974)

Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменском Славянского района Донецкой области. С детских лет Леня Быков рос мальчишкой смышленым, веселым, однако стать актером не помышлял. Насмотревшись фильмов о летчиках («Валерий Чкалов», «Истребители»), он грезил небом и мечтал поступить в летное училище. Однако внешние данные у него были не ахти какие: маленький рост и лицо вечного подростка. Поэтому, когда в 1943 году в Барнауле, куда их семью эвакуировали сразу после начала войны, он явился в военкомат, сказал, что ему уже исполнилось восемнадцать, и попросил отправить его на фронт, его тут же разоблачили. «Рано тебе еще на фронт, салага, — заявил суровый военком. — Ты сначала школу закончи»

Однако свою мечту о летной карьере наш герой все равно не оставил. В 1945 году, уже будучи в Ленинграде, он поступил во 2-ю спецшколу для летчиков (Аэротура), где проучился всего лишь месяц. Из-за роста в 136 сантиметров его из школы отчислили, и на этом летная карьера Леонида Быкова закончилась. Вот тогда он и решил податься в артисты. Но и на этом поприще, так же как и в летной карьере, нашего героя поначалу ждало разочарование. Во время первой попытки в 1946 году поступить в Киевскую школу актеров он с треском провалился на вступительных экзаменах. Теперь круглого неудачника ждало безрадостное возвращение домой, насмешки друзей-приятелей. Видимо, чтобы избежать всего этого, Быков и отправился в Харьков, чтобы там повторить попытку стать артистом и поступить в местный театральный институт. И там случилось неожиданное. То ли отступать нашему герою было уже некуда и он был настойчив, то ли харьковские экзаменаторы оказались прозорливее киевских, однако экзамены Быков сдал успешно и был зачислен на 1-й курс института.

Закончив институт в 1951 году, Быков попал в труппу Харьковского театра имени Т. Шевченко. В 1952 году сыграл свою первую роль в кино. Это был фильм режиссеров Исаака Шмарука и Виктора Ивченко «Судьба Марины». Леониду досталась эпизодическая роль простого деревенского паренька Сашко. В остальных ролях в картине снимались звезды тогдашнего советского кино: Николай Гриценко, Борис Андреев, Михаил Кузнецов. В прокате 1954 года картина произвела неожиданный фурор, заняв 2-е место. Именно это обстоятельство и сыграло свою положительную роль в дальнейшей судьбе Быкова — его заметили и запомнили не только зрители, но и кинематографисты. В результате в 1954 году режиссеры Александр Ивановский и Надежда Кошеверова приглашают Быкова на большую роль (Пети Мокина) в свою картину «Укротительница тигров». Фильм имел огромный успех у публики. С этого момента имя актера Леонида Быкова стало известно всем.

Между тем почти одновременно со съемками в «Укротительнице» на том же «Ленфильме» Быков снимался в другой картине, где ему уже досталась главная роль. Это была картина Анатолия Граника «Максим Перепелица». Успех этого фильма в прокате был значительно ниже, чем у двух предыдущих, однако для Быкова именно эта картина по-настоящему открыла двери в большой кинематограф и снискала ему огромную любовь зрителей. После этой роли к Быкову иначе как Максим никто и не обращался, а ведь это яркое подтверждение огромной зрительской любви и уважения.

Быков активно снимается. Правда, в большинстве своем это были роли, похожие друг на друга: эдакие Максимы Перепелицы мелкого масштаба. Актеру же не хотелось до бесконечности эксплуатировать одну и ту же маску (в театре ему в основном тоже доставались комедийные роли). Поэтому, соглашаясь на новые предложения, он старался выбирать роли самого разного плана. Так он попал в фильмы: «Чужая родня» (1956), «Дорогой мой человек», «Добровольцы» (оба- 1958), «Ссора в Лукашах», «Майские звезды» (оба- 1959).

