Дом с химерами

Дом с химерами Есть в Киеве уникальный дом, о котором слышали, наверное, все — "Дом с химерами". Это особняк архитектора Владислава Городецкого, построенный ещё в самом начале прошлого века (1901-1902 гг.).

Расположен он в центре Киева, по ул.Банковой, 10, напротив здания администрации Президента Украины. Изначально он задумывался как жильё Городецкого и доходный дом (т.е. хозяин сдаёт благоустроенные квартиры в аренду), после революции и до войны в нём была коммуналка (вы представляете себе — жить в таком доме!), потом он стал больницей ЦК КПУ, а сейчас является малой резиденцией приёмов Президента.
Чем же интересен этот дом?

Когда в 1891 г. амбициозный, но пока еще никому не известный выпускник Петербургской академии искусств Владислав Городецкий приехал в Киев, никто даже не догадывался, как в скором времени он изменит город. 
Денег было мало, знакомых – тоже, и молодой специалист брал любые заказы. Но вскоре ему действительно повезло – грандиозный и одновременно творческий заказ – создание Городского музея древностей и искусств (ул. Грушевского, 6). Вскоре площадь украсило сооружение, напоминающее античный храм, – дорическая колоннада, портик и два огромных льва по бокам каменной лестницы.
 
Тогда мало кто знал, что великолепным фасадом архитектору пришлось «закрыть» нехватку строительного бюджета: Общество любителей древностей собрало лишь половину требуемой суммы.

Одновременно Городецкий реализовывал другой проект – караимской кенасой по ул. Ярославов Вал, 7 можно любоваться и сегодня. Караимы – небольшая народность со своеобразными верованиями, в которых присутствуют элементы иудаизма, ислама и других религий. Сейчас здесь располагается Дом актера.

Римо-католики, жившие в Киеве, тоже нуждались в новом храме – старый уже не мог вместить всех прихожан. Созданный Городецким костел Св. Николая по ул. Большой Васильковской (ныне ул.Красноармейская) поразил общественность – это было первое здание, построенное из бетона, а толщина сводов местами составляла лишь около 8-ми см.

Талант молодого специалиста не все признали сразу, ведь музей и костел начинали создавать другие архитекторы, а он их только заканчивал. Чтобы навсегда прекратить ненужные разговоры и подтвердить свой профессиональный опыт, Владислав Городецкий решает возвести дом для себя, но такой, который потрясет воображение людей и заставит их восхищаться мастерством зодчего. Для этого нужно было перевернуть существующие представления о технологии строительства и законах архитектуры.

Начало впечатляло: Городецкий выбрал, по мнению современников, на редкость неудачное место – крутой и неудобный обрыв одного из холмов на Печерске. «Да вы, сударь, сумасшедший. Только сумасшедшему может прийти в голову такая идея», – недоумевал киевский архитектор Александр Кобелев. Было заключено пари, и через два года Городецкий с гордостью показывал изумленным коллегам свой дом.

Для прочности здание поставили на набивные сваи (по тем временам это была революционная технология), с ул. Банковой оно имело 3 этажа, со стороны театра – 6. Запланированный как доходный (хозяин жил на первом этаже), дом включал ледовую комнату, отделение для экипажей, роскошные залы с каминами, спальни, отдельную лестницу для слуг и даже коровник – архитектор считал нужным поить постояльцев свежим молоком. Чудовищ, облепивших фасад и крышу, нарисовал сам Владислав Городецкий, затем их отлили из бетона в известной мастерской скульпторов Саля. Внутри дом украсили многочисленные охотничьи трофеи.

Пожалуй, не меньше архитектурных изысков потрясала современников любовь зодчего к охоте. Закончив строительство и насладившись заслуженным триумфом, он отправляется в Африку – на сафари. Охота на львов, крокодилов и газелей – развлечение, не дешевое и в наши дни, а во времена Городецкого несколько месяцев на другом континенте стоили целое состояние. Неудивительно, что, возвратившись в Киев, он закладывает имущество. Вынужденный под давлением кредиторов расстаться с любимым домом, архитектор покидает его, пожелав новым владельцам всяческих неприятностей.

С тех пор хозяева Дома с химерами постоянно менялись. Сначала его выкупил французский консульский агент, потом он перешел к обществу сахарных заводов, затем – к господину С. Немцу. С 1912 г. здесь размещался штаб военно-трудовой дружины, позже – поликлиника №1. Со временем дом раскололся пополам – ширина трещины составляла 40 см. «Просто чудо, что он сохранился, – говорит Вадим Ильченко, архитектор группы реставраторов Дома с химерами. – Здание стояло на сваях, и за сто лет они потеряли свою несущую функцию. Конструкторам пришлось заново создавать под ним свайное поле».

Внутренне убранство странного дома за длительный срок тоже пострадало. В 2002 г. по инициативе Президента Украины началась его реставрация. Здание собирались использовать для приема иностранных послов, а в свободные дни – проводить экскурсии. Но реставрационные работы завершилась как раз в октябре 2004 г., и планы не удалось реализовать. Новоизбранный Президент в нем тоже не поселился, хотя очень хотел. Мистика, да и только.

Городецкий больше нигде не повторил такой интерьер: ни лестничные балясины в форме лап орла, ни потолок, украшенный ананасами, ни холл в образе морского царства с огромным спрутом и перламутровыми ракушками. Этот спрут до сих пор изумляет исследователей – даже хрупкие на первый взгляд ракушки выполнены из бетона, который впоследствии покрыт перламутром. «Заслуга Натальи Косенко, руководителя группы реставраторов, в том, что она предложила восстановить цветовое оформление интерьера, – рассказывает Вадим Ильченко. – В результате оно стало таким, каким было при Городецком. А главную лестницу теперь украшают изображения газелей – рисунки зодчего перенесли на стены в виде фресок».

Искусствоведы, архитекторы, специалисты по недвижимости до сих пор не знают, к какому стилю отнести творения Владислава Городецкого. Они эклектичны, в них наиболее заметны элементы модерна и готики.
Еще один интересный дом, построенный по проекту архитектора, находится по ул. Олеся Гончара, 33. Не заметить его нельзя – сверху смотрит каменный лев, а вход во двор закрывают красивые железные ворота. «Это копия ворот одного из особняков в Париже, – рассказывает Вадим Ильченко. – Неудивительно, что они приглянулись Городецкому, ведь Франция – родина модерна».

После начала революции 1917 г. Городецкий уехал в Иран, чтобы продолжать заниматься любимым делом и впоследствии украсить далекую персидскую страну своими архитектурными творениями. Он больше не вернулся в Киев, но благодарные жители назвали в его честь улицу – именно этот талантливый зодчий сделал архитектуру города загадочной и неповторимой.
 
Двигаясь через Пассаж в сторону Липок, вы обязательно его увидите: человек в шляпе присел за столик, взял в руку чашечку кофе и навеки застыл в бронзе. Городецкий оставил киевлянам не только удивительные здания, но и массу загадок. К какому архитектурному стилю отнести костел Св. Николая со стрельчатыми башнями и ангелами, если издали он напоминает замок из песка? Почему улыбаются бетонные лягушки на фасаде Дома с химерами, а у каменных женщин на головах вместо волос – цветы и цепи? И по какой причине странный, расколотый надвое дом, вот уже второе столетие гордо возвышающийся на Печерском холме, ни одного гостя не впускает к себе надолго? Бронзовый архитектор лишь загадочно улыбается – догадывайтесь сами…