Неожиданным для Быкова было в 1958 году предложение, поступившее от Алексея Баталова. Тот приступал к экранизации «Шинели» Н. В. Гоголя и предложил Быкову главную роль. Сказать, что актер был искренне удивлен таким выбором, значит, ничего не сказать. Он был просто потрясен и... обрадован таким доверием. Ничего подобного ему тогда еще никто из кинематографистов не предлагал. Поэтому Быков тотчас бросился к руководству харьковского театра с просьбой отпустить его в Москву на съемки в этой картине. Однако руководители тут же охладили пыл молодой звезды. «Вы и так слишком часто пропадаете на съемках», — заявили они Быкову. — Пора и театру уделить внимание«. Короче, в Москву актера тогда так и не пустили. Главную роль в «Шинели» у А. Баталова сыграл Ролан Быков.

Между тем в 1959 году Быкову поступило еще одно неожиданное предложение — режиссеры с того же «Мосфильма» Семен Туманов и Георгий Щукин задумали снимать фильм «Алешкина любовь» и на главную роль пригласили именно его. Поначалу Быков сильно сомневался, стоит ли браться за эту роль. Ведь ему уже было за тридцать, а герою фильма едва исполнилось двадцать, он был влюблен в красивую девушку, и та в конце концов должна была влюбиться в него. «Какой из меня Ромео?» — задавал себе вопрос Быков. Однако создатели картины на эти его сомнения так и заявили: «Именно такой Ромео, как вы, нам и нужен». В конце концов согласие Быкова было получено, и съемочная группа отправилась на натурные съемки на целину.

Фильм «Алешкина любовь» вышел на экраны страны в 1961 году. Быков сыграл в нем одну из лучших своих ролей в кинематографе и по праву занял одно из ведущих мест среди тогдашних советских звезд.

Когда фильм «Алешкина любовь» вышел на экраны страны, Быкова в Харькове уже не было. Окончательно порвав с театром, он уехал с женой и двумя детьми в Ленинград, в город, который, собственно, и вывел его в большой кинематограф. Решению переехать в этот город немало способствовало и то, что Быкову пообещали на «Ленфильме» дать попробовать себя в кинорежиссуре. В результате в 1961 году вместе с режиссером Гербертом Раппопортом наш герой снял короткометражный фильм «Как веревочка ни вьется...». И хотя картина осталась практически не замеченной как критикой, так и зрителями, Быкова эта малоудачная попытка не отпугнула от режиссуры. В 1963 году он уже самостоятельно снял комедию «Зайчик», в которой сыграл главную роль. И хотя в прокате картина заняла не самое последнее место, критика его дружно ругала. Видимо, и сам Быков понимал, что снял не очень добротное кино, если в разговоре с режиссером Алексеем Симоновым заявил: «На мне весь средний советский кинематограф держится». Так как возлагавшихся на него надежд Быков не оправдал, руководство «Ленфильма» к режиссуре его больше не допускало. Да он и сам туда уже не рвался. Даже от многочисленных предложений других режиссеров сняться в их картинах отказывался, поэтому с 1961 по 1964 год на счету Быкова было лишь несколько ролей в фильмах: «На семи ветрах» (1962), «Когда разводят мосты» (1963), «Осторожно, бабушка!» (1964).

В 1965 году Л. Быкову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. А через год он с семьей (у них родился еще один ребенок) покинул Ленинград и переехал в Киев. Причину отъезда можно найти в письмах Быкова одному из близких друзей по харьковскому театру — Николаю Бориченко. В одном из них он пишет: «Уже почти год не снимаюсь. Не хочу. Отказался от 9 сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Конечно, долго не продержишься, надо выполнять план студии. Все чаще думаешь, что надо возвращаться домой. Но в театре, очевидно, то же самое. В чем же суть? Как же сделать, чтобы жить на уровне? Может, это наша проклятая работа?..»

Видимо, смена обстановки была необходима ему как воздух, и он всерьез надеялся, что родные стены помогут ему обрести второе творческое дыхание. К сожалению, он ошибся. За период с 1966 по 1971 год Быков не снялся ни в одном фильме не только на киностудии имени А. Довженко, но и на других. В одном из писем все тому же другу он писал: «Мне кажется, что я себя потерял. Другого определения найти не могу. Я в простое уже три месяца. Отказался от пяти работ. Уж очень все плохо. Хожу за зарплатой. Стыдно...»

А вот строки из другого письма Л. Быкова: «Всю ночь не спал. Рассказать бы всю правду, как загубили театр. Почему с Киевской киностудии ушли режиссеры Алов и Наумов, Хуциев, Донской, Чухрай? Мы наконец начали судить людей за халатное отношение к технике. А когда мы наконец начнем судить за преступное отношение к людям? Самое страшное — общественное равнодушие. Угодничество. Культ мог вырасти только на почве угодничества».

Давней мечтой Быкова была постановка картины о героизме советских летчиков в годы войны. Любовь к людям этой профессии жила в нем постоянно. Поэтому, когда в конце 60-х забрезжила возможность постановки фильма о военных летчиках, Быков тут же ухватился за нее. В содружестве со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким был написан сценарий будущего фильма «В бой идут одни старики». Однако ставить картину долго не давали, считая ее не слишком героической. Чтобы доказать обратное, Быков начал «обкатывать» сценарий на сцене. Чтение Быковым отдельных кусков сценария в самых различных городах Советского Союза вызывало у слушателей такой восторг, что никаких сомнений в правильности созданного произведения у авторов не возникало. Поняли это в конце концов и руководители кино Украины. В 1972 году Быков наконец приступил к съемкам фильма.

Картина «В бой идут одни старики» вышла на экраны страны в начале 1974 года и имела огромную популярность у публики. На Всесоюзном фестивале в Баку фильм получил почетный приз. Он мог бы взять и главный приз этого фестиваля, если бы не почти детективная история, разгоревшаяся в кулуарах фестиваля.

Дело в том, что на том же фестивале демонстрировался фильм Василия Шукшина «Калина красная». Картина превосходная, однако вызвавшая волну неприятия со стороны чиновников от кино. Поэтому ими была предпринята отчаянная попытка «задвинуть» фильм и лишить его возможности получить главный приз фестиваля. Для этого украинской делегации было предложено: «Ваша картина «В бой идут одни старики» может стать первой вместо «Калины красной». Однако члены делегации отказались обсуждать этот вопрос без Быкова. «Тогда уговорите его!» — посоветовали им чиновники. И вот в два часа ночи в номер гостиницы, где проживал Быков, пришли его коллеги по кинематографу. «Мы можем получить главный приз вместо «Калины красной», — сообщили они режиссеру. На что тот ответил: «В списке, где будет Василий Шукшин на первом месте, я почту за честь быть хоть сотым. Ведь моя картина — это рядовой фильм о войне, а его — это настоящий прорыв в запретную зону, прорыв в сферу, о чем раньше и думать-то не позволялось. Так и передайте мои слова руководителям фестиваля».

В результате «Калина красная» взяла-таки главный приз бакинского кинофестиваля. После триумфального успеха фильма «В бой идут одни старики» не замечать талантливого режиссера было уже невозможно. В том же году ему было присвоено звание народного артиста Украины. Причем, в отличие от многих деятелей искусства того времени, заслуживших это звание в силу самых разных причин, а не за талант и популярность в народе, Быков получил его вполне заслуженно.

В 1975 году Быков приступил к съемкам новой картины, и темой ее вновь стала война. Фильм назывался «Аты-баты, шли солдаты» (сценарий написали Борис Васильев и Кирилл Раппопорт). В главных ролях в нем снялись Владимир Конкин и сам Леонид Быков (это была его 22-я роль). Первоначально сниматься в этой картине Быков не предполагал. На роль ефрейтора Святкина пробовались многие актеры, но никто из них не подошел. И тогда коллеги Быкова заявили: «Леня, это же твоя роль. Неужели ты не видишь?» И оказались правы. Лучше Быкова эту роль вряд ли бы кто-нибудь сыграл.

Съемки картины проходили под Загорском в феврале 1976 года и были довольно сложными. Стояли лютые морозы, от которых страдали не только люди, но даже техника, занятая в съемках. После этой работы Быков, вернувшись в Киев, слег со вторым инфарктом.

Однако героический труд участников этой картины оказался не напрасным. Это был новый триумф режиссера и актера Леонида Быкова. В том же году ему была присвоена Государственная премия Украинской ССР.

Однако, глядя на официальные строчки биографии Леонида Быкова, все же не стоит обольщаться. Все эти триумфы, награды, конечно, искренне радовали его, но душа его была неспокойна. Всеобщая лесть, угодничество, коррупция, царившие вокруг, не давали ему спокойно жить и работать. Даже официальная приемка такого фильма, как «Аты-баты, шли солдаты», в котором не было никакой политики, никакого диссидентства, проходила довольно сложно. Во время просмотра представитель Госкино внезапно... захрапел, сморенный сном. Затем, проснувшись, начал задавать нелепые вопросы: «А почему это у вашей картины такое странное название? Какая-то детская считалка...» Слава богу, у присутствующих хватило духа ему возразить и отбить многие его придирки и замечания.

Сняв два прекрасных фильма о войне, Быков внезапно решил уйти от этой темы и в 1978 году приступил к съемкам картины «Пришелец». Съемки фильма проходили в тяжелых для Быкова условиях. В первую очередь ему было тяжело морально. Будучи человеком честным и порядочным, он не мог видеть, как другие люди, его же коллеги по работе, выслуживаясь перед властью, буквально рвут зубами друг друга в борьбе за материальные блага (квартиры, загранпоездки), пишут доносы. Видимо, поэтому Быков не вступал в ряды КПСС, хотя все эти годы его постоянно туда тянули. В конце концов все эти внешние обстоятельства привели к трагедии.

В начале 1979 года [примечание ред. сайта: по другим данным — в 1976 году ] Быков внезапно пишет завещание на имя своих друзей — Николая Мащенко и Ивана Миколайчука. В этом завещании Быков просит в случае его смерти (он так и пишет: «Я уйду в ближайшее время, чувствую, что больше не протяну») позаботиться о его семье, продать машину и т. д. В этом же письме Быков Отдавал распоряжения и насчет своих будущих похорон. Он хотел, чтобы его хоронили только друзья, без всякого официального участия (панихида в Доме кино, речи чиновников и т. д.). «Не надо никаких речей над могилой, скажите только: „Прощай» — и спойте мою любимую песню — «Смуглянку“. Иначе я встану из гроба и уйду от вас». Вот таким вкратце было то необычное письмо. И вскоре после его написания Быков действительно ушел из жизни.

11 апреля 1979 года Быков возвращался на своей машине с дачи под Киевом. Впереди него двигался асфальтировочный каток, и Быков решил его объехать. Однако, как только он стал осуществлять обгон, ему навстречу выскочил грузовик. Чтобы избежать лобового столкновения, Л. Быков вывернул руль в сторону и на всей скорости врезался в каток. На момент смерти Быкову было всего 50 лет.

Р. S. В 1981 году друзья Л. Быкова сняли о нем документальный фильм, который назвали очень просто и точно: «...которого любили все».

 

Балабуев Петр Васильевич

23.05.1931—17.05.2007

Украинский авиаконструктор, генеральный конструктор АНТК им. Антонова (1984–2005). Крупный авиационный конструктор и ученый. Участвовал в создании около 100 типов и модификаций самолетов «Ан».

Петр Васильевич Балабуев родился 23 мая 1931 года в хуторе Валуйск Луганской области. С 1954 года после окончания Харьковского авиационного института работает на АНТК им. О.К.Антонова.

Инженер-конструктор, начальник сборочной мастерской, начальник сборочного цеха, ведущий инженер по летным испытаниям, заместитель главного конструктора и начальник филиала ОКБ на серийном заводе в Ташкенте в период запуска в серию крупнейшего в мире на то время транспортного самолета Ан-22 «Антей» — все это за первое трудовое десятилетие. В 1965 году Петр Васильевич назначается первым директором Киевского механического завода.

Он был Главным конструктором во время создания тяжелого дальнего самолета для перевозок крупногабаритных грузов Ан-124 «Руслан», который сегодня широко известен всему миру. Затем — Первый заместитель Генерального конструктора, а с 1984 года — Генеральный конструктор авиационной техники, возглавляет АНТК.

П. В. Балабуев является крупным авиационным конструктором и ученым. Он участвовал в создании около 100 типов и модификаций самолетов «Ан». Под его руководством в АНТК им. О.К.Антонова проведены фундаментальные исследования и решен ряд основополагающих проблем, результаты которых имеют первостепенное значение для развития транспортной авиации. В частности, разработаны научные основы проектирования многоцелевых самолетов народно-хозяйственного применения, тяжелых транспортных самолетов, базирующихся на грунтовых аэродромах, сформирована и развита концепция аэродинамической и весовой компоновки широкофюзеляжных транспортных самолетов с умеренной суперкритической профилировкой крыльев большого удлинения и малым запасом устойчивости, которая впервые в мире была реализована на самолете Ан-124, благодаря чему его летно-технические характеристики превышают на 30—35% характеристики зарубежного аналога.

П. В. Балабуев разработал ряд научных положений и реализовал на практике в АНТК им. О.К.Антонова методы автоматизированного проектирования и конструирования самолета на этапах его создания — от общих видов до изготовления деталей агрегатов планера на станках с программным управлением. В результате создана отечественная научная школа автоматизированного проектирования и конструирования транспортных самолетов.

Особенно ярко талант авиаконструктора и организатора авиапромышленности П. В. Балабуева проявился в годы независимости Украины.

В период распада СССР он первым среди всех руководителей КБ страны добился разрешения выкупить для фирмы самолет Ан-124 и начать его коммерческую эксплуатацию. Постепенно в АНТК ложилось подразделение по международным транспортным перевозкам, доходы от которого в сочетании с другой хозрасчетной деятельностью фирмы позволили в период тяжелого экономического кризиса сохранить уникальные кадры специалистов и продолжить создание новейших самолетов.

При активном участии П. В. Балабуева создается ряд международных консорциумов, ассоциаций, корпораций, авиакомпаний, куда входит АНТК им. О.К.Антонова и ряд авиационных, моторных, приборных, финансовых предприятий России, Украины, Узбекистана. В эти годы спроектированы, построены, введены в эксплуатацию самолеты Ан-38, Ан-140, несколько модификаций Ан-74, Ан-32, проходит программу испытаний Ан-70, разработаны Ан-218 и Ан-180.

Научные степени и звания:
Доктор технических наук, профессор

Награды:
Орден Трудового Красного Знамени — 1966 г.
Герой Социалистического труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот» — 1975 г.
Лауреат Государственной премии СССР — 1973 г.
Лауреат Государственной премии УССР — 1979 г.
Заслуженный деятель науки и техники Украины — 1991 г.
Ордена «За заслуги» III, II и I степеней — 1992—1996 гг.
Орден Дружбы Российской Федерации — 1998 г.
Знак отличия Президента Украины «Герой Украины» с вручением ордена Державы — 1999 г.
Победитель IV международного конкурса «Человек года на транспорте» — 1999 г.
Орден Международной кадровой академии «За развитие науки и образования» — 2000 г.
Премия имени Петра Великого — 2001 г.
Орден Ярослава Мудрого V степени — 2001 г.
Награда ICAO 35 Премия имени Эдварда Уорнера — 2001 г.

 

Амосов Николай Михайлович

06.12.1913—12.12.2002

Ученый в области медицины и биокибернетики, хирург, академик, профессор


Николай Михайлович Амосов родился 6 декабря 1913 года в деревне Ольхово Вологодской губернии. После окончания Череповецкого механического техникума, 3 года работал механиком на Архангельской электростанции.

В 1939 году Н.М. Амосов с отличием окончил Архангельский медицинский институт, а в 1940 году получил диплом инженера Всесоюзного заочного индустриального института, и тоже с отличием. Во время Великой отечественной войны работал на фронте полевым хирургом. За эти военные годы Николай Михайлович собрал материал для кандидатской диссертации на тему «О ранениях коленного сустава», которую он успешно защитил в 1948 году в Нижнем Новгороде.

С 1947 по 1952 год работал главным хирургом Брянского областного отдела здравоохранения. В этот период он увлеченно начал заниматься грудной хирургией. Оперировал хирургические и онкологические поражения легких, пищевода, кардиального отдела желудка. Результаты его работ были одними из лучших во всем Советском Союзе.

Параллельно с практикой, он занимался исследованиями и научной деятельностью. И в 1953 году защитил докторскую диссертацию на тему «Пневмонэктомии и резекции легких при туберкулезе».

В 1952 году Николай Амосов как выдающийся специалист по грудной хирургии был приглашен в Киевский институт туберкулеза для руководства специально созданной клиникой торакальной хирургии. Именно здесь в полной мере раскрылся его разносторонний талант хирурга и исследователя, физиолога и инженера, стала особенно плодотворной научная, практическая, организаторская, педагогическая и общественная деятельность.

Амосов впервые в Украине провел резекцию легких в 1952 году. Его исследования способствовали значительному снижению заболеваний туберкулезом и повышению эффективности лечения заболевания легких. Работы Амосова в области легочной хирургии были удостоены Ленинской премии.

В дальнейшем основным направлением деятельности Николая Михайловича стала сердечная хирургия. В 1955 году он впервые в Украине начал лечение пороков сердца и одним из первых в СССР внедрил в практику метод искусственного кровообращения в 1958 году. В 1963 году он первым в Советском Союзе произвел протезирование митрального клапана, а в 1965 году впервые в мире создал антитромботические протезы клапанов сердца.

В 1955 году Амосов создал первую в Украине клинику сердечной хирургии, которая в 1983 году была реорганизована в Институт сердечно-сосудистой хирургии. Сегодня он называется Украинский республиканский кардиохирургический центр и является одним из самых больших кардиохирургических центров мира.

Но в 1988 году Николай Михайлович решил оставить свой пост директора Института сердечно-сосудистой хирургии и с 1989 года он продолжил работать советником директора Института кибернетики НИИ сердечно-сосудистой хирургии. За исследования в области биокибернетики в 1978 и 1997 годах он был награжден Государственной премией Украины.

Нетрадиционный подход и оригинальные взгляды Н.М. Амосова получили широкое признание не только в нашей стране, но и по всему миру. Его работы о хирургическом лечении сердечных заболеваний были награждены Государственной премией Украины (1998), Золотыми медалями (1967, 1982) и серебряной медалью (1978) ВДНХ СССР.

12 декабря 2002 года на 90-м году жизни умер от инфаркта выдающийся хирург и ученый, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской и 3 Государственных премий, академик, заслуженный деятель, профессор, доктор медицинских наук Николай Михайлович Амосов. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

 
 

Андрусов Николай Иванович

07(19).12.1861—27.04.1924

Русский геолог, стратиграф, минералог, палеонтолог; отец русского геолога Д. Н. Андрусова.

Родился в 1861 году в Одессе. Закончил Новороссийский университет в 1884 году, дополнял образование в заграничных университетах и лабораториях. Женат на Надежде Генриховне Андрусовой (1861-1935), урождённой Шлиман — дочери немецкого археолога Г. Шлимана.

Преподавал в Петербургском и Новороссийской университетах. В 1896-1904 — профессор минералогии Юрьевского университета (1896-1904). В 1905-1912 — профессор Киевского университета; 1912-1914 — профессор Высших женских курсов в Петербурге и сотрудник Геологического комитета; 1914-1918 — директор Геологического музея Петроградской Академии наук; 1918-1920 — профессор Таврического университета. С 1921 работал в лабораториях Сорбонны в Париже и Карлова университета в Праге.

Работы Н. И. Андрусова, опубликованные в конце XIX — в начале ХХ веков, внесли значительный вклад в стратиграфию, палеонтологию, палеографию, палеоэкологию, океанологию. Николаем Андрусовым была разработана детальная стратиграфия неогеновых отложений Понто-Каспийской области, работа, которая считается образцом чёткости и точности подразделений. Дальнейшие работы лишь детализировали схему Н. И. Андрусова. Плодотворность наследия Николая Андрусова повлияла и на практику открытия месторождений нефти на новых территориях.

 

Абрамов Яков Васильевич

Aбрамов, Яков Васильевич (псевдоним - Федосеевец), публицист. Родился в 1858 году в Ставрополе-Кавказском, в мещанской семье. Учился в медико-хирургической академии, которую в 1878 году принужден был покинуть; привлеченный к "делу о распространении книг преступного содержания", он был выслан из Петербурга. Вернувшись в Петербург, А. поместил в 1881 году в "Слове" два рассказа: "Среди сектантов" и "Мещанский мыслитель". В том же году А. вступает в число сотрудников "Отечественных Записок", в которых деятельно работает до их закрытия в 1884 году. Здесь помещены его рассказы ("Бабушка-генеральша", "Ищущий правды", "Как мелентьевцы искали воли"), статьи о сектантах ("Программа вопросов для собирания сведений о сектантах", "Духоборцы") и статьи по вопросам общественно-экономическим ("Из фабрично-заводского мира", "Город и мещане", "Некоторые особенности наших поземельных отношений", "Крестьянский кредит" и другие), а также множество критических отзывов в библиографическом отделе. В 1884 году А. вел некоторое время "Внутреннее обозрение" в "Отечественных Записках". В 1882 году он принимал близкое участие в "Устоях" С.А. Венгерова , где помещал рассказы, "внутренние обозрения" и рецензии. В 1882 - 84 годах А. сотрудничал в "Деле". После закрытия "Отечественных Записок" А. поступил в статистическое бюро санкт-петербургской земской управы и работал над статистическим описанием Шлиссельбургского и Петербургского уездов (3 т., 1884 - 86). С 1885 года А. становится деятельным сотрудником "Северного Вестника", ведет постоянный отдел - "Из провинциальной печати", помещает ряд статей и большую работу: "Нужды, желания и стремления сословий в эпоху Екатерининской комиссии" (1886). С середины 1880-х годов А. начинает деятельную работу в "Неделе" и становится одним из главных выразителей течения, которое по его имени часто называлось "абрамовщиной". Проповедь А. и его единомышленников в "Неделе" представляла характерное для своего времени явление. 80-е годы - эпоха самой мрачной реакции; общественные надежды, возбужденные 60-ми годами, были разбиты, общество потеряло веру в их осуществление; умы покоряла теория Толстого  - "непротивление злу". "Неделя" еще в середине 1870-х годов выступила с проповедью чрезвычайно одностороннего народничества, говоря, что интеллигенция должна воспринять "миросозерцание деревни", усвоить "правду мужика", который выше интеллигенции в нравственном отношении, что она не имеет права навязывать народу свои идеи, свои общественные формы. Эти мысли особенно энергично проводил Юзов-Каблиц . Отойдя от радикального народничества "Отечественных Записок" и примкнув к "Неделе", А. начинает доказывать, что обществу нужно оставить всякое стремление к "большим делам", к пересозданию общественного строя; оно должно сосредоточить все свое внимание и энергию на "малых делах", на "тихой культурной работе" - идти в учителя, земские врачи, бороться с кулачеством и т.п. Это учение, совпадая с настроением общества, разочарованного, потерявшего веру в возможность совершения "больших дел", стало пользоваться успехом. Радикальные элементы повели горячую борьбу с "Неделей", особенно усердно воевал Н.В. Шелгунов на страницах "Русской Мысли". Кроме указанных уже изданий, А. сотрудничал в 80-х годах в "Наблюдателе", "Детском Чтении", "Русском Курьере", "Московском Телеграфе", "Тереке", "Тифлисском Вестнике" и "Новом Обозрении". В 1887 году А. выпустил "Сельский Календарь", а в 1889 году - "Что сделало земство, и что оно делает". С переменой общественного настроения в 90-е годы, когда общество снова сознало необходимость пересоздания общественного строя, А. теряет значение, писательская энергия его ослабевает, постепенно он уходит от публицистики, сосредоточивается на вопросах народного образования ("Частная женская воскресная школа в Харькове и воскресные школы вообще", СПб., 1897; "Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее", СПб., 1900), составляет популярные книги ("Новейшие успехи знания", СПб., 1890; "Популярная юридическая библиотека", 10 вып., 1896 - 98; "Два великих француза: Луи Пастер и Жан Масэ", СПб., 1897; "Певец тоски. Гюи де Мопассан", СПб., 1897; "Памяти Белинского", СПб., 1898; "Микроскопические друзья и враги человечества", СПб., 1898; ряд биографий - В.Н. Каразина , Колумба, Стэнли, Франклина, Фарадея, Песталоцци, Стефенсона и Фультона - в "Биографической Библиотеке" Павленкова ). В последние годы жизни А. сотрудничал в "Русской Школе" и других изданиях. Умер в 1906 году совершенно забытым. - См. автобиографию А. в "Критико-биографическом Словаре" С.А. Венгерова (т. I, 1889); Шелгунов, "Очерки русской жизни" (СПб., 1895). А. Фомин.

 
 

Страница 10 из 57